- 21 января 2024
- 22:46
Руководитель Окружной школы мастеров по изготовлению и обучению игре на музыкальных инструментах обско-угорских народов Алексей Рещиков рассказал, зачем современные школьники играют старинные мелодии
Югра – один из немногих регионов российского Севера, где дети, студенты и взрослые имеют возможность обучаться игре на национальных музыкальных инструментах. Во многом это заслуга Окружного Дома народного творчества, который на постоянной основе проводит семинары для педагогов, руководителей клубных формирований и для всех неравнодушных к музыке обских угров, а также выпускает самоучители, причем не только по игре на национальных инструментах, но и по их изготовлению. О том, как санквылтапы и нарсъюхи стали привычными в школах искусств и клубах дополнительного образования, рассказал «КМНСОЮЗ-NEWS» руководитель Окружной школы мастеров по изготовлению и обучению игре на музыкальных инструментах обско-угорских народов Алексей Рещиков.
– Алексей Александрович, как вы сами стали играть на народных инструментах?
– Игре на санквылтапе, мансийском национальном струнном инструменте, я обучился, уже будучи студентом музыкального отделения педагогического колледжа в Ханты-Мансийске. Родом я из села Теги Березовского района. У нас в селе музыкальной школы не было, но еще в детстве я понял, что музыка – это мое. Помню, лет в шесть моя мама Надежда Георгиевна подарила мне ученическую гармошку, я стал на ней подбирать мелодии, и мне это очень понравилось. Впоследствии моя тетя Зинаида Ивановна Рязанцева, которая преподавала в нашей школе урок музыки, стала со мной заниматься, учила играть сначала на гармошке, а позже на аккордеоне. Когда я учился в шестом классе, к нам в сельский Дом культуры приехал мансийский музыкант Василий Николаевич Яркин, он давал уроки, но у меня тогда не получилось с ним позаниматься. Но, тем не менее, сами инструменты показались мне очень необычными и интересными.
После школы я поступил в педагогический колледж на музыкальное отделение в Ханты-Мансийске. Пошел на так называемый нулевой курс. Сейчас такой системы уже нет, а раньше ребята, которые не оканчивали музыкальной школы, могли отучиться на этом подготовительном курсе и наверстать, так сказать, отсутствие базового музыкального образования. Основным инструментом у меня в колледже стал аккордеон, дополнительным – фортепиано, а вторым, обязательным дополнительным инструментом – санквылтап, так как я учился в национальной группе. Это были какие-то базовые навыки, но уже потом, в 2003 году, я стал целенаправленно заниматься народными инструментами у Владимира Савельевича Мерова, который, собственно, и помог мне разучить основные мансийские и хантыйские мелодии.
Дело в том, что тогда меня пригласили на работу артистом оркестра в театр обско-угорских народов «Солнце». Это тогда был совсем молодой театр, создан он был всего за полгода до того, как я туда пришел. Передо мной поставили задачу – разучить хантыйские и мансийские мелодии, которые в дальнейшем будут звучать в спектаклях театра.
– А в целом какова ситуация в Югре с обучением игре на народных инструментах детей и взрослых?
– Сейчас все изменилось сильно в лучшую сторону, но я подчеркну, что у нас в регионе народными инструментами начали очень серьезно заниматься в конце восьмидесятых годов. У истоков этого процесса стоял удивительный человек, профессионал, энтузиаст Дмитрий Георгиевич Агеев. Он сам из Томской области, в восьмидесятые годы переехал в Югру, а в начале девяностых основал в селе Саранпауль музыкальную школу. Помимо классических инструментов фортепиано и баяна там были и национальные инструменты. Первые ученики Дмитрия Георгиевича давно выросли и сами стали известными специалистами, они разъехались по всему округу, да и за его пределы, кто-то основал свои музыкальные коллективы, кто-то стал преподавать, а кто-то стал артистом театра «Солнце». Среди тех, кто пошел по педагогической стезе, как раз Владимир Савельевич Меров, именно он и научил меня играть аутентичные хантыйские и мансийские мелодии. Не буду скрывать, именно эти мелодии до сих пор мы изучаем у нас в Окружной школе мастеров. За годы работы репертуар, конечно, расширился, но эти мелодии – основные. Конечно же, теперь сам повышаю свое мастерство, просматривая видеозаписи с музыкантами, и нахожу какие-то неточности, тут же их исправляю.
В 2016 году в окружном Доме народного творчества была создана Школа мастеров по изготовлению и обучению игре на музыкальных инструментах. В программу вошли самые основные из них: санквылтап, нарсъюх, лебедь, скрипка. Тогда же начались семинары для педагогов из районов и просто желающих, кто захотел научиться изготавливать инструменты и играть на них. Обучение на семинарах длится всего три дня, но многие участники приезжают на такие мероприятия по несколько раз. Также окружной Дом народного творчества выпустил некоторое время назад два самоучителя. Я работаю в окружном Доме народного творчества с 2018 года, на протяжении многих лет я разрабатывал самоучитель по игре на национальных инструментах. Вспомнив себя, как я сам осваивал игру на инструментах, принял решение разделить самоучитель на два раздела – для тех, кто владеет нотной грамотой, и для тех, кто ее не знает. В первой части классические ноты, во второй – схемы с изображением струн и указателями, какую струну и какими пальцами когда приглушать. Также в самоучителе есть фото с положениями левой руки во время игры (для левши – правой). По этому самоучителю реально научиться играть или развивать свои навыки.
Второе очень важное издание – самоучитель по изготовлению музыкального инструмента. В Югре музыканты издревле сами изготавливали себе инструменты. Поэтому не было какого-то единого канона, как они должны выглядеть. Да и с технической точки зрения это не так уж и сложно. Создатель этого самоучителя Анатолий Васильевич Вадичупов – замечательный художник, резчик по дереву. Долгие годы он работал в окружном Центре народного творчества. На инструментах Анатолия Вадичупова учатся и играют многие в нашем округе, также его инструменты звучат в Ямало-Ненецком автономном округе и в других регионах России. Инструменты, на которых занимаются сейчас в нашей школе, сделаны именно им.
– Дети инструменты сами не вырезают?
– Хотя наше клубное формирование и называется «Окружная школа мастеров по изготовлению и обучению игре на музыкальных инструментах обско-угорских народов», дети инструменты не делают. Анатолий Васильевич пробовал организовать такое обучение, но процесс оказался слишком тяжелым для школьников. Инструменты изготавливают из дерева. А когда мы говорим про резьбу, на первый план выходят требования техники безопасности. Дети учились поначалу в принципе владеть инструментами для резьбы, вырезать какие-то элементы на дощечках. Затем мастер сделал заготовки уже для самих инструментов, небольшие, сантиметров по 70-80, чтобы можно было тренироваться, вырезать. Но дальше заготовок дело не пошло – ребята пробовали, у них не получалось, а потом и желание пропадало.
В Югре музыканты издревле сами изготавливали себе инструменты.
Но на семинарах для педагогов результаты совсем другие. У многих участников получилось сделать инструменты на мастер-классах, кто-то затем изготовил их дома. Как вы понимаете, просто зайти в магазин и купить национальные инструменты не получится. Поэтому все, кто более или менее серьезно занимается, ищут способ найти инструмент – кто-то делает сам, кто-то заказывает у мастеров. Благо технология сохранилась.
– Есть ли отличия между хантыйскими и мансийскими инструментами?
– Санквылтап и нарсъюх – это по сути один и тот же инструмент, только ханты называют его нарсъюх, нарасъюх, наркасъюх (в зависимости от хантыйского диалекта), а манси – санквылтап. Артем Григорьевич Гришкин, самобытный музыкант и художник, еще в годы СССР добавил к этим инструментам, которые изначально были пятиструнные, еще две крайние струны, чтобы добавить звонкости. Поэтому в наше время можно встретить семиструнный нарсъюх. А вот у музыканта Андрея Александровича Ангашупова был восьмиструнный нарсъюх, настраивался поступенно в минорную октаву.
Наш мэтр Дмитрий Георгиевич Агеев полагает, что санквылтап должен звучать ниже, а нарсъюх – выше. Раньше струны для инструментов изготавливали из оленьих или лосиных жил (сухожилий), несколько жилок скручивали в единую нить, пропитывали осетровым клеем, высушивали и натягивали ни инструменты.
Так вот, у хантов раньше появились металлические струны. Ханты проживали на берегу Оби, то есть были ближе к рынкам, к торговле и у них раньше появилась тонкая металлическая проволока, из которой стали делать струны. Манси же проживали ближе к горам, и металлические струны появились намного позже.
– А в домах остались старинные инструменты, на них играют?
– Лично я не могу сказать. Если у кого-то и есть, очень хорошо. У нас в Окружном Доме народного творчества старые инструменты есть. Но я бы на них играть не стал, все-таки время их не щадит. И потом раньше инструменты лежали в священном углу и использовали их при обрядах, например, на Медвежьем празднике. Просто так, для души, на национальных инструментах тихими семейными вечерами не играли. Ну, может, конечно, кто-то так и делал, но явно это не было массовым. Светское отношение к музыкальным инструментам появилось совсем недавно.
Раньше инструменты лежали в священном углу и использовали их при обрядах, например, на Медвежьем празднике.
Те, кто сейчас занимается музыкой, дома, конечно, по возможности стараются играть, чтобы не терять навыков. У меня есть такие ученики, которые сами либо с помощью родителей приобрели для себя инструменты и дома отрабатывают мастерство игры. Если говорить в целом про наш регион, то национальные инструменты звучат не только у нас в Ханты-Мансийске или в Саранпауле, но и в Белоярском, Югорске, Нягани, Урае. Звучат наши инструменты также в селах Ханты-Мансийского, Березовского, Белоярского, Сургутского и Нижневартовского районов. Некоторое время назад в деревне Шапша, это в 25 километрах от Ханты-Мансийска, началось на постоянной основе обучение. Администрация сельского поселения Шапша благодаря помощи депутатов закупила инструменты для сельского Дома культуры. Так что я теперь дважды в неделю езжу и провожу занятия с детьми в Шапше. В общем, национальная музыка звучит по всей Югре.
– Какая мотивация у детей, которые обучаются игре на национальных инструментах?
– Я сразу говорю ребятам, что если они научатся хорошо владеть инструментом, то это открывает большие перспективы в плане участия в различных конкурсах, фестивалях, в том числе межрегиональных и всероссийских. Это на самом деле очень мотивирует. Например, у меня есть ученица, она, когда пришла, первые полгода была напряжена либо боялась, что не получится. То есть она занималась, у нее получалось, но искры какой-то не было, просто приходила, играла то, что по программе положено, и уходила. Но, как только я выставил ее на конкурс по игре на народных инструментах в Петрозаводске и она заняла там призовое место, у нее глаза сразу загорелись. Сразу появилось желание заниматься еще и еще. Я потом ее еще много раз выставлял на различные конкурсы, и чем больше она где-то участвует, тем больше раскрывается.
– Приходится ли родителям выбирать, например, между музыкальной школой с привычной классической программой и школой национальных музыкальных инструментов?
– Мы тут с музыкальной школой не конкурируем. У меня были ученики, которые параллельно занимались в музыкальной школе. Например, один парень играл в школе на скрипке, у меня – на санквылтапе. Наша Окружная школа – клубное формирование, так что мы с музыкальными школами в разных весовых категориях. Это, конечно, накладывает ряд ограничений. Например, мы не можем обязать учеников выполнять домашние задания или без пропусков посещать занятия. Поэтому кто-то приходит раз в неделю, кто-то – раз в две недели. Так, конечно, не особо удобно, но в то же время к нам ходят на чистом интересе. Есть и такие ребята, кто походит месяц-два, потом перестает. И это тоже нормально, на их место приходят другие ученики.
Причем, подчеркну, у нас занимаются не только дети, приходят и взрослые люди, иногда даже очень солидного возраста. Например, у меня занимается Мария Григорьевна Эккерт, народный мастер России, легендарная хантыйская мастерица, обладательница множества званий и регалий. Она хоть и преклонного возраста, тем не менее, продолжает работать у нас в окружном Доме народного творчества, а в свободное время старается осваивать что-то новое для себя, вот и пришелся ей по душе музыкальный инструмент лебедь, с удовольствием научилась и играет на нем.
– Планируете ли вы создать свой ансамбль?
– Это очень сложный процесс. До прихода в Окружную школу мастеров, с 2007 по 2019 годы, я работал в Детском этнокультурно-образовательном центре. Так вот, в этом центре мною был создан ансамбль «Торые» («Журавушка»), мы с ребятами тогда по России ездили с выступлениями и в Европу выезжали не раз, участвовали во многих фестивалях и конкурсах. Сейчас, конечно, у меня есть небольшой ансамбль, в основном выступаем сольно, но у нас пока слишком непостоянный состав: чтобы отработать репертуар, провести множество репетиций, нужно время, слаженность определенная. А у нас как бывает: только человек всему научится, как у него возникают дела, он уходит, потом, может, вернется через несколько месяцев, а может – и нет. Но, опять же, его право, мы никого удерживать не можем. Поэтому выступаем мы разными составами: когда вчетвером играем, когда – втроем, а когда и сольно.
– Какие произведения у вас в репертуаре?
– У нас в основном инструментальная музыка известных нам музыкантов: Григория Николаевича Сайнахова, Калистрата Петровича Лончакова, Артема Григорьевича Гришкина, Андрея Александровича Ангашупова, Владимира Ивановича Юдина, Алексея Васильевича Бахтиярова, Николая Тимофеевича Пеликова и других. В СДК в Шапше я также аккомпанирую ученикам, которые исполняют песни либо исполняют танцы.
– Старинные или современные?
– Вот тут, на самом деле, вопрос непростой. Нередко на концертах национальных коллективов я слышу, что сейчас прозвучит старинная хантыйская или мансийская песня. То есть она позиционируется как народная. Но на самом деле многие песни, которые уже успели уйти в народ, были написаны совсем недавно и у них есть авторы. Так, например, произошло с известной песней «Тиф-Тиф». Ее исполняла одна моя ученица, это такая добрая песня про птичку. При включении этой песни в репертуар, я решил узнать про нее побольше, и выяснил, что автор слов – преподаватель детской школы искусств в селе Мужи Леонид Лонгортов, он написал эти стихи в конце девяностых – начале нулевых, а музыку сочинил Андрей Лузянин.
– Можно ли использовать обско-угорские инструменты для создания рок– или поп-музыки?
– Конечно, можно. Несколько лет назад у нас в Ханты-Мансийске была очень популярна группа «Ямра», музыканты позиционировали ее как этно-фолк-рок коллектив, у них был санквылтап, и очень неплохо звучал. В Екатеринбурге есть этно-рок-группа «Хурал», музыканты в своих композициях используют также электронику, а иногда играют на санквылтапе определенную мелодию из песни. Одна моя ученица, она сейчас получает образование в Центре искусств для одаренных детей Севера, мечтает создать группу, чтобы там была гитара и санквылтап и другие инструменты.
Национальный инструмент нужен не просто для извлечения каких-то звуков, это часть богатейшей народной культуры.
Так что использование национальных инструментов в современной музыке – вполне нормально. Другой момент, что нужно разделять аутентичную музыку и современную.
Мне доводилось видеть, например, что в коллективах, которые позиционируют себя как аутентичные, музыканты ходят по сцене с санквылтапами или нарсъюхами. А ведь такого в принципе не могло быть – на санквылтапе играют сидя или в определенных случаях стоя на одном колене (на втором колене стоит инструмент). Так вот, я своими глазами видел, как музыканты берут национальные пояса, вешают на них инструмент, как гусли или гитару, и ходят с ним по сцене.
Я против такого подхода, ведь национальный инструмент нужен не просто для извлечения каких-то звуков, это часть богатейшей народной культуры. Если уж стоит вопрос о том, чтобы использовать национальный инструмент в ансамбле, то стоит делать это правильно.
Тем более, что видеозаписи с выступлений фольклорных коллективов имеют большое значение для исследователей.
Например, я в Окружном Доме народного творчества не только занимаюсь с детьми, студентами или взрослыми, но и перекладываю мелодии в нотные тексты. Так вот, одно дело использовать фонотеку и записывать ноты чисто на слух, по аудиозаписи, и совсем другое – смотреть на видео и понимать, какую струну, когда приглушает или подщипывает, а по какой струне производит бой музыкант – так достигается большая точность. При научных же исследованиях во внимание берется каждая деталь, поэтому, когда речь идет о фольклорных коллективах, делать нужно все правильно. Именно этому мы и обучаем наших учеников, показываем им, как звучала музыка, прошедшая через века, и учим их играть музыку так, как это делали наши предки.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Рещиков Алексей Александрович
Регион: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Ханты-Мансийск
Деятельность: руководитель Окружной школы мастеров по изготовлению и обучению игре на музыкальных инструментах обско-угорских народов автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Окружного Дома народного творчества», автор нотного сборника «В звуках живущие люди», автор методического пособия «Обучение игре на традиционных музыкальных инструментах обско-угорских народов (санквылтап, нарсъюх, тарыг сыплув йив)».
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!