- 28 июля 2025
- 09:58

Директор экспериментального интерната «Арктика» Мария Руфова рассказала, как учатся дети в одной из самых необычных школ страны.
В городе Нерюнгри в Якутии уже 26 лет работает удивительное учебное заведение – экспериментальная школа «Арктика». Здесь внедрено самоуправление, ребята объединены в общины. Учащиеся «Арктики» регулярно становятся победителями региональных и всероссийских творческих конкурсов и спортивных соревнований. Школьники участвуют в фольклорных коллективах, сдают ЕГЭ на высокий балл и поступают в ведущие вузы страны. Выпускники «Арктики» работают в органах власти, есть среди них ученые, писатели, актеры и музыканты. О том, как устроена жизнь в «Арктике», рассказала «КМНСОЮЗ-NEWS» директор легендарной школы Мария Руфова.
– Мария Николаевна, в этом году 10 лет, как вы возглавляете экспериментальную школу «Арктика». Как вы пришли в учреждение?
– Вообще, экспериментальную школу «Арктика» я знаю со дня ее основания. Именно здесь работали мои коллеги из Алданского района села Хатыстыр. Первый выпуск из школы «Арктика» состоялся в 2000 году, многие из этих ребят были моими учениками из Хатыстырской школы Алданского района.
Свою педагогическую деятельность я начала в качестве исполняющей обязанности директора малокомплектной кочевой школы в селе Верхняя Амга Алданского района. Про «Арктику» я слышала только хорошее, эта школа в педагогической среде всегда считалась прогрессивной, очень сильной. В 2011 году я стала директором школы в селе Иенгра, проработала там до 2015 года. Тогда я очень тесно стала общаться с педагогами «Арктики», у нас были совместные активности с учащимися, какие-то мероприятия. А в 2015-м первый директор школы «Арктика» Виктория Петровна Марфусалова вышла на пенсию, в Якутии объявили конкурс на право возглавить это легендарное учебное заведение. Я решила попробовать свои силы, представила свою стратегию, видение дальнейшего развития школы, прошла собеседование. И меня утвердили на должность директора «Арктики».
Своей главной задачей я ставила сохранить все традиции, которые сформировались в школе, все-таки «Арктика» – удивительное учебное заведение и возглавить ее – большая ответственность. Коллектив школы я к этому моменту уже знала давно, но все равно я пришла туда в новом качестве, мне нужно было влиться. Могу сказать, что приняли меня замечательно, и мои коллеги стали моими добрыми друзьями.

Про «Арктику» я слышала только хорошее, эта школа в педагогической среде всегда считалась прогрессивной, очень сильной.
– Какие инициативы вы внедрили в «Арктике»?
– В первую очередь я усилила сотрудничество с муниципальными управлениями образования. У нас одна из главных особенностей в техническом плане – то, что мы знаем детей только по характеристикам. В этом отличие от других школ-интернатов, где администрации с первых классов знают как самих детей, так и их семьи. А мы видим только сухие цифры с их оценками, не знаем, чем ребенок интересуется, кем себя видит в будущем. Не знаем и родителей, а ведь к нам дети заезжают не централизованно, а каждый самостоятельно. Сейчас с родителями всех наших будущих учеников мы созваниваемся и проговариваем абсолютно все нюансы, касающиеся поступления – от того, как покупать билеты, и заканчивая списком вещей, которые потребуются в интернате.
Нас очень выручают цифровые инструменты. Со многими семьями мы созваниваемся по видеосвязи, документы отправляем по электронной почте и в мессенджерах. Чтобы всем было проще, создаем группы в мессенджерах, где выкладываем всю информацию. В группе на вопросы родителей отвечаю не только я, но и мои заместители, а также медработник и психолог. Так что у мам и пап есть четкое понимание, куда едет их ребенок, что ему нужно, а что – не обязательно.
Также мы пересмотрели систему приема. У нас учатся дети с 8-го по 11-й классы. Сейчас ребята к нам поступают в 8-м и 10-м классах. Потому что 9-й и 11-й классы – выпускные, для детей это очень ответственная пора и не хотелось их срывать, чтобы им приходилось еще тратить силы на привыкание к новому учебному заведению.
За десять лет у нас активизировались проекты, связанные с языками, многие из них реализованы на гранты. Например, в прошлом году мы выиграли грант на сумму 500 тысяч рублей и реализуем проект «Уроки северной Гагары», в рамках которого мы делимся лучшими педагогическими практикам в изучении эвенкийского языка с другими школами нашей республики.
Чтобы поддерживать высокий уровень образования, важно постоянно совершенствоваться. Мы сотрудничаем тесно с нашим Северо-Восточным федеральным университетом имени М. К. Аммосова, с Сибирским федеральным университетом в Красноярске, с Институтом народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге. Мы получаем всестороннюю поддержку в части репетиторства, получения методических материалов. То есть мы не просто готовим детей к ЕГЭ, хотя, безусловно, они у нас хорошо подтягивают свои знания, но и даем обширную общеобразовательную базу. Школа «Арктика» входит в число ассоциированных школ ЮНЕСКО.

Чтобы поддерживать высокий уровень образования, важно постоянно совершенствоваться.
Также мы зарегистрировали общественную организацию «Омакта Эрин». Это эвенкийское название, оно переводится как «Новое дыхание». Нашей целью было объединить национальные школы пока что только южной Якутии в единый кластер, сейчас в него входят помимо «Арктики» школа села Хатыстыр, школа села Угоян и школа-интернат села Иенгра. Мы вместе с детьми ездим друг к другу в гости, такие поездки помогают детям расширять кругозор, ну а мы с коллегами обмениваемся лучшими практиками, наработками как в части преподавания, так и по организации условий обучения.
– А с техническим оснащением у вас как?
– В плане техники у нас все хорошо. Но уже 26 лет мы добиваемся постройки нового учебного корпуса. И у нас есть продвижение – наконец готова проектно-сметная документация на это здание. Cтроительство в рамках нацпроекта «Молодежь и дети» намечено на 2028 год. Хотя изначально старт строительства планировался на 2025-2026 годы, но его перенесли из-за того, что долго готовилась проектно-сметная документация. Конечно, время быстро летит, но мы все равно продолжаем писать письма, обращения, очень надеемся, что удастся все-таки начать строительство пораньше.
Сейчас у нас есть одно основное здание, мы в нем проводим занятия, и там же расположены комнаты, где живут наши ученики. Еще у нас есть одноэтажное деревянное здание 1983 года постройки. Увы, сейчас у нас нет спортивного и актового залов, хотя они нам очень нужны.
– Сколько ребят у вас обучаются? Как они к вам попадают?
– У нас со дня основания число учеников стабильно – 125 человек. В среднем ребятам, которые к нам поступают, по 13 лет. Попадают к нам по квотам. Конкурсного отбора у нас нет. В первую очередь мы принимаем детей охотников и оленеводов, детей из многодетных и малоимущих семей. Все они из 18 северных и арктических районов Якутии. Если говорить про другие регионы, то к нам приезжают из Хабаровского края, Амурской области, Красноярского края, Забайкалья.
У нас дети изучают эвенкийский, эвенский, долганский, юкагирский и чукотский языки. И именно этим обусловлен региональный состав.
– То есть, например, ребенок из саамской семьи у вас учиться не сможет?
– Юридически такого запрета нет. Но у нас ведется преподавание языков именно тех коренных малочисленных народов, которые проживают в Якутии. Саамов у нас нет, а мы школа с углубленным изучением родных языков. У нас занятия по этому предмету проводятся три часа в неделю. Опять же в теории, если расширять языковую палитру, то можно было бы подумать об организации дистанционного обучения. Но возникает вопрос, а есть ли в этом смысл, в первую очередь для самого ребенка. Возможно в перспективе мы придем и к таким форматам, но пока такой вопрос перед нами не стоит. Кроме того, мы же государственная школа, нас проверяют, к дистанционным занятиям всегда внимание повышенное, каждый урок в таком формате должен быть оправдан. Например, в школах, где не хватает педагогических кадров, а это актуальная проблема, особенно для учебных заведений в отдаленных селах, может быть организовано онлайн-преподавание какого-нибудь предмета. У нас, на самом деле, дефицита кадров по преподаванию родных языков нет. «Арктика» – известная школа, педагоги хотят здесь работать, что очень радует. Однако, как и школы по всей стране, мы сталкиваемся с тем, что средний возраст наших педагогов увеличивается. И, например, скоро у нас может возникнуть потребность в наборе преподавателей естественно-научных дисциплин. Но я думаю, что это решаемый вопрос. Мы не теряем связи с нашими выпускниками, многие из них получают высшее образование как раз по нужным профилям, очень надеюсь, что кто-то захочет к нам вернуться.
– Часто в школах учителя родных языков берут дополнительную нагрузку – заведуют библиотекой, проводят внеклассные мероприятия, занимаются кружковой деятельностью. У вас несколько преподавателей родных языков. Как вы решаете вопрос с обеспечением педагогов дополнительной нагрузкой, всем ли хватает часов?
– У нас, как я уже сказала, ведется углубленное изучение родных языков. Поэтому загрузка у наших педагогов в этом плане полная. Более того, по эвенкийскому языку у нас два педагога, потому что 60% наших учеников – эвенки. Как и во всех школах, конечно, есть у педагогов и какая-то дополнительная нагрузка, например, классное руководство или участие в мероприятиях. Но такого, чтобы педагоги вынуждены были бы заниматься совсем непрофильной деятельностью, чтобы «добрать» себе часы, у нас нет.
– Школа «Арктика» носит название «экспериментальной». В чем заключается экспериментальность школы? В чем отличие педагогического и воспитательного процесса в «Арктике» от обычной школы-интерната?
– Приставка «экспериментальная» появилась в школе с момента основания. И хотя наши практики и наработки уже ни для кого не секрет, мы до сих пор «экспериментальные». Нас часто спрашивают об этом коллеги, я всегда отшучиваюсь, что мы все время в эксперименте. Кроме того, модель, которая у нас реализована, – уникальная. В поселковых школах-интернатах применяется одна схема – детей централизованно привозят из тайги, они заселяются в общежитие в соответствии со своими возрастными группами.
Для детей расставание с родными всегда было очень тяжелым. Дети скучали не только по маме и папе, но и по тайге, по быту. Порядки в интернатах раньше отличались строгостью. Сейчас, конечно, ситуация изменилась. Во всех интернатах стремятся создать для детей комфортные условия в первую очередь с психологической точки зрения. Но именно сама модель – та же самая.
У нас главная особенность в том, что нет малышей. К нам поступают подростки, они уже осознанные, они понимают, зачем к нам поступили, какие перспективы это открывает. Да, конечно, им тоже грустно расставаться с мамой и папой, но у них есть цель, и они сами к нам захотели. Попасть в «Арктику» престижно, это очень мотивирует ребят и упрощает адаптацию. Ребята у нас регулярно выезжают на форумы, конференции, фестивали, представляют свои проекты в Якутске, в других регионах. В этом году наши ребята выезжали на юбилейный фестиваль «Сокровища Севера», во многом это заслуга родителей наших ребят.
Само устройство интерната у нас тоже особенное. У нас все ученики поделены на общины, есть общины эвенков, эвенов, юкагиров, чукчей, долган. Они разновозрастные. Внутри общин у ребят есть свои коллективы, команды, они делают какие-то проекты. Но также у нас есть и общие проекты, когда все общины объединяются, например, у нас есть замечательный фольклорный коллектив «Ляредо», это практически наша визитная карточка. В нем задействованы почти все наши ребята.
Принцип общины реализуется и в общежитии. Идея в том, чтобы создать такую семейную атмосферу, где есть старшие братья и сестры и младшие. Опыт «Арктики» показывает, что это рабочий механизм. Старшие не обижают новичков, тех, кто только приехал, а, наоборот, заботятся о них, помогают адаптироваться. И даже когда общаюсь с нашими выпускниками, с теми, кто окончил школу много лет назад, я обращаю внимание, что в их речи проскакивают обороты «мой старший брат», «моя младшая сестра». То есть это такие связи, которые на всю жизнь остаются.
Мы об этой системе общин много с коллегами беседуем. Часто звучат идеи видоизменить систему и, например, на первом этаже разместить восьмые классы, на втором – девятые и так далее. Может быть, в плане организации педагогического процесса так было бы и проще, но есть риск, что потеряются связи между старшими и младшими ребятами, все будут проводить время с ровесниками. В общем, дискуссионный на самом деле вопрос.

Ребята регулярно выезжают на форумы, конференции, фестивали, представляют свои проекты в Якутске, в других регионах
– Ваши ученики ведут очень насыщенную жизнь – и фестивали, и форумы, и участие в фольклорных коллективах. Как они успевают готовиться к ЕГЭ?
– На самом деле у нас очень жесткое нормирование времени, и если все делать вовремя, то можно и к экзаменам подготовиться, и на репетицию сходить. Кроме того, если сравнивать с ребятами, которые, например, живут в городах и поселках и посещают обычные школы, у наших учеников есть определенные преимущества – в логистике. Им не нужно тратить время на дорогу от школы до дома, учителя всегда рядом, все кружки и секции тоже рядом. А ведь ездить с занятия на занятие – это огромные временные потери. Кроме того, ребята, которые живут дома, все-таки тратят время на домашние хлопоты – сходить в магазин, присмотреть за скотом, приготовить обед. У нас никаких обязанностей кроме учебных у детей нет, поэтому ребята объективно много успевают.
Но, естественно, что к ученикам из выпускных классов у нас отношение особое. Они у нас на мероприятия не выезжают – готовятся к экзаменам. Исключение делаем только для спортсменов, например, если кому-то из учеников требуется выезд на соревнование, чтобы получить звание, например, кандидата в мастера спорта, то, конечно, такой выезд оправдан.
– Как в целом ребята сдают экзамены?
– Хорошо. У нас в этом году четыре медалиста. Один из мальчиков-медалистов – спортсмен, и он как раз много выезжал на соревнования, в том числе и в выпускном классе. Но готовился очень ответственно, учебники с собой брал.
Баллы в целом у ребят не плохие – например, в этом году один мальчик сдал профильную математику на 89 баллов… В целом же по предметам 60-65 баллов. И это для нас, объективно говоря, очень хороший результат.

Выпускники получают конкурентоспособные баллы, так что могут поступить в хороший вуз, где, например, нет квоты.
Нужно понимать, что многие наши ребята до поступления в «Арктику» учились в младших и средних классах в отдаленных сельских школах, где у детей нет таких же возможностей, как у их ровесников из мегаполисов. Например, в школе может просто не оказаться учителя истории или английского языка. Безусловно, педагоги в малокомплектных школах делают все возможное и невозможное, чтобы дать детям максимальный багаж знаний, но школьная программа довольно сложна, и по каким-то предметам у ребят возникают пробелы. Конечно, мы с нашими учениками интенсивно занимаемся, и сами ребята очень стремятся «нагнать».
– С какой мотивацией к вам ребята поступают?
– Главная мотивация для детей и их родителей – это качественная подготовка к ЕГЭ. Наши выпускники получают конкурентоспособные баллы, так что могут поступить в хороший вуз, где, например, нет квоты для представителей коренных малочисленных народов. Все понимают, что попасть в школу «Арктика» – это шанс поступить в вуз мечты, на ту специальность, на которую хочешь.
Второй очень значимый фактор – это возможность изучить родной язык. У нас ребята, когда поступают, в начале учебного года готовят небольшие рассказы о себе, мы всегда их спрашиваем, что ими движет, почему они выбрали «Арктику». Почти все говорят, что поступили ради изучения родного языка. Все-таки у нас он на очень высоком уровне преподается. Также обучение в «Арктике» дает уникальную возможность больше узнать о своем народе – у нас ведь углубленное изучение предметов гуманитарно-культурологического профиля. И ребята часто выходят с занятий с широко распахнутыми глазами.
Уже в процессе обучения к самим ребятам приходит понимание, что у нас они могут раскрыться. Те, кто никогда не пел, у нас начинают петь. Те, кто никогда не танцевал, танцуют и даже становятся солистами ансамблей. По сути, ученики, попадая к нам, могут заново о себе заявить, в первую очередь для самих себя. Представьте, учился ребенок в интернате все детство, может быть, стеснительный ребенок, робкий. В какой-то момент он зажался, появились какие-то комплексы, и он решил, например, что сцена – это не его. И вот так он идет по накатанной. Поступая к нам, ребенок попадает в совсем другой коллектив и может начать все с нуля, попробовать то, что никогда не пробовал.
– Есть ли сложности?
– Проблемы адаптации, которую часто обсуждают, когда речь заходит об интернатах, у нас нет. Ребята довольно быстро привыкают, плюс они всегда на связи с родителями. У некоторых детей есть сложности с учебой, то есть им надо не только осваивать программу за свой класс, но и восполнять пробелы по предыдущим годам обучения. Также у многих ребят есть проблемы со здоровьем. Например, больные зубы. Это объясняется тем, что в отдаленных селах дети не всегда могут получить качественную стоматологическую помощь.
Поэтому одна из наших миссий – вылечить детям зубы. Мы записываем их в детскую поликлинику Нерюнгри, сопровождаем при походах к врачам. Так что к выпуску, как правило, проблему с зубами мы решаем.
Дети проходят обследование и лечение у других специалистов поликлиники. Также у нас в школе есть врач-педиатр и своя медсестра.

Проблемы адаптации, которую часто обсуждают, когда речь заходит об интернатах, у нас нет.
– Учитывая, что к вам каждая семья добирается самостоятельно, как решается вопрос, если из-за распутицы ребенок не смог приехать с весенних или осенних каникул?
– Как раз из-за распутицы у нас на осенние и весенние каникулы дети не выезжают. Уезжают ребята на зимние каникулы перед Новым годом и летом. У нас в каждом районе сложная транспортная схема, самолеты летают не каждый день, цены на авиабилеты иногда просто космические – в один конец билет может стоить 30-50 тысяч рублей. Представляете, какие это расходы! Многие родители идут на то, что, например, на зимние каникулы вывозят детей не домой, а к родственникам в Якутск. А если дети все же уезжают далеко, допустим, в поселок Саскылах в Анабарском улусе, который находится в 2,5 тысячах километров от Якутска, то родители за несколько месяцев до вылета стараются купить субсидированные билеты. И да, может быть такое, что эти субсидированные билеты будут, например, на середину декабря, когда полугодие еще не окончено. Но мы всегда идем навстречу – как купили, так купили. 1 сентября, честно скажу, к нам добираются далеко не все ученики. Кто-то приезжает в конце августа, а кто-то и в середине сентября или даже в конце месяца. Потому что опять же, все зависит от того, на какую дату куплены билеты и какая погода. У нас же тоже рейсы часто отменяют из-за погоды, особенно зимой.
Если так получилось, что ученик не смог приехать вовремя, то мы организовываем дистанционное обучение, ребенок получает задания, их выполняет. Если в поселке, где живет наш ученик, есть школа, ребенок временно может походить туда несколько дней. В школах наши коллеги нам тоже всегда идут навстречу. Например, если ребенок уехал раньше, чем закончился учебный год (это я не о выпускных классах, естественно), то в тех, других школах, ребенок выполняет задания, мы его аттестуем, ставим оценки.

Ребенок может социализироваться, только если будет общаться со своими сверстниками.
– А когда дети с родителями приезжают в школу, могут ли мама или папа где-то разместиться на несколько дней, пока будет следующий рейс самолета?
– Да, у нас есть в здании небольшие гостевые комнаты – как раз для родителей. Там они как раз и могут провести эти несколько дней. Бывало и такое, что селим мам в одной комнате с детьми, если, например, в начале учебного года, пока еще другие ученики не приехали. В принципе у нас в Нерюнгри есть гостиницы, но цены там, я вам скажу, не из дешевых. А так присутствие мамы или папы тоже помогает ребенку привыкнуть к школе. Да и родители лучше понимают, как у нас все устроено, знакомятся с педагогами.
– Сейчас активно развивается цифровизация, все громче звучат разговоры о том, что интернаты, например, в младшей школе не нужны – ребенок сможет учиться удаленно. Более того, и в мегаполисах тысячи детей учатся в онлайн-школах и очно сдают только экзамены. На ваш взгляд, все эти тенденции могут ли изменить систему интернатов в регионах Крайнего Севера? Может ли в обозримой перспективе домашнее онлайн-обучение, в том числе и в старшей школе, прийти на смену интернатам?
– Я не думаю, что онлайн-формат сможет когда-то заменить привычное обучение в школе, в том числе и в школе-интернате. Ребенок может социализироваться, только если будет общаться со своими сверстниками. Дистанционное обучение такой возможности не дает. Поэтому онлайн-занятия – это хорошо, это замечательный инструмент на какие-то непредвиденные ситуации, например, когда ребенок не смог приехать к началу учебного года. В 2020 году, когда бушевала пандемия, в нашем здании разместили обсерватор. Соответственно, с ребятами мы занимались дистанционно. Целый год такое обучение длилось, и это оправданно, вариантов других не было. Но мы так все соскучились! Дети нам постоянно писали и звонили, спрашивали: «Когда откроется наша школа? Мы соскучились, мы хотим домой». И, признаюсь, у меня с коллегами были похожие чувства. Через год, когда мы встретились наконец, это была такая радость! Так что «Арктика» – это не просто школа-интернат, это дом, где всегда любят и ждут!
ФИО: Руфова Мария Николаевна.
Регион: Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район, г. Нерюнгри.
Деятельность: директор экспериментальной школы-интерната «Арктика» с углубленным изучением предметов гуманитарно-культурологического профиля.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!


