- 15 октября 2023
- 13:53

Председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Амурского района Хабаровского края Полина Ходжер рассказала об опыте работы с бизнесом, социальных проектах и возрождении культуры.
В последние десять лет крупные золотодобывающие компании, которые осуществляют деятельность в Амурском районе Хабаровского края, стали финансировать издание книг о коренных малочисленных народах, спонсировать национальные праздники и фольклорные коллективы, участвовать в модернизации сельских домов культуры и заниматься благоустройством улиц. О том, как удалось наладить взаимодействие с крупным бизнесом, рассказала «КМНСОЮЗ-NEWS» председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Амурского района Хабаровского края Полина Ходжер.
– Полина Павловна, за годы работы в Ассоциации вы смогли выстроить отношения со всеми крупными добывающими компаниями, ведущими деятельность в Амурском районе. Расскажите, пожалуйста, как проходил этот процесс, что было самым сложным?
– Самым сложным было начать. На тот момент ни у кого в Хабаровском крае не было такого опыта взаимодействия, никто не знал, как наладить контакт с бизнесом, как вести диалог, как это все оформлять юридически.
Но нам, я скажу, повезло. Далеко не во всех районах Хабаровского края добывающие компании заинтересованы в диалоге с коренными малочисленными народами, а у нас – ответственный бизнес. С самого начала компании декларировали, что будут сотрудничать с нами и были открыты к диалогу. И свое слово они держат, что не может не радовать.
В первую очередь мы основывались на законодательстве, нашей настольной книгой стал ФЗ-92 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Российской Федерации», ориентировались мы и на международное право. Но в меньшей степени, все-таки у нас своя специфика, нам просто важно было понять, как действуют в других странах, где такая работа ведется уже десятилетиями.
Сейчас у нас выстроены крепкие партнерские отношения с компанией «Полиметалл» и ее ключевым предприятием в Амурске – Амурским гидрометаллургическим комбинатом. Также взаимодействуем с ООО «Амур Минералс», которое ведет разработку месторождения цветных металлов в Амурском районе Хабаровского края.
– Что предприятия делают для представителей коренных малочисленных народов, проживающих на территории района?
– Первой компанией, с которой мы стали сотрудничать, стал «Полиметалл». Мы уже 11 лет взаимодействуем, за это время у нас сложились крепкие доверительные отношения. Компания поддерживает многие наши проекты, направленные на сохранение самобытной культуры, охотничьих промыслов и национальных ремесел. Это очень важная поддержка для нас – представителей коренных народов. Иногда компания «Полиметалл» сама выступает с инициативами по развитию территорий. Скрывать нечего, у нас бюджетное финансирование многих объектов очень скромное. Возьмем, например, сельские дома культуры. Как они финансируются? Сотрудники, конечно, получают зарплату, оплачиваются услуги ЖКХ, содержание зданий. Но ведь в домах культуры есть творческие коллективы, которым нужно развиваться. Так рождаются интересные проекты – «Полиметалл» помогает в приобретении оборудования для мероприятий, финансирует пошив национальных костюмов, а также проведение различных мастер-классов и творческих лабораторий в наших национальных селах.

В домах культуры есть творческие коллективы, которым нужно развиваться.
– Как выбираются проекты и определяется их финансирование?
– Ежегодно мы представляем компаниям, с которыми сотрудничаем, наши проекты, идеи. Для этого объявляем конкурс, все желающие подают заявки, а затем происходит защита проектов – самые актуальные и проработанные получают поддержку.
Лучшие проекты выбирает консультативный совет из 11 человек, куда входят сотрудники компаний и представители коренных малочисленных народов, проживающие на территории района – это председатели ассоциаций сельских поселений.
За годы сотрудничества с нашими партнерами сделано очень многое, причем не только в части финансирования домов культуры. Например, во многих селах появилось дополнительное уличное освещение, были отремонтированы национально-культурные центры, на улицах поставили современные детские игровые комплексы.
Недавно при содействии ООО «Амур Минералс» был отремонтирован дом культуры села Джуен. Это старое здание, построено оно было в 1959 году. Конечно, в идеале бы нужен новый дом культуры, но мы даже не представляем, когда у нас может появиться другое здание. Соответственно, на первый план для нас вышел вопрос с ремонтом. Компания взяла на себя финансирование реконструкции здания, был отремонтирован актовый зал, приведены в порядок фойе, крыша.

Во многих селах появилось дополнительное уличное освещение, были отремонтированы национально-культурные центры, на улицах поставили современные детские игровые комплексы.
Также необходимо сказать о наличии комплексного подхода в решении проблем коренных народов со стороны бизнеса и органов власти. В селе Ачан сейчас строится национальный культурный центр «Силэмсэ». Объект включен в нацпроект «Культура», возведение нового здание ведется по линии правительства края и администрации района. Ранее проектирование объекта было проведено за счет социальных инвестиций «Полиметалла». После завершения строительства компания также поможет с благоустройством территории центра, проведением ремонта внутренних помещений и приобретением оборудования.
Активно сотрудничаем с бизнесом и при проведении праздников. В частности, у нас каждый год летом проходит Праздник охотника – Вайчамди аняни. Это наш традиционный обрядовый праздник, на котором молодые охотники демонстрируют свою удаль. Проект финансирует «Полиметалл». Другой праздник, в организации которого нам помогает эта компания, называется Сиумбэ кэндэли, что в переводе с нанайского значит «Вокруг солнца». Одно из главных событий праздника – соревнования по национальным водным видам спорта. Это уникальное направление, мы стараемся возродить и популяризировать наши традиционные виды спорта, устраиваем состязания.
Главное событие праздника – гонки на оморочках. Так называли лодки, которые были в ходу у нанайцев и удэгейцев.
Еще у нас ежегодно проводится праздник «Аист над Амуром», наши компании тоже принимают в нем участие.
Мы стараемся вывозить наши коллективы на крупные российские форумы и фестивали. Например, мастера и творческие коллективы ездят в Москву на «Сокровища Севера».
У нас много проектов в планах. Например, очень хочется создать на территории нашего района этнодеревни. Надеюсь, что когда-нибудь это получится реализовать.

Мы стараемся возродить и популяризировать наши традиционные виды спорта, устраиваем состязания.
– Поделитесь, пожалуйста, своим опытом: с чего нужно начинать, чтобы выстроить отношения с бизнесом?
– Надо проводить встречи, знакомить с культурой, разъяснять, что для нас важно. При этом необходимо ссылаться на законы, все-таки у нас есть территории традиционного природопользования, определены места традиционного проживания коренных малочисленных народов. Поэтому в первую очередь мы основываемся на нормативных актах, документах, приказах.
Мы пишем письма. Под лежачий камень вода не течет. Если не мы инициируем какие-то проекты, то кто лучше нас поймет, что нам нужно? Мы постоянно напоминаем о себе, а также рассказываем крупному бизнесу о нашей территории, о ее особенностях.
Ведь те же компании приходят не на пустое место, они запускают добывающее производство на территориях, где наши народы жили веками. Поэтому мы должны им рассказать, что это за земли, чем они для нас ценны, что для нас важно. Также мы знакомим со своей культурой, показываем, как ее сохраняем.
Зачастую для бизнеса все это становится открытием.
Вот почему у нас Россия такая крепкая – потому что наша страна многонациональная и мы все – разные. Когда бизнес приходит на территорию, он может знать, какие здесь есть месторождения, природные ресурсы, но, конечно, у компании, которая специализируется на геологоразведке или добыче, может не быть понятия об этнографии. Мне однажды один предприниматель сказал, что в Челябинской области, где он реализовывал другой проект, тоже на территории проживает коренное население.
Никто не спорит. В нашей стране многие веками живут на одной территории, ведь они – коренные. Но коренной малочисленный народ – это несколько другое понятие. У нас маленькая численность, мы стремимся сохранить свою культуру, держимся за нее всеми силами, для нас важно все, чтобы у нас осталась возможность вести традиционные виды деятельности, чтобы сохранился фольклор.

Почему у нас Россия такая крепкая – потому что наша страна многонациональная и мы все – разные.
На словах бизнес не всегда это осознает. Часто топ-менеджеры компаний, только побывав у нас, только увидев, как мы живем, чем мы живем, понимают, что для нас действительно очень важно сохранить нашу культуру. И вообще, кто, если не мы? Я вам честно скажу, что многие бизнесмены удивляются, но после таких встреч они начинают нас слышать, понимать, чего мы хотим и почему мы этого хотим.
– А юрист в штате обязателен, чтобы правильно вести переписку с бизнесом?
– Конечно, юристы никогда не лишние, они могут составить правильно все письма, дать ссылки на те или иные законы. Но на самом деле, если даже нет в штате специалиста, то можно написать письмо в свободной форме и при встрече все разъяснить. Поэтому даже если нет опыта взаимодействия с бизнесом, то, скорее всего, все получится.
Прошли те времена, когда можно было просто отмахнуться, сделать вид, что нас нет. Все знают, что у нас, у наших народов, есть права и преференции, и мы ими пользуемся. Поэтому компании открыты к диалогу.
– Влияют ли на проекты, которые крупный бизнес реализует совместно с Ассоциацией, санкции и биржевые котировки цен на металл?
– Я думаю, что в какой-то степени влияют. Однако прямой зависимости нет, у нас не было такого, чтобы нам отказывали в финансировании какого-то проекта или праздника из-за котировок.
– Помимо проектов с компаниями у Ассоциации есть собственные мероприятия. Расскажите о них, пожалуйста.
– У нас много проектов по сельским территориям, касающихся улучшения бытовых условий. Например, строим колодцы. Очень большое у нас фольклорное направление, в частности, мы проводим в селах мастер-классы по традиционной вышивке и изготовлению из лозы и камыша различных бытовых предметов. Это наши традиционные промыслы, но сейчас из лозы плетут буквально два-три человека. Мы приглашаем на мероприятия заслуженных мастеров, которые владеют древними ремесленными техниками. Проводим мероприятия по изготовлению изделий из бересты, рыбьей кожи.
Меня радует, что сейчас все эти промыслы постепенно возрождаются. В двухтысячные годы у нас ведь все эти направления находились в очень плачевном состоянии, было очень обидно. В какой-то момент мы решили, что так нельзя, надо восстанавливать. И процесс пошел. Появились мастер-классы, люди стали интересоваться нашими традиционными промыслами. Многие делают успехи. В этом году Раиса Ходжер из села Ачан получила звание «Лучший мастер декоративно-прикладного искусства Хабаровского края».
Силами Ассоциации мы издаем учебные пособия, разговорники, художественные книги, особенно обращаем внимание на детскую литературу, делаем так называемые «книжки-малышки» для самых маленьких.

Мы приглашаем на мероприятия заслуженных мастеров, которые владеют древними ремесленными техниками.
Мы проводим форумы, особенно стараемся работать с молодежью. Я вам прямо скажу, у нас четыре поколения практически не используют в быту нанайский язык. Это привело к тому, что и молодежь, естественно, не говорит. Но ведь с этим надо что-то делать. И мы делаем. Мы зовем на такие мероприятия носителей языка, их немного. Носители рассказывают о том, как учить язык, какие есть особенности. Ведь нельзя просто так взять и начать говорить на родном языке. Я сама говорю по-нанайски, но, например, с грамматикой у меня сложности, не могу понять, как работают какие-то правила, и все тут. Думаю, если бы раньше были такие консультации, разъяснения, было бы проще.
– По вашим ощущениям, интересуется ли молодежь Амурского района национальной культурой, национальным движением?
– Да. Главный показатель – это то, что, когда мы проводим форумы, нам приходится заниматься отбором, желающих всегда много. Попасть на форум – это престижно. На языковых занятиях тоже молодежи много, причем, знаете, не просто так люди ходят «для галочки» или чтобы время провести. У нас там серьезное вовлечение. Например, бывают дни, когда все разговоры ведутся только на нанайском. Поэтому, чтобы поддержать диалог, приходится как-то учиться. Результаты пусть небольшие, но есть, у нас в районе стало привычным делом, когда молодые люди здороваются по-нанайски или спрашивают на родном языке: «Как дела?»
При Ассоциации коренных малочисленных народов Амурского района есть Молодежный совет, он каждый год проводит Праздник первой рыбы. Это вообще такой молодежный праздник, и наши ребята его организуют очень хорошо. Мы ведь люди Амура, рыба для нас – это главное.
– Кстати, как в этом году с путиной? Рыбы хватит?
– К сожалению, все сложно. Рыбы в этом году значительно меньше, чем в прошлом. По моим ощущениям, 35% жителей района остались без рыбы. Мы находимся на среднем течении Амура, до нас и так она плохо доходит, а в такие годы, как этот, особенно.
Рыбачим мы общинами. Вообще, у нас в Хабаровском крае общины очень сильные, это большие сообщества, где люди делают одно дело, помогают друг другу. Я нашими общинами очень горжусь. Но им непросто вести свою деятельность, потому как с квотами проблемы. Например, на 50 членов общины оформляют квоту пять тонн. Но с каждого килограмма нужно заплатить налог на водные биологические ресурсы, это 12 рублей 60 копеек за килограмм. Это невозвратные средства, ведь рыбу в итоге люди забирают бесплатно. Так что для общин получаются серьезные траты.

Четыре поколения нашей семьи связаны с «Сиуном».
– Вы являетесь консультантом двух знаковых ансамблей – «Сиун» и «Тасима». О чем вас, как консультанта, обычно спрашивают? Откуда у вас столько знаний по нанайскому фольклору?
– Я была заведующей сектором по работе с детьми и подростками в национально-культурном центре у нас здесь, в Ачане. «Сиун» для меня родной. Мои родители были в числе первых участников ансамбля «Сиун», я сама тоже состояла в этом коллективе. Потом в ансамбль пришли мои дети, а затем и внуки. Получается, четыре поколения нашей семьи связаны с «Сиуном». Очень много про него знала моя сестра, она была собирательницей нашего нанайского фольклора, мы проводили семинары на эту тему. Я сама встречалась с Евдокией Александровной Гаер, легендарной исследовательницей нанайской культуры. Мы очень много с ней беседовали. Мне довелось общаться с Понгса Константиновичем Киле, это знаковый этнограф, исследователь нанайских традиций. Да и моя деятельность связана с традициями и с обычаями, так что да, я выступаю в роли консультанта.

В нашем селе Ачан Ходжер – самая популярная фамилия.
– Вы представительница одного из крупнейших нанайских родов Ходжер. Расскажите, пожалуйста, о вашем роде.
– В нашем селе Ачан Ходжер – самая популярная фамилия, ее, мне кажется, носит 70% местных жителей, а у нас здесь больше 600 человек живет. Когда-то давно, еще до основания села, здесь было стойбище Ходжеров. Было стойбище и на территории села Болонь. Так что людей с фамилией Ходжер много, но далеко не все они кровные родственники. Например, мой муж – тоже Ходжер, но мы не родственники. Есть легенда, что род Ходжер – это потомки водяного дракона, мы очень чтим это, дракон – наш символ. У нас сейчас строится национально-культурный центр, в его архитектуре постарались это отразить. У нас будут два тотемных столба, символизирующих роды Ходжер и Киле как одни из крупнейших нанайских родов. Мы помним свои роды, у нас есть родовые легенды, есть свои символы, орнаменты. Я всегда говорю, что раз мы дети водяного дракона, то у нас все должно получиться.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Ходжер Полина Павловна
Регион: Хабаровский край, Амурский район, село Ачан
Деятельность: председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Амурского района Хабаровского края, ведущий специалист группы по охране окружающей среды и природопользования Амурского муниципального района, хранительница народных традиций
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!