- 13 октября 2025
- 20:09

Директор Центра историко-культурного наследия «Касум Ёх» Елена Федотова рассказала, как восстанавливаются и сохраняются старинные технологии народов Югры и о совместных проектах с крупнейшими этнографическими музеями страны
Расположенный в югорском селе Казым Центр историко-культурного наследия «Касум Ёх» готовится возобновить совместные проекты с Российским этнографическим музеем и Кунсткамерой, прерванные из-за пандемии. В планах – проведение совместных выставок, исследования и восстановление уникальных технологий на основе изучения коллекций крупнейших этнографических центров страны. Об этом в эксклюзивном интервью «КМНСОЮЗ-NEWS» рассказала директор Центра историко-культурного наследия «Касум Ёх» Елена Федотова.
– Елена Терентьевна, какие точки соприкосновения есть у Центра историко-культурного наследия «Касум Ёх» с Российским этнографическим музеем и Кунсткамерой?
– Эти музеи обладают большими коллекциями предметов, которые были когда-то собраны на нашей территории. То, что такие коллекции сформированы, считаю, очень хорошо, потому что многие предметы у нас сейчас уже и не встречаются, а там они сохранены. Также в коллекциях есть фотографии, дневниковые записи. Это очень ценно.
– А можно ли привозить на выставки экспонаты из «больших музеев» в сельские культурные центры?
– У нас в Центре нет возможности экспонировать такие коллекции. Все-таки «Касум Ёх» – небольшое учреждение, наш Центр расположен в селе Казым. Российский этнографический музей проводит выездные мероприятия, но в музеях городских. Например, в Ханты-Мансийске в Музее Природы и Человека сейчас проходит выставка «Образы Севера», в которую включены коллекции, которые как раз собраны во время экспедиции в наших краях. Я посетила эту выставку, и мне было очень отрадно видеть экспонаты с нашей Казымской земли. Но совместно с Российским этнографическим музеем мы делали фотовыставку.
Дело в том, что в 1910 году Сергей Иванович Руденко, известный этнограф – а на тот момент еще студент – посетил Обский Север. Он собрал основательную коллекцию, сделал много фотографий, описаний к ним. Когда я изучила эти материал, то была поражена – в этих материалах совсем другая жизнь. Мы договорились с музеем об экспонировании фотографий экспонатов и снимков, сделанных Сергеем Ивановичем. Это был очень яркий и интересный проект. В свою очередь к нам приехали с экспедицией сотрудники Российского этнографического музея, они также собирали материал, фотографировали, интервьюировали информантов, а мы помогали в сборе информации. По итогам экспедиции музей выпустил очень красочную книгу об Обском Севере.
Увы, с началом пандемии наше сотрудничество оказалось на паузе. Но мы очень хотим его возобновить. Нас интересуют экспонаты, собранные во время экспедиции Сергея Ивановича. Да, конечно, получить их мы не сможем, но мы рассчитываем на детализированные фотографии, чтобы восстановить технологии, по которым эти предметы были сделаны. Некоторые экспонаты мы изучили во время выставки в Музее Природы и Человека. Но там выставлены далеко не все предметы из коллекции Сергея Ивановича.
К Кунсткамере у нас тоже очень большой интерес. В тридцатые годы прошлого века в наших краях была создана Казымская культбаза. С одной стороны она занималась ликбезом, решала какие-то социальные задачи, с другой – это был ключевой центр исследований территории, в том числе и этнографических. Так вот, сотрудник Института народов Севера Афанасий Иванович Подлетин, долгие годы работавший на Казымской культбазе, в своих дневниках записывал фольклорный материал на хантыйском языке. Сейчас эти дневники хранятся в фондах Кунсткамеры. Знаю, что среди записей есть одна сказка на 147 страниц. Нам бы очень хотелось расшифровать эти записи, перевести их на русский.
Также в фондах есть интересные работы Натальи Федоровны Прутковой, сотрудницы Института народов Севера, уроженки Ленинграда, она переехала к нам в Югру, изучила хантыйский язык и даже его преподавала. Наталья Федоровна участвовала в нескольких экспедициях и в какой-то период возглавляла Казымскую культбазу. Среди ее интересных находок – священные покрывала. Их сейчас почти не используют. Поэтому те рисунки и описания, которые составила Наталья Федоровна, уникальны. Мы вели переговоры с Кунсткамерой, это тоже было до пандемии, сейчас их возобновляем. В Кунсткамере, по крайней мере, раньше были согласны поделиться с нами информацией, но вначале в музее хотели бы сами изучить эти материалы.

Мы можем помочь восстановить историю предмета, рассказать о технологии его создания.
– А со стороны «больших музеев» есть интерес к сельским культурным центрам?
– По крайней мере в нашем случае есть. Все крупные музеи, с которыми мне доводилось взаимодействовать за время работы, всегда были очень заинтересованы в сотрудничестве. Мы для них, можно сказать, проводники. Так как мы живем здесь, в месте, где сохранена национальная культура, где традиции живые, мы можем помочь восстановить историю предмета, рассказать о технологии его создания, о том, как он использовался. Также мы можем помочь в налаживании контакта с информантами. Поэтому взаимодействие есть, и оно взаимовыгодное.
Большую работу проводит Ассоциация этнографических музеев России, она объединяет как гигантов, таких как Российский этнографический музей, так и сельские культурные центры. Недавно в Ханты-Мансийске прошла экспертная сессия Ассоциации. Это было большое и яркое мероприятие, в рамках которого состоялось несколько очень важных событий. В Музее Природы и Человека открылась выставка «Образы Севера», в музее «Торум Маа» заработала выставка меховых изделий, а для специалистов прошел семинар «Техника работы с мехом».
– У вас в Центре большой опыт работы с мехом.
– Да, именно об этом я рассказывала участникам семинара, делилась опытом по сохранению технологии выделки меха и пошива изделий. У нас, если быть точными, не совсем музей, наше учреждение – это именно центр историко-культурного наследия. И мы определили для себя одной из целей сохранение технологий.
Мы не просто стараемся сохранить какую-то меховую вещь, а работаем над тем, чтобы был жив сам промысел, проводим семинары, мастер-классы, и, знаете, постепенно появляются мастерицы, которые начинают работать с мехом и достигают в этом высот. Знаю, что некоторые из них уже представляют свои изделия на художественно-экспертных советах в музеях и эти изделия признаются образцами народного искусства.

Так как мы живем на земле с живой культурой, то наша задача сохранить не столько материальную культуру, сколько духовную.
– Расскажите, пожалуйста, о Центре историко-культурного наследия «Касум Ёх». Что составляет основу экспозиции?
– Наш Центр посвящен в первую очередь культуре коренных народов – это казымские ханты, также мы стараемся собирать материал и представлять культуру лесных ненцев и коми-зырян, которые живут на нашей территории. У нас есть экспозиции под открытым небом, национальная изба, промысловая тропа. Коллекция сформирована в девяностые годы и постепенно пополняется. Что-то нам передают в дар, часть предметов мы сами делаем.
Так как мы живем на земле с живой культурой, то наша задача сохранить не столько материальную культуру, сколько духовную.
Это то, что передается из уст в уста, связано с приметами, запретами и в целом с отношением к жизни. Мы стараемся собирать фольклор, воспоминания, проводим праздники, например, восстановили обряд поклонения духу Воды, он проводится весной, когда река вскрывается. Восстановили обряд по воспоминаниям наших старожилов, опрашивали бабушек, они вспоминали, что им рассказывали в детстве, что сами видели. Собирали данные буквально по крупицам, но в итоге получили полную картину. У нас жив праздник «Медвежьи игрища», у некоторых групп ханты и манси он утрачен, но у нас он проводится – есть исполнители священных песен и мы организовываем школы «Медвежьих игрищ» и стараемся поддерживать, как можем, сохранение этого обряда.
– Вы активно привлекаете туристов, проводите туры выходного дня. Кто к вам приезжает?
– Сам формат таких однодневных поездок возник из нашего желания популяризировать культурное наследие, рассказывать о нем в доступных и понятных форматах, в том числе туристам. У нас есть хантыйская печь нянь-кор, где мы выпекаем хлеб по старинным технологиям и рецептам, заодно рассказываем о традиционном питании, проводим обряд чаепития, летом собираем травы вместе с туристами. Чаще всего к нам едут из Белоярского района, это как официальные делегации, так и гости – кто-то приехал к родственникам или друзьям и к нам заодно заезжает. Мы стараемся разнообразить наши экскурсии в зависимости от времени года, разрабатываем разные маршруты. В частности, мы стали проводить фольклорные туры, где мы знакомим с мифологией, со сказками нашего народа. Мы постарались создать такую атмосферу, чтобы люди могли прослушать эти сказки, пройти квесты, выполнить задания, а также прислушаться к шумам и почувствовать запахи тайги, чтобы понять для себя, какой он – настоящий Север.

Если использовать свет и тень, то можно обойтись без детализации лиц.
– У вас есть необычный формат – «Теневые сказки». Что это такое и как создаются такие сказки?
– Мы с коллегами долго думали, как представить сказки народа ханты, чтобы не использовать рисунки, поскольку в некоторых случаях по традиции нельзя изображать лица. Однако если использовать свет и тень, то можно обойтись без детализации лиц и только по контуру можно догадаться, о каком персонаже идет речь. Получается очень красиво и таинственно. Причем эту загадочность очень любят подростки.
Отмечу также, что старожилы нам рассказывали, что у ханты раньше было в ходу лечение темнотой, поэтому сочетание темноты и света – как раз в духе нашего народа.
Непосредственно технологию теневых сказок мы подглядели у коллег из других музеев и культурных центров. Правда, если многие идут по пути полноценных книг, то мы стали делать дощечки с вырезанными сюжетами сказок. А демонстрировать их очень просто – достаточно взять любой фонарик, даже телефонный, и высветить картину на стене. Также мы записали аудиофайлы на русском и хантыйском языках. Включаем их в зависимости от аудитории: для туристов – русскоязычную версию, когда к нам приходят старожилы – хантыйскую.
В таком формате мы показываем сказки про Ими Хилы, это сквозной герой хантыйского фольклора, маленький мальчик, который живет с бабушкой и периодически попадает в разные ситуации, когда ему нужно справляться со злыми духами, причем не силой, а ловкостью и смекалкой. С образом Ими Хилы связаны многие сказания о сотворении солнца, неба, появлении природных явлений и вообще формировании миропорядка.
– А старинные технологии как вы восстанавливаете? Например, как вы построили лодку саранхоп?
– В первую очередь обращаемся за помощью к старожилам. И с лодкой нам помог житель села Казым Андрей Александрович Ерныхов. Лодки саранхоп раньше широко использовались. Так как путешествие по Оби занимало несколько дней, то в них обустраивали полноценную жилую зону, ставили печь, на днище стелили шкуры. Потом саранхопы приспособили для перевозки рыбы. За раз на одной лодке можно было доставить 1,5-2 тонны.

Мы сделали саранхоп и сейчас катаем на нем туристов.
Также мы восстанавливали с нашими мастерицами технологию обработки рыбьей кожи.
Есть технологии, где живых воспоминаний не осталось. Например, кузнечное дело. Но есть мастера, которые по архивным данным восстанавливают эти технологии. Мы с такими мастерами тоже тесно сотрудничаем. Например, несколько лет назад наших сельских мальчишек учил кузнечному делу известный хантыйский художник, мастер по художественной ковке Рязанцев Леонид Дмитриевич. Потом с мастер-классами к нам приезжал другой известный специалист по металлу Дмитрий Плотников.
Много информации можно почерпнуть из поездок по музеям в соседние районы. Например, в Сургутском районе есть мастерицы, которые работают с пихтовой корой. Там этот промысел жив. Глядя на мастериц, мы понимаем, что примерно так же было и у нас, но сами вещи выглядят немного по-другому. Сравнивая действующий промысел и наши музейные коллекции, мы можем понять, как конкретно делали подобные вещи у нас на Казымской земле, и попробовать восстановить.
– Практически каждую неделю вы с коллегами в соцсетях Центра сообщаете о какой-то новинке – новом экспонате, экскурсии, квесте. Как вы находите креативные идеи?
– Я с самого начала своей профессиональной деятельности занималась популяризацией нашей национальной культуры и всегда думала, как ею заинтересовать, показать ее необычно и ярко. По образованию я педагог, а по национальности – ханты. После диплома я работала в нашем местном интернате, помимо уроков, вела занятия с детьми в культурно-антропологической школе. У нас были экспедиции, выездные программы, и все это требовало от нас с коллегами креатива. Когда ушла работать в Центр историко-культурного наследия «Касум Ёх», задачи расширились – если раньше нужно было думать над тем, как сделать программу интересной для детей, то теперь в нашу орбиту вошли взрослые. Мне самой очень интересно искать какие-то подходы, иногда даже я думаю, что это не работа, а именно образ жизни.
Как возникают креативные проекты, сказать сложно. Вдохновляет знакомство с интересными людьми, общение с единомышленниками. У нас есть такой формат, когда мы просто собираемся, пьем чай и каждый может высказать свою идею.
Но, скажу прямо, у нас в Центре в штате всего восемь человек, из них только пятеро занимаются непосредственно подготовкой и проведением мероприятий. Ну сколько мероприятий мы, даже будучи очень вовлеченными и любящими свою работу людьми, можем сделать впятером? Поэтому мы не только сами проводим мероприятия, но и выступаем как ресурсный центр, площадка, которая помогает другим людям и организациям воплотить свои идеи.

Иногда даже я думаю, что это не работа, а именно образ жизни.
У нас в районе есть несколько общин, зарегистрированных как НКО, с которыми мы сотрудничаем, помогаем оформлять проекты. Например, одна община развивает туризм в деревне Хуллор. У общины «Ильбигорская» есть проект по сохранению мехового промысла и также там создается фольклорный коллектив. Есть у нас проекты с оленеводческой общиной по сохранению оленеводства и проведению школы молодого оленевода.
Отмечу, что в свою очередь общины активно участвуют в наших мероприятиях и проектах. Например, зимой оленеводческие общины устраивают катания на оленях для туристов. Это всем интересно – и самим туристам, и оленеводам. Мастера могут заработать на продаже сувениров. Это очень важно, потому что музей в деревне – это прежде всего центр развития традиций, а сам туризм в сельской местности позволяет местным жителям сформировать новые источники дохода. Так что развиваемся мы не сами по себе, а всем нашим селом, все вместе, как всегда было у нашего народа.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Федотова Елена Терентьевна
Регион: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Белоярский район, село Казым
Деятельность: директор МАУК «Центр историко-культурного наследия «Касум Ёх»
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!


