- 9 января 2024
- 22:05
Текст: Юлия Терешина
Фото: Александр Кулиш
В окружном музейно-выставочном комплексе имени И. С. Шемановского в Салехарде находится интересный экспонат — парка селькупского шамана Сергея Егоровича Аркадьева. Более 50 лет после его смерти родственники не решались передать этот предмет одежды на хранение в учреждение культуры. В чем уникальность парки, «Красному Северу» рассказал младший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики Александр Кулиш.
Александр Кулиш родился в селе Толька Красноселькупского района ЯНАО. По национальности он селькуп, знает язык, культуру и традиции своего народа. Среди предков Александра был шаман, поэтому селькупскую парку в главном музее Ямала он изучал с особым интересом.
По его словам, у шаманов-селькупов костюм состоит из нескольких предметов: головного убора в виде железного венца, меховой парки, нагрудника и обуви. Основным атрибутом считается бубен с колотушкой. У самых сильных шаманов был еще ритуальный посох, который необходим для самых сложных камланий, например, при путешествиях в «Страну предков». Александр Кулиш отмечает, что в отличие от шаманов других северных народов, только селькупские использовали не отдельные атрибуты для различных практик, а весь костюм и магические предметы в комплексе. В селькупском шаманизме известно два типа шаманов: ӄамырый ӄум — «камлающий в темном чуме» и сӱмпытый ӄум — «поющий, камлающий при свете костра». Всех шаманов именовали общим термином — тәтыпы.
– Парку селькупского шамана МВК имени Шемановского приобрел у его внучки Любови Ивановны Оягир в начале 2000-х годов за счет благотворительных средств одной из компаний ТЭК. Она хранилась в шаманской нарте на родовом угодье этой семьи. Собственно, сама нарта была обычная, грузовая, но ее считали священной из-за хранящихся в ней артефактов. Умер шаман примерно в 50-х годах прошлого века, после этого в течение 50 лет родственники соблюдали традиции, периодически проводили у его нарты обряды кормления духов, – рассказал Александр Кулиш, младший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики.
Головного убора и обуви в нарте не было. Считается, что после смерти шамана его вещи нельзя хранить вместе из соображений безопасности. Если все они попадут в руки простого человека, это может привести к катастрофе. Потомки этого шамана как раз придерживались принципа разделения атрибутики, считает Александр Кулиш. По его данным, часть металлических подвесок с этого костюма хранится в Красноселькупском краеведческом музее.
Известно, что селькупское имя шамана — Ӄөптыӄай ира «Низкий мужчина». В начале ХХ века он жил в Красноселькупском районе, в низовье реки Таз. Крой его парки необычный, сочетает эвенкийские и селькупские традиции. Вероятно, это означает родственные связи шамана с двумя народами.
– Парки шаманов северных селькупов отличает приталенный крой, а у этой он немного расклешенный, на спинке есть вставки-клинья. Кроме того, по нижнему краю изделия пришиты пять клиновидных вставок в виде птичьих хвостов, отороченных ровдужной бахромой. Эти детали нехарактерны для одежды селькупских шаманов, тоже прослеживается влияние эвенкийских традиций, – пояснил Александр Кулиш.
На передних планках парки имеются прямоугольные вставки-полосы, на которые прикреплены зооморфные металлические подвески — щӱ «змеи». Их большое количество говорит о том, что у шамана было много духов-помощников, которые сопровождали его в путешествиях по Нижнему миру мертвых.
Парка шамана сшита из шкуры дикого оленя со стриженным мехом вовнутрь. Она распашная, впереди есть ровдужные завязки, а низ передней части изделия чуть короче задней. Интересны и заканчивающиеся рукавицами вшивные рукава. На одной из рукавиц пришита металлическая подвеска в виде зооморфной лапы. Вся парка искусно украшена рисунками охрой и вышивкой подшейным волосом.
– По низу парки подвешены несколько колокольчиков, а на спине имеется аркалан — подвеска с рогами, на которую закрепляют фигурки духов-помощников. По их количеству можно определить силу шамана. В верхней части аркалана есть подвеска в виде круга с отверстием — ойбон, который встречался лишь у сильных шаманов. Этот символ в простонародье называют «прорубью», которая служит воротами для проникновения шамана в разные миры во время камлания. В области поясницы есть две планки — лосыль поры «помост для духов», на которые подвешены металлические подвески духов-помощников и орудия: топоры, луки, ножи и так далее, – поведал учёный.
Там же встречаются подвески изображающие духов Нижнего мира: черви, безголовые, безногие, безрукие человечки и другие мифические существа. Эффектным украшением служат суконные жгуты-змеи, символизирующие шаманские дороги и хвост птицы, в которую в процессе камлания шаман перевоплощался для ментальных путешествий.
Эта парка шамана — уникальный экспонат, являющийся культурным наследием селькупского народа. Аналогичного предмета культовой атрибутики именно северных селькупов в музейных коллекциях нет. От подобных экспонатов ведущих музеев страны он отличается тем, что очень богато украшен. Яркий пример этого — изображение древа мироздания на спинке изделия, которое служило связующим звеном между тремя мирами.
Источник: Красный Север
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!