- 1 марта 2023
- 23:20
Фото: КЭФ
На Красноярском экономическом форуме этого года впервые настолько широко присутствует представительство коренных малочисленных народов. Одно из ключевых направлений обсуждалось в день открытия на панельной дискуссии «Развитие традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера».
Сохранять или развивать?
Модерировал встречу Алексей Цыкарев, международный эксперт по правам коренных народов. Открывая панельную сессию, он отметил:
– Мы должны определиться: говоря об экономических отношениях коренных народов, сужаем ли мы это понятие до традиционных промыслов или включаем и некие современные форматы, в том числе и предпринимательской деятельности коренных народов? Какие в этом случае должны быть меры поддержки со стороны государства и крупного бизнеса? Как на современном этапе коренные народы сами определяют для себя понятия традиционного образа жизни? Что означает модернизация традиционного образа жизни? Каким образом нужно менять меры поддержки, чтобы учитывать эту модернизацию?
Первым слово взял Артур Гаюльский, президент региональной Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Красноярского края.
– Вопрос этот для нас действительно определяющий: сохранять ли традиционный образ жизни или развиваться по мере движения страны. В Красноярском крае, как и во многих других регионах меры поддержки – это прежде всего социальная программа. Но сейчас речь идёт о том, что от социальных мер нужно переходить к социально-экономическим. Ведь традиционное природопользование коренных народов по сути является народным хозяйством. Следовательно, у него должна быть своя экономическая составляющая. А у нас в крае из 200 хозяйствующих субъектов всего 12 стоят в системе АПК. А остальные как бы есть, зарплату платят, налоги перечисляют, но данных по ним нет, а значит, и на меры государственной поддержки рассчитывать они не могут.
У общин, по мнению Артура Гаюльского, должен быть выбор: создать НКО, чтобы прокормить семью или заняться бизнесом, чтобы иметь возможность развивать традиционную экономику.
– Мы убеждены, что необходимо ввести в экономику страны виды традиционной хозяйственной деятельности, – заключил Артур Иванович, – чтобы оленевод стал животноводом, а значит, мог претендовать на те меры поддержки, которые предоставляет министерство сельского хозяйства.
Геннадий Геннадьевич Бедак, председатель правления родовой общины «Илбак», поддержал Артура Гаюльского, напомнив, что включение общин в АПК повлечёт за собой дополнительные налоговые отчисления, рабочие места и как следствие – заселение территорий, которые на сегодняшний день населены скудно.
А что с законодательством?
Присутствующие задались вопросом: каковы на сегодняшний день приоритеты законодательства? Возможно ли распространить меры господдержки не только на традиционные промыслы, но и на современные форматы экономической деятельности?
Сергей Тимошков, советник руководителя ФАДН России, в своём выступлении отметил, что в поставленном в начале дискуссии вопросе «сохранять или развивать» нет противоречия, поскольку продолжающаяся модернизация имеет очевидное практическое значение и на сегодняшний день является одним из условий возможности самообеспечения и проживания на межселенных территориях, что в свою очередь способствует сохранению и образа жизни, и традиционных видов хозяйственной деятельности, и культуры, и языков и в конечном счёте – этнического сознания коренных народов. По словам представителя ФАДН, законодательство не рассматривает традиционные промыслы как нечно архаичное – это исторически сложившиеся способы самообеспечения коренных народов. Но для того, чтобы они стали экономически эффективными, необходимо обеспечить современные средства связи, орудия производства, транспорт, оборудование для хранения и переработки продукции.
Валерий Вэнго
Валерий Вэнго, вице-президент Российской ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока по развитию сельских территорий, отметил несколько существующих проблем, например: региональное законодательство регулируется только теми полномочиями, которые федерация передала на уровень регионов, и в связке с ней идёт следующая проблема – разноведомственное отнесение законодательства по полномочиям. Так, Валерий Вэнго привёл пример со здравоохранением:
– Не существует подразделения на тундру, посёлки, города – министерство здравоохранения руководствуется федеральным стандартом: 5 тысяч населения – один терапевт, один педиатр. Где найти столько населения? Поэтому статус и падает: были районные больницы, затем – поселковые, потом они стали участковыми, потом «понизились до врачебных амбулаторий, а после и вообще стали ФАПами. Соответственно изменились и нормативы выделения лекарств. И региональное законодательство эту проблему никак урегулировать не может, в этом мы убедились.
Также Валерий Хольмович коснулся проблемы приоритетного природопользования коренных малочисленных народов, их допуска к ресурсам.
Делать ставку на коренное население
Андрей Гаюльский, депутат Заксобрания Красноярского края, отметил необходимость отдельной поддержки таёжного и горно-таёжного оленеводства в силу их специфики и указал на острую необходимость подготовки национальных кадров, помощи местным ребятам в сдаче ЕГЭ, чтобы обеспечить им равные условия с выпускниками, проживающими в городах.
– Мы можем много говорить о том, что нужно привлекать кадры, строить им жильё, выплачивать подъёмные, но практика показывает, что в местах компактного проживания коренных малочисленных народов остаются жить и работать только сами коренные жители. Именно на них и нужно делать ставку, – отметил Андрей Гаюльский.
Антон Нарчуганов, руководитель агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края отметил, что 80% территории Красноярского края – это территория традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, на которой проживает 16 тысяч человек и из них около 4 тысяч занимается традиционной хозяйственной деятельностью. По словам Антона Нарчуганова, одной из целей существующей в Красноярском крае программы поддержки КМНС является постепенное уменьшение социальной составляющей по мере того как коренные малочисленные народы смогут получать достойный доход от своей хозяйственной деятельности.
Продолжая тему образования и создания условий для местных специалистов, ио директора института Севера и Арктики Сибирского федерального университета Василий Валентинович Никуленков рассказал об онлайн-платформе «Сноуворд», своего рода витрине образовательных возможностей, созданной для молодёжи коренных малочисленных народов. Среди её задач – рост количества высококвалифицированных кадров из числа КМСН, развитие северных и арктических территорий, сохранение языков и культурного наследия коренных народов.
Маленькие ремёсла, большой бизнес и конкретные дела
Светлана Кольчурина, директор Ассоциации этнокультурных центров ЭХО, представляя опыт своей организации, горячо говорила о необходимости поддержки традиционных ремёсел, напомнив, что ремесленники – это голос традиционной культуры.
– При соединении традиционных знаний, современной эстетики и функции можно создавать необыкновенные вещи, – убеждена Светлана Николаевна. По её мнению, нужно уходить от «сувениризации» промыслов, переосмыслив ремёсла на современный лад.
В свою очередь Василий Захаров, руководитель региональных программ компании «Норникель», рассказал собравшимся о том, как формировалась программа поддержки коренных малочисленных народов компании, на сегодняшний день – одна из крупнейших в стране. Программа рассчитана на 5 лет и предполагает вложение более 2 млрд рублей и реализацию более 40 мероприятий в области устойчивого развития, в том числе – развития традиционных промыслов.
Подводя итоги дискуссии, Семён Пальчин, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае, высказал пожелание, чтобы большие мероприятия заканчивались практическими делами для людей: направить человека на курсы первичного бухгалтерского учёта, помочь в планировании экономической программы для конкретной общины, помочь маленькому ИП оформить рыбопромысловый участок и решить прочие, по словам Семёна Яковлевича, житейские вопросы.
Работа форума будет продолжена. Ещё на нескольких площадках обсуждались сегодня и получат своё продолжение завтра темы развития экономической деятельности коренных малочисленных народов, а 3 марта на КЭФ будет рассмотрена 3D-модель комплексного развития традиционных отраслей.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!