Мария Руфова: «Арктика» – это дом»
Мария Руфова: «Арктика» – это дом»

Директор экспериментального интерната «Арктика» Мария Руфова рассказала, как учатся дети в одной из самых необычных школ страны.

В городе Нерюнгри в Якутии уже 26 лет работает удивительное учебное заведение – экспериментальная школа «Арктика». Здесь внедрено самоуправление, ребята объединены в общины. Учащиеся «Арктики» регулярно становятся победителями региональных и всероссийских творческих конкурсов и спортивных соревнований. Школьники участвуют в фольклорных коллективах, сдают ЕГЭ на высокий балл и поступают в ведущие вузы страны. Выпускники «Арктики» работают в органах власти, есть среди них ученые, писатели, актеры и музыканты. О том, как устроена жизнь в «Арктике», рассказала «КМНСОЮЗ-NEWS» директор легендарной школы Мария Руфова.

Мария Николаевна, в этом году 10 лет, как вы возглавляете экспериментальную школу «Арктика». Как вы пришли в учреждение?

– Вообще, экспериментальную школу «Арктика» я знаю со дня ее основания. Именно здесь работали мои коллеги из Алданского района села Хатыстыр. Первый выпуск из школы «Арктика» состоялся в 2000 году, многие из этих ребят были моими учениками из Хатыстырской школы Алданского района.

Свою педагогическую деятельность я начала в качестве исполняющей обязанности директора малокомплектной кочевой школы в селе Верхняя Амга Алданского района. Про «Арктику» я слышала только хорошее, эта школа в педагогической среде всегда считалась прогрессивной, очень сильной. В 2011 году я стала директором школы в селе Иенгра, проработала там до 2015 года. Тогда я очень тесно стала общаться с педагогами «Арктики», у нас были совместные активности с учащимися, какие-то мероприятия. А в 2015-м первый директор школы «Арктика» Виктория Петровна Марфусалова вышла на пенсию, в Якутии объявили конкурс на право возглавить это легендарное учебное заведение. Я решила попробовать свои силы, представила свою стратегию, видение дальнейшего развития школы, прошла собеседование. И меня утвердили на должность директора «Арктики».

Своей главной задачей я ставила сохранить все традиции, которые сформировались в школе, все-таки «Арктика» – удивительное учебное заведение и возглавить ее – большая ответственность. Коллектив школы я к этому моменту уже знала давно, но все равно я пришла туда в новом качестве, мне нужно было влиться. Могу сказать, что приняли меня замечательно, и мои коллеги стали моими добрыми друзьями.

Про «Арктику» я слышала только хорошее, эта школа в педагогической среде всегда считалась прогрессивной, очень сильной.

– Какие инициативы вы внедрили в «Арктике»?

– В первую очередь я усилила сотрудничество с муниципальными управлениями образования. У нас одна из главных особенностей в техническом плане – то, что мы знаем детей только по характеристикам. В этом отличие от других школ-интернатов, где администрации с первых классов знают как самих детей, так и их семьи. А мы видим только сухие цифры с их оценками, не знаем, чем ребенок интересуется, кем себя видит в будущем. Не знаем и родителей, а ведь к нам дети заезжают не централизованно, а каждый самостоятельно. Сейчас с родителями всех наших будущих учеников мы созваниваемся и проговариваем абсолютно все нюансы, касающиеся поступления – от того, как покупать билеты, и заканчивая списком вещей, которые потребуются в интернате.

Нас очень выручают цифровые инструменты. Со многими семьями мы созваниваемся по видеосвязи, документы отправляем по электронной почте и в мессенджерах. Чтобы всем было проще, создаем группы в мессенджерах, где выкладываем всю информацию. В группе на вопросы родителей отвечаю не только я, но и мои заместители, а также медработник и психолог. Так что у мам и пап есть четкое понимание, куда едет их ребенок, что ему нужно, а что – не обязательно.

Также мы пересмотрели систему приема. У нас учатся дети с 8-го по 11-й классы. Сейчас ребята к нам поступают в 8-м и 10-м классах. Потому что 9-й и 11-й классы – выпускные, для детей это очень ответственная пора и не хотелось их срывать, чтобы им приходилось еще тратить силы на привыкание к новому учебному заведению.

За десять лет у нас активизировались проекты, связанные с языками, многие из них реализованы на гранты. Например, в прошлом году мы выиграли грант на сумму 500 тысяч рублей и реализуем проект «Уроки северной Гагары», в рамках которого мы делимся лучшими педагогическими практикам в изучении эвенкийского языка с другими школами нашей республики.

Чтобы поддерживать высокий уровень образования, важно постоянно совершенствоваться. Мы сотрудничаем тесно с нашим Северо-Восточным федеральным университетом имени М. К. Аммосова, с Сибирским федеральным университетом в Красноярске, с Институтом народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге. Мы получаем всестороннюю поддержку в части репетиторства, получения методических материалов. То есть мы не просто готовим детей к ЕГЭ, хотя, безусловно, они у нас хорошо подтягивают свои знания, но и даем обширную общеобразовательную базу. Школа «Арктика» входит в число ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Чтобы поддерживать высокий уровень образования, важно постоянно совершенствоваться.

Также мы зарегистрировали общественную организацию «Омакта Эрин». Это эвенкийское название, оно переводится как «Новое дыхание». Нашей целью было объединить национальные школы пока что только южной Якутии в единый кластер, сейчас в него входят помимо «Арктики» школа села Хатыстыр, школа села Угоян и школа-интернат села Иенгра. Мы вместе с детьми ездим друг к другу в гости, такие поездки помогают детям расширять кругозор, ну а мы с коллегами обмениваемся лучшими практиками, наработками как в части преподавания, так и по организации условий обучения.

А с техническим оснащением у вас как?

– В плане техники у нас все хорошо. Но уже 26 лет мы добиваемся постройки нового учебного корпуса. И у нас есть продвижение – наконец готова проектно-сметная документация на это здание. Cтроительство в рамках нацпроекта «Молодежь и дети» намечено на 2028 год. Хотя изначально старт строительства планировался на 2025-2026 годы, но его перенесли из-за того, что долго готовилась проектно-сметная документация. Конечно, время быстро летит, но мы все равно продолжаем писать письма, обращения, очень надеемся, что удастся все-таки начать строительство пораньше.

Сейчас у нас есть одно основное здание, мы в нем проводим занятия, и там же расположены комнаты, где живут наши ученики. Еще у нас есть одноэтажное деревянное здание 1983 года постройки. Увы, сейчас у нас нет спортивного и актового залов, хотя они нам очень нужны.

Сколько ребят у вас обучаются? Как они к вам попадают?

– У нас со дня основания число учеников стабильно – 125 человек. В среднем ребятам, которые к нам поступают, по 13 лет. Попадают к нам по квотам. Конкурсного отбора у нас нет. В первую очередь мы принимаем детей охотников и оленеводов, детей из многодетных и малоимущих семей. Все они из 18 северных и арктических районов Якутии. Если говорить про другие регионы, то к нам приезжают из Хабаровского края, Амурской области, Красноярского края, Забайкалья.

У нас дети изучают эвенкийский, эвенский, долганский, юкагирский и чукотский языки. И именно этим обусловлен региональный состав.

То есть, например, ребенок из саамской семьи у вас учиться не сможет?

– Юридически такого запрета нет. Но у нас ведется преподавание языков именно тех коренных малочисленных народов, которые проживают в Якутии. Саамов у нас нет, а мы школа с углубленным изучением родных языков. У нас занятия по этому предмету проводятся три часа в неделю. Опять же в теории, если расширять языковую палитру, то можно было бы подумать об организации дистанционного обучения. Но возникает вопрос, а есть ли в этом смысл, в первую очередь для самого ребенка. Возможно в перспективе мы придем и к таким форматам, но пока такой вопрос перед нами не стоит. Кроме того, мы же государственная школа, нас проверяют, к дистанционным занятиям всегда внимание повышенное, каждый урок в таком формате должен быть оправдан. Например, в школах, где не хватает педагогических кадров, а это актуальная проблема, особенно для учебных заведений в отдаленных селах, может быть организовано онлайн-преподавание какого-нибудь предмета. У нас, на самом деле, дефицита кадров по преподаванию родных языков нет. «Арктика» – известная школа, педагоги хотят здесь работать, что очень радует. Однако, как и школы по всей стране, мы сталкиваемся с тем, что средний возраст наших педагогов увеличивается. И, например, скоро у нас может возникнуть потребность в наборе преподавателей естественно-научных дисциплин. Но я думаю, что это решаемый вопрос. Мы не теряем связи с нашими выпускниками, многие из них получают высшее образование как раз по нужным профилям, очень надеюсь, что кто-то захочет к нам вернуться.

Часто в школах учителя родных языков берут дополнительную нагрузку – заведуют библиотекой, проводят внеклассные мероприятия, занимаются кружковой деятельностью. У вас несколько преподавателей родных языков. Как вы решаете вопрос с обеспечением педагогов дополнительной нагрузкой, всем ли хватает часов?

– У нас, как я уже сказала, ведется углубленное изучение родных языков. Поэтому загрузка у наших педагогов в этом плане полная. Более того, по эвенкийскому языку у нас два педагога, потому что 60% наших учеников – эвенки. Как и во всех школах, конечно, есть у педагогов и какая-то дополнительная нагрузка, например, классное руководство или участие в мероприятиях. Но такого, чтобы педагоги вынуждены были бы заниматься совсем непрофильной деятельностью, чтобы «добрать» себе часы, у нас нет.

Школа «Арктика» носит название «экспериментальной». В чем заключается экспериментальность школы? В чем отличие педагогического и воспитательного процесса в «Арктике» от обычной школы-интерната?

– Приставка «экспериментальная» появилась в школе с момента основания. И хотя наши практики и наработки уже ни для кого не секрет, мы до сих пор «экспериментальные». Нас часто спрашивают об этом коллеги, я всегда отшучиваюсь, что мы все время в эксперименте. Кроме того, модель, которая у нас реализована, – уникальная. В поселковых школах-интернатах применяется одна схема – детей централизованно привозят из тайги, они заселяются в общежитие в соответствии со своими возрастными группами.

Для детей расставание с родными всегда было очень тяжелым. Дети скучали не только по маме и папе, но и по тайге, по быту. Порядки в интернатах раньше отличались строгостью. Сейчас, конечно, ситуация изменилась. Во всех интернатах стремятся создать для детей комфортные условия в первую очередь с психологической точки зрения. Но именно сама модель – та же самая.

У нас главная особенность в том, что нет малышей. К нам поступают подростки, они уже осознанные, они понимают, зачем к нам поступили, какие перспективы это открывает. Да, конечно, им тоже грустно расставаться с мамой и папой, но у них есть цель, и они сами к нам захотели. Попасть в «Арктику» престижно, это очень мотивирует ребят и упрощает адаптацию. Ребята у нас регулярно выезжают на форумы, конференции, фестивали, представляют свои проекты в Якутске, в других регионах. В этом году наши ребята выезжали на юбилейный фестиваль «Сокровища Севера», во многом это заслуга родителей наших ребят.

Само устройство интерната у нас тоже особенное. У нас все ученики поделены на общины, есть общины эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган. Они разновозрастные. Внутри общин у ребят есть свои коллективы, команды, они делают какие-то проекты. Но также у нас есть и общие проекты, когда все общины объединяются, например, у нас есть замечательный фольклорный коллектив «Ляредо», это практически наша визитная карточка. В нем задействованы почти все наши ребята.

Принцип общины реализуется и в общежитии. Идея в том, чтобы создать такую семейную атмосферу, где есть старшие братья и сестры и младшие. Опыт «Арктики» показывает, что это рабочий механизм. Старшие не обижают новичков, тех, кто только приехал, а, наоборот, заботятся о них, помогают адаптироваться. И даже когда общаюсь с нашими выпускниками, с теми, кто окончил школу много лет назад, я обращаю внимание, что в их речи проскакивают обороты «мой старший брат», «моя младшая сестра». То есть это такие связи, которые на всю жизнь остаются.

Мы об этой системе общин много с коллегами беседуем. Часто звучат идеи видоизменить систему и, например, на первом этаже разместить восьмые классы, на втором – девятые и так далее. Может быть, в плане организации педагогического процесса так было бы и проще, но есть риск, что потеряются связи между старшими и младшими ребятами, все будут проводить время с ровесниками. В общем, дискуссионный на самом деле вопрос.

Ребята регулярно выезжают на форумы, конференции, фестивали, представляют свои проекты в Якутске, в других регионах

Ваши ученики ведут очень насыщенную жизнь – и фестивали, и форумы, и участие в фольклорных коллективах. Как они успевают готовиться к ЕГЭ?

– На самом деле у нас очень жесткое нормирование времени, и если все делать вовремя, то можно и к экзаменам подготовиться, и на репетицию сходить. Кроме того, если сравнивать с ребятами, которые, например, живут в городах и поселках и посещают обычные школы, у наших учеников есть определенные преимущества – в логистике. Им не нужно тратить время на дорогу от школы до дома, учителя всегда рядом, все кружки и секции тоже рядом. А ведь ездить с занятия на занятие – это огромные временные потери. Кроме того, ребята, которые живут дома, все-таки тратят время на домашние хлопоты – сходить в магазин, присмотреть за скотом, приготовить обед. У нас никаких обязанностей кроме учебных у детей нет, поэтому ребята объективно много успевают.

Но, естественно, что к ученикам из выпускных классов у нас отношение особое. Они у нас на мероприятия не выезжают – готовятся к экзаменам. Исключение делаем только для спортсменов, например, если кому-то из учеников требуется выезд на соревнование, чтобы получить звание, например, кандидата в мастера спорта, то, конечно, такой выезд оправдан.

Как в целом ребята сдают экзамены?

– Хорошо. У нас в этом году четыре медалиста. Один из мальчиков-медалистов – спортсмен, и он как раз много выезжал на соревнования, в том числе и в выпускном классе. Но готовился очень ответственно, учебники с собой брал.

Баллы в целом у ребят не плохие – например, в этом году один мальчик сдал профильную математику на 89 баллов… В целом же по предметам 60-65 баллов. И это для нас, объективно говоря, очень хороший результат.

Выпускники получают конкурентоспособные баллы, так что могут поступить в хороший вуз, где, например, нет квоты.

Нужно понимать, что многие наши ребята до поступления в «Арктику» учились в младших и средних классах в отдаленных сельских школах, где у детей нет таких же возможностей, как у их ровесников из мегаполисов. Например, в школе может просто не оказаться учителя истории или английского языка. Безусловно, педагоги в малокомплектных школах делают все возможное и невозможное, чтобы дать детям максимальный багаж знаний, но школьная программа довольно сложна, и по каким-то предметам у ребят возникают пробелы. Конечно, мы с нашими учениками интенсивно занимаемся, и сами ребята очень стремятся «нагнать».

С какой мотивацией к вам ребята поступают?

– Главная мотивация для детей и их родителей – это качественная подготовка к ЕГЭ. Наши выпускники получают конкурентоспособные баллы, так что могут поступить в хороший вуз, где, например, нет квоты для представителей коренных малочисленных народов. Все понимают, что попасть в школу «Арктика» – это шанс поступить в вуз мечты, на ту специальность, на которую хочешь.

Второй очень значимый фактор – это возможность изучить родной язык. У нас ребята, когда поступают, в начале учебного года готовят небольшие рассказы о себе, мы всегда их спрашиваем, что ими движет, почему они выбрали «Арктику». Почти все говорят, что поступили ради изучения родного языка. Все-таки у нас он на очень высоком уровне преподается. Также обучение в «Арктике» дает уникальную возможность больше узнать о своем народе – у нас ведь углубленное изучение предметов гуманитарно-культурологического профиля. И ребята часто выходят с занятий с широко распахнутыми глазами.

Уже в процессе обучения к самим ребятам приходит понимание, что у нас они могут раскрыться. Те, кто никогда не пел, у нас начинают петь. Те, кто никогда не танцевал, танцуют и даже становятся солистами ансамблей. По сути, ученики, попадая к нам, могут заново о себе заявить, в первую очередь для самих себя. Представьте, учился ребенок в интернате все детство, может быть, стеснительный ребенок, робкий. В какой-то момент он зажался, появились какие-то комплексы, и он решил, например, что сцена – это не его. И вот так он идет по накатанной. Поступая к нам, ребенок попадает в совсем другой коллектив и может начать все с нуля, попробовать то, что никогда не пробовал.

Есть ли сложности?

– Проблемы адаптации, которую часто обсуждают, когда речь заходит об интернатах, у нас нет. Ребята довольно быстро привыкают, плюс они всегда на связи с родителями. У  некоторых детей есть сложности с учебой, то есть им надо не только осваивать программу за свой класс, но и восполнять пробелы по предыдущим годам обучения. Также у многих ребят есть проблемы со здоровьем. Например, больные зубы. Это объясняется тем, что в отдаленных селах дети не всегда могут получить качественную стоматологическую помощь.

Поэтому одна из наших миссий – вылечить детям зубы. Мы записываем их в детскую поликлинику Нерюнгри, сопровождаем при походах к врачам. Так что к выпуску, как правило, проблему с зубами мы решаем.

Дети проходят обследование и лечение у других специалистов поликлиники. Также у нас в школе есть врач-педиатр и своя медсестра.

Проблемы адаптации, которую часто обсуждают, когда речь заходит об интернатах, у нас нет.

Учитывая, что к вам каждая семья добирается самостоятельно, как решается вопрос, если из-за распутицы ребенок не смог приехать с весенних или осенних каникул?

– Как раз из-за распутицы у нас на осенние и весенние каникулы дети не выезжают. Уезжают ребята на зимние каникулы перед Новым годом и летом. У нас в каждом районе сложная транспортная схема, самолеты летают не каждый день, цены на авиабилеты иногда просто космические – в один конец билет может стоить 30-50 тысяч рублей. Представляете, какие это расходы! Многие родители идут на то, что, например, на зимние каникулы вывозят детей не домой, а к родственникам в Якутск. А если дети все же уезжают далеко, допустим, в поселок Саскылах в Анабарском улусе, который находится в 2,5 тысячах километров от Якутска, то родители за несколько месяцев до вылета стараются купить субсидированные билеты. И да, может быть такое, что эти субсидированные билеты будут, например, на середину декабря, когда полугодие еще не окончено. Но мы всегда идем навстречу – как купили, так купили. 1 сентября, честно скажу, к нам добираются далеко не все ученики. Кто-то приезжает в конце августа, а кто-то и в середине сентября или даже в конце месяца. Потому что опять же, все зависит от того, на какую дату куплены билеты и какая погода. У нас же тоже рейсы часто отменяют из-за погоды, особенно зимой.

Если так получилось, что ученик не смог приехать вовремя, то мы организовываем дистанционное обучение, ребенок получает задания, их выполняет. Если в поселке, где живет наш ученик, есть школа, ребенок временно может походить туда несколько дней. В школах наши коллеги нам тоже всегда идут навстречу. Например, если ребенок уехал раньше, чем закончился учебный год (это я не о выпускных классах, естественно), то в тех, других школах, ребенок выполняет задания, мы его аттестуем, ставим оценки.

Ребенок может социализироваться, только если будет общаться со своими сверстниками.

А когда дети с родителями приезжают в школу, могут ли мама или папа где-то разместиться на несколько дней, пока будет следующий рейс самолета?

– Да, у нас есть в здании небольшие гостевые комнаты – как раз для родителей. Там они как раз и могут провести эти несколько дней. Бывало и такое, что селим мам в одной комнате с детьми, если, например, в начале учебного года, пока еще другие ученики не приехали. В принципе у нас в Нерюнгри есть гостиницы, но цены там, я вам скажу, не из дешевых. А так присутствие мамы или папы тоже помогает ребенку привыкнуть к школе. Да и родители лучше понимают, как у нас все устроено, знакомятся с педагогами.

Сейчас активно развивается цифровизация, все громче звучат разговоры о том, что интернаты, например, в младшей школе не нужны – ребенок сможет учиться удаленно. Более того, и в мегаполисах тысячи детей учатся в онлайн-школах и очно сдают только экзамены. На ваш взгляд, все эти тенденции могут ли изменить систему интернатов в регионах Крайнего Севера? Может ли в обозримой перспективе домашнее онлайн-обучение, в том числе и в старшей школе, прийти на смену интернатам?

– Я не думаю, что онлайн-формат сможет когда-то заменить привычное обучение в школе, в том числе и в школе-интернате. Ребенок может социализироваться, только если будет общаться со своими сверстниками. Дистанционное обучение такой возможности не дает. Поэтому онлайн-занятия – это хорошо, это замечательный инструмент на какие-то непредвиденные ситуации, например, когда ребенок не смог приехать к началу учебного года. В 2020 году, когда бушевала пандемия, в нашем здании разместили обсерватор. Соответственно, с ребятами мы занимались дистанционно. Целый год такое обучение длилось, и это оправданно, вариантов других не было. Но мы так все соскучились! Дети нам постоянно писали и звонили, спрашивали: «Когда откроется наша школа? Мы соскучились, мы хотим домой». И, признаюсь, у меня с коллегами были похожие чувства. Через год, когда мы встретились наконец, это была такая радость! Так что «Арктика» – это не просто школа-интернат, это дом, где всегда любят и ждут!

ФИО: Руфова Мария Николаевна.

Регион: Республика Саха (Якутия),  Нерюнгринский район,  г. Нерюнгри.

Деятельность: директор экспериментальной школы-интерната «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля.

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram

Читайте также:

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые Межрегиональной общественной организацией «Объединение коренных малочисленных народов «СОЮЗ» (МОО “КМНСОЮЗ”) (далее – Оператор).

1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2. Основные понятия, используемые в Политике

2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных.

2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.9. Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Законом о персональных данных (далее – персональные данные, разрешенные для распространения).

2.10. Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.11. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

2.12. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

2.13. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

2.14. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Основные права и обязанности Оператора

3.1. Оператор имеет право:

– получать от субъекта персональных данных достоверные информацию и/или документы, содержащие персональные данные;

– в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных;

– самостоятельно определять состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о персональных данных и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено Законом о персональных данных или другими федеральными законами.

3.2. Оператор обязан:

– предоставлять субъекту персональных данных по его просьбе информацию, касающуюся обработки его персональных данных;

– организовывать обработку персональных данных в порядке, установленном действующим законодательством РФ;

– отвечать на обращения и запросы субъектов персональных данных и их законных представителей в соответствии с требованиями Закона о персональных данных;

– сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение 30 дней с даты получения такого запроса;

– публиковать или иным образом обеспечивать неограниченный доступ к настоящей Политике в отношении обработки персональных данных;

– принимать правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных;

– прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, прекратить обработку и уничтожить персональные данные в порядке и случаях, предусмотренных Законом о персональных данных;

– исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о персональных данных.

4. Основные права и обязанности субъектов персональных данных

4.1. Субъекты персональных данных имеют право:

– получать информацию, касающуюся обработки его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения предоставляются субъекту персональных данных Оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, когда имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных. Перечень информации и порядок ее получения установлен Законом о персональных данных;

– требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав;

– выдвигать условие предварительного согласия при обработке персональных данных в целях продвижения на рынке товаров, работ и услуг;

– на отзыв согласия на обработку персональных данных;

– обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействие Оператора при обработке его персональных данных;

– на осуществление иных прав, предусмотренных законодательством РФ.

4.2. Субъекты персональных данных обязаны:

– предоставлять Оператору достоверные данные о себе;

– сообщать Оператору об уточнении (обновлении, изменении) своих персональных данных.

4.3. Лица, передавшие Оператору недостоверные сведения о себе, либо сведения о другом субъекте персональных данных без согласия последнего, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

5. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

5.1. Фамилия, имя, отчество.

5.2. Электронный адрес.

5.3. Номера телефонов.

5.4. Год, месяц, дата и место рождения.

5.5. Фотографии.

5.6. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

5.7. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

5.8. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, интимной жизни, Оператором не осуществляется.

5.9. Обработка персональных данных, разрешенных для распространения, из числа специальных категорий персональных данных, указанных в ч. 1 ст. 10 Закона о персональных данных, допускается, если соблюдаются запреты и условия, предусмотренные ст. 10.1 Закона о персональных данных.

5.10. Согласие Пользователя на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, оформляется отдельно от других согласий на обработку его персональных данных. При этом соблюдаются условия, предусмотренные, в частности, ст. 10.1 Закона о персональных данных. Требования к содержанию такого согласия устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

5.10.1 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, Пользователь предоставляет Оператору непосредственно.

5.10.2 Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения указанного согласия Пользователя опубликовать информацию об условиях обработки, о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных для распространения.

5.10.3 Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

5.10.4 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, прекращает свое действие с момента поступления Оператору требования, указанного в п. 5.10.3 настоящей Политики в отношении обработки персональных данных.

6. Принципы обработки персональных данных

6.1. Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе.

6.2. Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

6.3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

6.4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

6.5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки. Не допускается избыточность обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.

6.6. При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор принимает необходимые меры и/или обеспечивает их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

6.7. Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные уничтожаются либо обезличиваются по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

7. Цели обработки персональных данных

7.1. Цель обработки персональных данных Пользователя:

– информирование Пользователя посредством отправки электронных писем;

– предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте https://news.kmnsoyuz.ru/.

7.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

7.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

8. Правовые основания обработки персональных данных

8.1. Правовыми основаниями обработки персональных данных Оператором являются:

– уставные (учредительные) документы Оператора;

– договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных;

– федеральные законы, иные нормативно-правовые акты в сфере защиты персональных данных;

– согласия Пользователей на обработку их персональных данных, на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

8.2. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://news.kmnsoyuz.ru/ или направленные Оператору посредством электронной почты. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

8.3. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

8.4. Субъект персональных данных самостоятельно принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие свободно, своей волей и в своем интересе.

9. Условия обработки персональных данных

9.1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

9.2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

9.3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

9.4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

9.5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

9.6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – общедоступные персональные данные).

9.7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

10. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

10.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

10.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства либо в случае, если субъектом персональных данных дано согласие Оператору на передачу данных третьему лицу для исполнения обязательств по гражданско-правовому договору.

10.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».

10.4. Срок обработки персональных данных определяется достижением целей, для которых были собраны персональные данные, если иной срок не предусмотрен договором или действующим законодательством.
Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

10.5. Вся информация, которая собирается сторонними сервисами, в том числе платежными системами, средствами связи и другими поставщиками услуг, хранится и обрабатывается указанными лицами (Операторами) в соответствии с их Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности. Субъект персональных данных и/или Пользователь обязан самостоятельно своевременно ознакомиться с указанными документами. Оператор не несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе указанных в настоящем пункте поставщиков услуг.

10.6. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных для распространения, не действуют в случаях обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством РФ.

10.7. Оператор при обработке персональных данных обеспечивает конфиденциальность персональных данных.

10.8. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

10.9. Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки персональных данных, истечение срока действия согласия субъекта персональных данных или отзыв согласия субъектом персональных данных, а также выявление неправомерной обработки персональных данных.

11. Перечень действий, производимых Оператором с полученными персональными данными

11.1. Оператор осуществляет сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных.

11.2. Оператор осуществляет автоматизированную обработку персональных данных с получением и/или передачей полученной информации по информационно-телекоммуникационным сетям или без таковой.

12. Трансграничная передача персональных данных

12.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

12.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

13. Конфиденциальность персональных данных

Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

14. Заключительные положения

14.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru.

14.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

14.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.

Пользовательское соглашение

Настоящее Соглашение определяет условия использования Пользователями материалов и сервисов сайта https://news.kmnsoyuz.ru/  (далее — «Сайт»).

1.Общие условия

1.1. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

1.2. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сайта  Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

1.3. Администрация Сайта вправе в любое время в одностороннем порядке изменять условия настоящего Соглашения. Такие изменения вступают в силу по истечении 3 (Трех) дней с момента размещения новой версии Соглашения на сайте. При несогласии Пользователя с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

  1. Обязательства Пользователя

2.1. Пользователь соглашается не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственностиавторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сайта и сервисов Сайта.

2.2. Использование материалов Сайта без согласия правообладателей не допускается (статья 1270 Г.К РФ). Для правомерного использования материалов Сайта необходимо заключение лицензионных договоров (получение лицензий) от Правообладателей.

2.3. При цитировании материалов Сайта, включая охраняемые авторские произведения, ссылка на Сайт обязательна (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 Г.К РФ).

2.4. Комментарии и иные записи Пользователя на Сайте не должны вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации и общепринятых норм морали и нравственности.

2.5. Пользователь предупрежден о том, что Администрация Сайта не несет ответственности за посещение и использование им внешних ресурсов, ссылки на которые могут содержаться на сайте.

2.6. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, регистрацией авторских прав и сведениями о такой регистрации, товарами или услугами, доступными на или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные контакты Пользователя, в которые он вступил, используя размещенную на Сайте информацию или ссылки на внешние ресурсы.

2.7. Пользователь принимает положение о том, что все материалы и сервисы Сайта или любая их часть могут сопровождаться рекламой. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет какой-либо ответственности и не имеет каких-либо обязательств в связи с такой рекламой.

  1. Прочие условия

3.1. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения или связанные с ним, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. Ничто в Соглашении не может пониматься как установление между Пользователем и Администрации Сайта агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, либо каких-то иных отношений, прямо не предусмотренных Соглашением.

3.3. Признание судом какого-либо положения Соглашения недействительным или не подлежащим принудительному исполнению не влечет недействительности иных положений Соглашения.

3.4. Бездействие со стороны Администрации Сайта в случае нарушения кем-либо из Пользователей положений Соглашения не лишает Администрацию Сайта права предпринять позднее соответствующие действия в защиту своих интересов и защиту авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта.

Пользователь подтверждает, что ознакомлен со всеми пунктами настоящего Соглашения и безусловно принимает их.