- 31 мая 2023
- 15:23

Кадр из фильма «Белый ягель», фото: kinopoisk.ru
В рубрике «Объективно о важном» эксперты обсудили перспективы игрового кино на национальную тематику.
О жизни коренных малочисленных народов много документального кино. Бытовые зарисовки, видео с обрядов или с фольклорных праздников – можно найти ленты на любой вкус и практически обо всех коренных народах. А вот игровых фильмов – комедий, драм или детективов – снимается совсем мало. Почему так происходит и нужны ли самим представителям коренных народов такие ленты – тема очередного выпуска нашей рубрики «Объективно о важном».
Традиции и ограничения
Тренд на документальное этнографическое кино зародился еще в двадцатые годы прошлого века. Например, мировой классикой стала картина «Лесные люди» Александра Литвинова об удэгейцах, снятая в 1928 году.
Примечательно, что документалистикой в то время занимались не только профессиональные режиссеры. Так, внештатный научный сотрудник отдела проектных исследований Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Елена Перевалова в своем историческом исследовании «Этничность в кино: ненцы, ханты и манси на экране», опубликованном в сборнике «Кунсткамера № 2» (Сибирские чтения) в 2018 году, указала, что кинохронику на этнотематику стали снимать охотоведы, землеустроители, геологи и другие специалисты, приезжающие с командировками в места проживания коренных.
Если вначале это были видеозарисовки о жизни и быте, то в тридцатые годы пришла идеологическая составляющая – северный колорит вплетался в социалистическую борьбу за высокие показатели в сельском хозяйстве. Борьба с религией привела к тому, что в кинолентах не показывали шаманов, не было и обрядов. Тем не менее, советские профессиональные режиссеры и любители смогли в свое время зафиксировать многие страницы жизни коренных, и сейчас созданные ими фильмы служат как базой для научных исследований, так и плацдармом для восстановления песен, танцев, утраченных элементов народного костюма и предметов быта.
То, что документальные фильмы стали полноценным источником для исследований, объясняется самим отношением к киноиндустрии. Перевалова отмечает в своей работе, что к участию в кинопроектах сами представители коренных малочисленных народов всегда относились очень трепетно, считая это почетной и ответственной задачей, на первый план они всегда ставили историческую достоверность.
Такой подход действует и сейчас. Это значит, что игровой фильм нельзя снять с кондачка. Чтобы достоверно передать весь быт коренного народа, показать его жизнь, съемочной группе потребуется консультант, причем не один, нужно будет отшивать костюмы (вручную), потребуется обращаться к мастерам народных промыслов, чтобы воссоздать декорации.
Это титаническая работа. Например, сейчас на Чукотке создают декорации к историко-приключенческому фильму с элементами фэнтези «Хозяин земли», снимать его будет режиссер Алексей Вахрушев. Так вот, чтобы создать декорации, вблизи поселка Эгвекинот строится этнопарк «Нуналихтак» с реконструкцией эскимосского поселения XVII-XIX веков. А желающие сняться в фильме учат эскимосский и чукотский языки.
В документальном кино съемочная группа фиксирует жизнь героев на камеру, в игровых фильмах все нужно воссоздать. Тем они и сложны, причем не только в плане творческом, но и в материальном.
Финансовая проза
Нельзя не отметить – в регионах России в принципе снимается мало фильмов, не только этнической, любой тематики. Киноиндустрия активно развивается в Москве, в Петербурге, за пределами двух столиц проектов пока не так много.
Несколько лет назад на эту ситуацию обратили внимание в Фонде кино и в Ассоциации продюсеров кино и телевидения. В итоге появилась так называемая программа рибейтов, когда съемочная группа может получить кешбэк за съемки фильма в регионе из местного бюджета. Он составляет 10-20 процентов от сметы. Например, эта программа действует в Карелии, Приморском крае, Иркутской и Мурманской областях.
Рибейты выдают с 2017 года. Но пока не появилось ни одного проекта о коренных, хотя в регионы их проживания съемочные группы из Москвы и приезжали. Например, во Владивостоке был снят фильм «На районе», но за пределы города в труднодоступные районы Приморского края съемочная группа не выезжала.
База на студии
Главная причина, из-за которой в регионах не снимают кино – отсутствие студий на местах. В регионах проживания коренных малочисленных народов собственная киностудия есть только в Якутии – «Сахафильм». Остросюжетные якутские детективы, леденящие душу хорроры, пронзительные драмы показывают в кинотеатрах и на стриминговых сервисах, эти картины любят как киноманы, так и профессионалы индустрии, ленты «Сахафильм» регулярно получают награды на отечественных и международных кинофестивалях. В других регионах Севера и Дальнего Востока студий нет. А это значит, что, если стоит задача снять фильм, нужно доставлять в регион полный штат сотрудников, включая гримеров, звукооператоров и техников, а также необходимо транспортировать все оборудование, оно нередко громоздкое, хрупкое и очень дорогостоящее. Декорации тоже нужно везти в регион или создавать на местах с нуля, причем силами командированных специалистов. А иначе никак – павильонов, как на «Ленфильме» или «Мосфильме», где быстро и с минимальными затратами можно организовать любое пространство, здесь нет. Из-за этого бюджет фильма растет как на дрожжах.
Но даже в Якутии студия «Сахафильм» довольно редко инициирует проекты в отдаленных районах, где как раз и проживают представители коренных малочисленных народов. Соответственно, и сами представители этих народов редко оказываются в числе героев лент «Сахафильма». Исключение – остросюжетный приключенческий фильм о золотоискателях «Холодное золото», который снял молодой якутский режиссер Петр Хики.
Главными героями в его картине стали эвенки. Картина вышла в 2021 году на сервисах Wink и Okko.
Отвечая на вопрос «КМНСОЮЗ-NEWS», почему фильмов, где главными героями были бы представители коренных малочисленных народов, так мало, Петр Хики отметил, что в Якутии выехать на съемки в отдаленные районы непросто.
– Очень сложные условия, постоянная проблема логистики и дорог. Соответственно, требуется большой бюджет. Из-за этого вероятность вкладывания денег в такие проекты сильно снижается. В случае с моим фильмом больше повезло с военной тематикой, – рассказал Петр Хики.
В основе фильма «Холодное золото» лежат реальные исторические факты, а события разворачиваются в 1942 году. Петр говорит, что именно военная тематика стала фактором, благодаря которому картину взяли в свой репертуар стриминговые сервисы. И тут тоже есть нюанс. По умолчанию онлайн-кинотеатры картины режиссеров на свои площадки не забирают, требуются переговоры. Их вела продюсер фильма Сардаана Саввина. То, что картина вышла на такую широкую аудиторию, Петр Хики назвал ее заслугой.
– Наличие коренных малочисленных народов играет роль некой экзотики. Это определенно выделяет нас, – подчеркнул режиссер.
Цели найти для съемок актеров определенной национальности Петр Хики перед собой не ставил.
– Больше ориентировались на типажи. Требований по национальности не было. В фильме практически нет эвенкийского языка, – рассказал режиссер.
В «Холодном золоте» главное – это сюжет. Действующие лица, декорации уходят на второй план. Это, собственно, одна из главных фишек «Сахафильма», студия специализируется на создании картин с небольшим бюджетом, но с очень сильной актерской игрой и ярким сюжетом.
Петр Хики резюмировал, что если будет хорошая история, подходящая для экранизации, то по ней можно будет создать фильм о представителях коренных малочисленных народов, который получит шанс появиться как на стриминговых сервисах, так и в прокате.
Белее белого
Пожалуй, самым громким фильмом о коренных малочисленных народах, снятых за последние годы, является «Белый ягель» Владимира Тумаева по повести Анны Неркаги. Картина вышла в 2014 году, а ее обсуждают до сих пор. Рейтинг на «Кинопоиске» – 6,7 балла из 10 возможных. Картину либо отчаянно хвалят либо столь же отчаянно ругают. Равнодушных нет. К слову, одновременно с «Белым ягелем» вышла документальная лента «Кино и ненцы», рассказывающая о том, как велась работа над картиной.
Фильм «Белый ягель» на ненецком языке, съемки проходили под Салехардом, главные герои носят национальную одежду, едят национальную еду, живут в чумах и занимаются оленеводством. Это мелодрама, поэтому герои любят, ждут, мечтают, страдают от предательства, прощают.
Почему таких картин мало?
– Пока не появятся подготовленные местные творческие и технические кадры и база (студия), на которой можно производить игровые фильмы, они (фильмы) будут появляться случайно, от случая к случаю, – ответил «КМНСОЮЗ-NEWS» Владимир Тумаев.
Вот уже несколько лет режиссер работает над другим масштабным фильмом – «Очаг».
– Закончен только черновой монтаж и идет поиск дополнительного финансирования для полного завершения цикла производства художественного фильма. Скажу только одно: фильм непременно будет, чего бы это ни стоило, и это будет интересный художественный эксперимент, так как в ролях убедительно снялись местные жители и творческие кадры, а Галина Ачембоевна Матарас (председатель региональной общественной организации коренных малочисленных народов «Минлей», – прим. «КМНСОЮЗ-NEWS») выступила сразу в двух ипостасях: как замечательная актриса и как исполнительный продюсер, – рассказал Владимир Тумаев.
Отметим, что вопрос с кадрами в национальном кино стоит остро. Например, в «Белом ягеле» главную мужскую роль исполнил калмыцкий актер Евгений Сангаджиев, женскую – якутская актриса Галина Тихонова.
И это опять замкнутый круг. Юноши и девушки из числа представителей коренных малочисленных народов не получают актерскую профессию, поскольку в регионах нет студий, где можно было бы трудоустроиться после обучения. А режиссеры ищут актеров без оглядки на национальность, поскольку понимают, что профессионала из числа представителей малочисленных народов с внешностью, подходящей под конкретную роль, знающего родной язык и традиции, найти нереально.
Место для свободы творчества
Игровые фильмы о коренных ругают часто. Критике подвергается все: сюжет, актерская игра, декорации. Александра Фомина, сотрудница центра «Арктика» в Нарьян-Маре, выпускница киношколы Никиты Михалкова, говорит, что чрезмерных требований к таким картинам в плане сценария, исполнения, кастинга быть не должно.
– Иначе не будет свободы творчества, – отметила Александра Фомина.
Фильм «Белый ягель» наша собеседница смотрела несколько раз. То, что главных героев сыграли не ненцы, она, конечно, заметила.
– Так как я сама ненка и различаю представителей других национальностей, то мне, конечно же, немного резало глаз. Думаю, что на представителей других наций никак не повлияло, – сказала наша собеседница.
При этом сохранять историческую достоверность в плане костюмов или обрядов Александра Фомина считает необходимым и само собой разумеющимся.
– Хороший режиссер, конечно же, сам будет блюсти какие-то важные исторические и культурные аспекты жизни народа, – подчеркнула она и резюмировала. – Ненцы нуждаются в хорошем слове о своем народе.
***
В принципе шансы на то, что о представителях коренных малочисленных народов будут снимать игровые фильмы, есть. Развитие стриминговых сервисов привело к тому, что количество киноконтента растет. Студии ищут интересные истории для полнометражных фильмов и сериалов, пример фильма Петра Хики показывает, что даже региональный и не самый раскрученный режиссер может создать картину, которую увидит вся страна. Но, чтобы это произошло, важно, чтобы было больше романов и повестей о коренных, которые можно экранизировать, чтобы власти на местах поддерживали киноэнтузиастов и чтобы сами зрители были готовы пойти в кино не на очередной заокеанский боевик, а на фильм о коренных народах. Тогда такие картины наконец перестанут быть экзотикой.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!