- 9 августа 2021
- 16:12

Текст и фото: Ирина Коткина
Меня зовут Малышка. Я родилась в пятой бригаде общины «Канин» в июне 2021 года. Меня удочерила семья Латышевых, когда я повредила заднюю ножку. В начале августа вместе с ними я побывала на празднике в соседнем СПК «Восход». Оленятам очень вредно не ездить на бал, если они этого заслуживают.
Мама Алёна осень соскучилась по сестре Ане Бобриковой, брату Валере Бобрикову и племянникам Бобриковым. Вот мы и собрались в дальний путь.
Путь, конечно, не такой уж и дальний, часа два на оленьей упряжке. Я ехала на нартах на шкуре, но всё равно потряхивало. Надо будет на обратном пути попросить у тёти Ани подушку.
Иногда меня называют по-ненецки «авка» или по-русски – «кормяшка», потому что кормят с рук. Вообще-то это одно и то же – я оленёнок, который живёт в чуме или палатке вместе с другими членами семьи.
Палатку Бобриковых издалека видно, на ней праздничный флаг развевается. В палатке тепло и сухо, даже зимой, там всё время топится печка. Иногда приходится выходить на улицу, потому что становится жарко, у меня ведь тёплая шубка.
Мама Алёна, тётя Аня и другие женщины без конца хлопочут по хозяйству. Всех надо напоить-накормить (и меня тоже), натопить в соседней палатке баню, нарубить дров для печки, постирать и зашить одежду, собрать грибы-ягоды.
Самое сложное, хотя они это не считают за что-то особенное, – разобрать палатку, перевезти на новое место стоянки и опять собрать. Я бы точно не смогла.
В стойбище летом весело, много детей, они прилетают сюда на каникулы. А малыши, как и я, всё время с мамами и папами по тундре кочуют.

Мама Алёна и тётя Аня очень красивые. На праздник они надевают яркие паницы с мехом. Вместе с ними я пошла на собрание, где оленеводам и чумработницам вручали грамоты и подарки. Мне почему-то не вручили. Обидно, конечно, я ведь тоже хорошо работаю авкой.
После собрания начались соревнования. Метали тынзей на головки нарт, чуть меня не заарканили. Прыгали через нарты. Я тоже хотела, но ножка болит. Женщины кидали сапог, кто дальше. Кидали и смеялись, потому что очень смешное состязание. Дочка тёти Ани, Оля Бобрикова, так этот сапог метнула, что ей дали настоящую медаль!
Потом начали собирать оленей на гонки. Их у соседей очень много, но сколько точно, они ни за что не скажут – плохая примета.

Тётя Аня и Оля тоже решили погонять, а мы с мамой Алёной за них болели. Тётя Аня заняла второе место и тоже медаль получила! Обещала дать мне поносить.
Потом все ходили в гости друг к другу по палаткам, пили чай, ели мясо и рыбу, а я ужинала травой и ерой (ивняк), потому что вегетарианка. Молодёжь полночи играла в «третий лишний» и танцевала.
День Оленя в тундре – это как Новый год: все его долго ждут, готовятся, а потом радуются и всю ночь не спят.
За мной весь день ходила любопытная тётенька с фотоаппаратом. Всё время меня снимала, сюсюкала, обнимала и даже целовала без спросу. Я, так и быть, позволила, потому что она обещала про меня рассказ написать и кино снять. Только как я его посмотрю? Интернета и мобильной связи у нас нет, да и электричество включают только вечером.
На следующий день мы с мамой Алёной проводили гостей из Омы и Нарьян-Мара. Они улетели на вертолёте, а мы вечером поедем домой на оленях. Надо не забыть у тёти Ани подушку попросить!
PS: Если надумаете приехать, запишите адрес: Ненецкий автономный округ, Канинская тундра, община «Канин», пятая бригада, самая красивая палатка с медалькой.
Источник: Чумотека
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!