- 8 апреля 2024
- 19:24

1 апреля вступил в силу закон «О северном завозе», он регулирует доставку жизненно-необходимых товаров в регионы арктической зоны страны. Главная новация – создается единая на всю страну система поставок продукции на отдаленные территории. Ожидается, что созданная схема северного завоза позволит снизить цены на продовольствие на Крайнем Севере, а ассортимент поставляемой продукции увеличится. Как будет устроена новая система, обсудили эксперты в рубрике «Объективно о важном».
Опыт Якутии
– Этот закон мы ждали много лет, с 90-х годов. Я сама с Арктики, помню, как на наших глазах начали пустеть полки магазинов, резко исчезли самолеты АН-2, которые возили продукты в отдаленные наслеги. Стали распадаться мощные совхозы-миллионники, которые поставляли на все население продукты местного производства: мясо, рыбу, молочные продукты, – рассказала председатель комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) Елена Голомарева, участвовавшая в разработке федерального закона.
Многие положения, которые вошли в новый ФЗ, уже апробированы в Якутии. В республике с 2005 года действует региональный закон, регулирующий правила северного завоза и создана собственная система доставки продуктов на отдаленные территории.
Елена Голомарева вспоминает, что региональный закон о северном завозе появился, когда цены в отдаленных наслегах в прямом смысле ушли в космос. Например, банка сгущенки в Якутске 19 лет назад стоила 20 рублей, а в отдаленных поселках – 50. Тогда в Якутии готовились отмечать 70-летие Оленекского эвенкийского района и представители общественности поставили перед правительством республики вопрос о возмещении транспортных расходов на продукты для сельчан.
В Якутии в 2005 году для решения задач по завозу грузов было создано общество «Арктикаторг», затем оно было реорганизовано на «Якутопторг». Был принят свой региональный закон «О завозе грузов в арктические улусы (районы) и отдаленные наслеги РС(Я)». В январе 2024 года «Якутопторг» сменил наименование, теперь это – АО «Арктическая торгово-логистическая компания».
Елена Голомарева, фото из личного архива
Региональный закон Якутии субсидирует доставку 13 социально-значимых видов продукции, в основном это бакалея. Елена Голомарева в «Интервью недели» ранее сообщала «КМНСОЮЗ-NEWS», что в среднем на продукты по линии северного завоза приходится 10-15% от всех товаров, поставляемых на отдаленные территории, остальное доставляют предприниматели по рыночным ценам. Например, учебные заведения получают по северному завозу сахар, муку и другую бакалею, а фрукты закупают у представителей бизнеса.
Больше товаров хороших и разных
В Якутии ожидают, что, когда новые правила северного завоза заработают в полную силу, ситуация со снабжением отдаленных территорий изменится кардинально. По просьбе «КМНСОЮЗ-NEWS» Елена Голомарева перечислила основные новшества.
– Если раньше в Якутии по линии северного завоза доставлялись 13 наименований продуктов, то теперь их будет 75.
В частности, в перечень грузов северного завоза вошли свежие фрукты, среди них бананы, виноград, цитрусовые. В списке также овощи, причем не только картофель и морковь, но и, например, свежие томаты и перцы. Также будут поставлять кофе, какао, орехи, минеральную воду. Отдельное внимание уделено детским товарам – в поставки включены сухие молочные смеси для детского питания, а также смеси безлактозные и низколактозные. Для детей с непереносимостью лактозы такие продукты часто становятся основой питания в первый год жизни. Есть в списке мясные, овощные и фруктовые консервы, а также соки для детского питания. Будут в рамках северного завоза доставлять подгузники и другие средства гигиены для детей, бутылочки, соски и другие необходимые аксессуары, а также широкий ассортимент детской одежды – от распашонок до обуви. Полный список товаров перечислен в распоряжении Правительства России от № 3462-р от 2 декабря 2023 года.
Раньше за многими из таких товаров людям приходилось выезжать в города или делать заказы тем, кто отправляется из поселков на Большую землю.
Фото: Пресс-служба правительства Республики Саха (Якутия)
Путь к централизации
Более 60% от всех объемов северного завоза приходится на Якутию, Чукотку и Камчатский край. Также грузы по линии северного завоза поступают в республики Алтай, Бурятия, Карелия, Коми и Тыва, Забайкальский, Красноярский, Пермский и Хабаровский края, Амурскую, Архангельскую, Иркутскую, Магаданскую, Мурманскую, Сахалинскую и Тюменскую области, НАО, ЯНАО и ХМАО.
В каждом регионе своя специфика.
Вице-президент по правовым вопросам Ассоциации коренных КМНСС и ДВ РФ, председатель совета МОО «КМНСОЮЗ» Сергей Сизоненко, являющийся также депутатом Красноярского края, отметил, что ранее в этом регионе основные задачи по организации северного завоза брали на себя муниципалитеты, а краевые власти в первую очередь осуществляли мониторинг за этим процессом. Соответственно, главное новшество для Красноярского края и для многих других регионов страны – это централизация.
В Красноярском крае в перечень территорий для северного завоза вошли Норильск, Мотыгинский, Северо-Енисейский, Таймырский Долгано-Ненецкий, Туруханский, Эвенкийский муниципальные районы, а также 40 поселков и деревень.
В регионе по линии северного завоза в первую очередь поставляется топливо – уголь для граждан, проживающих в домах с печным отоплением, а также для социальных учреждений. Также везут дизельное топливо, моторные масла и сырую нефть.
В регионе северный завоз проходит в два этапа: с мая по октябрь грузы поставляют по воде, с декабря по апрель используются зимники. Но основной объем стараются доставить в навигацию.
– Теперь органам власти на каждом уровне – федеральном, региональном и местном – должна быть понятна сфера их ответственности. Абсолютно понятен первоначальный посыл принятия этого закона. Федерация должна знать, как и сколько грузов доставляется в самые отдаленные поселочки арктических и северных территорий, – подчеркнул Сергей Сизоненко.
Сергей Сизоненко, фото из личного архива
Как будет проходить северный завоз по новым правилам
По просьбе «КМНСОЮЗ-NEWS» Сергей Сизоненко рассказал, как должны организовываться грузоперевозки по новым правилам и кто за что отвечает.
* Перечень товаров, которые будут поставляться по линии северного завоза, утвержден на федеральном уровне. Список един для всех регионов. Грузы будут получать специальную маркировку и доставляться в первоочередном порядке.
* Федеральным координатором северного завоза становится Минвостокразвития.
* Для обеспечения мониторинга и централизованного планирования северного завоза будет создаваться специальная информационная система (ФГИС).
На региональном уровне власти должны вести централизованное планирование, организацию и координацию поставок, а также определять порядок формирования стратегического запаса грузов и вносить данные во ФГИС.
* Еще одна важная функция регионов – устанавливать методики расчета снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на продукцию, реализуемую на территориях северного завоза.
Муниципалитеты со своей стороны участвуют в планировании северного завоза, участвуют в создании стратегического запаса грузов и могут подавать заявки на включение новых территорий в перечень северного завоза.
Законы меняются
Принятие закона «О северном завозе» повлекло за собой множество изменений в нормативных актах всех уровней.
Одно из ключевых нововведений – поправки в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
– Он дополнен статьей об особенностях организации и осуществления северного завоза в муниципальных образованиях. Теперь обеспечение и заключение контрактов на поставку товаров, услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего на территориях северного завоза, передано на региональный уровень. Раньше районы это делали самостоятельно. Все остальные грузоперевозки, которые не связаны с северным завозом, районы будут осуществлять сами, – отметил Сергей Сизоненко.
В Кодекс торгового мореплавания и ФЗ «О морских портах» внесены дополнения, которые подразумевают приоритет грузов северного завоза первой и второй категории. Например, владельцы объектов инфраструктуры морского порта должны будут информировать о перевалке и технологическом накоплении и перевалке грузов северного завоза в морских терминалах.
Значительные изменения в законодательстве ждут и на уровне регионов. Так, в Якутии за годы работы республиканского закона, регламентирующего северный завоз, появились торгово-логистические центры, через которые ведется снабжение территорий. Но сейчас, когда объем грузов станет больше и появятся товары с относительно небольшим сроком хранения, созданную в Якутии систему также ждет перестройка.
«Принятие федерального закона требует инициативы региона в изменении, в дополнении логистики завоза грузов, учитывающие особенности каждого района и наслега республики», – сообщила Елена Голомарева.
Фото пресс-службы правительства Республики Саха (Якутия)
Когда изменения будут заметны
Новые правила северного завоза будут претворяться в жизнь постепенно. Так, весь функционал ФГИС должен заработать лишь в 2026 году. Регионам арктической зоны потребуется время, чтобы внести изменения в свою нормативную базу и создать логистические центры на местах.
– С большей долей вероятности, в 2024 году процесс доставки товаров и грузов будет в прежнем режиме, – спрогнозировал Сергей Сизоненко, но подчеркнул, что на федеральном уровне основные параметры северного завоза утверждены, что дает возможность приступать к реализации новых правил.
– Через три года мы увидим четкую картину, – сообщила Елена Голомарева и отметила, что новые правила северного завоза повышают актуальность развития малой авиации и речного судоходства.
Если ориентироваться на опыт Якутии, то в республике закон, регламентирующий северный завоз, не был статичным. В него регулярно вносились поправки, чтобы он максимально отвечал текущей ситуации. Соответственно, есть все основания полагать, что когда начнут реализовываться положения федерального закона, то изменений тоже не избежать. Так что хотя новый закон уже формально действует, по факту – это только начало большого пути по созданию в арктической зоне нового качества жизни.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!