- 7 мая 2024
- 22:57
В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялось мероприятие «Наращивание потенциала коренных народов в многосторонней дипломатии: существующие практики и перспективы сотрудничества». Площадка была посвящена перспективам международного сотрудничества по продвижению образовательных программ для коренных народов. Дискуссия состоялась на полях 23-й сессии Постоянного форума по вопросам коренных народов, а ее организаторами выступили МОО «КМНСОЮЗ», Фонд прав коренных народов Америки, Колорадский университет и организация «Ниа Теро».
По словам модератора, программного директора Всероссийской образовательной программы «Коренные малочисленные народы России. Школа общественной дипломатии» Алексея Цыкарева, Постоянный форум неоднократно призывал государства, академические организации и систему ООН формировать и укреплять меры по наращиванию потенциала коренных народов, чтобы они могли эффективно участвовать в дискуссиях по вопросам глобальной значимости, таким как повестка устойчивого развития, климатических изменений, продовольственная безопасность, сохранение языков, биологическое и культурное разнообразие и традиционные знания.
– Вопросы коренных народов все больше интегрируются в многостороннюю дипломатию, а коренные народы все больше вовлечены в дискуссии по общемировым проблемам, что требует наращивания экспертного потенциала в рамках многостороннего сотрудничества коренных народов друг с другом, государствами, международными организациями, академическим сообществом и другими институтами, – предварил дискуссию Алексей Цыкарев.
Порядка 50 участников из разных социокультурных регионов мира – ученые, дипломаты, эксперты, представители организаций и представительных органов коренных народов – проанализировали существующие образовательные программы, обсудили возможности синергии между ними и формирование сообщества «академических друзей» коренных народов.
Эксперт и бывший председатель Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов Дарио Хосе Мехиа Монтальво (Колумбия) подчеркнул вклад дипломатии коренных народов в формирование международного права и развитие системы международных отношений. По словам эксперта, благодаря коренным народам международные стандарты признают не только и индивидуальные, но и коллективные права на жизнь, здоровье, образование, что лучше отражает культуру, языки и миропонимание коренных народов.
– Дипломатия – это главный инструмент сосуществования людей на планете. Коренные народы – не могут быть наблюдателями в этом процессе. Коренные народы являются социально-политическими и историческими субъектами, которые могут внести значительный вклад в глобальные дискуссии о мире и безопасности. Для этого образовательные программы должны строиться на основе собственных ценностей и идентичности коренных народов, – заключил Дарио Монтальво.
О совместном проекте Колорадского университета и Фонда прав коренных народов Америки «Реализация Декларации ООН о правах коренных народов» рассказала профессор Кристен Карпентер (США). Проект содействует более эффективному использованию международных стандартов избранными лидерами, сотрудниками и юристами представительных органов коренных народов США в своей правозащитной деятельности.
– Сейчас много говорится о расширении участия коренных народов в работе ООН, и этот процесс может принести прогресс. Вместе с тем стоит проявлять осторожность в вопросе, кто именно представляет коренные народы на международном уровне, – выразила обеспокоенность Кристен Карпентер. – На моей первой сессии Экспертного механизма ООН по правам коренных народов в Женеве из 574 признанных федеральными властями племен было представлено лишь одно.
По словам профессора Карпентер, коренные народы практикуют дипломатию веками, устанавливают средне- и долгосрочные цели, занимаются профилактикой конфликтов, заключают соглашения, используют свои знания и мировоззрение. Поэтому наращивание потенциала заключается не в том, чтобы укреплять положение элит коренных народов, кто уже присутствует в ООН. Наращивание потенциала должно быть направлено на тех, кто должен получить преимущества от международной правозащитной деятельности.
– Мы не должны учить лидеров коренных народов быть дипломатами, наша задача – предоставить им площадку, ресурсы и информацию, чтобы дать им возможность продвигать свои ценности и повестку на международных форумах, чтобы эффективно использовать свои институты и инструменты, – подчеркнула Кристен Карпентер.
Успешной образовательной программой «Коренные малочисленные народы. Школа общественной дипломатии» поделилась член молодежного совета Региональной ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края Елизавета Кузнецова (Россия).
По признанию Елизаветы, участие в образовательной программе открыло для нее совершенно новые возможности в общественном движении. Во-первых, она получила наиболее актуальные знания о российских и международных стандартах и практиках, навыки реализации социально значимых проектов и публичных выступлений, научилась разбираться в тонкостях работы международных организаций. Во-вторых, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Красноярского края выдвинула Елизавету в общественный совет при Агентстве по развитию северных территорий. Елизавета получила сертификат на продолжение образования по магистерской программе в Сибирском федеральном университете. Уникальность программы в том, что она дает знания всем желающим, но фокус делает на тех, кто имеет наибольший потенциал. При этом Школа дипломатии имеет свою грантовую программу для финансирования проектов участников и участия финалистов в международных и российских мероприятиях.
– Благодаря партнерству университета, коренных народов, власти и бизнеса программа может эффективно развивать сам институт общественной дипломатии и вносить вклад в гармонизацию общественных отношений и развитие сплоченности коренных народов. Выпускники Школы общественной дипломатии становятся востребованными и имеют возможность проявить себя как в своей стране, так и на международном уровне, – подытожила Елизавета Кузнецова.
Проект «Реализация Декларации» и Школа общественной дипломатии относятся к образовательным инициативам на национальном уровне. Участники мероприятия проанализировали и привели примеры программ, которые реализуются на уровне социокультурных регионов, глобальные тренинги, академические интенсивы, программы международных организаций и онлайн-курсы. Например, Международный форум женщин коренных народов организует курсы для женщин-лидеров, а Учебный и научно-исследовательский институт ООН (ЮНИТАР) проводит тренинг для коренных народов по профилактике конфликтов и применению переговорного подхода, основанного на взаимных интересах. Свои программы есть у общественных организаций, таких как Исследовательско-информационный центр документации коренных народов (ДОСИП) и Международный совет индейских договоров. Свои стажировки есть у Управления верховного комиссара ООН по правам человека и Всемирной организации интеллектуальной собственности.
Некоторые университеты имеют свои краткосрочные обучающие программы для коренных народов. Например, Университет Претории или Колумбийский университет.
Директор программы по правам коренных народов в Исследовательском институте в области прав человека Колумбийского университета Эльза Стаматополу (Греция) рассказала, что двухнедельный интенсив университета востребован среди представителей коренных народов из всего мира, работающих как в науке, так и организациях коренных народов.
– В начале 1980-х годов, когда вопросы коренных народов стали все чаще звучать в ООН, у коренных народов было меньше потенциала эффективно отстаивать свои права, поэтому в дискуссиях участвовало больше экспертов от науки. С конца 1980-х годов коренные лидеры стали более системно участвовать в работе ООН, и появилась необходимость в большом количестве собственных экспертов коренных народов, – обратилась к истокам Эльза Стоматополу.
По мнению эксперта, тренинги должны быть доступны для госслужащих и международных гражданских служащих, а также сотрудников компаний. Для коренных народов имеют особое значение специализированные образовательные программы по вопросам прав человека, общественной дипломатии, экономики, природопользования. При этом важно понять, как создавать устойчивые программы, определить их временные рамки и тематический фокус, а также понять, как развить синергию между различными программами.
Профессор Стамотополу предложила провести исследование – оценку существующих программ наращивания потенциала, а также создать доступный для коренных народов ресурс, где все они могли быть собраны в одном месте. Это могло бы стать основой для сообщества академических друзей коренных народов.
Участники мероприятия высказали мысль, что представители коренных народов на дипломатической службе государств могут сделать многостороннюю дипломатию более миролюбивой. Член Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов Родриго Эдуардо Пайяллеф Моннард поделился практическими уроками, извлеченными из его дипломатической работы в миссии Чили в Женеве.
По словам эксперта, коренные народы исповедуют такие важные принципы успешной дипломатии как уважение, скромность, сдержанность, ответственность, терпение и последовательность
– Иногда возникает апатия и усталость, потому что какие-то процессы идут слишком долго и безрезультативно. Иногда возникают злость и хочется сказать больше и жестче, чем позволяет дипломатический протокол. Но, несмотря на все эти сложности, присутствовать и пытаться влиять все равно лучше, чем отсутствовать. При этом дипломатам коренных народов следует проявлять еще больше ответственности к своим словам, потому что на кону стоит слишком много. Главное – это уважительный диалог и открытые каналы коммуникации, в том числе неформальной коммуникации, – поделился Родриго Моннард.
В ходе дискуссии участники мероприятия предложили развивать солидарность и сотрудничество различных организаций в противовес фрагментации общественного движения. Обсуждалась роль языкового разнообразия в образовательных программах, в том числе важность овладения языком дипломатического общения. Участники говорили о том, что международные форумы могут служить площадкой для внутреннего диалога коренных народов со своими государствами.
Подводя итоги дискуссии, заместитель председателя Экспертного механизма ООН по правам коренных народов, исполнительный директор КМНСОЮЗ Антонина Горбунова выделила основную задачу образовательных программ – нарастить потенциал молодежи через призму опыта прошлых поколений лидеров.
– Молодежи предстоит развить достижения предшествующих поколений в защите и продвижении прав коренных народов. Для этого мы должны уже сейчас создавать возможности для расширения понимания правозащитных подходов, стандартов, обретения навыков ведения переговоров и, безусловно, компетенций непосредственно в области общественной дипломатии, – подытожила Антонина Горбунова.
– Для развития дипломатии коренных народов необходимо оставаться коренными народами, быть самими собой, знать наши традиции и историю, помнить завоевания наших предков и лидеров, – добавил Дарио Хосе Мехиа Монтальво.
Организаторы и участники мероприятия договорились продолжить совместную работу по координации действий для наращивания потенциала коренных народов в многосторонней дипломатии.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!