- 28 января 2025
- 02:21

Мастер художественных промыслов Александр Ледков рассказал, зачем ненецкие мужчины шили себе пояса и как возрождается эта традиция.
В ненецких семьях одежду веками шили женщины. Но в мужском костюме была одна деталь, изготавливать которую дозволялось только мужчинам. Это пояс – «хасава ни». Считалось, что каждый взрослый мужчина должен в своей жизни сделать для себя хотя бы один «хасава ни». Сейчас традиция возрождается – Этнокультурный центр Ненецкого автономного округа провел для всех желающих серию занятий по изготовлению мужского пояса. Учиться этому непростому ремеслу на трехмесячный курс пришли взрослые состоявшиеся мужчины, вел занятия методист отдела декоративно-прикладного творчества ЭКЦ НАО Александр Ледков. О том, какую роль «хасава ни» играет в жизни ненцев и зачем в век товарного изобилия самому делать себе пояс, Александр Ледков рассказал «КМНСОЮЗ-NEWS».
– Александр Алексеевич, как возникла идея проекта «Хасава ни»? Как набирали участников?
– Лет десять назад знакомые стали обращаться ко мне с вопросом, как сделать традиционный ненецкий мужской пояс, какие детали требуются, можно ли все их изготовить самому. Я отвечал, что знал, но про занятия даже на тот момент не думал. В 2022 году директор нашего Этнокультурного центра Елена Ивановна Вергунова предложила организовать проект, в рамках которого участники бы сами сделали себе пояс.
Елена Ивановна спросила меня, как специалиста декоративно-прикладного творчества, смогу ли я вести этот проект, объяснить участникам, как изготовить те или иные детали для пояса. Я ответил, что с такой работой справятся взрослые, кто заинтересован в этом, а как все делается, я объясню. В числе участников проекта были те самые мои знакомые, кто хотел давно сделать пояс. Также мы разместили объявления в интернете, некоторые пришли по ним.
– В вашем детстве мужчины изготавливали традиционные пояса?
– В конце восьмидесятых, когда я учился в старших классах школы, мой отец Ледков Алексей Николаевич сделал для себя мужской пояс. Тогда росло национальное самосознание, в Ненецком автономном округе в 1989-м появилось одно из первых общественных движений «Ассоциация ненецкого народа “Ясавей”». Отец был его участником и в какой-то момент понял, что должен сделать себе пояс.

Традиционный ненецкий мужской пояс делают на широкой кожаной основе, которую иногда украшают цветным сукном
– А как вы занялись изготовлением мужских поясов?
– В начале двухтысячных, когда я стал работать в Этнокультурном центре, то общался с настоящим ненецким мастером Филиппом Никитичем Ардеевым, даже учился у него. Тогда я очень много беседовал с людьми старшего возраста, настоящими ненцами, выросшими и работавшими в тундре. Вот так я узнавал о ненецкой культуре, не только из книг, но и от людей учился. И когда для ненецкого театра «Илебц» надо было сделать пояса, я начал собирать материал и детали для поясов. Многое узнал от моей мамы Ледковой Екатерины Егоровны, она рассказывала, как ее брат пояс делал. Моей маме это запомнилось, хотя она на тот момент была еще ребенком. С той поры я собираю детали и материал для поясов. Бывало, что приобретал и старые пояса, чтобы использовать их для создания новых.
– Что собой представляют «хасава ни»? Из каких материалов их изготавливают?
– Традиционный ненецкий мужской пояс делают на широкой кожаной основе, которую иногда украшают цветным сукном. У пояса две пряжки, их еще называют «схваты», потому что они сцепляются друг с другом. По всей длине пояса должны быть рубежи, детали, к которым крепятся цепи, на них висят ножны с ножом, чехол с точильным камнем. Сзади на поясе подвешивают клыки хищных зверей. Если оленевод также еще и хороший охотник, то на поясе могут быть несколько клыков.

В тундре до сих пор оленеводы носят пояса, а чтобы пояс был, его надо сделать
Ненцы в тундре делают пояс для себя самостоятельно или покупают его. Женщины в тундре не могут даже трогать мужские вещи, орудия труда оленевода. Поэтому и мужские пояса они не делают. Первый пояс у мальчиков появляется примерно лет в семь, когда им доверяют упряжку. Пояса для мальчиков изготавливают отцы, старшие братья, может дедушка в подарок сделать. Даже у детей на поясе будет нож в ножнах, потому как у каждого мужчины в тундре должен быть свой нож.
– Жива ли в ненецких семьях традиция по изготовлению мужских поясов?
– В тундре до сих пор оленеводы носят пояса, а чтобы пояс был, его надо сделать. В наше время при изготовлении поясов используют детали из медных сплавов, например, от старых чайников или тазов. Бывает, что некоторые элементы делают из цветного пластика, который находят на берегу моря. Летом ненцы кочуют у побережья северных морей, так что такой материал в доступе. Для работы делают пояса попроще, а праздничные украшают цветным сукном, используют старинные металлические детали и цепи.
– Есть ли сейчас у мужчин время и желание заниматься традиционными ремеслами?
– А у нас в тундре мужчины и так занимаются традиционными ремеслами, потому как ведут традиционный образ жизни, кочуют по тундре, живут в чумах, палатках, пасут оленей. А в городах и крупных поселках в наше время мужчины по будням на работе, время только в выходные есть, а проводить досуг за традиционными ремеслами не все хотят. Это направление развивается там, где налажен туризм, там и мастера хорошо работают.
– Вы много работаете с детьми, с подростками. Какие предметы изготавливаете с ними?
– Как специалист по методике клубной работы Этнокультурного центра Ненецкого автономного округа, я провожу мастер-классы для детей. Они разные. Если возраст маленький, то мастер-классы попроще, бумагопластика например, это создание объемных изделий из бумаги. С теми, кто постарше, делаем игрушки из дерева, там уже используем инструменты.
– На ваш взгляд, есть ли у молодежи сейчас возможность погрузиться в традиционную культуру?
– В Ненецком автономном округе дети оленеводов учатся в школах-интернатах, к родителям в тундру они приезжают на каникулы, зимние и летние. Вот там они и погружаются в кочевую жизнь, помогают родителям как в быту, так и непосредственно в оленеводческой работе. Юноши, бывает, возвращаются работать в тундру, а девушки зачастую остаются в поселках, в Нарьян-Маре. Все-таки в тундре тяжело работать, там только на свои руки можно надеяться, нет в тундре бытовых удобств, там и дорог-то нет, в поселок не уедешь сразу, да и оленей не бросишь ведь.

Кто хочет сделать пояс, может прийти в мастерскую нашего Этнокультурного центра, узнать, что для этого надо, ну а мы поможем советом и примером
– Как можно повысить интерес к традиционной культуре?
– Если в тундре будет Wi-Fi, то ребята поедут в тундру. Шутка. А серьезно, то поможет общение с людьми старшего возраста. Также имеет смысл начинать с первых классов рассказывать детям ненецкие сказки, организовывать занятия или походы в лес, пригород, может, устраивать ночевки в теплые дни сентября, чтобы дети сами учились обустраивать свой быт. Раньше ведь ученики в школах-интернатах сами убирали классы, коридоры, школьную территорию. Теперь их не заставляют работать, вот и сидят в интернете.
– Планируете ли вы продолжать обучение изготовлению мужских поясов?
– Кто хочет сделать пояс, может прийти в мастерскую нашего Этнокультурного центра, узнать, что для этого надо, ну а мы поможем советом и примером.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Ледков Александр Алексеевич
Регион: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар
Деятельность: методист отдела декоративно-прикладного творчества ГБУК «Этнокультурный центр Ненецкого автономного округа», мастер декоративно-художественных промыслов, хранитель традиционной культуры
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!