- 21 мая 2024
- 16:14
Хормейстер народного ненецкого ансамбля песни и танца «Хаяр» и идейный вдохновитель и участница этноколлектива «Хаерако`сей» Тамара Выучейская рассказала, как меняются народные песни для сценического исполнения, и раскрыла секрет создания ярких фольклорных номеров.
Тамара Выучейская, одна из самых перспективных вокалисток Ненецкого автономного округа, влюблена в музыку с детства. Долгими зимними вечерами ее бабушка пела ненецкие песни. Затем ненецкие песни звучали в сельском доме культуры, в музыкальной школе. Сейчас Тамара Выучейская и сама их исполняет в составе народного ненецкого ансамбля песни и танца «Хаяр», где также является хормейстером. А еще Тамара Выучейская является соосновательницей и одной из вокалисток группы «Хаерако`сей», которая, пусть и основана всего два года назад, но уже успела поучаствовать в крупнейших российских этнофестивалях. О ненецких родовых песнях, особенностях сценического исполнения народного фольклора и секретах создания ярких номеров Тамара Выучейская рассказала «КМНСОЮЗ-NEWS».
– Тамара, по вашим оценкам, чем отличается исполнение ненецких песен в фольклорных коллективах от того, как поют ненецкие песни в кругу семьи?
– Сценические песни – выверенные. Даже когда со сцены звучит бытовая песня, рассказывающая о жизни ненецкой семьи, важно понимать, что эта песня прошла предварительную обработку. Например, дотянуты какие-то ноты, убраны повторы. Песня на сцене адаптирована для массового слушателя, она легче воспринимается.
Песни, которые звучат в семейном кругу, немного другие. Во-первых, это могут быть личные песни, в их основе лежат какие-то переживания, эмоции, истории и легенды. В семьях их не переделывают, поскольку тут все музыкальные каноны отходят на второй план. Да и такие песни сочиняли, как правило, люди без классического музыкального образования. Песни пели, чтобы выразить свои чувства, это было главное.
Многие ненецкие песни – родовые, они передаются из поколения в поколение, чаще всего от мамы к дочери. Именно их исполняла моя бабушка.
– Вы получили классическое музыкальное образование, окончили Санкт-Петербургский институт культуры по специальности «эстрадно-джазовый вокал». Расскажите, пожалуйста, какие приемы из классического вокала можно использовать в народных песнях?
– Можно использовать различные вокальные приемы и украшения. Например, «йодль» – это вокальный прием, особая манера пения, при которой быстро переключаются голосовые регистры, то есть звук резко срывается в тонкое звучание. Еще можно применять бэлтинг – это прием грудного регистра, получается сильный и мощный звук. Такие вокальные техники используются как при исполнении современных песен, так и в этнокомпозициях.
Многие ненецкие песни – родовые, они передаются из поколения в поколение, чаще всего от мамы к дочери.
– Вы являетесь хормейстером ансамбля «Хаяр», одного из самых первых фольклорных коллективов в НАО. Как началось ваше сотрудничество с ним?
– В «Хаяр» меня пригласила Талеева Вероника Ивановна, она тогда являлась хормейстером и вела вокальную группу. Сотрудничество с «Хаяром» меня сразу увлекло, ведь на сцене нужно было не только петь, но еще и танцевать, и иногда разыгрывать какие-то сценки, то есть требовалось и определенное актерское мастерство. Например, у нас в репертуаре есть песня «Пон,гадами сярба» («Я вязала невод»), во время ее исполнения мы выходим с сетями, во время ее исполнения нужно также танцевать и отыгрывать сценки.
– Чем живет «Хаяр» сейчас?
– В последние годы у «Хаяра» появилось много новых номеров. Они вошли в репертуар ансамбля из проекта «Вынгы’ сё» («Мелодии тундры»), руководителем которого я являюсь. Также мы сейчас работаем над новым танцем, я пока формирую вокальные зарисовки, ищу стихи ненецких поэтов, чтобы положить их на музыку и создать новый песенно-танцевальный номер.
– «Хаяр» – коллектив с большой и славной историей. Как не забронзоветь с таким бэкграундом?
– Здесь все зависит от участников, состав коллектива регулярно обновляется, приходят новые ребята с горящими глазами и новыми идеями. Они изучают танцы, которые давно в репертуаре, предлагают какие-то новые варианты их исполнения, рассказывают о своем видении. Например, недавно в ансамбле появилась новая участница Светлана Вокуева, ее детство прошло в Канинской тундре, она знает изнутри, как устроен быт в оленеводческой семье, и может предложить добавить в танец такие элементы, каких раньше у нас никогда не было. Так что мы все время в творческом развитии!
Состав коллектива регулярно обновляется, приходят новые ребята с горящими глазами и новыми идеями.
– Есть ли какие-то тренды для фольклорных коллективов, какая-то мода? Какие элементы были актуальны для номеров 10 лет назад, а сейчас уже нет?
– Такой моды, пожалуй, нет. Когда мы говорим о фольклорных коллективах, то они в музыкальной индустрии стоят немного особняком. Главное в этноколлективе – это самобытность, самодостаточность, и хочется в первую очередь сохранить какие-то элементы, зафиксировать их.
– Какие номера сейчас составляют основу репертуара «Хаяра»?
– В первую очередь это песни на стихи Прокопия Явтысого, нашего северного поэта, положенные на музыку Майи и Вячеслава Смирновых. Они провели очень большую работу в свое время, когда ездили по округу и записывали ненецкие песни, перерабатывали их.
Есть у нас в репертуаре и народные ненецкие песни, например, «Тахарув пиватана не» («Песня рассеянной женщины») или «Вымов падейта моов! («Краса тундры»). Мне очень нравится песня «Харта не тэта не» («Сама женщина, сама оленевод»), ее записала в конце пятидесятых годов замечательная исследовательница Зинаида Куприянова. Она составила сборник «Эпические песни ненцев», именно там мы и нашли эту песню и включили ее в свой репертуар.
В 2022 году с этой песней участница ансамбля «Хаяр» Светлана Вокуева получила гран-при на фестивале «Сокровища Севера». Светлана, так как сама знает изнутри жизнь женщины в тундре, смогла прочувствовать это произведение, передать его настроение, лирику и показать при этом силу женщины – героини песни.
– Есть ли смысл сейчас выезжать в экспедиции и искать неизвестные песни у старожилов или все уже записано в сборниках или хранится в фонотеках?
– Смысл есть, потому что в тундре родовые песни сохранились, их поют в семьях. Да, какие-то из них были записаны ранее во время этноэкспедиций, но явно не все. Кроме того, наличие песни в фонотеке – не гарантия, что песня сохранится для потомков. В свое время богатый аудиоархив собрали в экспедициях по нашему округу. В числе тех, кто участвовал в этой работе – Майя Смирнова, однако с годами часть записей пришла в негодность – пленка испортилась. Какие-то композиции еще до этого были перезаписаны на другие носители, но значительное количество песен просто пропало. И мы даже не знаем, что было на этих пленках. Поэтому я считаю, что ездить в экспедиции надо, и собирать песни тоже нужно.
– А люди соглашаются передавать родовые песни для аудиоархивов или для исполнения в фольклорных коллективах?
– По-разному. У нас, у ненцев, нет каких-то запретов на передачу песен для исследований, архивов или же для исполнения в концертных залах. Но родовая песня – это очень личная история, люди относятся к ним по-разному, кто-то согласен поделиться. Это хорошо. Но если кто-то против, никто не будет действовать против воли.
– Как появился коллектив «Хаерако`сей»? Чем отличается репертуар от того, что исполняет ансамбль «Хаяр»?
– Песни «Хаяра» звучат, как правило, под аккомпанемент баяна или а капелла в двухголосии или трехголосии, также музыкальное сопровождение включает в себя ненецкие шумовые инструменты, такие как бубен, рожки, копытца и колокольчики. В «Хаерако`сей» используется электронная музыка, которую пишет и аранжирует мультиинструменталист Игорь Сабатович. Также на сцене звучат современные инструменты, ударная установка, бас-гитара, клавиши. Среди национальных инструментов используются варганы, а также духовые инструменты – флейта и дудук, калюка. В составе «Хаерако`сей» три вокалиста, Сергей Тайбарей, Светлана Вокуева и я.
Группа появилась как продолжение проекта «Вынгы’ сё» («Мелодия тундры»), в его рамках совместно с Вероникой Ивановной Талеевой и командой проекта мы создали и аранжировали семь песен на ненецком языке. Одну из этих песен мы решили исполнить со сцены во Дворце культуры «Арктика», организовали группу «Хаерако`сей» и практически сразу оказались в финале музыкального этнофестиваля «Вся страна». В итоге, несмотря на то, что проект «Мелодии тундры» официально завершен, по факту группа «Хаерако`сей» продолжает активно развиваться, у нас появились новые песни в репертуаре, мы активно выступаем. Сейчас готовимся к этнофестивалю в Екатеринбурге, который пройдет 28 июня 2024 года.
– Вы лично и в составе коллективов «Хаяр» и «Хаерако`сей» неоднократно становились победителем разнообразных региональных и федеральных музыкальных конкурсов и выигрывали гранты. Расскажите, пожалуйста, как влияют конкурсы и гранты на развитие коллективов, что они дают?
– Такие мероприятия дают очень большой толчок к созданию и сохранению национальной музыки. Например, коллектив «Хаерако`сей» стал продолжением проекта «Вынгы’ сё». Конкурсы и гранты – это мощнейший стимул, считаю, что в них обязательно надо участвовать, подавать заявки.
– Как выиграть крупный музыкальный конкурс, какой номер нужно представить, чтобы растопить сердца членов жюри?
– На самом деле какого-то секрета нет. Разумеется, конкурсный номер должен цеплять, а вокалист обладать сильным голосом, интересным тембром. Важно, чтобы номер в целом был продуман и сделан качественно, чтобы были хорошие костюмы, если ставится какая-то сценка, то хорошо будет включить элементы декораций. Все это неотъемлемая часть цельного, гармоничного номера. В песне очень важно рассказать историю, понимать то, о чем ты поешь. Ранее я уже приводила пример с песней «Сама женщина, сама оленевод». Светлана знала, о чем пела, ее песня шла от души. И, конечно, это обстоятельство сделало ее песню особенной и принесло ей победу.
– Есть ли возможности у национальных коллективов попасть в чарты популярных радиостанций или интернет-платформ и нужно ли это?
– Да, возможности есть. Даже на примере нашего молодого коллектива «Хаерако`сей». После каждого концерта зрители интересуются, где можно послушать записи наших песен, когда следующий концерт, можно ли найти запись на каком-либо носителе, чтобы ехать в машине и слушать.
Естественно, все это способствует сохранению национальной музыки, песенной традиции, языка, группы быстрее находят своих слушателей, у них появляется стимул творить дальше, появляется осознание, что это действительно твоя миссия сохранить музыкальную культуру своих предков.
– Как вы считаете, в каком направлении будет развиваться национальная музыка в ближайшие 10-20 лет?
– Мне кажется, что в первую очередь артисты будут становиться все ближе к своему слушателю. Способствовать этому будет развитие цифровых сервисов и возможностей для качественной студийной звукозаписи.
Нам с этим повезло, Нарьян-Мар хоть и небольшой город, но здесь живут и трудятся профессионалы своего дела. Так что у нас есть возможность записывать свои треки.
Также мы видим, что у слушателей есть запрос на этническую музыку. Люди разные, вкусы разные. Кому-то нравится аутентичная музыка, кому-то – микс этнических напевов с использованием современных инструментов. Такое альтернативное направление, я считаю, тоже будет развиваться, будут появляться новые песни. Так что каждый слушатель сможет найти ту музыку, которая ему по душе.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Выучейская Тамара Павловна
Регион: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар
Деятельность: хормейстер ансамбля «Хаяр», идейный вдохновитель и вокалистка этноколлектива «Хаерако`сей»
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!