- 4 октября 2023
- 20:39
Фото: Алексей Комелин
За долгие века народы Севера сформировали собственные традиции врачевания. Сейчас, когда медицинские бригады прилетают к пациентам на вертолетах санавиации и даже в самых отдаленных ФАПах есть аптечные пункты, возникает вопрос: а есть ли место в современном мире для традиционного врачевания? Опрошенные «КМНСОЮЗ-NEWS» эксперты утверждают: народная медицина никуда не ушла, но сейчас она значительно трансформировалась.
Сабельник, покой и жир
– Использовали продукты растительного происхождения: ягоды, листья, кору, корни и корневища, смолу, шишки, сфагнум, – говорит член правления Салехардского отделения «Ямал – потомкам» Ольга Хоротэтто-Русмиленко. Помимо растений, отмечает наша собеседница, применялись и продукты животного происхождения. – Жир – отличное средство от обветривания кожи, обморожения и ожогов, кровь и мясо оленя полностью восполняют потребность организма во всех необходимых витаминах и микроэлементах, панты оленя пользуются большой популярностью не только среди коренных, но и у наших восточных соседей из Китая.
Среди методов традиционного лечения Ольга Хоротэтто-Русмиленко выделяет прижигание кусочком чаги болевых точек, при асфиксии новорожденных использовалось иглоукалывание.
– Врачевателем у ненцев был шаман, к нему обращались в тяжелых и критических ситуациях. В отсутствие шаманов в кочевых семьях врачевателем чаще выступала женщина – хранительница домашнего очага, занималась не только воспитанием детей, заготовкой дров, приготовлением еды, шитьем одежды и кисов для всей семьи. Женщина следит за здоровьем всей семьи, оберегает, – рассказывает Ольга Хоротэтто-Русмиленко.
По словам нашей собеседницы, в 2014/2015 году на базе ГУ «Научный центр изучения Арктики» проводились исследования полезных свойств сфагнума, главная цель – создать лекарственный препарат из арктического мха, который поможет при интоксикации ядовитыми веществами, при лечении тяжелых инфекционных заболеваний, в том числе с профилактической и оздоровительной целью. Для изучения эффективности препарата сфагнум добавляли в рацион мышей. Было установлено, что при применении мха организм быстрее избавляется от токсинов и лучше справляется с отравлениями.
– Сфагнум представляет большой научный и практический интерес для создания на его основе препаратов с широким спектром действия. В период Гражданской войны по запросу больниц в России наладили производство сфагново-марлевых подушечек. Интерес к практическому использованию сфагновых мхов не утрачен до сих пор, – отмечает эксперт.
Афанасий Тэсида
– В тундре болеть некогда. Поэтому на какие-то состояния, например, небольшое повышение температуры, головную боль или повышение давления раньше просто не обращали внимания, – говорит депутат Тазовской районной Думы Ямала хранитель ненецких традиций Афанасий Тэсида. – Пожалуй, единственное, что не умели лечить, – это приступ аппендицита. Когда в тундре заработала санавиация, врачи спасли огромное количество жизней. И сейчас, по моим ощущениям, одна из главных причин вызова врачей на стойбище – аппендицит. При простудах традиционно использовали костный мозг оленя. Его добавляли в чай без сахара. Так смягчали горло. Я и сам, когда жил в тундре, этим способом пользовался, помогает. Сейчас в поселке или в городе оленина не всегда под рукой, многие добавляют в чай кусочек сливочного масла. Эффект похож. При болях в мышцах помогала настойка сабельника, из нее делали повязки и накладывали на больное место. Морсы из брусники и клюквы применяли для повышения иммунитета при воспалениях и болезнях почек.
Афанасий Тэсида говорит, что часто использовалась и медная стружка, ее применяли, например, при переломах.
– Но сейчас такого рода рецепты не приветствуются. Все-таки при острых состояниях всегда рекомендуется вызывать врачей или по возможности ехать в поселок, где есть фельдшерско-акушерский пункт. Поэтому сейчас народные методы остались, скорее, в помощь доказательной медицине. Например, у нас многие собирают травы.
И хотя в целом наш собеседник доволен тем, как на Ямале оказывается медицинская помощь в тундре, один нюанс, по словам Афанасия Тэсиды, все же нуждается в осмыслении – болезни души.
– У нас раньше такие состояния всегда лечили шаманы. Сейчас – психиатры. Но, знаете, раньше знающие люди рассказывали, что шаманы могли вернуть человеку душевное здоровье безо всяких лекарств.
Рыба и полынь
Если у народов, занимающихся оленеводством, оленье мясо и кости использовали в лечении, то в медицине народов Дальнего Востока особое место занимает рыба.
– Делали препараты из желчи, особенно ценилась желчь сазана. Практически всегда она применялась. Как сейчас используют йод, раньше это была желчь сазана, – говорит хранитель нанайских традиций Андрей Бельды. – Использовали желчь и других крупных рыб. Также в ходу были барсучий жир, медвежий жир.
По словам Андрея Бельды, значительное количество нанайских традиционных медицинских знаний сейчас утеряны.
Андрей Бельды
– В целом принципы были такими же самыми, как в традиционной китайской медицине. После распада империи Чжурдженей многие методы перестали применяться. С XV-XVI веков врачеванием стали заниматься шаманы, – рассказывает Андрей Бельды.
Среди самых популярных растений – элеутерококк и женьшень. Настойки из этих препаратов можно купить в любой аптеке по всей стране, но, говорит Андрей Бельды, в традиционной медицине использовались именно корни, а их достать сложно. А еще нанайцы лечились полынью. Это растение на нанайском звучит как «ваше лекарство». Полынь применяли в виде отваров и примочек, а для восстановления сил и повышения иммунитета готовили полынный суп.
Сейчас полынный суп – это полноценный гастрономический бренд Хабаровского края, в регионе даже есть фестиваль полынного супа, инициатором его проведения стал Андрей Бельды.
Полынный суп готовят, чтобы предотвратить простудные заболевания, улучшить работу ЖКТ или восстановиться после тяжелой болезни.
– К сожалению, у нас очень мало исследований на тему традиционных медицинских знаний. Думаю, что очень важно это изучать, люди так веками лечились, наверняка что-то можно привнести и в современную жизнь.
Шкурка от ожогов, юкола – для сил
Свои методы лечения были и у юкагиров.
– Ожоги лечили подпаленной заячьей шкуркой, делали перевязку. Головную боль дядя Спиридон лечил так: измерял голову полоской замши или ткани и, если видел, что черепная коробка сдвинута, руками выправлял голову. Если болит сустав, то прожигали до сустава плоть раскаленным прутом. Если диарея, то собирали ольховые шишки и заваривали, этим поили, – говорит юкагирская писательница Любовь Демина.
Любовь Демина
По словам нашей собеседницы, у юкагиров врачеванием занимались не только шаманы, но и целители. Считалось, что они обладают особой силой.
– Травы, ягоды употребляли всегда. Иван-чай, шиповник, ягоды, листья ягод, корни и стебли шиповника заваривали, и все это заготавливали, кору лиственницы пили во время голодовок, для поддержания сил. Осенью во время заготовки юколы на зиму варили на берегу в больших котлах рыбьи потроха. Собирали жир, смешивали его с мукой из мелких сушеных рыбок и с шиповником. Потом эту смесь зашивали с помощью корней речной ивы в берестяные коробки и складывали в лабазы на зиму, – рассказывает Любовь Демина.
По словам нашей собеседницы, еще ее бабушка лечилась у шамана. Сейчас традиционных методов лечения у юкагиров нет.
– Когда были живы старики, будучи в тайге на рыбалке, охоте, еще придерживались этих традиций, – констатирует Любовь Демина.
О многих методах лечения наша собеседница узнала из рассказов старожилов. Некоторые методы описаны в конце XIX века легендарным этнографом Владимиром Йохельсоном.
Северная фитотерапия
Тем не менее, медицина идет вперед. Травмы лечат в ФАПах, при хронических болезнях люди принимают препараты, которые им выписали доктора.
А вот травяные настои актуальности не теряют. Примечательно, что фитотерапия вполне вписывается в мир современной медицины. Во всех аптеках в продаже обязательно есть травяные сборы и настойки. Однако на Севере и Дальнем Востоке нет масштабного сбора лекарственных растений для последующей переработки.
Афанасий Тэсида говорит, что он вынашивает идею по заготовке ямальских трав на продажу. При реализации важно учесть множество нюансов. Например, сам сезон заготовки получается очень короткий.
На Ямале сбор трав начинается после 15 сентября, важно успеть перед началом осенних дождей. Раньше растения не собирают, нужно, чтобы они вобрали в себя все полярное солнце и запустился процесс ферментации.
У северных трав есть особенность – они не гниют. В центральных регионах страны, особенно там, где повышенная влажность, это серьезная проблема. Поэтому иногда растения не могут «дозреть». На Севере такой проблемы нет. Афанасий Тэсида говорит, что именно это обстоятельство делает местные травы особенными.
– Мне многие говорили, как выпьют нашего ямальского иван-чая, так сразу чувствуют, что на несколько лет помолодели, – не скрывает гордости за родной край Афанасий Тэсида. Наш собеседник отмечает, что в теории наладить промышленный сбор возможно, главное – построить сушильный цех.
Фото: Надежда Кловун
– Для бытовых целей траву высушивают в духовке. Я вот в прошлом сезоне засушил в духовке 33 банки чая, всем родственникам и друзьям раздал. А вот в промышленном масштабе так, конечно, не засушить, нужно оборудование.
По словам Ольги Хоротэтто-Русмиленко, главная проблема при сборе и производстве лекарственных трав – это короткое лето.
– Растения более мелкие и растут дольше, чем в регионах с более благоприятным климатом, – говорит Ольга Хоротэтто-Русмиленко, тем не менее, сборы лекарственных трав раньше осуществлялись системно. – Помню, когда я училась в начальных классах, то нас, учеников средней школы села Горки Шурышкарского района, отправляли вместе с нашими учителями собирать багульник, который сдавали в школу.
Вторая проблема – некоторые растения собирать нельзя, поскольку они занесены в Красную книгу. Это актуально не только для Ямала, но и для регионов Дальнего Востока. Например, в Хабаровском крае и в Приморье растет женьшень. Но за его сбор предусмотрена уголовная ответственность.
Тот женьшень, который продается в аптеках, – это растение, выращенное на плантациях.
В Хабаровском крае и Приморье есть несколько небольших фермерских хозяйств, где культивируется это растение. Общины коренных малочисленных народов свои хозяйства по культивации женьшеня не создают, слишком большие требуются инвестиции, да и окупаются такие проекты долго – первый урожай можно получить в лучшем случае через 15 лет. С элеутерококком ситуация чуть проще. Это растение внесено в Красную книгу Амурской области, а, например, в Хабаровском крае – нет. Местные жители собирают целебные корни и листья для личного применения, но так как объемы небольшие, то угрозу для популяции это не вызывает.
Есть и множество других дикоросов, которые с успехом применяются в фитотерапии: череда, шалфей, пустырник, крапива, чистотел, чабрец, тысячелистник, папоротник, полынь. Однако эти растения на Дальнем Востоке, как правило, собирают исключительно для личного употребления.
Любовь Одзял
– Сами готовим из них спиртовые растворы для наружного применения, смешиваем с медом, сушим, храним. Особенно актуально это стало во время пандемии, когда мы поняли, что это реально работает, и тяжелобольные люди выздоравливают. Так что стали стараться обязательно иметь готовые запасы, – говорит председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Хабаровского края Любовь Одзял.
Но одно дело – собирать растения для себя, другое – в больших объемах и на продажу.
Когда пандемия завершилась и границы открылись, в Ассоциацию обратилась группа китайских бизнесменов, которые предложили создать совместный проект по лекарственным растениям – собирать их или культивировать на полях, где не используются пестициды. Пока этот проект в стадии обсуждения. К слову, отечественные фармкомпании с такими инициативами к Ассоциации и национальным НКО не обращались.
В Забайкалье, где местные жители также активно собирают лекарственные растения, заготовка тоже ведется в основном для личного употребления.
Виктория Дармаева
Виктория Дармаева, президент Забайкальской региональной Ассоциации коренных малочисленных народов, говорит, что, например, у эвенков традиционные знания о полезных свойствах лекарственных растений сохранились. Но проектов по промышленному сбору в регионе нет.
– Думаю, что продукция будет востребована, только нужны преференции для малого и среднего бизнеса по этому направлению, – отметила Виктория Дармаева.
Проекты в области промышленного сбора дикоросов нуждаются в осмыслении. Вопрос не только в самих растениях, но и в территориях. Например, на Командорских островах, на Камчатке, люди тоже веками собирали лекарственные травы. Но сейчас даже для личного употребления это сделать невозможно – значительная часть территории включена в состав заповедника. Соответственно, любой сбор растений там запрещен, сообщила председатель Думы Алеутского муниципального округа Галина Королева.
Галина Королева
Но даже там, где сбор вести можно, непонятно, какова емкость рынка, какой объем растений можно собрать, чтобы не навредить экосистеме территорий. Установить все это «на глазок» невозможно, требуются масштабные исследования, которые позволили бы оценить проекты как с экономической, так и с экологической точки зрения.
Потенциальные интересанты здесь – фармкомпании. Но они пока подобных исследований не инициируют.
В то же время особенность лекарственных растений в том, что травяные сборы обозначаются как БАДы. Это дает возможность продавать их не только в аптеках, но и в продуктовых магазинах или сувенирных лавках. Соответственно, открыть производство можно без масштабных инвестиций. Причем спрос на такую продукцию может быть как со стороны тех, кто переехал с земли предков в большие города, так и от туристов: сувенирные травяные чаи активно выпускают на юге и по популярности они практически не уступают набившим оскомину магнитам.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!