- 26 марта 2024
- 00:24

Юкагирская художница Екатерина Суржанинова рассказала о главных трендах в национальном искусстве и о реализме в этноживописи
Громким событием в культурной жизни Якутска стало открытие персональной выставки молодой юкагирской художницы Екатерины Суржаниновой в Историческом парке «Россия – моя история». В своих работах Екатерина показывает жизнь коренных малочисленных народов Якутии, обращается к мифам и сказкам. При этом в своих работах Екатерина соблюдает каноны реализма в живописи и рисунке, так что работы молодой художницы понятны ценителям, привыкшим к классическому взгляду на изобразительное искусство. О том, как соблюсти баланс между этно- и академизмом, Екатерина рассказала «КМНСОЮЗ-NEWS» в «Интервью недели».
– Екатерина, расскажите, пожалуйста, о выставке. Как шла подготовка? Какова общая идея выставки?
– На выставке представлены более 60 работ, это как живопись, так и графика. Большинство произведений были написаны во время поездок по трем районам республики – Нижнеколымскому, Томпонскому и Оймяконскому. Представлены картины как мои личные, так и из частных коллекций в Якутске, они никогда еще не выставлялись.
В залах смонтированы инсталляции из яранги, нарт, вешал и вещей, собранных для выставки из разных мест. Эти вещи показывают быт прошлого наших народов. Какие-то природные материалы я собирала для дальнейшего использования не один год. И они очень пригодились для оформления зала.
Ключевой картиной выставки стала «Свет в рогах оленя. Солнечный олень». В этой работе олень символизирует человеческую мечту, а солнце в его рогах – счастье, которое каждый из нас, как охотник, хочет поймать в аркан своих возможностей. К открытию выставки мы совместно с Государственным театром коренных малочисленных народов Севера подготовили театрализованное представление с танцем, ставшее визуализацией этой картины. Зрителям предлагалось осознать тот факт, что солнце светит всем, вокруг, внутри нас. Его просто надо видеть. Так и пришло название выставки «Мит чайлэ», что в переводе с юкагирского значит «Наш свет».
Я очень рада, что представился шанс воплотить это в зале с такими возможностями, как в Историческом парке «Россия – Моя история».

Солнце в его рогах – счастье, которое каждый из нас, как охотник, хочет поймать в аркан своих возможностей.
– На церемонии открытия художник Николай Курилов отметил, что в свое время принял сознательное решение работать в разных техниках, чтобы показать все возможные грани юкагирского искусства. Вы по этой же причине выбрали работу в разных техниках?
– Мне очень нравится работать в масляной живописи, так как это довольно пластичный материал, дающий поле для экспериментов.
Недаром Николай Николаевич отметил необходимость работы в разных техниках и жанрах. Все-таки главное для нас это посыл, идея. Являясь выходцами из Нижней Колымы, мы впитали в себя знания, культуру и любовь к своей родине. Это взгляд изнутри, что никто не заменит.
Обратив внимание на такое положение, я вспомнила одну особенность людей, живших в прошлые века в суровом климате, это универсальность. Когда стойбище небольшое, каждый человек обязан уметь и охотиться, и рыбачить, и мастерить, и длинными полярными ночами не дать унынию одержать верх, запевая песни. Подобную универсальность мышления часто замечаю и у современных жителей Севера.

Являясь выходцами из Нижней Колымы, мы впитали в себя знания, культуру и любовь к своей родине.
– Что из традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера вы привносите в свои работы?
– Я пишу работы не только о юкагирах, но и о чукчах, эвенах, поскольку моя малая родина является некой пограничной территорией этих народов.
Помимо повествования о посещенных местах в пейзажах и портретов жителей, есть работы, где сплетаются истории прошлого и настоящего. Если посмотреть с точки зрения психологии, так прошлое становится нам ближе. Или это просто попытка избавиться от одиночества, присущего городскому образу жизни – я рано осталась круглой сиротой и вынуждена была переехать в столицу Якутии, творчество для меня стало неким мостом к своим предкам. И средством познать этот мир.
– Одна из ваших картин посвящена юкагирскому пиктографическому письму.
– О феномене пиктографического письма, которое называется тос, я узнала давно из соцсетей и была крайне удивлена, что такой немногочисленный народ когда-то имел письменность.
Сразу решила, что обязана это изобразить. На одной из лекций председатель Совета старейшин юкагирского народа, научный сотрудник сектора арктических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН Вячеслав Шадрин мне подарил книгу, где рассказывается о том, как инженер-исследователь Академии наук Республики Саха (Якутия) Иннокентий Павлов, поработав с архивами основоположника юкагироведения Владимира Иохельсона, предложил свою интерпретацию юкагирских пиктограмм. Высказав предположение, что в переводах есть несостыковки, он сделал правки в изложенных расшифровках, собранных в Джесуповской экспедиции писем.
Долгое время я не знала, как должна была бы выглядеть картина, потому что писать в лоб пиктограмму было бы слишком просто и банально.

Фигуры девушки и парня на холсте изображены наполовину, их связывает общая история, тос по центру, вырезанный из бересты.
Однажды мне позвонила тетя и рассказала историю несложившейся любви нашей покойной родственницы. И в тот момент все для меня совпало. История родственницы, мой развод, старые письма девушек-юкагирок. Вечная тема любви. Которая будет понятна во все времена.
Фигуры девушки и парня на холсте изображены наполовину, их связывает общая история, тос по центру, вырезанный из бересты. Другой половины фигур мы не видим, они расходятся по разные стороны, где их ждет другая жизнь. А основа письма взята из реального послания девушки, жившей на стыке XIX-XX веков, с некоторыми авторскими правками.
– Как работать по вдохновению и при этом сохранить точность в изображении орнаментов или деталей одежды героев?
– Перед тем, как начать новую работу, я всегда изучаю всевозможные материалы в интернете, книгах, спрашиваю у этнографов, историков, знатоков родной культуры. И, наверное, этот процесс изучения идет непрерывно. Как голодный волк, черпаю информацию из разных источников.
– Какой сюжет вы никогда не возьмете в работу?
– Не ставила табу в выборе тем, но некоторые вещи избегаю, дабы не шокировать людей и не вызывать споров в обществе.
Не люблю ставить штампы и выделять определенные черты в образах, мир разнообразен и не все бывает однозначно. Считаю свой взгляд субъективным, ведь все, что ложится на холст, проходит через призму мышлений и опыта автора. Поэтому волю судить сюжеты оставляю зрителям. Пожалуй, это единственные границы, которые стараюсь соблюдать.

Не люблю ставить штампы и выделять определенные черты в образах, мир разнообразен и не все бывает однозначно.
– По вашим ощущениям, есть ли интерес у галеристов к картинам современных художников, пишущих на этнотематику? Есть ли интерес со стороны покупателей – частных лиц?
– Арт-рынок в Якутии пока слабо развит. Как правило, художник находит покупателей в лице частных лиц и организаций в социальных сетях, на выставках, в арт-салонах, ну и сарафанное радио никто не отменял.
В последние годы заметен подъем национального самосознания, на волне которого творчество художников Якутии чаще обращает свой взгляд на тему традиционной культуры.
Большим спросом пользуются натюрморты, пасторальные пейзажи якутской природы и интересно поданные символы национальной культуры.
– А со стороны коллекционеров из других регионов есть интерес к работам этнохудожников из Якутии?
– Серьезных попыток выйти за пределы Якутии у меня не было. Но несколько работ приобретали в России и за рубежом. Отправляла работы через транспортные компании. Интерес, думаю, есть, если зритель каким-либо образом наслышан о нашем регионе.
– Эвенкийский художник Сергей Писарев из Иркутска в беседе с «КМНСОЮЗ-NEWS» однажды высказал мнение о том, что, когда встает вопрос о презентации культуры коренных малочисленных народов в музейном пространстве, лучше всего для этого подходит формат инсталляции, а не традиционного живописного полотна.
– Такое мнение имеет место быть. Пока искусство в России довольно консервативно. И любые попытки от этого убежать выглядят свежо, вызывая эмоциональный отклик у посетителей.
Мне было бы интересно попробовать что-то новое. Думаю, когда, как и в любой картине, звезды сойдутся на какой-то идее, я решусь на изучение возможностей инсталляций.

Делаю эксперименты с техникой нанесения масла, изучая материал, а местами добавляя что-то природное.
– Часто этнохудожники в своих произведениях нарочито используют примитивизм, отказываются от классических подходов к экспозиции или перспективе. Вы же идете по пути реализма с этнокомпонентом. Почему? Был ли соблазн уйти в стилизованный рисунок?
– Соблазн был. Мне это давалось сложно. И я решила пойти по более легкому, с моей точки зрения, пути и писать то, что лучше получается.
Чтобы избежать нарочитого академизма, на данном этапе своего творчества делаю эксперименты с техникой нанесения масла, изучая материал, а местами добавляя что-то природное, как мох, береста, листочки, оленью кровь. Как уже ранее говорила, масло дает простор для подобных экспериментов.
– Есть ли в Якутске и в России в целом сообщество художников, пишущих на этнотематику?
– В целом в Якутии есть интерес к родной культуре, что отражается на искусстве. Каких-то сообществ художников Якутска я не вижу. Но многие рано или поздно приходят к этой тематике. А для некоторых она становится стержнем их творчества.

В Якутии есть интерес к родной культуре, что отражается на искусстве.
– Над чем вы работаете сейчас? Какие произведения или циклы произведений у вас в планах?
– Сейчас готовлюсь к выполнению заказа на графическую реконструкцию образа якутов по археологическим материалам. У меня уже был опыт такой работы совместно с Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН,
иногда выезжаю со специалистами института на археологические раскопки.
В голове еще ждут своего часа несколько идей картин. Немного биографический триптих зреет уже давно и серия работ с осмыслением влияния ландшафтов на ментальность народов. С последнего я начну, как состоятся запланированные выставки. В голове уже рисую образы, подрамник и кисти готовы. Осталось только найти время на воплощение.

Где, как не наедине с природой, человек долгие тысячелетия учился гармоничному сосуществованию с окружающим миром?
– Как вы считаете, что ждет в ближайшие годы этническое направление в изобразительном искусстве?
– Могу предположить, что этническое направление в искусстве будет нащупывать разнообразные жанры и техники, ранее неизведанные. И мне хотелось бы, чтобы это течение нашло свои уникальные выходы и принесло мировому искусству новое видение и древние знания, упущенные в ходе истории остальным миром. Ведь где, как не наедине с природой, человек долгие тысячелетия учился гармоничному сосуществованию с окружающим миром.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Суржанинова Екатерина Афанасьевна
Регион: Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Деятельность: художник-живописец
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!