Татьяна Волдина: «Душа-дыхание улетает птицей, чтобы вернуться в новой жизни»
Татьяна Волдина: «Душа-дыхание улетает птицей, чтобы вернуться в новой жизни»

Исследовательница традиционных верований обских угров Татьяна Волдина рассказала о том, как представления о реинкарнации повлияли на духовную жизнь хантов и манси.

Ханты и манси верят, что у человека несколько душ. Одна из них способна реинкарнировать. На этом принципе построено все, начиная от правил воспитания детей и заканчивая отношением к генетическим заболеваниям. Татьяна Волдина, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела истории и этнологии Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, вот уже более десяти лет изучает представления о реинкарнации у обских угров. О том, к каким выводам удалось прийти и как по хантыйским и мансийским верованиям возрождается душа, Татьяна Волдина рассказала «КМНСОЮЗ-NEWS».

Татьяна Владимировна, как вы пришли к изучению духовной культуры угров?

– Мой путь не случаен. Как мне кажется, я очень рано стала испытывать интерес к духовной тематике, всегда чувствовала потребность в ней, как губка, впитывала рассказы близких и родных об обычаях своего хантыйского народа. Среди моих предков было очень много талантливых и «знающих» людей.

Родители в детстве воспитывались в традиционной среде, очень дорожили родным языком, являются мастерами хантыйского слова. Отец – хантыйский поэт и журналист Владимир Волдин, трагически погиб, когда мне не было и двух лет. Его творчество пронизано огромной любовью к своей земле, родной природе, людям, в его стихах есть много того, что заставляет думать о своих корнях и истоках. Наш друг семьи – венгерская фольклористка Ева Шмидт когда-то подарила мне кассету с голосом моего отца, где он читает на хантыйском языке поэму «Так Молупси», и сказала: там есть наказ для тебя. Вся поэма пронизана хантыйским духом, и там есть строки:

Кто нынче не знает язык свой родной,

Тот край свой не любит, народу чужой.

Недавно коллеги обратили мое внимание, что в другой своей поэме мой отец в строках, обращенных ко мне, тогда еще совсем маленькой дочке, предрек мне судьбу ученого… Родившись в городе, я, тем не менее, часто гостила у родственников, как со стороны папы – на реке Назым в Ханты-Мансийском районе, так со стороны мамы – в Казыме, сейчас это Белоярский район ХМАО-Югры. Мы путешествовали по рекам и посещали небольшие селения.

Но главным человеком, благодаря которому происходило глубокое проникновение в народные традиции, кто непосредственно передавал мне знания о духовной культуре хантов, является моя мама – хантыйская поэтесса и сказительница – Мария Кузьминична Волдина (псевдоним Мария Вагатова). Она мой главный информант в течение всей жизни. В ее роду были целители, песельники, по линии бабушки Варвары Ивановны Вагатовой (Молдановой), маминой мамы, – хранители Казымской богини…

Мой интерес к духовной культуре предков зародился еще в детстве, и я не утратила его с годами, а, наоборот, начинаю лучше понимать наши традиции.

Еще в раннем детстве я узнала, что во мне возродилась моя родственница по отцу. Прекрасный сказитель Петр Степанович Аликов – родной брат той женщины, душа которой во мне воплотилась, исполнял для меня ее личную песню. Мне рассказывали о том, что в прошлом я была прекрасной мастерицей, слышала похвалу и добрые слова о той прежней, которая во мне возродилась, чувствовала к себе большую любовь этих людей. Родственники хотели меня свозить к моему «единственному сыну», который был уже очень стар и жил в одном из селений Ханты-Мансийского района. Но эта встреча так и не состоялась… Позднее я также узнала, что во всех моих близких возродились предки, наши умершие родственники. А став взрослой, наблюдала обряды определения возродившейся души и духа-покровителя для появившихся на свет младенцев.

Таким образом, мой интерес к духовной культуре предков зародился еще в детстве, и я не утратила его с годами, а, наоборот, начинаю лучше понимать наши традиции, насколько глубока и богата наша культура. Не случайно венгерский ученый Янош Гуя сравнил культуру обских угров с сундуком, полным золота, и что он только приоткрыт…

С чего вы начали изучать духовную культуру обских угров, кто был вашим учителем, наставником?

– В старших классах я стала тесно общаться со своей двоюродной тетей Татьяной Молдановой, которая писала диссертацию по хантыйскому орнаменту. Общение с ней укрепило мой интерес к родной культуре, да и в последующем труды Татьяны Александровны по хантыйской мифологии также повлияли на мои научные интересы. Она тогда организовала для школьников Ханты-Мансийска встречу со своим научным руководителем – известным этнографом-североведом Надеждой Лукиной. После этой встречи определился мой профессиональный путь желание стать этнографом. Я поступила учиться на исторический факультет Уральского университета. Именно в стенах университета я приобщилась к науке, моя дипломная работа была посвящена традиционному мировоззрению и семейной обрядности казымских хантов. Позднее, под руководством Надежды Васильевны в 2000 году я защитила кандидатскую диссертацию по истории изучения хантыйского фольклора, а ведь именно фольклор является ключом к изучению духовных традиций народа.

Большинство этнографов, используя весь свой профессиональный потенциал, вносит, несомненно, весомый вклад в современное развитие изучаемого им народа. Сопереживая проблемам изучаемого этноса, они зачастую являются активными участниками современных этнических процессов. Надежда Васильевна Лукина – личность хорошо известная и уважаемая среди обско-угорских народов, относится именно к этой категории ученых. Она имеет непосредственное отношение к становлению научных центров коренных малочисленных народов Севера в ХМАО и ЯНАО, а также подготовке научных кадров из числа представителей коренных народов Севера. Среди учеников Надежды Васильевны, кроме нас с Татьяной Молдановой, хантыйские ученые Антонина Сязи, Маина Лапина, Надежда Талигина, Зинаида Рандымова, Софья Успенская, ненецкая исследовательница Галина Харючи, мансийская ученая Раиса Бардина.

Еще один мой замечательный наставник и неординарный человек – это Валентина Харитонова. В начале двухтысячных годов я стала участницей организуемых ею интердисциплинарных симпозиумов по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, которые помогли мне обрести почву под ногами. Дело в том, что меня не устраивали подходы к изучению духовной культуры северных народов, которые существовали в отечественной этнографической науке, и здесь я, наконец-то, нашла то, что давно искала. Валентина Ивановна – мой научный консультант, она является для меня примером – образцом ученого, изучающего духовную культуру народов Сибири. Благодаря ей я приступила к изучению мифоритуальных практик обских угров, связанных с реинкарнацией, и других не менее интересных и сложных тем.

Еще один поистине удивительный человек, который оказал на меня влияние, – это Ева Шмидт. Европейская по происхождению, образованию и воспитанию женщина и одновременно мистик с шаманским мировоззрением, она стала подлинным хранителем обско-угорской культуры. Так, получилось, что первый ее приезд в Югру состоялся, когда я родилась, когда мне был один год – она жила в нашей семье и изучала хантыйский язык. Она считала моего отца братом и всегда поддерживала тесные отношения с моими близкими. С детства я гордилась, что у моего народа есть такой замечательный друг. Когда я приступила к своим исследованиям, я консультировалась у нее. Вся ее жизнь – это великий научный подвиг, а результат – сохранение богатейшего культурного наследия предков, благодаря которому уже не прервется угорская духовность: это залог сохранения и развития культуры обских угров, а также сохранение предковой памяти для венгров – залог сохранения их идентичности. Еще при жизни Ева Шмидт предсказывала: «Сама жизнь показала, что требуется или не требуется… Я не одна… это предвещает, что через поколение или два-три все будет на другом уровне. Я – катализатор ваших собственных тенденций сохранить свой информационный фонд для самих себя…» Так получилось, что я следую этим же путем…

Таким образом, у меня был не один учитель…

Недавно на форуме «Сибирь и Россия: история и культура» вы выступили с докладом о представлениях о наследственной передаче физиологических особенностей и проблем здоровья через призму веры в реинкарнацию у коренных народов Югры. Расскажите, пожалуйста, как появилась такая необычная тема.

– В сферу моих научных интересов входит народная медицина и целительские практики коренных народов Югры – хантов и манси, народные традиции лечения входят в сферу данного научного направления. С 2013 года я являюсь членом Ассоциации медицинских антропологов России.

Женщина, согласно верованиям хантов и манси, обычно возрождается в четырех младенцах, мужчина – в пяти.

Что касается темы доклада, она имеет прямое отношение к моему многолетнему исследованию традиций реинкарнации в культуре обских угров. Согласно представлениям этих народов, в человеке есть реинкарнирующее начало – душа-дыхание ԓыԓ (хант.) / лили (манс.), считается, что она располагается на макушке или в голове, имеет отношение к мыслительной деятельности, является его сознанием. Кроме нее есть также душа-тень ис-хор (хант., манс.), связанная с жизненной энергией человека, отвечающей за его здоровье и жизнеспособность.

После смерти человека душа-дыхание улетает в образе птицы в иной мир и через какое-то время способна воплотиться вновь в нескольких новорожденных в своем роду. Женщина, согласно верованиям хантов и манси, обычно возрождается в четырех младенцах, мужчина – в пяти. Ребенок, в котором воплотилась душа этого предка, имеет с ним определенное внешнее сходство, общие черты характера, а также «следы» от увечий и травм, проявления хромоты, проблемы со зрением и другие физиологические особенности воплотившегося в нем сородича. Со временем эти «отметины» и «знаки» могут исчезнуть. Таким образом, душа-дыхание может считаться передатчиком определенного кода, повторяющегося в новом человеке при каждом ее воплощении.

То есть в традиционных знаниях народов Югры воплотились идеи, которые сейчас являются основой генетики?

– Конечно же, я ни в коей мере не могу утверждать, что эти представления будут тождественны современным знаниям о наследственных болезнях, которые утвердились благодаря генетике, изучающей проблемы естественной наследственности. В отличие от естественно-научного подхода, согласно которому передача природных свойств, признаков и особенностей организмов происходит через гены, полученные от родителей, в традиционных культурах, сохранивших древнейшие верования, связанные с идеей реинкарнации, человек получает свои физиологические и психологические характеристики через наличие нематериального носителя наследственных родовых черт – постоянно возрождающейся души предка.

В целом как можно оценить познания о методах лечения и знания об организме человека у народов Югры?

– Народная медицина хантов и манси, как и других народов Сибири, своими корнями уходит в глубокую древность и представляет собой неразрывное единство магико-мистических воззрений и рациональных знаний о человеческой природе, природных явлениях и их воздействии на человеческий организм. Эти древние традиции объединяет понимание, что человек является частью окружающего мира, где все взаимосвязано. И человек связан с животными, растениями, водой, землей, сторонами света, небесными светилами, космосом – все это определяет его внутреннее состояние. Это так называемый «целостный», или холистический подход к здоровью. В лечении людей в традиционной среде, с одной стороны, опирались на применение естественных способов сохранения здоровья, с использованием средств минерального, растительного и животного происхождения, применения тепла, холода; с другой стороны, практиковались ритуальные, или так называемые шаманские, способы лечения: изгнание духов болезни, возвращения души-тени, помощь духов-покровителей, привлечение сил воды, огня. В едином комплексе с народным целительством можно рассматривать и другие ритуально-обрядовые действия, способствующие поддержанию психического здоровья, нередко они также были направлены на лечение больного или являлись профилактической мерой.

Удивительно, но иногда лечили и с помощью фольклорных произведений, например, исполнение и прослушивание народных песен повсеместно признавалось целительным. А после участия в обрядово-ритуальном празднике Медвежьи игрища всегда отмечалось улучшение здоровья у его участников.

Кто был хранителем знаний о методах лечения?

– Целительские знания коренных народов Югры относятся к области сакрального, секреты лечения обычно не раскрывались для иноэтничного окружения, они являлись табуированными и для представителей определенных возрастных групп, имели ограничения по полу и для представителей других родов. Ими владели специальные люди с врожденными способностями к предвидению – щарт (хант.) / няйт (манс.). Этот дар мог проявиться в любом возрасте, иногда человек мог его утратить, а также со временем обрести вновь. Обладателей дара лечить людей характеризует наличие сильного духа-покровителя, особые приметы на теле, творческие способности, прекрасное владение фольклором, использование в ритуальной практике природных стихий и бытовых предметов, особый стиль поведения. Целители нередко имели свою специализацию. Например, выделяют тех, кто мог лечить руками, о них говорили: «йош тайл, пос тайл» (хант., досл. – «руку имеет, знак имеет») или просто называли йошаӈ (хант., «с рукой»). Другие категории целителей – сэмаӈ (хант., «владеющий силой взгляда»), яснаӈ (хант., «владеющий словом»). Большую роль в определении болезни и лечении играли сны, но чаще всего перед лечением для определения причины заболевания проводился обряд гадания. В прошлом в лечебном арсенале обско-угорских народов были также татуировки.

  Применяются ли сейчас народами Югры традиционные методы лечения?

– Как я уже упоминала, значительное место в народной медицине хантов и манси занимали шаманские практики, в 1930-х годах шаманы подвергались репрессиям. Весь советский период эта область находилась под запретом, что привело к тому, что целительские практики стали носить еще более скрытый характер, а многие из них просто исчезли. Например, о широко распространенном в прошлом у обских угров ритуале «Темный дом» (хант. патлам хот, манс. турман кол), который применялся для разных целей, в том числе и для лечения больных, остались только скупые единичные воспоминания тех, кто мог наблюдать ее в своем детстве. И, наконец, повсеместное торжество и признание официальной медицины стало еще одним фактором, повлекшим за собой утрату народных знаний. Как и все граждане России, представители коренных народов Югры в случае болезни, при рождении детей и других обстоятельствах, естественно, имеют все возможности получить помощь дипломированных медицинских работников.

Народные знания хантов и манси, их средства и методы лечения до настоящего времени плохо сохранились и изучены очень слабо.

По-прежнему применяются в быту растительные средства. Например, в лечении и очистительных обрядах хантов и манси широкое распространение получило использование березовых трутовиков: не теряет своего значения окуривание помещения, предметов, людей дымящейся чагой как способ изгнания «злых» духов, а также хорошее противовирусное средство. Отвар чаги, полезные свойства которого хорошо осознавались, наряду с отварами лабазника или таволги всегда был популярным напитком у обских угров. В народе до сих пор высоко ценят бактерицидное и дезинфицирующее свойства березовой чаги, и ее отвар нередко сравнивают с настойкой марганцовки. Не последнюю роль это средство сыграло и в лечении COVID-19 наряду с применением отвара ягеля… Есть и другие способы лечения, которые по-прежнему не теряют своей актуальности. Так, современные хантыйские и мансийские бабушки нередко используют по традиции лечение рукой, которую прикладывают к больному месту.

Но в целом народные знания хантов и манси, их средства и методы лечения до настоящего времени плохо сохранились и изучены очень слабо. Во второй половине XIX века первые краткие сведения по народной медицине хантов и манси можно встретить в публикациях Н.Л. Гондатти, И.Г. Георги, А.А. Дунина-Горкавича, а также изредка упоминаются в трудах зарубежных исследователей, например, У.Т. Сирелиуса. Весомый вклад в изучение данной тематики внес финский ученый К.Ф Карьялайнен, его труд «Религия югорских народов» проливает свет на истоки многих явлений в духовной культуре обских угров, включая народную медицину.

В советский период шаманские традиции на материале васюгано-ваховской группы хантов нашли отражение в работах этнографа В.М. Кулемзина, где он рассматривал категории целителей и применяемые ими способы лечения. Примечательным событием стал выход книги о наименованиях болезней обских угров на немецком языке, подготовленный филологом П. Яасалми-Крюгер. В постсоветское время в сбор данных по народной медицине хантов и манси включились профессиональные медики и национальная интеллигенция обских угров.

Информация по народной медицине, включая так называемую сакральную терапию, имеется не по всем этнографическим группам, на данный момент она выглядит разноплановой, противоречивой в выводах, а многие проблемы требуют дополнительной проработки и изучения. Без внимания остаются процессы, связанные с современным целительством у хантов и манси, живущих в городах, в сельской местности и на стойбищах.

Несколько ваших научных работ связаны с представлениями о реинкарнации народов Югры. В чем их особенность?

– Уже более 10 лет я занимаюсь изучением представлений о реинкарнации в культуре обских угров. В 2016 году вышла моя монография «Долгой жизни вековечный танец: реинкарнация в контексте мифоритуальных традиций обских угров», всего по данной теме у меня вышло около двадцати публикаций, где рассмотрены разные аспекты проблемы. Круг источников по этой теме очень широк: это и фольклор, и материалы полевых исследований – я работала с информантами разных групп обских угров. В 2018-2019 годах для выяснения степени сохранности традиций, связанных с реинкарнацией, я провела социологический опрос среди респондентов разных возрастов и из разных населенных пунктов ХМАО-Югры.

В своих воззрениях на реинкарнацию обские угры не одиноки, и в суждениях о человеческой жизни имеют много общего с другими народами. В течение многих веков люди в разных частях земного шара воспринимали реинкарнацию как естественное явление. Жизнь, смерть и возрождение как путешествие души из одного мира в другой нашли свое выражение в древнейших символических образах, таких как гора, дерево, река, птица, также характерных для многих народов Сибири и других регионов земного шара. Многое из этого древнего наследия дошло до нас в форме мифологических сказаний.  Например, мифологическую модель реинкарнации северных хантов и манси представляет Древо Жизни, оно олицетворяется семиствольной березой – это дом богини Калтащ, иногда ассоциирующейся с самим Древом, его срединной частью или его обитателями в образе старой седой женщины, зайчихи, а также в образе восседавшей на его вершине птицы.

В течение многих веков люди в разных частях земного шара воспринимали реинкарнацию как естественное явление.

Согласно данным фольклора и по актуальным верованиям обских угров, это богиня Калтащ (у восточных хантов в этой роли выступает богиня Аӈки-Пугос), она посылает в Средний мир человеческие души и забирает их обратно. Эти души ассоциируются с духами-предками, они также представлялись в виде птиц, и местом обитания их также является Древо Жизни – дом богини Матери. При рождении человека в Среднем мире Калтащ посылает одну из душ для вселения в новорожденного. По окончании жизненного пути человека они возвращаются обратно, напитываясь силами для нового воплощения.

На основе зафиксированных в разное время материалов по разным группам обских угров мною выделены 12 принципов, согласно которым происходит повторное воплощение человеческой души.

Потенциальная возможность реинкарнироваться есть у всех душ. Причины, по которым не происходит реинкарнация, могут быть следующие: скальпирование (по данным героических песен и сказаний), отсутствие подходящих младенцев в роду для воплощения или исчезновение рода, «застревание» души в Среднем мире в результате трагической несвоевременной смерти. Если же при жизни человек достиг состояния, позволившего ему после земной жизни стать духом-покровителем, то он также мог больше не воплощаться вновь.

Душа умершего воплощается в своем роду. Повсеместно у обских угров отмечается, что, как правило, реинкарнируют души родственников по линии отца, но также могут «воскреснуть» родственники и по линии матери. Но бывают примеры «неправильной» реинкарнации – не по родству и даже среди представителей другого народа.

Душа мужчины воплощается в мальчике, женщины – в девочке.

Реинкарнация мужчины может произойти в пяти младенцах, женщины – в четырех.

Но повсеместно встречались исключения, когда количество реинкарнаций превышало установленное количество или, наоборот, душа предка возрождалась только в одном или двух малышах.

Реинкарнирующая «субстанция» в тех, в ком она воплощается, распределяется неравномерно. В младенце реинкарнирует только один предок. Но изредка, утверждают ханты и манси, в одного новорожденного могут перейти две души.

Душа предка сама выбирает себе новое тело. Чаще всего реинкарнация происходит в семьях, к которым покойный испытывал особую симпатию.

В двойняшек вселяются души разных предков. В то же время утверждается, что между близнецами присутствует некая тонкая связь.

Реинкарнация происходит после смерти через 4-5 лет (в зависимости от пола) в течение времени, равному прожитой жизни умершего человека. Но на практике «чаще встречаются случаи по возможности скорого возрождения», имеющего отношение к устремлениям самой реинкарнирующей души и зависит от ее «сильного желания жить». Нередко информанты рассказывают о случаях, когда реинкарнация души человека может происходить и при его жизни, незадолго до смерти.

Наблюдается большое сходство между умершим и ребенком, в которого перешла его душа. Часто люди отмечали, что при взрослении у мальчика или девочки оказывались такие же голос, походка, привычки, характер, общность интересов и даже профессиональные навыки, как у ԓяксəм (того, чью душу он унаследовал).

Душа умершего человека воплощается снова в человеке. В то же время в фольклоре северных хантов и манси встречается упоминание о временном «пребывании» реинкарнирующей души в растении или в образе животного до нового воплощения в человеке. У самых восточных (ваховских) хантов считается также, что родственник может явиться в дом в образе добытого медведя, когда душа умершего желает попасть в гости к родственникам, вселяется в медведя и нарочно встречает охотника.

Реинкарнация происходит в представителях своего народа. Но замкнутость обско-угорской системы реинкарнации является весьма относительной. Реинкарнация в другом народе через родство, установившееся благодаря смешанным семьям среди представителей манси, хантов и ненцев, выглядит более естественным явлением. Современные материалы дают более обширный набор сведений относительно свидетельств о случаях возрождения душ представителей других народов в детях от смешанных браков.

Чем представления о реинкарнации среди народов Югры отличаются от тех, что приняты, например, в буддизме или индуизме?

– Универсальность этих представлений базируется на общем типе древних верований, сохранившемся у многих народов, где главным признаком является утверждение о наличии у человека двух взаимосвязанных жизненных начал: духовного реинкарнирующего – души-дыхания и виталического – души-тени. Данный тип веры в реинкарнацию сохранился не только у коренных народов Югры – хантов и манси, но также встречается и у других народов Сибири и Дальнего Востока, а также коренных народов Северной Америки. Он отличается от представлений о реинкарнации в буддизме и индуизме, но истоки этих представлений – общие, и они, вероятно, носят общечеловеческий характер.

Традиционные представления хантов и манси о реинкарнации укладываются в единую мировоззренческую систему, пронизывающую собой все сферы их жизни.

В журнале «Вестник угроведения» мной опубликованы статьи сравнительного плана, где я сопоставила традиции реинкарнации обских угров и североамериканских индейцев и инуитов, а также казымских хантов и лесных ненцев Нумто. Совместно с российско-австрийским этнографом Татьяной Миннияхметовой мы проанализировали материалы по обским уграм и удмуртам, благодаря которым выявили общий угро-пермский пласт древних верований, который включал в себя представления о перевоплощениях душ-предков. Что касается сравнительно-сопоставительных исследований древнего типа верований в реинкарнацию, сохранившегося в Сибири и Северной Америке, с буддистскими и индуистскими традициями реинкарнации – это дело недалекого будущего, мои коллеги из Музея Природы и Человека в Ханты-Мансийске, знакомые с моими исследованиями, высказали свое намерение поработать в этом направлении.

Как представления о реинкарнации влияют на традиции воспитания детей у обских угров?

– Еще в недалеком прошлом у обских угров нередко обращались к детям по родству его ляксəм – того, чья душа в нем воскресла: например, «бабушка», «тетушка», «брат», «отец», «бывшие дети» одаривали «своих родителей» подарками. Естественно, это влияло на детей, давало им ощущение преемственности, они чувствовали существование глубинных связей в своем роду, семье.

Традиционные представления хантов и манси о реинкарнации укладываются в единую мировоззренческую систему, пронизывающую собой все сферы их жизни, включая воспитание детей, и могут быть отнесены к главным смыслам в их культуре. Конечная цель земных воплощений, согласно мировоззрению обских угров, – стать духом, покровительствующим своим потомкам. Согласно работам этнопедагога О.А. Кравченко, жизненная траектория человеческой личности в хантыйском традиционном обществе задавалась обрядами определения «чья душа вселилась» и «к какому духу голову повернул», проводившимися после рождения ребенка. Вырастить «настоящего Человека» позволяла «система персонального патроната» членов рода, благодаря которому «во время обряда поклонения духам и Медвежьих игрищ ребенок идентифицировал себя с разными этническими сообществами, осваивал язык, этнические нормы».

Если говорить о понятии «карма», суть которого заключается в неминуемом воздаянии за добрые и плохие дела, она обским уграм хорошо понятна. В их среде бытует немало историй о том, как людям «прилетает» за совершение дурных поступков и даже «за слова». В хантыйском сказании «Пять слов, пять рассказов», записанном в свое время у сказителя Петра Аликова, повествуется о герое, попавшем на какое-то время на «тот свет»: он увидел, что те, кто был жаден и зол, никогда не делился ни с кем, – испытывают нужду, а те, кто был добр к людям и проявлял заботу о страждущих, живут очень хорошо.

Принято ли горевать по умершим, бояться смерти?

– Тема смерти в культуре обских угров – большая и очень сложная, и, несмотря на обилие литературы, не является до конца исследованной. Поминально-погребальная обрядность хантов и манси очень развита и имеет много локальных особенностей, включает в себя богатый комплекс обычаев и традиций: ритуальный плач, ритуальное обмывание покойника, похороны на родовом кладбище с изготовлением специального сооружения в виде домика с окошечком, определенные правила поминовения усопших, изготовление кукол – заместителей умершего, культ предков, защитная роль огня.

«Пробуждению» души, ее укреплению способствует реализация человека в духовной сфере жизни.

В традиционных представлениях обских угров, согласно имеющимся данным, выявляются два-три сосуществующих параллельно сценария «жизни» после смерти.

Первый из них: это путешествие одной из душ человека – души-тени (хант., манс. ис, ис-хор) на север, вниз по течению Оби в мир предков – Нижний мир. Эта душа смертна, она исчезает, прожив свою жизнь в обратном порядке, превратившись в жука. С этой посмертной историей перекликается другая – нахождение одной из душ умершего (также души-тени ис-хор) в непосредственной близости к миру живых, речь идет о так называемой «могильной» душе, что «привязана» к месту захоронения (телу покойного) и продолжает свое существование до разложения тела в среде подобных себе покойных родственников.

Еще один сценарий: по представлениям обских угров, после смерти человека душа-дыхание улетает в образе птицы или другого крылатого существа в Верхний мир и через какое-то время реинкарнирует.

Наибольшее внимание в традиционной обско-угорской среде, согласно полевым материалам этнографов, уделяется первому варианту, эти представления получили наибольшее выражение и в погребальной обрядности, так как считалось важным, чтобы души-тени умерших людей после смерти всегда находили свой покой и не представляли опасность для живущих. Погребальные обряды были направлены на то, чтобы помочь душам ис, ис-хор достойно завершить свое существование и избежать участи «вредящих», «бродячих» душ, а также психологически настроить родственников принять новую реальность в связи с утратой близкого человека.

Информация о попадании души человека после смерти в Верхний мир выглядит более скудной. Считается, что в Верхний мир попадают «светлые души», но при этом он является местом пребывания реинкарнирующих душ. Судя по полевым материалам, почти все умершие в обско-угорских семьях реинкарнируют, но не все имеют характеристики шаманов или «светлых» душ. Это противоречие объясняется тем, что в течение жизни сознание обычных людей пребывает и остается на уровне виталической «большой» души – души-тени. А «неразвившаяся» или, как говорят шаманы, «не проснувшаяся» в физическом мире «маленькая душа», или душа-птичка, пребывает в Верхнем мире бессознательно, что равносильно будет ее отсутствию в понимании тех, чья душа «проснулась». Ее реинкарнация происходит если не автоматически, то благодаря помощи родовых духов. Сознательное же пребывание ԓыԓ (хант.) / лили (манс.) в Верхнем мире и есть возможность помогать другим душам и им покровительствовать.

«Пробуждению» души, ее укреплению способствует реализация человека в духовной сфере жизни. Если понимать душу-дыхание как дух человека, то сила его будет зависеть от концентрации внимания человека на развитии прежде всего своего духовного начала, а не только на потребностях «животной» души.

В чем кардинальные отличия хантыйских и мансийских представлений о реинкарнации и смерти?

– Представления северных групп обских угров, например, сосьвинских манси и казымских хантов, очень близки. В то время как между восточными и северными хантами есть существенные отличия во всех сферах жизни, в том числе и в вопросе о возрождении. А также можно отмечать локальные особенности отдельных диалектно-этнографических групп обских угров.

Разницу в вопросе о реинкарнации между восточными хантами и северными хантами и манси можно увидеть, например, на уровне языка. Северо-хантыйское понятие «реинкарнировать» ляксаты (букв. «приклеиться») будет аналогично северо-мансийскому ляҳтҳаты (букв. «вцепиться, схватиться за что-нибудь»), при проведении обряда определения реинкарнации северные манси использовали слово ханлунгкве «приклеить, прилепить». А у сургутских хантов, относящихся к восточной группе, данный феномен обозначают словом «нäмсинтəп», что переводится как «передача имени, передача названия». Другое отличие между этими же группами касается установления реинкарнирующей души-предка в новорожденном. Если у северных хантов и манси важно провести обряд гадания по этому случаю, а сновидения матери и близких ребенка могут быть подсказкой, то у восточных хантов сновидения являются основным способом определения реинкарнирующей души.

Локальные отличия наблюдаются в образных сравнениях. Мы можем их увидеть на материале диалектно-этнографических групп северных хантов. Так, у куноватских хантов реинкарнация предка в нескольких младенцах сравнивается с частями тела человека. «Воскресающая» душа определяется как душа-«вертикаль» в соответствии с построением тела человека в пространстве и включает, в свою очередь: «голову», которая вселяется в первого новорожденного ребенка; «сердце-плечи», обретающую вместилище в теле второго новорожденного; «живот», обитающую в третьем ребенке; «часть», обозначающую мужской детородный орган и имеющуюся только у мужчин… Последняя «душа-ноги» воскресает в последнем (четвертом – для женщины, пятом – для мужчины) из родившихся детей. У тегинских ханты люди, являющиеся реинкарнацией одной души, назывались пелкие или пелки, близкими по значению этому слову будут понятия «половинка», «частичка». У сынских хантов детей, в которых возродилась одна и та же душа, называли как оленей в упряжке: первого – «ведущий», второго – «средний», третьего – «ведомый». Все вместе они именовались «нартой, комплектом оленей». Другим группам северных ханты, например, казымским такие представления не свойственны.

– Не секрет, что сейчас различные мистические темы активно берут на вооружение разные шарлатаны, позиционирующие себя как проводники в мир духов. Что нужно сделать, чтобы защитить традиционную культуру от таких деятелей?

– Мне бы не хотелось акцентировать свое внимание на шарлатанах, паразитирующих на мистике. Что-то похожее на такого рода «деятелей» я наблюдала в 1990-е годы, когда был невиданный спрос на их услуги… На своем примере они подтвердили существующее в хантыйском народе утверждение, что тот, кто безосновательно выдает себя за «знающего», при этом стремится извлечь из этого только выгоду, обычно «плохо заканчивает»…

В традиционной культуре самое ценное табуировалось, к этому знанию допускались те, чье сознание было готово к восприятию глубинных смыслов. Эта завеса, а также страх, который испытывали обычные люди перед тайнами мироздания, помогал защитить самое ценное в культуре от размывания… С другой стороны, сакральную информацию могут воспринимать не все. Когда человек не готов, то он не сможет понять даже толики того, что будет находиться рядом. Но приходит время, и все становится на свои места, и эти сакральные знания становятся понятными, иногда информация начинает приходить сама, обстоятельства жизни начинают складываться соответствующим образом…

– Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы популяризировать духовную культуру обских угров  в Югре, особенно среди молодежи?

– У нас в регионе довольно много делается в этом направлении. Например, в 2021-2022 годах мне довелось руководить проектом по актуализации напольных и интеллектуальных игр обских угров “Нумас юнт”. С помощью народного мастера России Николая Тасьманова мы создали несколько коллекций игр, обеспечили ими созданные нами развивающие центры “Нумас юнт” в пяти населенных пунктах округа (сейчас таких центров в округе уже около 20!), провели семинары и вебинары, лекторий, разработали серию из 11 пособий, а также серию обучающих видеороликов. Разработали квесты для детсадовцев и младших школьников, турниры для подростков и молодежи. К слову, турниры прошли по всему округу, их финалом стали I Региональные соревнования “Нумас юнт”, в них приняли участие девять команд. Мой супруг – автор-исполнитель песен Валерий Ледков даже написал гимн “Команда Нумас юнт”. Проведенное нами анкетирование среди участников проекта и анализ показателей проекта в соцсетях показали огромную популярность нашего проекта. Отмечу, что это был большой коллективный труд. Он был поддержан Президентским фондом культурных инициатив и грантом губернатора Югры. Осуществлен на базе Центра культурного наследия ханты имени Владимира Волдина.

Такие проекты, на мой взгляд, очень нужны. Ведь через игры у детей и молодежи формируется интерес к наследию и духовной культуре своего народа.

Ханты и манси, как и другие народы Севера, сохранили до нашего времени то, что другими было утрачено. Сейчас их жизнь кардинально изменилась, и источником их знаний являются преимущественно образование, СМИ, интернет, литература. Интерес к духовной культуре у современных поколений говорит об ее актуальности, это естественная потребность в самопознании. Современные люди пытаются разобраться в этом, открывают для себя древние знания на новом уровне, это и есть развитие.

Использование же традиционных сакральных знаний коренных народов в современном мире может стать отдельной темой исследования, где можно рассмотреть все стороны этой сферы. К счастью, такие работы есть. Например, монография Валентины Харитоновой «Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий». Анализ данных по этому вопросу дает ясную картину, позволяет понять причины и истоки наблюдаемых сегодня явлений в этой сфере…

Важно изучать этнографию и передавать этнографические знания. К сожалению, эта дисциплина преподается не везде, а люди, которые приезжают в Югру (а у нас большой наплыв населения из других регионов), в большинстве своем ничего не знают и не хотят знать о народах ханты и манси, руководствуются стереотипами. Мой педагогический опыт показывает, что, как только люди знакомятся с культурой коренных народов, они меняют свое отношение, начинают интересоваться наследием региона…

Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»

ФИО: Волдина Татьяна Владимировна

Регион: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Ханты-Мансийск

Деятельность: кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела истории и этнологии Обско-угорского института прикладных исследований и разработок, заслуженный деятель науки ХМАО-Югры

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram

Читайте также:

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые Межрегиональной общественной организацией «Объединение коренных малочисленных народов «СОЮЗ» (МОО “КМНСОЮЗ”) (далее – Оператор).

1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2. Основные понятия, используемые в Политике

2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных.

2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.9. Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Законом о персональных данных (далее – персональные данные, разрешенные для распространения).

2.10. Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.11. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

2.12. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

2.13. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

2.14. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Основные права и обязанности Оператора

3.1. Оператор имеет право:

– получать от субъекта персональных данных достоверные информацию и/или документы, содержащие персональные данные;

– в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных;

– самостоятельно определять состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о персональных данных и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено Законом о персональных данных или другими федеральными законами.

3.2. Оператор обязан:

– предоставлять субъекту персональных данных по его просьбе информацию, касающуюся обработки его персональных данных;

– организовывать обработку персональных данных в порядке, установленном действующим законодательством РФ;

– отвечать на обращения и запросы субъектов персональных данных и их законных представителей в соответствии с требованиями Закона о персональных данных;

– сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение 30 дней с даты получения такого запроса;

– публиковать или иным образом обеспечивать неограниченный доступ к настоящей Политике в отношении обработки персональных данных;

– принимать правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных;

– прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, прекратить обработку и уничтожить персональные данные в порядке и случаях, предусмотренных Законом о персональных данных;

– исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о персональных данных.

4. Основные права и обязанности субъектов персональных данных

4.1. Субъекты персональных данных имеют право:

– получать информацию, касающуюся обработки его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения предоставляются субъекту персональных данных Оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, когда имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных. Перечень информации и порядок ее получения установлен Законом о персональных данных;

– требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав;

– выдвигать условие предварительного согласия при обработке персональных данных в целях продвижения на рынке товаров, работ и услуг;

– на отзыв согласия на обработку персональных данных;

– обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействие Оператора при обработке его персональных данных;

– на осуществление иных прав, предусмотренных законодательством РФ.

4.2. Субъекты персональных данных обязаны:

– предоставлять Оператору достоверные данные о себе;

– сообщать Оператору об уточнении (обновлении, изменении) своих персональных данных.

4.3. Лица, передавшие Оператору недостоверные сведения о себе, либо сведения о другом субъекте персональных данных без согласия последнего, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

5. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

5.1. Фамилия, имя, отчество.

5.2. Электронный адрес.

5.3. Номера телефонов.

5.4. Год, месяц, дата и место рождения.

5.5. Фотографии.

5.6. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

5.7. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

5.8. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, интимной жизни, Оператором не осуществляется.

5.9. Обработка персональных данных, разрешенных для распространения, из числа специальных категорий персональных данных, указанных в ч. 1 ст. 10 Закона о персональных данных, допускается, если соблюдаются запреты и условия, предусмотренные ст. 10.1 Закона о персональных данных.

5.10. Согласие Пользователя на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, оформляется отдельно от других согласий на обработку его персональных данных. При этом соблюдаются условия, предусмотренные, в частности, ст. 10.1 Закона о персональных данных. Требования к содержанию такого согласия устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

5.10.1 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, Пользователь предоставляет Оператору непосредственно.

5.10.2 Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения указанного согласия Пользователя опубликовать информацию об условиях обработки, о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных для распространения.

5.10.3 Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

5.10.4 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, прекращает свое действие с момента поступления Оператору требования, указанного в п. 5.10.3 настоящей Политики в отношении обработки персональных данных.

6. Принципы обработки персональных данных

6.1. Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе.

6.2. Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

6.3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

6.4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

6.5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки. Не допускается избыточность обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.

6.6. При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор принимает необходимые меры и/или обеспечивает их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

6.7. Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные уничтожаются либо обезличиваются по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

7. Цели обработки персональных данных

7.1. Цель обработки персональных данных Пользователя:

– информирование Пользователя посредством отправки электронных писем;

– предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте https://news.kmnsoyuz.ru/.

7.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

7.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

8. Правовые основания обработки персональных данных

8.1. Правовыми основаниями обработки персональных данных Оператором являются:

– уставные (учредительные) документы Оператора;

– договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных;

– федеральные законы, иные нормативно-правовые акты в сфере защиты персональных данных;

– согласия Пользователей на обработку их персональных данных, на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

8.2. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://news.kmnsoyuz.ru/ или направленные Оператору посредством электронной почты. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

8.3. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

8.4. Субъект персональных данных самостоятельно принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие свободно, своей волей и в своем интересе.

9. Условия обработки персональных данных

9.1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

9.2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

9.3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

9.4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

9.5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

9.6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – общедоступные персональные данные).

9.7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

10. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

10.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

10.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства либо в случае, если субъектом персональных данных дано согласие Оператору на передачу данных третьему лицу для исполнения обязательств по гражданско-правовому договору.

10.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».

10.4. Срок обработки персональных данных определяется достижением целей, для которых были собраны персональные данные, если иной срок не предусмотрен договором или действующим законодательством.
Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

10.5. Вся информация, которая собирается сторонними сервисами, в том числе платежными системами, средствами связи и другими поставщиками услуг, хранится и обрабатывается указанными лицами (Операторами) в соответствии с их Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности. Субъект персональных данных и/или Пользователь обязан самостоятельно своевременно ознакомиться с указанными документами. Оператор не несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе указанных в настоящем пункте поставщиков услуг.

10.6. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных для распространения, не действуют в случаях обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством РФ.

10.7. Оператор при обработке персональных данных обеспечивает конфиденциальность персональных данных.

10.8. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

10.9. Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки персональных данных, истечение срока действия согласия субъекта персональных данных или отзыв согласия субъектом персональных данных, а также выявление неправомерной обработки персональных данных.

11. Перечень действий, производимых Оператором с полученными персональными данными

11.1. Оператор осуществляет сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных.

11.2. Оператор осуществляет автоматизированную обработку персональных данных с получением и/или передачей полученной информации по информационно-телекоммуникационным сетям или без таковой.

12. Трансграничная передача персональных данных

12.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

12.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

13. Конфиденциальность персональных данных

Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

14. Заключительные положения

14.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru.

14.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

14.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.

Пользовательское соглашение

Настоящее Соглашение определяет условия использования Пользователями материалов и сервисов сайта https://news.kmnsoyuz.ru/  (далее — «Сайт»).

1.Общие условия

1.1. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

1.2. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сайта  Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

1.3. Администрация Сайта вправе в любое время в одностороннем порядке изменять условия настоящего Соглашения. Такие изменения вступают в силу по истечении 3 (Трех) дней с момента размещения новой версии Соглашения на сайте. При несогласии Пользователя с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

  1. Обязательства Пользователя

2.1. Пользователь соглашается не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственностиавторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сайта и сервисов Сайта.

2.2. Использование материалов Сайта без согласия правообладателей не допускается (статья 1270 Г.К РФ). Для правомерного использования материалов Сайта необходимо заключение лицензионных договоров (получение лицензий) от Правообладателей.

2.3. При цитировании материалов Сайта, включая охраняемые авторские произведения, ссылка на Сайт обязательна (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 Г.К РФ).

2.4. Комментарии и иные записи Пользователя на Сайте не должны вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации и общепринятых норм морали и нравственности.

2.5. Пользователь предупрежден о том, что Администрация Сайта не несет ответственности за посещение и использование им внешних ресурсов, ссылки на которые могут содержаться на сайте.

2.6. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, регистрацией авторских прав и сведениями о такой регистрации, товарами или услугами, доступными на или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные контакты Пользователя, в которые он вступил, используя размещенную на Сайте информацию или ссылки на внешние ресурсы.

2.7. Пользователь принимает положение о том, что все материалы и сервисы Сайта или любая их часть могут сопровождаться рекламой. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет какой-либо ответственности и не имеет каких-либо обязательств в связи с такой рекламой.

  1. Прочие условия

3.1. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения или связанные с ним, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. Ничто в Соглашении не может пониматься как установление между Пользователем и Администрации Сайта агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, либо каких-то иных отношений, прямо не предусмотренных Соглашением.

3.3. Признание судом какого-либо положения Соглашения недействительным или не подлежащим принудительному исполнению не влечет недействительности иных положений Соглашения.

3.4. Бездействие со стороны Администрации Сайта в случае нарушения кем-либо из Пользователей положений Соглашения не лишает Администрацию Сайта права предпринять позднее соответствующие действия в защиту своих интересов и защиту авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта.

Пользователь подтверждает, что ознакомлен со всеми пунктами настоящего Соглашения и безусловно принимает их.