- 3 декабря 2023
- 16:31
Эвенский певец Гарпани Солинга рассказал, зачем перекладывает старинные песни на современные ритмы и как вдохновляется тундрой.
Имя эвенского певца Гарпани Солинга уже довольно известно. Он выступает на этнофестивалях, снимает клипы. В роду артиста не было профессиональных певцов, но, говорит он, у его предков всегда было особое отношение к музыке. Именно оно и помогает Гарпани без продюсеров и спонсоров, на одном энтузиазме, уверенно идти к своей цели – большой сцене. Сегодня Гарпани Солинга – гость рубрики «Интервью недели».
– Расскажите, пожалуйста, о вашем сценическом псевдониме, что он означает?
– По паспорту я – Гавриил Суздалов. Мне с детства говорили, что я лучезарный, что от меня веет добром и светом. В какой-то момент я подумал, а как будет слово «лучезарный» по-эвенски, выяснил, что это – «гарпани». Тогда решил, что возьму себе такой псевдоним. Потом посоветовался со своим наставником отличником культуры Республики Саха (Якутия) Анатолием Гороховым. Он подумал и сказал, что просто в Гарпани как будто чего-то не хватает, хочется какого-то продолжения.
Я начал думать и вспомнил, что обожаю зарю, любая заря на небе для меня – символ вдохновения. «Заря» на эвенском звучит «солинга». Сразу отмечу, я это слово «подсмотрел» в интернате «Арктика» – это экспериментальная школа в Нерюнгри, там учатся дети из числа представителей коренных малочисленных народов Севера. Одна из особенностей «Арктики» в том, что все ученики живут по общинам. В главном здании – четыре этажа, и на каждом этаже представлена культура того или иного народа. Община, где я жил, тоже называлась «Солинга». У нас была замечательный воспитатель Шестакова Розалия Егоровна, она очень много дала знаний о том, как выступать на сцене, как представлять свои произведения. Во многом она сформировала мое мировоззрение. Так вот, в честь Розалии Егоровны, в честь общины, где я жил, я взял вторую часть своего псевдонима – «Солинга». Так я и стал Гарпани Солинга, что можно перевести с эвенского как «лучезарная заря». Со временем я привык к этому псевдониму, близкие меня так и называют – Гарпани Солинга. Но, конечно, когда обращаюсь в органы государственной власти или покупаю билет на самолет, то в таких случаях я пользуюсь своим паспортным именем. Бывает, и что некоторые люди не могут произнести мой псевдоним сразу, начинают переспрашивать. Тогда, чтобы всем было проще, я представляюсь Гавриилом. Подчеркну, что к своему имени по документам я отношусь с большим уважением, его дали мне родители, так что я ношу его с гордостью и очень им дорожу.
– Как вы начали заниматься музыкой?
– Я родился в семье оленеводов, и наш род уже 360 лет из поколения в поколение водит стада по тундре. Еще в пять лет я сам ходил по тундре, слушал пение птиц, бег оленей, шум ветров. У нас в тундре особый шум ветра. Мои бабушки и дедушки говорили, что для нас музыка – это наша природа.
В общем, когда я бегал по тундре, то изображал голоса птиц и животных. Конечно, как и все дети, я слушал и обычную музыку, пел песни. Иногда я ставил камни в тундре, представлял, что это сцена, и пел.
Потом, когда я пошел в школу у нас в Усть-Янском районе, то сразу стал заниматься в фольклорном ансамбле «Хэку», что означает «Северное сияние». Руководила ансамблем Екатерина Егоровна Лебедева, она преподавала у нас эвенский язык. Екатерина Егоровна увидела мою тягу к выступлениям и природе. Она взяла меня под шефство, я занимался с ней музыкой до седьмого класса. Мы много репетировали, ездили с выступлениями в том числе по родному району, выигрывали разные конкурсы. В седьмом классе я поступил в школу-интернат «Арктика». Там обучение уже можно было назвать профессиональным. В «Арктике» упор делается на изучение родной культуры, причем всестороннее. Например, внимание уделяется не только языку, но и истории, литературе, помню, что мы, дети, изучали даже какие-то научные работы.
В «Арктике» я продолжил петь. В какой-то момент меня стали узнавать, приглашать на мероприятия. На тот момент я исполнял аутентичные эвенские песни. Чаще всего на мои выступления приходили представители старшего поколения. Наши старейшины говорили мне много теплых слов, это, безусловно, очень приятно, когда бабушки, прожившие огромную жизнь и слышавшие много разной музыки, радуются, услышав мое исполнение.
– А как вы пришли к нынешнему звучанию?
– Признаюсь, мне хотелось, чтобы меня слушала молодежь, мои ровесники. Ведь если говорить про музыку, про выступления, то одна из главных целей всего этого – сохранить нашу самобытную культуру. А многие юноши и девушки хотят переезжать в большие города, слушать модную музыку. Музыка – это язык молодежи, ключ к ее сердцу, причем речь идет именно о популярных композициях. И у меня возникла мысль выпускать наши эвенские песни под современные аранжировки, чтобы привлекать внимание молодежи, чтобы показывать в музыке цели и мечты современных юношей и девушек. Причем не только эвенов, я хочу, чтобы моя музыка была интересна представителям всех коренных малочисленных народов. Я пою о том, что продвигать свою культуру – это круто, жить в тундре со своими оленями – тоже круто или даже модно.
Если говорить глобально, то сейчас мы все столкнулись с засильем западной культуры. Я не хочу сказать, чтобы это было плохо, есть замечательные американские фильмы, я их сам с удовольствием смотрю. Есть хорошая американская и британская музыка, я ее тоже слушаю, да и кто не слушает? Признаюсь, будучи подростком, я даже думал над тем, чтобы поехать в США. Уверен, что такие мысли у многих были. По сути так проявляется глобализация. Но ведь помимо всей этой масскультуры у нас есть своя, самобытная и уникальная культура. У нас есть свои истоки, свои корни. Не хочу говорить пафосно, но моя цель – показать юношам и девушкам ценность родной культуры. И я работаю над этим – у меня вышло два клипа, есть несколько авторских песен, также я положил на современную аранжировку несколько наших народных композиций.
В ближайшее время мы планируем запустить флешмоб на народную песню «Нолтэн», клип на которую у меня недавно вышел. То есть фактически у меня сейчас в репертуаре как танцевальная музыка, так и аутентичные композиции.
– Как старейшины отнеслись к тому, что вы стали выпускать песни с современными аранжировками?
– Критика, конечно, есть. Мне говорят периодически, что так нельзя, что должно быть только аутентичное звучание. Но я продолжаю идти к своей цели. Я чувствую, что поступаю по заветам предков. Моя музыка может познакомить людей с эвенской культурой, стать, так сказать, первым приближением. Потом, когда появляется интерес, я приглашаю своих зрителей на конференции и фестивали, где выступаю в другом амплуа – именно с аутентичными композициями. То есть танцевальная музыка позволяет привлечь внимание к нашей культуре.
Я получаю достаточно много откликов от своих зрителей. Многие признавались, что действительно стали посещать этномероприятия, стали интересоваться своими корнями. Знаю ребят, которые, раньше посмотрев на меня, тоже стали петь на своих родных языках. Нет, они и раньше занимались музыкой, но исполняли композиции на русском, английском, а потом увидели, что можно делать интересные проекты на родном языке, что они востребованы, интересны.
– Сейчас на некоторых мероприятиях, например, на форуме «Россевер», проводятся этнодискотеки. Как вы считаете, могут ли этнодискотеки превратиться в самостоятельные музыкальные мероприятия?
– Вы угадали мои мысли. Я мечтаю о том, чтобы появились этнодискотеки, чтобы это было не только на фестивалях или форумах в отдельных городах, чтобы такие мероприятия проводились по всей стране. Молодые хотят танцевать.
– Вы обучаетесь в Институте народов Севера РГПУ имени Герцена и сейчас живете в Петербурге. Есть ли в городе условия для этномузыкантов, например, продюсерские центры или студии?
– Такого, чтобы ты пришел куда-то и сразу же появился бы продюсер, студия и гастрольный график, нет. Соответственно, этномузыканты, как и все остальные, ищут себе условия сами. В Петербурге есть замечательный проект «Зов Земли», он продвигает культуру кочевых народов мира. Я сотрудничаю с этим проектом, с его основательницей Алиной Бакировой. Также огромную помощь оказывает наш Институт народов Севера. Там огромная информационная база, можно очень глубоко изучать язык, познавать его различные аспекты, есть уникальная библиотека литературы, да и преподаватели – носители действительно энциклопедических знаний. Могу по себе сказать, что именно здесь, в Институте народов Севера, все мои знания о народах, проживающих в Якутии, были как-то разложены, систематизированы. Причем речь не только об учебных занятиях, у нас проходит очень много мастер-классов, открытых лекций.
Я учусь на этнокультуролога-историка. О моем музыкальном проекте все преподаватели знают, все поддерживают, причем не только морально, но и предоставляют залы для репетиций, приглашают на фестивали. Это очень ценно. Плюс у нас в Институте есть замечательное сообщество из неравнодушных и вовлеченных в родную культуру студентов, преподавателей. Не знаю, есть ли в Петербурге эвенское землячество, но по крайней мере у нас в институте можно встретиться с соотечественниками.
– Многие студенты, приехавшие на учебу в большие города, рассказывают, что сталкиваются с дефицитом практики на родном языке. Есть ли у вас такая проблема?
– XXI век на дворе. Со своими близкими я общаюсь на родном языке, мы созваниваемся, переписываемся. В общем, если человек хочет говорить именно на эвенском, проблемы нет.
– Когда вы выступаете в Петербурге, требуется ли рассказывать местному зрителю об эвенах, эвенском языке, о традициях?
– Да, конечно, я обязательно рассказываю, отвечаю на вопросы. И не только в Петербурге, но и когда, например, в Якутске выступаю. Важно, чтобы зрители понимали, о чем будет песня, даже если они не знают язык.
– Как вы в целом видите развитие своей музыкальной карьеры в ближайшие 5-10 лет? Когда планируете выпустить дебютный альбом?
– Весной я собираюсь издать сборник хитов с добавлением трех-четырех новых песен. Надеюсь, что он понравится слушателям. Если же говорить про перспективы, то я бы хотел связать свою жизнь с музыкой. Конечно, в Петербурге много профессиональных студий, площадок, но я хотел бы вернуться после получения диплома в Якутию. Там моя жизнь, для меня тундра – это как топливо для души, когда бываю в родных местах, сердце будто поет. Я часто езжу в Якутию, недавно, например, был на конференции в Якутске. Зимой на каникулы тоже обязательно полечу домой. Но даже когда я нахожусь в городе, то мыслями я все равно там, в нашей бескрайней прекрасной тундре.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Гавриил Октябрьевич Суздалов, псевдоним – Гарпани Солинга
Регион: Республика Саха (Якутия), Усть-Янский район, село Сайылык
Деятельность: музыкант, певец, поэт, популяризатор эвенской культуры
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!