- 27 сентября 2021
- 22:48

Текст: Антон Ковальчук
Ульчи (самоназвание – нани, ульча – «местные жители» (общее для ряда народов Приамурья), устаревшее: мангуны, ольчи). С 1926 года принято официальное название ульчи. Этнические корни ульчей уходят в глубокую древность. Археологические материалы свидетельствуют, что в культуре современных ульчей просматриваются определённые параллели с культурой древних племён, обитавших на этой территории ещё в мезолите.
В коллекции народного искусства Дальневосточного художественного музея экспонаты, атрибутированные по этнической принадлежности как ульчские, занимают второе место по количеству и разнообразию предметов. Наиболее полно искусство ульчей раскрывается в традиционных халатах, коврах и деревянной пластике.
В традиционном народном декоративном искусстве ульчей, изучение которого началось в середине XIX века, обнаруживается много общего с искусством нанайцев, удэгейцев, орочей и других народностей, потому что духовная культура тунгусоязычных народов исходит из одного корня. И действительно, на первый взгляд декоративное искусство ульчей выглядит мало отличимым от того же искусства нанайцев. Но в то же время ульчское искусство сохранило свои индивидуальные черты и особенности, ярко проявляющиеся в некоторых мотивах орнамента, колорите, в композиционных приёмах.
Всё познаётся в сравнении. Так, например, нанайские узоры на коврах выглядят эффектными, переливающимися кружевами спиралей, стилизованных животных и духов, тогда как орнаментика ульчских вышивальщиц более дискретна и тяготеет к отдельным блокам. Данная тенденция хорошо читается в композиционном решении ковра (главное фото статьи), сшитого Очу Лукьяновной Росугбу.
Ульчским коврам присущи не только звучность цвета, но и особая «сюжетность». С помощью аппликации вышивальщица создает ковер с оригинальными предметными рисунками: в центре – два крупных, симметрично (зеркально) расположенных изображения четырех фигур необыкновенно изогнутых (наподобие завитков) змеек. Пространство между этими элементами и каймой заполнено дополнительными узорами. На представленном ковре, как и на других ульчских экспонатах из ткани, расположение узоров свободное, фрагменты узора симметричные, не связанные между собой или соединенные частично
В данном случае «сюжетная картина», помимо декоративной функции несет образно-символическую нагрузку, что и усиливает художественное значение произведения. Орнамент на нём – не просто декоративное оформление, это – древняя знаковая система, концентрирующая в себе широкие знания всех предшествующих поколений о мире и обществе, универсальный кодированный язык. Очу Лукьяновна Росугбу из села Булава – член Союза художников России, участник многочисленных выставок. Близкий художнице мир тайги и великого Амура, отраженный в народных мифах и легендах, питал творческое воображение мастерицы и вдохновлял ее на создание собственных неповторимых орнаментальных сюжетов
Праздничные ульчские халаты, много веков не менявшие своего покроя, остаются такими же и в настоящее время: например, созданный Марией Ивановной Тука из села Богородское халат с характерной чертой покроя ульчского халата – глубоко запахивающимися полами, с левой полой, заходящей за правую.
Халат, созданный Марией Ивановной Тука из села Богородское
У халата декорированы концы рукавов и края левой полы, вокруг ворота. Поверх тканевой основы пришита отделочная полоса чёрного цвета. Она не только играет декоративную роль, но и делает халат более прочным. Традиционно такие полосы на халатах орнаментировали вышивкой, а по подолу крепили металлические (бронзовые, медные) подвески различных форм.
Из вышеупомянутых произведений следует отметить особую роль зооморфных мотивов, превалирующих над растительными, что, по мнению автора, тоже является индивидуальной чертой искусства ульчей. Этнографы же выделяют мотивы рыбы и птицы как наиболее распространённые элементы, присутствующие почти во всех текстильных изделиях ульчского искусства.
Мужское искусство ульчей в коллекции Дальневосточного художественного музея представлено виртуозными творениями резчика по дереву Юрия Никитовича Куйсали, директора детской школы искусств села Булава. В его работах отражены многовековые традиции этого ремесла: ажурная резьба, при которой удалялись фоновые части в результате сквозной прорези (такой украшена ручка ритуальной ложки для медвежьего обряда, тонированная тушью профильная резьба узоров, напоминающих фигурные верёвочные узлы и косички, на сосуде для хранения ложек и палочек для еды «кулуму».
Кулуму Кулуму
Все эти экспонаты вы можете увидеть в стенах Дальневосточного художественного музея на выставке «Амур – река традиций». Выставка действует до 23 февраля 2020 года.
Источник: HabInfo
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!