- 11 сентября 2021
- 17:12
Председатель Федерации национальных видов спорта Кузбасса Максим Ясаков популяризирует борьбу на поясах куреш, камчи, тебек. Сейчас это виды спорта, но еще пару веков назад эти навыки были залогом выживания телеутов.
В Кемеровской области около 300 юношей и девушек постоянно занимаются борьбой на поясах куреш. Это древний вид спорта, традиционный для телеутов, шорцев и других тюркских народов. Председатель Федерации национальных видов спорта Кузбасса Максим Ясаков говорит, что потенциал спортсменов велик. Но в отличие от олимпийских видов спорта, чтобы попасть на соревнования, в национальных дисциплинах недостаточно показать высокие достижения, важно еще и найти спонсоров. О том, как исправить эту несправедливость и чем ценны национальные виды спорта, Максим Ясаков рассказал порталу «КМНСОЮЗ-NEWS».
– Максим, вы известный популяризатор борьбы на поясах куреш. Чем вам близок этот вид спорта?
– Борьбой на поясах куреш я стал заниматься в 12 лет. Сейчас на поединки уже не выхожу, тренирую ребят, организую соревнования. Вообще, мне близки многие виды спорта, я окончил Кузбасское училище олимпийского резерва, являюсь мастером спорта по вольной борьбе. Но борьбу на поясах куреш, я выделяю особо. Это борьба, которой мой народ, телеуты, занимался веками. Сейчас это вид спорта, с тренировками, соревнованиями, призовыми местами, но еще несколько поколений назад борьба на поясах куреш имела вполне прикладную функцию.
– Бывали случаи, что навыки борьбы на поясах куреш вам пригодились вне поединка?
– Разное бывало (смеется). Как и все мальчишки, я попадал в ситуации, когда нужно было постоять за себя, защитить своих друзей. И, да, борьба на поясах куреш мне помогала. Как и другие единоборства, этот вид спорта развивают выносливость, ловкость, в тренировках задействованы все группы мышц, так что человек в принципе может дать отпор. В борьбе на поясах куреш отрабатываются броски, так что можно отбросить противника от себя, и дальше действовать по ситуации. Но, отмечу, что этот вид борьбы очень миролюбив.
Здесь действует принцип: «На ковре мы противники, за ковром мы — друзья».
Здесь действует принцип: «На ковре мы противники, за ковром мы друзья». Это, можно сказать, философия борьбы на поясах куреш, этот вид спорта развивает здоровое соперничество, чувство товарищества.
– У многих тюркских народов существуют традиции борьбы на поясах, есть еще борьба корэш. Это одно и тоже?
– Это два разных видов спорта, хоть и достаточно близких. В России есть две федерации, она — по борьбе на поясах, вторая — по борьбе корэш. В борьбе кореш нельзя делать подсечки и захват ног. В то же время наша телеутско-шорская борьба куреш — это не классическая борьба на поясах, у нас есть свои особенности. Например, у нас разрешены захваты ног, также при проведении захватов и бросков можно использовать одну руку, но второй надо держаться за пояс. Кстати, «кур» с телеутского на русский означает «пояс».
Я живу в Беловском районе Кемеровской области, у нас в местном спортклубе занимаются сейчас около 30 ребят. Фактически мы являемся филиалом федерации по борьбе на поясах Кемеровской области. Результаты, я считаю, достойные: среди наших ребят есть третий призер первенства России по борьбе на поясах, победители кубка Сибири по этой дисциплине и два мастера спорта. Всего же в Кемеровской области борьбой на поясах занимаются около 300 человек, в основном в районах компактного проживания телеутов и шорцев. Хотя, хочу отметить, что в этот вид спорта приходят ребята самых разных национальностей.
В этот вид спорта приходят ребята самых разных национальностей.
– Каков уровень ваших спортсменов? Смогут ли они когда-нибудь попасть на чемпионат мира?
– У наших ребят очень большой потенциал. И результаты они показывают хорошие. По возможности мы стараемся ездить на чемпионаты России, первенства часто проходят в Башкортостане или Татарстане. В этих республиках к борьбе на поясах подходят комплексно, для занятий строятся отдельные спортзалы, у тренеров есть ставки, достаточно возможностей, чтобы ездить на соревнования. У нас все значительно скромнее. Например, наши ребята делят один спортзал с волейболистами, футболистами и стрелками, тренеры работают на чистом энтузиазме, чтобы куда-то поехать, приходится искать спонсоров. Находим, к сожалению, не всегда. Но несмотря на все эти сложности, когда у наших ребят получается приехать, они дают настоящий бой, их запоминают, зовут еще. Не сомневаюсь, что результат был бы и на международных первенствах, но, к сожалению, поехать туда наши ребята не могут из-за нехватки ресурсов.
Результат был бы и на международных первенствах, но, к сожалению, поехать туда наши ребята не могут из-за нехватки ресурсов.
– Вообще, есть ощущение, что национальные виды спорта — это удел энтузиастов. Отчего так складывается?
– Это большая и системная проблема, она касается не только борьбы на поясах куреш, но и всех национальных видов спорта. Надо отметить, что они создавались не для развлечения, не для шоу, речь шла о выживании. Возьмем наш этнический вид спорта камчи — это умение владеть плеткой. Зачем нужно было хорошо владеть камчи? Чтобы защитить свой скот от нападения хищника, чтобы обезвредить соперника. Стрельба из лука была нужна, чтобы добыть дичь. Сейчас, конечно, мы живем в совсем других условиях, например, телеуты перестали кочевать. Мир стал значительно комфортнее и безопаснее. И навыки, которые нужны были для ведения традиционного хозяйствования, трансформировались в виды спорта.
Навыки, которые нужны были для ведения традиционного хозяйствования, трансформировались в виды спорта.
Поэтому сохранение национальных видов спорта, на мой взгляд, тождественно сейчас сохранению народных традиций.
Главная проблема здесь в ресурсах. Мы, конечно, получаем господдержку. Недавно, например, районная администрация закупила луки для наших стрелков. Но объемы государственной помощи очень скромные, найти спонсоров тоже непросто. В основном тренеры занимаются с ребятами в свое личное время, просто по велению души.
– А позиция родителей какова? Они охотнее отдают своих детей в борьбу на поясах куреш или на бокс?
– В детском спорте большую роль играет мода. Родители смотрят по телевизору соревнования по олимпийским видам спорта и стараются отдать детей на занятия в эти направления. Но когда люди знакомятся с борьбой на поясах куреш, видят успехи наших борцов, то охотно отправляют детей в эти секции.
– Занимаются ли телеутские девушки борьбой на поясах куреш?
– Не только занимаются, но и участвуют в соревнованиях. Причем, мы борцов не разделяем по гендерному признаку. Вообще, в телеутской традиции женщин-борцов быть не должно. Считалось, что женщина не должна перешагивать через куре — квадрат, выложенный из досок, где готовили баранину. Есть версия, что от этого слова и произошло название борьбы. Сейчас времена изменились, и девушки без ограничений занимаются борьбой на поясах куреш. К нам они приходят, как правило, все обдумав, после нескольких лет занятий вольной борьбой. Это очень подготовленные девушки, и на ковре они нередко побеждают юношей, занимают призовые места на соревнованиях.
Это вносит задор. Ребята начинают интенсивнее тренироваться, им обидно, когда их побеждают девушки. Также телеутские девушки участвуют в соревнованиях по камчи, в стрельбе из лука. К слову, эти занятия традиционны для наших женщин, когда мужья уходили на войну, именно они защищали детей и стада от врагов и диких животных. Так что телеутские женщины всегда были сильными.
Телеутские женщины всегда были сильными.
– Вы являетесь одним из инициаторов создания нормативов ГТОЖ (Готов к традиционному образу жизни), этакому аналогу ГТО. Как пришла идея? Сколько человек уже получили значки ГТОЖ?
– Нормативы ГТОЖ были разработаны в рамках масштабного проекта «Дети коренных», он существует второй год. Идея в том, чтобы показать человеку, сможет ли он выжить без современных благ, используя только навыки традиционного образа жизни. Мужчинам, чтобы выполнить норматив ГТОЖ, нужно сделать три броска из борьбы на поясах куреш, попасть из лука по трехмерным мишеням, на время показать приемы владения камчи и выполнить определенное количество набиваний ногой тебеком. У женщин требования те же, за исключением борьбы на поясах куреш. Значок, в зависимости от полученных баллов, бывает трех категорий: «золото», «серебро» и «бронза». Но, отмечу, что из более чем 500 человек, которые с момента старта проекта сдавали этот норматив, значок получили около 150. Здесь проблема комплексная. Не будем скрывать, у многих хромает общая физическая подготовка. Есть и наша недоработка — мало инвентаря. Например, я заметил, что люди старше 40 лет легче сдают норматив, чем молодежь. А все потому что той же плеткой камчи они когда-то в жизни пользовались, знают, как с ней обращаться, сейчас же юноши и девушки даже в семьях, где держат скот, камчи часто не владеют. Значит, надо покупать инвентарь, обучать в спортивных секциях.
Люди старше 40 лет легче сдают норматив, чем молодежь.
– В ГТОЖ входят дисциплины, характерные, в первую очередь для телеутов, может быть, для шорцев. А, например, у ненцев или у нанайцев свои национальные виды спорта. Можно ли создать какой-то общий свод нормативов ГТОЖ, который подходил бы для всех?
– Полагаю, что это возможно. Вообще, мы в Федерации национальных видов спорта Кузбасса тесно сотрудничаем с объединениями из других регионов. У нас очень много общего. И те же виды спорта похожи. Различия, конечно, есть, они обусловлены климатическими особенностями и не всегда принципиальны, например, у нас есть аналог ненецкого тынзея. Сейчас обсуждается идея проведения спартакиады для всех коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока. Главное — выбрать дисциплины и разработать единые правила. Мне кажется, если такая спартакиада появится, то она станет серьезным стимулом для всех ребят, которые занимаются национальными видами спорта, позволит вывести их на всероссийский уровень.
Обсуждается идея проведения спартакиады для всех коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока.
– Ежегодно вы проводите фестиваль «Шан-туу Пайрам» («Звенящая гора»). В этом году вам удалось получить финансирование по линии Фонда президентских грантов. Сложно ли было все оформить?
– Я очень рад, что Фонд президентских грантов оценил наш фестиваль, и мы получили финансирование. Было сложно, но мы с командой справились. Фестиваль «Шан-туу Пайрам» уникален. Районы компактного проживания телеутов есть только на Кузбассе, и фестиваль национальной культуры проводим только мы, по сути, это единственная площадка, где люди могут соприкоснуться с традициями своего народа. К нам на фестиваль приезжают телеуты из других регионов, они могут здесь услышать родную речь, попробовать блюда национальной кухни. В прошлом году из-за пандемии праздника не было. В этот раз мы постарались сделать что-то особенное, все постарались, фольклорные коллективы подготовили новые номера, мы выявили абсолютного батыра в борьбе на поясах куреш, лучшего по стрельбе из лука, владению камчи, метанию камня.
Районы компактного проживания телеутов есть только на Кузбассе, и фестиваль национальной культуры проводим только мы.
– Вы возглавляете молодежный совет Кемеровской областной общественной организации Ассоциация телеутского народа «Эне-Байят». Чем вы там занимаетесь, какие мероприятия проводите?
– У нас много мероприятий, делаем праздники спортивной и культурной направленности, сейчас, в связи с пандемией, особенно активно участвуем в волонтерских акциях. Наша главная задача — популяризация телеутских традиций. Я давно занимаюсь этой темой, и никогда не сталкивался с каким-то равнодушием или негативом. Наоборот, люди с гордостью говорят, что они телеуты.
Да, национальная культура, традиции, поддерживаются во многом за счет энтузиастов, но с другой стороны, я вижу, что людям это все интересно, они пытаются понять, как жили их предки. Так что, все усилия не напрасны.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Ясаков Максим Васильевич
Регион: Кемеровская область
Должность: Председатель Федерации национальных видов спорта Кузбасса, председатель молодежного совета Ассоциации телеутского народа «Эне-Байят»
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!