- 28 октября 2025
- 07:49

Текст и фото: Ирина Спиридонова / Илкэн
В свете рассмотрения бюджета республики на 2026 год, в Постоянном комитете по вопросам малочисленных народов Севера и делам Арктики Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я) были рассмотрены проблемные вопросы, касающиеся лиц, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни.
Нужно совершенствовать методику поддержки
24 октября под председательством народного депутата Елены Голомаревой прошло расширенное рабочее заседание. Участвовали представители Министерства образования и науки, Министерства труда и социального развития, Минсельхоза, МинАрктики, Минэкономики. Были приглашенные лица. В режиме видеоконференцсвязи подключились представители пяти арктических районов.
Во вступлении к первому вопросу Елена Христофоровна отметила, что в 2025 году произошло знаковое событие для лиц, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни. 28 мая вышел приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2025 года, который утвердил актуализированный профессиональный стандарт «Животновод» с новой трудовой функцией «Работник кочевого жилища». Настоящий приказ вступил в силу с 1 сентября.
Краткую информацию о реализации приказа представила заместитель министра труда и социального развития Ирина Теплякова.
Ирина Юрьевна подчеркнула: «Поскольку профессиональные стандарты, вопросы оплаты труда относятся к полномочиям отраслевого министерства, то ключевую роль в этом направлении должно играть министерство сельского хозяйства».
Михаил Погодаев, заместитель министра по развитию Арктики и делам народов Севера, заметил, что действовавшие ранее нормативы содержания оленеводческих бригад привели к тому, что женщин в бригадах стало намного меньше.
«Шаг сделан по поводу профессии, мы статус чумработницы подняли до работника кочевого жилища. Теперь официально можно всё оформлять. Но тут могут возникнуть вопросы. У нас есть оленеводческие хозяйства, оформленные в виде кооперативов, МУПов. Есть еще родовые общины. От глав общин будет зависеть, как они будут оформлять своих оленеводов и чумработниц. То есть надо вести работу с общинами», – упредил Михаил Александрович.

В продолжение выступления Погодаева М.А. высказался Уполномоченный по правам КМНС в РС (Я), президент Ассоциации КМНС РС (Я) Константин Роббек: «Следующий логичный шаг – мы должны ставить вопрос по совершенствованию методики поддержки северного домашнего оленеводства. Это в наших силах – республиканская методика поддержки, с привлечением научного сообщества, министерства сельского хозяйства».
Член комитета, депутат Николай Кульбертинов поддержал упорядочивание правового положения чумработниц: «Основа сделана. Теперь будут создаваться семейные оленеводческие бригады. Ведь всё держится на женщине. Мы прекрасно понимаем, чем четыре мужика будут стадо держать, пусть семья держит со своим семейным хозяйством».
«В республике принят закон о кочевой семье. Этот закон был отмечен форумом женщин Севера, Сибири и Дальнего Востока как самый гуманный закон Российской Федерации. Но он не работает в полной мере, в том числе, из-за того, что не было понятия чумработницы. И вот оно появилось. Сейчас Минсельхозу в срочном порядке необходимо разработать новую методику, в которой дополнительно должны быть работники кочевого жилья – женщины. Хорошо бы в режиме второго чтения бюджета на это появилась отдельная строка», – подытожила председатель комитета.
В поддержку высказываний по методике, для большего понимания заострил внимание Михаил Погодаев: «Сейчас методика основана на поголовье оленей. Есть общины, где 100-200 оленей. При всём желании они не могут обеспечить своим оленеводам даже минимальную оплату труда. Поэтому они не смогут предусмотреть в штатных единицах чумработницу. Нужна именно комбинированная методика, чтобы учитывала и поголовье оленей, и людские ресурсы».
Мы теряем кочевые школы
При переходе к вопросу «О реализации Закона РС (Я) «О кочевой семье» в части норматива штатов кочевых школ» Елена Христофоровна сказала:
«Кочевая школа – гордость Министерства образования, Парламента и Правительства республики. Есть республиканский закон о кочевых школах, есть специальный план мероприятий Правительства Якутии на 2024-2029 годы по совершенствованию таких школ. Но в ходе обсуждения бюджетов выявилось, что очень тихо на уровне муниципальных образований исчезли штаты кочевых школ, которые были утверждены методикой. Мы видим по одному штату учителя, без учета надбавки за экстремальные условия труда. Не видим истопника, оленевода-наставника по ведению производственного обучения. А ведь в каждой кочевой школе должно быть по 3 человека. Сейчас учредителем является глава района, от его позиции зависит, какой будет штат. Это в корне неверно! Есть федеральная установка, которая прописана в федеральном законе об образовании, что государство поддерживает кочевое образование. Значит, на уровне регионов должны быть приняты свои положения, установлены свои штаты по кочевым школам. Мы теряем кочевые школы. В 2024 году было 11 кочевых школ, в 2025-м осталось 6. Такими темпами в следующем 2026 году будет 3, в 2027-м – 0. Надо остановить этот процесс».

«Перед Вами, Ньургун Михайлович, сидят люди, которые стояли у истоков создания нормативной базы – Наталья Васильевна Ситникова и Николай Иннокентьевич Бугаев. По всей России и за рубежом изучают опыт министерства образования и республики в целом, по кочевым школам. Но сегодня, к сожалению, другая реальная картина. Дальше как будем двигаться?», – обратилась председатель собрания.
Заместитель министра образования Ньургун Павлов ответил:
«Действительно мы видим, что с каждым годом количество кочевых школ уменьшается. По состоянию на сегодняшний день у нас шесть образовательных организаций, где обучаются 146 школьников, и воспитывается 26 дошкольников. Если раньше внутри кочевых школ были выделены конкретные штатные единицы, то в связи с численностью обучающихся они снижены. Мы работаем над тем, чтобы привести в соответствие наши постановления, которые определяют финансирование для школ и дошкольных учреждений, где будем учитывать кочевую школу».
«При принятии бюджета 2026 года мы должны там увидеть отдельной строкой финансирование шести имеющихся кочевых школ, они должны иметь прерогативы», – резюмировала Елена Христофоровна.
Николай Старостин, заместитель министра экономики, подтвердил слова председателя комитета о том, что без основания финансовые средства в бюджете не учитываются. Николай Прокопьевич одобрил предложение уполномоченного Константина Роббека усовершенствовать методику и дополнил тем, что над этим надо совместно работать всем ведомствам, задействованным в сегодняшнем разговоре.
Необходимо вернуть учителям «кочевой» коэффициент
Директор филиала Федерального института родных языков народов РФ в Якутске, один из создателей нормативной базы кочевой школы Наталья Ситникова посетовала, что Федеральный закон от 13 июня 2023 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которым как раз узакониваются гарантии государства на доступность образования детей, находящихся в труднодоступных местах, с традиционным видом деятельности родителей, никак не выполняется.

«Дело в том, что у нас нет семейного оленеводства. Работают воспитатели и учителя начальных классов. Им выделяет деньги на зарплату муниципалитет. В прошлом году почему-то убрали коэффициент, который учитывал реализацию программы в кочевых условиях. Тем самым, уравняли наших педагогов с учителями в селе и в городе. Наоборот, надо обратно внести этот коэффициент, который учитывает фонд зарплаты с увеличением, с учетом разъездного характера работы учителя или воспитателя. Сокращается еще и потому, что жены не хотят ехать, легче работать в сельской школе. Как сказала Елена Христофоровна, все нормативные условия у нас есть. Сейчас не требуется лицензирование. В уставной деятельности образовательной организации должно быть записано, что имеется структурное подразделение и количество штатных единиц. Норма материальной базы выдается на школу, а она большая школа (или малочисленная – автор), но не малокомплектная, как некоторые думают. Остаточный минимум на материальные расходы (интернет, топливо и т.п.) не малый. А должна быть норма именно на кочевую школу. Насчет воспитателей кочевых дошкольных групп – сейчас это очень популярно. Дети же в стаде с родителями находятся, если мама там. Кочевые садики при детском садике открываются очень легко. Но нужно финансирование из муниципального бюджета или норматив предусмотреть с учетом этого», – поделилась мнением Наталья Васильевна.
По ВКС выступили начальники Управлений образования Оленекского и Кобяйского районов. А так же исполняющий обязанности главы администрации Эвено-Бытантайского районов. Они рассказали про свои кочевые школы, обозначили проблемы, требующие решения. Это:
– отсутствие предусмотренных штатных единиц – истопник, мастер производственного обучения;
– все обязанности (растопка печи, готовка еды, стирка одежды и белья) возлагаются на одного педагогического работника;
– нет нормативно-правовой базы кочевой школы;
– нужен механизм финансирования деятельности кочевых школ из республиканского бюджета – субвенция;
– не допустить оптимизации (сокращения) штатных единиц кочевых школ;
– перевозка детей – большая нагрузка для муниципалитетов.
Что делать дальше?
Председатель комитета Елена Голомарева подытожила:
«Министерству образования РС (Я) разработать штатное расписание кочевых школ, с учетом видов кочевых школ в каждом районе. Предусмотреть в штате истопника, оленевода-мастера производственного обучения, учителя с надбавкой за экстремальные условия труда. В этом вам могут помочь Наталья Васильевна Ситникова и Николай Иннокентьевич Бугаев – люди, которые стояли у истоков кочевого образования».
Государство взяло на себя обязательства создавать условия для улучшения качества жизни коренных малочисленных народов, гарантируя их права на традиционный образ жизни, культуру, защиту исконной среды обитания, а также предоставляя ряд социальных и экономических преференций. Это закреплено в российском законодательстве.
Семейное оленеводство в Якутии — это традиционное и важное хозяйство для многих коренных народов, где семьи занимаются разведением северных оленей, передавая культуру и традиции из поколения в поколение. Эти семьи ведут кочевой образ жизни, переезжая вместе с оленями в зависимости от сезона. С родителями кочуют дети. Они имеют право получать качественное образование, независимо от места их проживания.
Источник: Илкэн
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!


