- 24 сентября 2023
- 17:59
Саамская активистка Полина Харыбина поделилась опытом, как популяризировать национальную культуру и создавать то, что нужно людям.
Всего за два года Полина Харыбина, жительница поселка Лопарская Мурманской области, стала одной из самых медийных персон региона. Она снимается в кино, встречает делегации, прилетающие в Мурманск, проводит экскурсии в своем подворье, а еще она создала виртуальный музей и языковое приложение. Полина Харыбина популяризирует саамскую культуру, рассказывает о ней как мурманчанам, так и туристам. Примечательно, что Полина является многодетной матерью, ее младшей дочери исполнилось недавно четыре месяца. О том, как делать масштабные проекты и сохранять время на семью, Полина рассказала «КМНСОЮЗ-NEWS».
– Полина, как вы пришли в саамское национальное движение?
– Специально я никуда не шла. Моя бабушка Роза Яковлевна Иванова всегда занималась сохранением нашей саамской культуры, она была учителем саамского языка, много делала для сохранения нашего наследия. При этом мы всегда были вместе, помогали ей проводить мероприятия. Дело бабушки продолжили мои родители, которые также были общественниками, и поэтому как-то внутри семьи мы всегда что-то создавали и продвигали, сохраняя культуру нашего народа.
– Каким был ваш самый первый проект?
– В 2021 году я выиграла грант на создание виртуального музея оленно-транспортных батальонов, у меня вообще всегда такие идеи – более цифровые.
С музеем получилось все спонтанно. Как-то на одном мероприятии я сказала, что хорошо бы создать виртуальный музей, и, когда был объявлен конкурс Росмолодежи, мне друзья по общественной работе посоветовали подать заявку на реализацию этого проекта. Я решила попытать удачу. До этого у меня был опыт создания проектов, я участвовала в форуме «Россевер», подавала заявки, но они никогда не оказывались в числе выигрышных.
Дело в том, что я всегда заряжалась на что-то очень масштабное. Сейчас я понимаю, что, пожалуй, то, что я выдавала, реализовать просто невозможно. А тут решила попробовать с этим проектом, хорошенечко его прописала, подала заявку, она была передана на рассмотрение комиссии.
Прошло время. В общем, я понимаю, что уже должны быть подведены итоги, захожу на сайт и в огромном списке, где было более 300 победителей, нахожу свою фамилию.
Я тогда не могла поверить своему счастью.
В итоге музей был создан в 2021 году. Вместе с ребятами, которые мне помогали, мы загрузили на сайт музея биографии участников войны, разместили фотоматериалы, документы.
К сожалению, в Мурманской области далеко не все школьники знают об оленных батальонах, об их вкладе в Великую Победу.
Но виртуальная платформа не статична, нужно наполнять ее данными, размещать новые статьи, которые выходят на эту тему, и, самое страшное – содержать ее финансово, потому что хостинги и домены стоят денег, так как это некоммерческий проект, то он ничего не приносит в материальном плане.
Сейчас я ищу соратников и помощников, чтобы поддерживать музей на плаву. Это очень важный проект. Сейчас, к сожалению, в Мурманской области далеко не все школьники знают об оленных батальонах, об их вкладе в Великую Победу. Большинство ребят или вообще не в курсе или владеют обрывочной информацией. Если говорить про поколение постарше, то в целом знания об оленных батальонах у людей есть, но не всех.
В Мурманске установлен памятник бойцам оленно-транспортных батальонов. Недавно мы сделали к этому мемориалу большую табличку и разместили на ней QR-код на наш музей. Надеюсь, в ближайшее время мы установим эту табличку, чтобы люди, которые приходят посмотреть на памятник, могли навести камеру своего мобильного телефона на QR-код и получить полную информацию об оленно-транспортных батальонах.
– Как появилось ваше семейное подворье «Олений двор»? В какой момент вы решили проводить там экскурсии?
– Лопарская – это небольшой поселок в Кольском районе Мурманской области. Это место компактного проживания народа саами, именно сюда, когда началась Великая Отечественная война, эвакуировались мои прабабушка и прадедушка. В Лопарской жила вся наша семья, здесь выросла я, мой брат. Когда мы с братом были уже взрослыми, родители решили завести оленя. Знаете, бывает такое, когда дети вырастают, забот становится меньше, люди начинают реализовывать то, что давно хотели. Мои родители хотели, чтобы во дворе жили олени. Мы построили забор, привезли оленя. А потом родилась Марьяша, это старшая моя дочка, я с ней гуляла по нашему поселку. А он в это время стал разрастаться за счет дачного кооператива. Где мы раньше грибы собирали, стали строить дачи.
В общем, ко мне стали подходить наши соседи, спрашивать, правда ли, что мы саами, интересоваться, как мы живем, многие видели, что во дворе стоит кувакса, наше переносное жилище. Мы стали приглашать соседей в гости, водить экскурсии. И как-то постепенно все это развилось в прием групп туристов, я разработала программу.
Если изначально я воспринимала все это как удовольствие для себя и для души, то сейчас я понимаю: подворье вполне может приносить прибыль. Я хочу, чтобы наша Мурманская область привлекала туристов не просто как регион с красивыми местами, а чтобы здесь была такая национальная начиночка, чтобы территория ассоциировалась с саамами.
Мы стали приглашать соседей в гости, водить экскурсии. И как-то постепенно все это развилось в прием групп туристов.
– Созданное вами подворье – это не туристский объект, а ваш дом. Как удается разделять обычную жизнь и прием туристов? Не мешают ли постоянные посетители в доме?
– Изначально, когда к нам только стали приходить гости, это всегда было несколько хаотично, причем наши интересы, как хозяев, не учитывались. Меня могли в любое время попросить показать оленя, все равно, мол, я сижу в декрете и с позиции некоторых людей у меня куча свободного времени. Этап «Я хочу, и ты давай» мы прошли, сейчас мы выработали такую концепцию, которая позволяет нам не испытывать дискомфорта от того, что к нам приходят люди, которых мы не знаем. Есть определенные границы этого двора и то, что мы в семье можем показать и чем поделиться. Эти границы я озвучиваю еще перед началом экскурсии. В итоге от этого хорошо всем. Например, все знают, что в гараж заходить нельзя, даже если сильно хочется. Или мы просим близко не подходить к веранде, когда там спит наша младшенькая дочка. Такой подход позволяет самим получать удовольствие от экскурсии, в ее описании, кстати, так и говорится, что мы приглашаем побыть нашими гостями. В итоге люди получают информацию о саамском быть, о жизни подворья, но тем не менее, все понимают, что находятся в гостях и что это все-таки наша территория.
Когда мы ввели такое разделение, то сразу же увеличилось число положительных отзывов. Люди стали писать, что будто побывали в гостях у добрых друзей или дальних родственников, что, согласитесь, очень приятно.
– Вписывается ли такой формат в саамские традиции гостеприимства?
– Да, вполне. У нас самое главное – пригласить гостей к столу, угостить чем-то вкусным. Во время экскурсий мы завариваем чай, готовим блюда национальной кухни, угощаем ими гостей.
– Сейчас в Мурманской области активно развивается туризм. Стремитесь ли вы вписаться в областные турпроекты?
– Я думаю, что мы уже вписались. Нас регулярно приглашают на различные мероприятия, в этом году мы уже приняли участие в нескольких проектах. Например, сейчас в Мурманской области снимается много полнометражных фильмов и сериалов. Чтобы режиссеры смогли найти место съемок, загореться какой-то идеей, собрать информацию о местности, им устраивают специальные экскурсии по региону. У нас такие мероприятия проводит продюсерский центр «Северный характер», он возит режиссеров, продюсеров по территории нашей области, знакомит с различными объектами, чтобы показать, что у нас здесь есть, с кем можно общаться. Я сама уже снялась в нескольких фильмах!
Люди получают информацию о саамском быть, о жизни подворья, но тем не менее, все понимают, что находятся в гостях.
В целом наше подворье представлено уже в нескольких федеральных проектах, например, мы есть на гастрономической карте России. Так что все интересующиеся уже знают, существует национальная кухня, мы, например, регулярно проводим мастер-классы с саамскими рецептами. А еще мы встречаем гостей Мурманской области в аэропорту, помогаем зарядиться энергией прямо у трапа самолета. Кроме того, мы приняли участие в проекте «Четыре свадьбы» на телеканале «Пятница!». Так что нас все знают, зовут, а мы приезжаем и участвуем.
– Получаете ли вы какую-либо государственную поддержку? Есть ли, например, льготы по оплате услуг ЖКХ?
– Пока мы пользуемся только льготами по субсидированию общин. Инструментами для поддержки бизнес-проектов мы еще не пользовались. Все еще впереди.
– Широкую известность получило созданное по вашей инициативе приложение для изучения саамского языка. Как оно появилось?
– Тоже все было спонтанно, как и многое у меня. Моя старшая дочь достигла детсадовского возраста, и я задумалась о том, чтобы учить с ней родной язык. Мне на ум пришли языковые приложения для английского или китайского. Я подумала, почему бы не сделать такое приложение для саамского. Озвучила эту идею среди друзей, они сказали: «Отлично, давай делай». Я узнала в IT-компании нашей местной, сколько может все это стоить, подала заявку на грант, в итоге мы получили финансирование. Помню, я тогда вся такая радостная пришла к разработчикам и говорю: «Выставляйте счет, делайте, я пошла». Сотрудник IT-компании рассмеялся мне в ответ: «Полина, а ты куда? Давай работать». Я тогда, признаюсь, была в шоке, я ведь столько уже сделала, чтобы оформить этот проект, добиться финансирования и думала, что на тот момент моя миссия окончена. Но разработчик, естественно, не знал саамского языка и он в принципе не мог понять, что нам нужно.
Но это я сейчас все понимаю, а тогда, признаюсь, даже расплакалась в кабинете. Конечно, потом успокоилась, стала изучать, как работают все эти приложения, думать, что мы можем использовать у себя. И так я сидела, писала конспекты, готовила «начинку» для этого приложения.
Мультяшный персонаж, очень важен, он создает эффект того, что человек не в одиночку изучает язык, а вместе с кем-то
Также мне пришлось составлять техзадание, продумывать образ голосового помощника. С этим было чуть проще, голосового помощника я предложила назвать в честь моей дочки Марьяши. Помощник, этакий мультяшный персонаж, очень важен, он создает эффект того, что человек не в одиночку изучает язык, а вместе с кем-то. Самого персонажа отрисовывала художница, специалист по компьютерной графике.
Второй важный момент – сам помощник должен быть голосовым. Некоторым удобнее воспринимать информацию голосом, плюс, мы исходили из того, что далеко не все дети, потенциальные пользователи приложения, уже умеют читать, тем более на саамском. Поэтому в приложении должна звучать речь. Огромную работу здесь провела моя бабушка, с которой мы записывали множество аудиофайлов, чтобы они легли потом в это приложение. Было и много рутинной работы, мы сверяли слова, что-то доделывали, дозаписывали.
– Кто пользуется вашим приложением?
– Мы периодически проводим мониторинг. Никакой рекламы специально не делаем. У нас была разве что презентация, на которой мы рассказали, что у нас есть такой продукт. Если же говорить про географию, то приложением пользуются не только в Мурманской области, но и в Санкт-Петербурге, также его скачивают за рубежом, например, в Польше и Молдове. Меня это удивило, казалось бы, так далеко, совсем другой язык, но интерес к саамскому там, как выяснилось, есть.
Нам важно было, чтобы приложение не просто скачивали, но и пользовались им. Мы стали смотреть продолжительность сессий. Оказалось, что среднее время пользования приложением составляет 20-30 минут. Такая продолжительность оптимальна, чтобы ненавязчиво изучать язык.
– В начале нашей беседы вы рассказали, что ваш первый проект был одобрен на «Россевере». В минувшем году вы впервые поехали на форум не как участник, а как эксперт. О чем вы рассказывали?
Мне было трудно рассматривать свое увлечение, свое хобби в качестве бизнеса. А теперь, скорее, наоборот.
– Я выступала на треке про туризм, хотела показать ребятам, что можно не придумывать ничего сложного, не тратить огромные деньги, а начинать с простых проектов. После трека ко мне подходили ребята, некоторые из них говорили: «А у меня ничего нет, только чум и тундра». Я говорила: «Так это же и круто, потому что ни у кого этого нет, придумай какую-нибудь изюминку, начинку в этот чум, и будет очень аутентично». Это все делается со временем, не стоит бояться начинать. Мне тоже изначально было безумно трудно рассматривать свое увлечение, свое хобби в качестве бизнеса. А теперь, скорее, наоборот.
– Как адаптировать у себя опыт экспертов из других регионов с другими местными законами? Есть какой-то универсальный совет?
– Брать и делать. Пока ты не начнешь чем-то заниматься, то даже не поймешь, где какие подводные камни. Кроме того, если тема очень узкая и ею никто не занимался, то даже неизвестно, какие могут быть проблемы при реализации проекта.
А когда их кто-то выявил, то уже можно искать пути решения. Да, может сразу в глобальном плане что-то и не сдвинется, но мы можем найти оптимальное решение.
Конечно, в целом, когда ты придумываешь какую-то идею, то выстраиваешь проект так, чтобы он был безопасный, не навредил ни людям, ни экосистеме, ищешь варианты, чтобы он был реализуемым. А дальше только в процессе работы можно понять, как и что сделать. Так что главное – делать, не зря говорят, что под лежачий камень вода не течет.
– Какие молодежные проекты, на ваш взгляд, сейчас востребованы больше всего?
– Мне кажется, что это все, что связано с туризмом. Особенно активно он развивается у нас в стране после пандемии. Востребованы также различные экологические направления. Например, экотропы, это тоже часть туристской инфраструктуры, но они могут быть и просветительского характера. Они сейчас, как мне кажется, особенно актуальны, когда ты можешь сделать не просто маршрут в тундру, а собрать какие-то отходы, которые можно переработать и из них же сделать сувениры. Это мне кажется, идея номер один, когда ты можешь помочь природе и еще на этом заработать.
Пока ты не начнешь чем-то заниматься, то даже не поймешь, где какие подводные камни.
– Над какими проектами вы работаете сейчас? Что в планах?
– Сейчас у меня в работе несколько проектов. Силами общины мы создаем электронный словарь саамского языка и онлайн-переводчик. Пока контент онлайн-переводчика будет максимально бытовой, в нем появятся отдельные фразы. Создать переводчик, который мог бы переводить полноценные тексты, у нас пока нет возможности. Главная сложность в самой грамматике саамского языка, мы не можем придумать универсального действа, чтобы можно было навести камеру и получить текст. Так что к большим фрагментам текста мы вернемся уже в следующих проектах, а пока ограничимся универсальной частью, чтобы пользователь мог ввести, например, слово «Привет» и получить в ответ это же слово на саамском. Надеюсь, что в декабре у нас пройдет презентация. В этом словаре и онлайн-переводчике мы сделали отдельную вкладку топонимов. У нас в регионе очень много географических названий на саамском языке: горы, реки, озера. И, когда гости приезжают, они не могут понять, что такое, например, «канентъявр». Благодаря этому словарю мы сможем рассказать, что это большое широкое озеро. Или про какую-то гору. В турах по хибинским массивам встречаются такие саамские слова, которые иногда сложно не то что выговорить, но и даже прочитать. Хочется, чтобы значение этих слов понимали и гости. Наши гиды и туроператоры тоже на это настроены. Правда, как показывает практика, гости спустя несколько дней после экскурсии забывают значение саамских слов. И вот наш онлайн-переводчик как раз станет тем инструментом, который позволит снова все это вспомнить и прочитать. Потому что мы делаем отдельную классификацию топонимов, когда заходишь в раздел и там уже отдельно рассортированы горы, реки, озера.
У нас есть не только цифровые проекты. В Мурманской области мастера народных промыслов, занимающиеся изготовлением сувениров, могут получить гранты. В этом году я стала участницей этого проекта и получила грант на создание изделий из дерева. Есть у нас такая традиционная чашка, называется кукса, делается из дерева, вот мы начали создавать чашки, брелочки, пакетики, подставки под горячее. И хотим зарегистрировать свой бренд, у нас уже есть логотип, и мы уже подали заявку на создание своего товарного знака. То есть уже будет линейка под товарным знаком, под моим личным брендом.
Когда темнота закончится, снова можно будет начинать путешествовать и заново открывать для себя наш удивительный край.
– Чем вы занимаетесь помимо саамских проектов?
– Я мама троих замечательных детей, также обучаюсь в магистратуре по направлению «Технологии преподавания саамского языка». Поэтому свободного времени у меня практически нет. Но, когда появляется возможность, я стараюсь куда-нибудь выехать. Самое любимое место в Мурманской области, да и вообще на всей Земле – это мой двор, это мое место силы. Но также я люблю выезжать в Териберку, особенно, когда получается выйти в море и посмотреть китов. Недавно открыла для себя еще одно место – это Кандалакша, город находится на Белом море. В этих местах реально ходить – не переходить, там столько лабиринтов, аметистовый пляж, до которого я никак не могу добраться, пески.
Вообще, у нас, у саамов, как-то всегда было принято максимально набраться летнего тепла и солнца перед затяжной зимой. Сейчас у нас сокращается световой день, а со 2 декабря начнется полярная ночь, продлится она до 11 января. У саамов в календаре было не 12 месяцев, а 13. И вот этот 13-й месяц – это как раз был месяц полярной ночи. Конечно, это время переносится тяжело, даже сейчас, хотя наш народ веками так жил. А когда показывается первый луч солнца, то его встречают все. В Мурманске даже есть сопка, ее называют Солнечной горкой, туда весь город приходит, чтобы встретить окончание полярной ночи. И когда темнота закончится, снова можно будет начинать путешествовать и заново открывать для себя наш удивительный край.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Харыбина Полина Константиновна
Регион: Мурманская область, Кольский район, поселок Лопарская
Деятельность: член родовой общины коренного малочисленного народа саами «Лопарская», инициатор создания подворья «Олений двор», гид-экскурсовод, руководитель виртуального музея оленно-транспортных батальонов
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!