- 22 сентября 2021
- 13:25
Председатель Циркумполярного совета инуитов в России Любовь Таян рассказала о международном сотрудничестве в Арктике и как коренные жители Аляски и Чукотки понимают друг друга с полуслова
Численность инуитов (эскимосов) в России составляет чуть более полутора тысяч человек. В основном они живут в Анадыре и трех районах Чукотки. Но на Аляске, в Гренландии и в Канаде инуитов намного больше, около 180 тысяч. С 1977 года интересы этого народа из всех стран мира представляет Циркумполярный совет инуитов (ICC), его вице-председателем от России является Любовь Таян. О том, как живется инуитам в нашей стране, и слышат ли голос коренных жителей Арктики в мире, Любовь Таян рассказала «КМНСОЮЗ-NEWS».
– Любовь Владимировна, что представляет собой Циркумполярный совет инуитов? Чем занимается эта организация в России и в мире?
– Циркумполярный совет инуитов (ICC) имеет консультативный статус неправительственной организации при экономическом и социальном совете ООН. Кроме того, ICC является постоянным участником Арктического совета. Основные цели организации – продвигать права и интересы инуитов на международном уровне, и разрабатывать и поощрять долгосрочную политику, направленную на охрану окружающей среды Арктики, стремиться к партнерству в политическом, экономическом и социальном развитии Циркумполярного севера.
Раз в четыре года делегаты инуитов собираются на Генеральную ассамблею, в последний раз она проводилась в 2018 году. До этого я была выбрана председателем общественной организации эскимосов Чукотского автономного округа «Инуитский приполярный совета Чукотка», тем самым став вице-председателем ICC от России.
В нашей стране ICC занимается тем же, что и головная организация — поддерживает традиционную культуру, изучает состояние экологии, здоровья населения и следит за устойчивым развитием территорий.
– Один из главных вопросов, который Циркуполярный совет инуитов выводит на повестку дня — это таяние ледников из-за глобального потепления. Вы сами ощущаете это потепление?
– На мой взгляд, изменения есть. Погода у нас на севере всегда изменчивая, непредсказуемая, она в день может пять-шесть раз поменяться. И для нас это нормально. Другое дело, что сейчас меняется ландшафт, местность. Например, в моем родном селе изменились берега. Село расположено на косе, со всех сторон море. Один берег был каменный, другой — песочный, и я с детства это хорошо помню. А когда я недавно туда приехала, то увидела, что берега как будто поменялись местами, где была галька, стал песок. Такие изменения, конечно, влияют на качество жизни людей. Инуиты всегда строили дома на берегу, выбирали места, удобные для рыбалки, охоты. Сейчас уровень воды в море поднимается, нередко размывает берега. Но мне сложно сказать, последствия это глобального потепления, или же нет. У нас бывают разные года, например, случается, что летом лед на воде стоит все три месяца, а бывает, что его почти нет. Природа стала абсолютно непредсказуема. Насколько мы на Севере привыкли к ее выкрутасам, все равно каждый раз удивляемся, даже старожилы такого не припомнят.
– Много ли инуитов сейчас ведут традиционный образ жизни?
– Я побывала в пяти селах на Чукотке, где живут инуиты. Конечно, быт у всех вполне современный. Но традиционные занятия остались. На охоту и рыбалку ходят практически во всех семьях. Мы — береговые морские люди, не можем без моря. Женщины собирают травы, коренья, делают кашицы, заготавливают жир.
Мы — береговые морские люди, не можем без моря.
– Отличаются ли быт инуитов на Чукотке, Аляске или Гренландии? Какие проблемы у ваших соплеменников за рубежом?
– Вы удивитесь, но проблемы у нас в целом одни и те же. Например, на Аляске, в Канаде и Гренландии также, как и у нас на Чукотке, да и, пожалуй, на всем Севере, есть огромные сложности со связью, на значительном количестве территорий нет интернета или его скорость не позволяет осуществлять звонки. Не везде ловит мобильный телефон. Есть проблемы с питьевой водой.
Недавно нашей международной организацией был выпущен пресс-релиз, в котором говорилось об улучшении доступа к безопасной питьевой воде, инфраструктуре и санитарии в Гренландии, Канаде и США. Нас эта проблема тоже касается. Причина одна — суровый климат северных территорий. У нас есть села, где за чистой водой люди ездят на расстояние от восьми до 20 километров. Зимой, когда все водоемы замерзают, проблема обостряется. Там, где питьевая вода близко, часто возникают вопросы к ее качеству. Но, насколько мне известно, это общая беда всех северных территорий, не только Чукотки. И, конечно, эта проблема нуждается в комплексном решении.
– На каком языке вы общаетесь с вашими соплеменниками из других стран?
– Все заседания исполнительного совета ICC проходят на английском языке, а в кулуарах уж как получится. Мы часть большой арктической семьи. Даже у нас на Чукотке чаплинские и науканские эскимосы говорят на разных языках, хотя они и похожи. И, например, на Аляске коренные жители Острова Святого Лаврентия говорят на том же языке, что и наши чаплинцы. Но у жителей Канады язык другой, поэтому если инуит оттуда позвонит нашим чаплинцам, то его могут и не понять. Различаются и диалекты. Например, у нас на Чукотке есть слово «ӄуя́ӈа», его можно перевести как словосочетание «я рада», так говорят, когда видишь или чувствуешь что-то хорошее. А в Гренландии это же самое слово переводят как «спасибо».
На Аляске коренные жители Острова Святого Лаврентия говорят на том же языке, что и наши чаплинцы.
– По вашим оценкам, законодательство, касающееся инуитских общин в США или Канаде, похоже на российское?
– У нас разная система законов и положений. Поэтому сравнивать сложно. Когда они поднимают свои проблемы по морской охоте, для нас их вопросы кажутся несколько странными, когда мы рассказываем о своих сложностях, приходит их черед удивляться.
Причем, у нас основные загвоздки не в законодательстве, а в исполнении, много бюрократических проволочек. В первую очередь это касается оформления разрешений на добычу кита. Кит занесен в Красную книгу, но нам, коренным жителям Чукотки, добывать его можно, так как это наш традиционный вид деятельности. Могут добывать кита также инуиты на Аляске, в Канаде и Гренландии. Но в чем у нас проблема: очень поздно приходит разрешение. То есть, кит уже подходит к берегу, охотники его видят, а сделать ничего не могут. Каждый раз вопрос решается, что называется, в ручном режиме через обращения в органы власти. А, например, на Аляске такой проблемы нет, но у них очень сложная процедура оформления бумаг, поскольку есть очень много департаментов, ведомственных структур по охране природы. Когда приезжаешь и слушаешь их, то часто думаешь: «Нет, у нас все-таки попроще».
– А как с сохранением родного языка, культуры?
– Мне очень нравится, что на Аляске, например, когда летишь в самолете, то стюардессы озвучивают правила безопасности не только на английском, но и на инуитском. В Гренландии инуитский язык можно услышать на улице, в магазине, люди его постоянно используют. Но с другой стороны, они потеряли танцевальную культуру. У нас она есть, мы ее очень бережем. В общем, нельзя сказать, чтобы где-то было хуже, где-то лучше. Собственно, зачем и нужно это международное общение, оно позволяет обмениваться опытом, лучшими практиками.
Но вы не забывайте, что в той же Аляске проживает 50 тысяч инуитов, а у нас — полторы тысячи. Возможности, конечно, разные. Но работа по поддержке родных языков и традиций у нас ведется огромная.
Работа по поддержке родных языков и традиций у нас ведется огромная.
Недавно в Анадыре открылся этноклуб «Ныӈлю́», в переводе это слово означает «земляное жилище эскимосов». Самая главная задача клуба — объединить всех эскимосов, которые переезжают в города. Не буду скрывать, такая проблема есть, люди покидают села, урбанизируются. Так вот, мы хотим, чтобы они не терялись в городе, не забывали свои корни. В клубе проводятся мастер-классы по традиционным видам деятельности, тематика разная: от сбора трав и создания характерных заготовок, до пошива предметов традиционной одежды.
– Как на ваш взгляд можно сделать инуитскую культуру популярной у молодежи? Есть ли ресурсы у вас, чтобы это продвигать?
– Вы знаете, это вопрос тоже из разряда глобальных. Им задаемся не только мы у себя на Чукотке. Продвижение национальной культуры волнует инуитов Аляски, Гренландии или Канады не меньше, чем нас. Потому что есть общемировой тренд: к сожалению, очень мало молодых людей активно интересуются родной культурой. В других странах, где инуитов больше, создаются специальные обучающие программы по подготовке молодежных лидеров. У нас с этим, конечно, сложнее.
В первую очередь, я считаю, нужно сохранять и популяризировать язык. Но это задача, что называется, фундаментальная. Я по себе скажу — язык я выучила, когда поступила на факультет Крайнего Севера в РГПУ имени Герцена в Петербурге. Моими преподавателями были люди разной этнической принадлежности, и пусть по крови они не были инуитами, но язык знали лучше многих. Я думаю, это типичная картина для малых народов, и она не может не вызывать горечь. Собственно, именно эта ситуация во многом и вдохновила меня к тому, чтобы связать свою жизнь с сохранением нашей культуры, традиций. Свою дочь я пыталась учить сама, она говорит, но плохо.
Я думаю, что очень важно, чтобы в вопросе сохранения родных языков был симбиоз семьи и школы. Чтобы родители говорили на родном языке дома, но и чтобы в школе его преподавали на хорошем уровне.
Если появится эта методическая база, то следующим этапом станет творчество на родном языке.
У нас в районах компактного проживания дети язык учат, но методических пособий для младших классов пока нет. Они уже разработаны, с нетерпением ждем презентации и дня, когда они поступят в наши учебные заведения, тогда думаю, полегче будет и детям, и педагогам. Если появится эта методическая база, то следующим этапом станет творчество на родном языке, я не сомневаюсь, что появятся ансамбли, блогеры. У нас и сейчас есть такие люди, которые своей энергией заражают всех вокруг, проводят мероприятия, рассказывают о культуре. В связи с пандемией многие ушли в сеть, что если посмотреть со стороны, это тоже неплохо, ведь они стали записывать какие-то треки на родном языке, выкладывать видео с национальными танцами.
– Много ли женщин-инуиток идут в общественную деятельность?
– Да. Если мы посмотрим на международную организацию, то руководители ICC в Аляске и Гренландии — мужчины, а в Канаде и на Чукотке — женщины. У нас в регионе какие-то небольшие общественные объединения на селе в основном возглавляют женщины, они активные, такие зажигалочки, которые на чистом энтузиазме пытаются что-то сделать. Благодаря им в селах появляется своя изюминка, свое лицо. Я считаю, что это очень важно. И пусть нас очень мало, но благодаря таким уникальным людям, мы сохраняем традиции своего народа, и у нас получается завить о себе.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Таян Любовь Владимировна
Регион: Чукотский автономный округ
Деятельность: председатель общественной организации эскимосов Чукотского автономного округа «Инуитский приполярный совета Чукотка»; вице-председатель Циркумполярного совета инуитов (ICC) от России.
«КМНСОЮЗ-NEWS»
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!