- 18 декабря 2023
- 23:05
Текст: Екатерина Тимм
Реплики самых северных в мире наскальных рисунков долины реки Пегтымель представили в минувшую субботу жителям и гостям самого северного города России в этнографическом археопарке «Край земли – край настоящих людей» Чаунского краеведческого музея. Создание этой тематической территории началось в Певеке в 2022 году. Проект предусматривает также установку копий культового сооружения из оленьих рогов с острова Айон, Китовой аллеи с острова Итыгран и яранги.
Сотрудники Чаунского краеведческого музея уже традиционно каждый год открывают новый объект в этнопарке под открытым небом, в котором кропотливо собирают уникальное наследие народов Чукотки – края, где представлены сразу несколько арктических культур. Проект действительно интересный, ведь сами памятники разбросаны по огромной территории округа, причём далеко от населённых пунктов, и объехать все – задача трудновыполнимая, почти нереальная. Тогда как в Певеке можно будет увидеть наиболее известные из них в одном месте, пусть и в виде копий.
– Благодаря финансовой поддержке, грантовой помощи Росатома осенью мы установили в археопарке замечательные реплики наскальных рисунков – петроглифов Пегтымеля, – поделилась заведующая отделом Чаунского краеведческого музея Валентина Христофорова. – Теперь не обязательно выезжать далеко за пределы города, чтобы увидеть уникальное культурное наследие древних жителей нашего северного края, достаточно прийти на территорию парка и познакомиться с изображениями в любое удобное время.
По словам Валентины Христофоровой, новый объект стал очередным шагом на пути реализации тематического проекта музея – этнографического археопарка «Край земли – край настоящих людей», который создаётся исключительно на благотворительной основе и ранее был поддержан грантами президента России Владимира Путина и Фонда социального развития «Купол». В настоящий момент идёт работа над репликой Китовой аллеи острова Итыгран, призванной стать завершающим объектом парка.
Известно, что наскальные рисунки обычно создавали в тех местах, где находились святилища и проводились тайные магические обряды. Недалеко от скал с петроглифами, на краю Кайкуульского обрыва, была обнаружена пещера, а также стоянки древних охотников. Исследователи считают, что изображения создали люди, в культуре которых сочетались черты нескольких северных народов.
Уникальность Пегтымельских петроглифов, кроме их географического местоположения, состоит ещё и в том, что они являются самыми поздними из всех известных на планете. По мнению учёных, они созданы в период с I тысячелетия до нашей эры по конец I тысячелетия нашей эры.
Пегтымельские петроглифы можно условно разделить на две группы, связанные с двумя культурами того времени. Предки юкагиров охотились на Чукотке на диких оленей, а предки эскимосов уже пробовали себя в более передовом для того времени направлении – морской охоте. Среди изображений людей и зверей – оленей, волков, медведей, китов выделяются загадочные фигуры в грибообразных головных уборах. Многие из них выглядят так, как будто находятся в движении или танце.
Неслучайно присутствующим на открытии нового объекта этнопарка предложили под руководством Константина Инанто из Певекского культурно-досугового комплекса поучаствовать в флешмобе и выполнить движения древних охотников, многие из которых запечатлены в наскальных рисунках. А в завершение всех пригласили в стилизованную ярангу с настоящим рэтэмом, где угостили горячим чаем с лепёшками. Кроме того, были организованы фотосессии в компании Константина – с ярарами, в национальной одежде и, конечно же, на фоне реплик петроглифов.
Кстати, любой желающий, не приезжая в Певек, может стать участником виртуального тура к петроглифам Пегтымеля, содержащего более 30 воздушных сферических панорам, сделанных в интересных точках вблизи места их расположения. Видео, фотографии и пояснения к рисункам теперь доступны на интерактивном столе Чаунского краеведческого музея – в Зале естественной истории.
Петроглифы в долине реки Пегтымель – памятник культуры федерального значения. Крутой склон с рисунками очень нестабилен, что приводит к падению каменных блоков, поэтому важно не повышать туристическую нагрузку на этот объект. В историческом месте нельзя разжигать костры, посещать его территорию на машинах и квадроциклах, а также рисовать и писать поверх древних рисунков.
«Культурное наследие народов Чукотки – наша общая ценность, заслуживающая внимательного изучения и уважения потомков. Мы получили возможность прикоснуться к этому самобытному наследию мирового значения в археопарке музея, в то же время сохраняя первозданный вид наскальных рисунков в Чаунской тундре», – отметила Валентина Христофорова.
Источник: Крайний Север
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!