- 24 ноября 2023
- 15:36
На форуме молодежи коренных малочисленных народов «Российский Север» прошла панельная дискуссия «Взаимодействие неправительственных институтов, организаций коренных народов и органов государственной власти в интересах коренных малочисленных народов России». Эксперты и участники форума обсудили, какие методы работы и каналы связи и диалога можно считать наиболее эффективными, а также коснулись актуальных вопросов жизни ямальских оленеводов-кочевников.
«Зачастую с формальной точки зрения организации коренных народов считаются общественными организациями, однако в движении коренных народов мира принято говорить об органах принятия решений и представительских органах. Институты самоорганизации коренных народов имеют свои системы принятия решений, разрешения споров, делегирования и лидерства. Поэтому будет справедливо утверждать, что именно такие представительские органы имеют от своих народов мандат выступать и взаимодействовать от их имени с органами власти, бизнесом и международными организациями», – начал дискуссию ее модератор Алексей Цыкарев, программный директор Всероссийской конкурсной образовательной программы «Коренные малочисленные народы России. Школа общественной дипломатии».
Опытом выстраивания механизмов консультаций и принятия решений коренных народов Ямала поделился президент Ассоциация коренных малочисленных народов Севера ЯНАО «Ямал – потомкам!» Эдуард Яунгад. Благодаря разрозненной сети в регионе и постоянным выездам лидеров движения в места кочевий, Ассоциации удалось сформировать «народную программу» на основе предложений коренных жителей автономного округа. Такой подход придал программе авторитета и легитимности, что позволило органам власти региона использовать ее в качестве базы для свой политики в отношении коренных малочисленных народов региона.
«Приезжая к оленеводам, мы не начинаем сразу говорить о проблемах или обсуждать конкретные предложения. С культурной точки зрения важно провести время с людьми, поговорить о жизни в тундре. И только когда человек настроится на разговор, можно переходить к делу», – поделился Эдуард Хабэчевич.
Пример Яунгада как переговорщика особенно показателен, поскольку он является избранным лидером общественного движения коренных народов в рамках традиционных процедур, но также он избранный жителями Ямала парламентарий – депутат Законодательного собрания автономного округа.
По словам еще одного панелиста – заместителя председателя Экспертного механизма ООН по правам коренных народов и исполнительного директора КМНСОЮЗ Антонины Горбуновой, участие представителей коренных народов в законотворческой деятельности на уровне муниципальных советов, региональных и федеральных парламентов – это ключевой канал взаимодействия и фактор успеха в реализации прав и интересов коренных малочисленных народов. Как эксперт ООН Горбунова взаимодействует с лидерами организаций коренных народов из разных регионов мира, участвующими в международном сотрудничестве.
«Экспертный механизм ООН по правам коренных народов наделен мандатом содействовать диалогу между коренными народами, государствами и бизнесом. Эксперты могут оказывать государствам содействие по реформированию и разработке законов и политики. Но делать это мы можем только по запросу от одной из сторон диалога», – заключила Антонина Горбунова. Она рассказала вдохновляющий пример успешного опыта Экспертного механизма, когда удалось вернуть народу яки их ритуальный объект – Маасо Кова – который десятилетиями хранился в Музее мировой культуры Швеции.
Заместитель Главы Администрации Тазовского района по внутренней политике Роман Пикун рассуждал о том, какие каналы коммуникации с коренными народами органы власти считают наиболее эффективными. По словам спикера, как на региональном, так и на муниципальном уровне функционируют советы представителей коренных народов, при этом региональный совет при Губернаторе ЯНАО формируется из глав советов при муниципальных органах власти.
«Нам хотелось бы принимать управленческие решения быстрее, но мы понимаем, что для обсуждения, анализа и необходимой разъяснительной работы требуется определенное время», – указал Пикун.
Модератора заинтересовала и другая мысль Романа Витальевича: в компаниях топливно-энергетического комплекса Ямала стала распространенной практика принимать на работу представителей коренных народов, которые выступают своего рода коммуникаторами между бизнесом и сообществами. На вопрос модератора, не провоцируют ли такие ситуации конфликт интересов, Пикун поспешил заверить, что сотрудники из числа коренных народов сохраняют свою лояльность прежде всего коренным народам и несут ответственность перед земляками. «Государство при этом является эффективным регулятором таких взаимоотношений», – подчеркнул Роман Пикун.
Еще одним экспертом дискуссии стал начальник отдела регионального развития Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России» Виталий Истомин.
Уже в самом названии Ассамблеи заложен диалог власти и государства, а Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока является соучредителем общественно-государственной организации и делегирует своих представителей в ее органы управления.
– Это уникальный и довольно новый формат организации, и механизмы ее участия в представлении интересов всех народов страны, включая коренные, еще формируются. Однако уже сейчас можно сказать, что Ассамблея зарекомендовала себя в качестве лоббиста интересов коренных малочисленных народов на федеральном уровне, в том числе на уровне Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, – заявил Виталий Истомин.
Подводя итоги дискуссии, Алексей Цыкарев резюмировал, что у коренных народов есть собственные процедуры обсуждения и принятия решений, а также необходимые каналы взаимодействия с разными уровнями власти. Представители коренных народов заседают в обеих палатах российского парламента, в региональных законодательных органах и муниципальных советах. Кроме того, у них есть выход на первое лицо государства, и предложения коренных народов по улучшению законодательства и мер поддержки зачастую ложатся в основу президентских поручений и законодательных инициатив. Вместе с тем, всегда есть необходимость существующий уровень взаимодействия повышать.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!