- 16 сентября 2021
- 22:54
Фото: Вести-Саха
Вот уже полтора года как на охотника Степана Пахомова заведено уголовное дело по статье 258 УК РФ «Незаконная охота». За это время сменилось несколько следователей, причём дважды было вынесено постановление о прекращении уголовного преследования и дважды эти постановления были отменены прокуратурой Алданского района.
– Степан – потомственный оленевод и охотник, временно не работающий. Эти земли – его малая родина, исторически является территорией традиционного проживания и хозяйственной деятельности семьи Павловых-Пахомовых. Здесь жили его предки. Он родился там и вырос, работал оленеводом, охотился. По решению районных властей территория родовых земель Павловых-Пахомовых была разграничена. Большая часть перешла в земли общего пользования района. Это было сделано из-за приоритета в золотодобыче, резерва для недропользования. Недалеко от места охоты Степана находится оленеводческое стадо ОАО «Хатыстыр», где живет его родная сестра и племянники, куда он постоянно ездит. Он не только живет и охотится на территории родного стада, но и помогает оленеводам в уходе и присмотре за оленями.
За охотника вступились народный депутат Ил Тумэн РС (Я) Елена Голомарева, экс-уполномоченный по правам КМНС в РС (Я) Лена Иванова, первый вице-президент АКМНС РС (Я) Любовь Христофорова, депутат Государственной Думы РФ Федот Тумусов, президент Ассоциации КМНС и ДВ РФ, сенатор РФ Григорий Ледков, уполномоченный по правам человека в РС (Я) Сардана Гурьева, вновь назначенный уполномоченный по правам в КМНС РС (Я) Константин Роббек.
Но позиция прокуратуры непреклонна. Главный довод – охота на общедоступных охотничьих угодьях Алданского района, не имея соответствующего разрешения на добычу лося. Кроме того, считают, что Степан не ведёт традиционный образ жизни.
После нескольких громких публикаций по этому делу руководство МВД Республики привлекло экспертов из Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Вот что сказано в экспертном заключеним Исх. № 297/7-01-1614/207 от 07 апреля 2021 года:
«В целях соблюдения прав коренных малочисленных народов Севера и сохранения их самобытной культуры, согласно законодательству, могут создаваться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Однако этими территориями не исчерпывается перечень земель, которыми коренные малочисленные народы РФ могут пользоваться для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ».
«Способы жизнеобеспечения малочисленных народов – это, по сути, способы сохранения и поддержания жизни (включая питание) этнической группы, сообщества. В экстремальных климатических условиях Якутии коренные малочисленные народы Севера в ходе многовекового развития выработали и сохранили такие формы жизнеобеспечения, как охота, рыболовство, собирательство, оленеводство и т.д.».
«В целом, традиционный образ жизни малочисленных народов следует понимать шире, а не только как профессиональное занятие традиционными видами хозяйствования, т.е. под традиционным образом жизни следует понимать и периодическое занятие традиционными видами традиционной хозяйственной деятельности вне зависимости от основной трудовой деятельности. … т.е. подразумевается, что человек может быть занят на любой другой работе (дизелист, учитель и т.д.) или быть пенсионером, безработным, т.д., и при этом вести традиционный образ жизни».
«… на представителей коренных малочисленных народов Севера, даже если они занимаются иной деятельностью и имеют доходы (вальщики леса, проводники, работники предприятий, пенсионеры и т.д.) распространяются нормы федерального законодательства, защищающие права коренных малочисленных народов Севера».
«Исторически вся территория Алданского района вплоть до 1930-х годов являлась местом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Хозяйственная деятельность эвенков непосредственно была сопряжена с кочевым образом жизни и охватывала значительные территории. … территория Алданского района является исконной средой обитания эвенков, исторически сложившимся ареалом, где они осуществляли и осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность и который оказывает влияние на их самоидентификацию и образ жизни».
«При создании Беллетского эвенкийского национального наслега и национального наслега Анамы не вся территория традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера была включена в их состав, т.к. часть исконных территорий попадали в границы других вновь образованных административных образований Алданского района (ранее Тимптонского района)».
«Исходя из вышесказанного, территория (участок местности), на которой С.Е. Пахомовым произведена охота, является территорией исторического расселения эвенков».
Таким образом, Степан Пахомов охотился на территории исторического расселения предков, которой коренные малочисленные народы РФ могут пользоваться для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами. И его периодическое занятие традиционными видами традиционной хозяйственной деятельности вне зависимости от основной трудовой деятельности относится к традиционному образу жизни коренных малочисленных народов Севера.
По данным Федеральной службы государственной статистики по РС (Я) на 1 января 2020 года в Алданском районе проживает 39 149 человек. В местах компактного проживания коренных народов Алданского района, в двух национальных наслегах – Анамы и Беллет, проживает около 3000 человек, что составляет около 8% от общего количества населения района. Население наслегов, в основном, ведет традиционный образ жизни с характерной для него охотничье-оленеводческой культурой – пастьбой оленей, охотой, рыболовством, собирательством. Для многих мужчин охота является единственным источником пропитания и дохода.
Защитники эвенкийского охотника выражают опасение, что дело в случае обвинительного решения станет прецедентным, и тогда каждый охотник – представитель коренных малочисленных народов окажется уязвимым.
Источник: СахаДень
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!