- 12 марта 2023
- 15:21
Мансийский рэпер Евгений Анямов рассказал, как пишет на родном языке и почему не стесняется в выражениях.
Четыре года назад Евгений Анямов, житель города Ивделя на севере Свердловской области, в одночасье стал знаменитым. Он записал один трек в стиле рэп на мансийском языке, выложил его в соцсетях, а уже на следующий день о нем сняли сюжет на местном телевидении. Буквально за полгода Евгений успел побывать в эфире большинства центральных телеканалов, потом он записал саундтрек к сериалу «Перевал Дятлова». Сейчас у Евгения два готовых альбома, еще два – в работе. Периодически музыкант ездит с гастролями по Югре. О том, каково это быть единственным в мире мансийским рэпером, Евгений рассказал в интервью «КМНСОЮЗ-NEWS».
– Евгений, как вы стали писать мансийский рэп? Почему именно это направление?
– Я сам слушал рэп, это актуальная музыка, она мне нравится. В какой-то момент я тоже начал писать рэп, вначале на русском. Потом мне дядя посоветовал писать на своем родном языке, а это мансийский. Я последовал совету, написал песню, записал трек. А уже на следующий день меня показали по телевидению. Тогда я понял, что это востребовано, нужно людям и решил, что буду именно в этом направлении двигаться.
– Вы сразу на мансийском пишете или потом переводите?
– Сразу на мансийском. Это мой родной язык, я им свободно владею. Конечно, есть слова, которые я не знаю. И спросить бывает не у кого. Тогда я стараюсь искать синонимы. У нас в мансийском языке есть такая особенность, когда для объяснения некоторых понятий нужно написать целое предложение. Например, слово «уважаю». Простое обычное русское слово, но в мансийском, если переводить дословно, это будет большое предложение.
Вообще, когда я пишу, часто приходится импровизировать, додумывать что-то. У нас ведь никто на мансийском не читал рэп, традиции такой нет. Но в том, что все корректно, у меня сомнений нет. Во-первых, я на мансийском стал говорить раньше, чем на русском, я чувствую, какой должен быть порядок слов в предложении, как расставить все акценты. Во-вторых, я какое-то время поработал корреспондентом в Ханты-Мансийске в мансийской газете, поэтому знаю, как литературный язык можно использовать в быту или в медиа. Ну а главное, то, что я пишу, носители языка понимают.
– Можете ли вы импровизировать на мансийском? Если пойдете на батл, получится ли с ходу рифмовать на мансийском?
– Да, с этим проблем не будет. Но я в батлах, признаюсь, не участвовал. Это, как правило, закрытые мероприятия, ну и потом, как я туда пойду, если там все импровизируют на русском, а я буду на мансийском. Тогда нужно будет думать над синхронным переводом, а тут уже весь смысл потеряется. Чтобы был батл, нужно, чтобы еще кто-то писал рэп на мансийском, а я пока один.
– А неологизмы вы используете?
– Как таковых неологизмов в мансийском нет. Язык в постоянном общении не так много людей используют, поэтому новые слова – это редкость. Если мне нужно написать про какую-нибудь технику, то я использую английские слова, иногда как-то переворачиваю на мансийский. Но это все нечасто бывает. Я просто читаю по-современному о современной жизни, о каких-то актуальных вопросах, проблемах. Моя задача – чтобы меня поняли, поэтому я стараюсь использовать тот запас слов, который есть в языке.
– Пользуетесь ли вы раскладкой для мансийского языка при наборе текста?
– У меня такой необходимости нет. Я же пишу для себя, чтобы сохранить текст. В принципе, обычными русскими буквами можно передать звучание. Поэтому с дополнительными раскладками и прочим я не заморачиваюсь.
– После появления первого трека на мансийском вас сразу заметили. Это стало неожиданным?
– Тут как-то 50 на 50. Я думал изначально, что если буду на мансийском писать, то это привлечет ко мне какое-то дополнительное внимание. Но я не предполагал, что оно будет таким масштабным. Думал, ну, может, пара телеканалов меня покажут, и все. А тут прямо волна какая-то пошла, буквально за полгода.
– Благодаря повышенному вниманию к вашему творчеству удалось ли получить какие-нибудь новые возможности: доступ к студии, гранты на запись альбомов?
– С грантами у меня пока не выходит. Я трижды подавал документы, но каждый раз что-то не складывалось. Один раз опоздал с заявкой, другой раз не удалось попасть в число победителей. В принципе, мне говорили организаторы, что с документами все в порядке, но просто не складывалось как-то. Бывает так.
Мне очень повезло, что я познакомился с музыкантом и продюсером из Ханты-Мансийска Игорем Сиренко. Он пишет мне музыку, зовет везде выступать, помог найти студию, чтобы можно было записываться бесплатно. Потом хорошая студийная запись у меня сохранилась благодаря участию в сериале «Перевал Дятлова», который снимал телеканал ТНТ.
– Кстати, а как вы попали в этот проект?
– Я работал на тот момент в Ханты-Мансийске, однажды мне позвонили с ТНТ, рассказали, что будут снимать сериал, что хотят меня пригласить записать саундтрек. Я отказался, потом еще раз позвонили, я снова отказался.
– А почему отказывались?
– Потому что у меня просто не было возможности приехать. Вот представьте, вас зовут в другой город, а у вас работа, дела. Когда мне позвонили в третий раз, спросили, что же мне нужно, я сказал, чтобы мне хотя бы дорогу оплатили и минимальный гонорар за песню начислили. Только в этом весь вопрос был. Представители телеканала согласились, я съездил в Екатеринбург, за девять часов записал трек в студии, поучаствовал в съемках клипа, все это потом попало в фильм, ну а я поехал обратно в Ханты-Мансийск.
– В песне, которая в итоге вошла в фильм, вы призываете не обвинять манси в гибели группы Дятлова. А кто-то обвиняет?
– Да конечно! Многие блогеры предполагают, что это манси сделали. Да кто из манси будет это делать? Это же бред! Мутная история, что случилась с этой группой, но манси тут точно ни при чем.
– Ивдель, ваша родина, это ведь один из ближайших населенных пунктов к перевалу Дятлова. Что там говорят о гибели группы Дятлова?
– Да ничего не говорят. Тему раздувают журналисты, блогеры, причем с территорий, достаточно отдаленных от этого места. В Москве много об этом пишут, в Петербурге, в Екатеринбурге. А у нас – нет. О том, что погибла группа на перевале, я знал с детства, это обсуждалось в таком ключе, что погибла группа, что ходить на этот перевал нельзя без должной физической подготовки, без снаряжения. Ну погибла группа, и погибла. Такое с туристами-экстремалами случается. Есть, в конце концов, Бермудский треугольник, там тоже много разного было. Я не вдавался поначалу в подробности, а потом, когда начал писать про перевал Дятлова, решил, что надо изучить материал. Открыл интернет, а там та-а-акое.
Но тот трек, который звучит в сериале, не единственный. Я стал писать треки на мансийском про всю эту историю. У меня пока готово три таких трека, я готовлюсь записать альбом про группу Дятлова, всего в нем запланировано девять композиций, по числу участников того похода, чтобы было символично.
Это будет мой третий альбом. Первый альбом я написал о своей жизни, второй – о девушке, и третий будет о перевале Дятлова. Параллельно я работаю еще над одним сборником. Это будет история одного вымышленного персонажа, но она вполне типичная. Главный герой – мужчина, который живет в деревне и сильно пьет. Со временем он остается один, у него мутнеет рассудок, ему начинает казаться, будто рядом с ним жена, дети, что он ведет с ними диалог. К этому альбому у меня тоже три композиции готовы, но нужно их еще положить на музыку. Пока у меня не ко всем композициям есть авторская музыка.\
– А это как?
– На данный момент у меня есть тексты к 47 песням. Мелодии имеются не ко всем. Я, когда пишу тексты, использую уже готовые «минусы», то есть музыку без текста. Однако с чужим инструменталом на сцену не выйдешь и альбом не запишешь.
Но создание музыки – это долгий процесс. Мне нужен битмейкер, причем такой, у которого есть время на это и который меня понимает. Я ко многим обращался, кто пишет музыку. Но это был неудачный опыт. Многие раньше не писали рэп-композиции, они в принципе не знают, какое должно быть звучание, у кого-то было видение, сильно отличающееся от моего. Поэтому не складывалось, я же не могу положить свои песни на музыку, которая вообще в другом направлении написана. Несколько мелодий мне написал Игорь Сиренко.
– Кто ваши слушатели?
– В основном манси, носители языка. В комментариях под моими треками много сообщений от бабушек-манси. Им 60-70 лет, они слушают мои песни, говорят, что хорошо получается. Мне приятно такое читать. Но бывают и неловкие ситуации.
Однажды я поехал с концертом в одну мансийскую деревню, я не знал, перед какой аудиторией буду выступать, думал, что это будет молодежь.
А у меня в репертуаре есть разные песни, в том числе и остросоциальные, жесткие, с матом. Вот знаете, иногда бывают такие явления, про которые нельзя интеллигентно выразиться, поэтому рубишь правду-матку. И я «минуса» под такие песни заранее на флешку записал. В общем, представляете, выхожу на сцену, а в зале одни бабушки. Мне было неудобно, конечно, но из песни слов не выкинешь. Знаете, они спокойно мое выступление восприняли, никто из зала не ушел. После концерта эти бабушки ко мне подошли, сказали, что хорошо, мол, что язык сохраняешь, поешь на нем. А вот что материшься – это плохо. Я покивал, конечно, хотя тогда я готов был сквозь землю провалиться от стыда.
– Мат у вас в песнях русский или мансийский?
– Мансийский. Но, поверьте, он такой же разнообразный, как и русский. Он звучит жестко, эмоционально. Ну и как в русском языке, в мансийском мат нужно использовать умеючи. Просто так, одним-двумя выражениями, как в английском, тут не обойдешься. У меня нет цели материться через слово, но я не люблю ходить вокруг да около, если есть одно правильное и емкое понятие, то почему бы его не использовать.
– А если вас дети будут слушать?
– У меня же разные песни есть. Из 47 треков мат присутствует только в 5-6 песнях. Остальные можно спокойно при детях включать. А молодежь мои песни слушает, им нравится, в том числе и с жесткой лексикой.
– Что значит ваш псевдоним Bizzo?
– Это английское слово, в переводе оно означает «странный». Это про меня. А пошло все от творчества Eminem. В группе D12, с которой он начинал, есть музыкант, которого зовут Bizarre, но его все называют Bizzo. Вот я тоже решил взять себе такой псевдоним. Потом, конечно, когда я стал писать на мансийском, у меня появилась мысль, что псевдоним тоже должен быть мансийский. Однако к тому моменту меня уже все знали как Bizzo, поэтому я решил ничего не менять.
– Чем вы занимаетесь помимо музыки?
– Не поверите, ничем. Вообще ничего не делаю. Сижу дома. Ну а если серьезно, то перерыв у меня получился из-за того, что мне по личным обстоятельствам нужно было на несколько месяцев вернуться в мой родной Ивдель.
Я работал в газете, пришел к руководству, сказал, что ухожу. Уволился, уехал к себе. С работой здесь напряженка. В ближайшее время я вернусь в Ханты-Мансийск, там есть возможность для того, чтобы выступать, развиваться, найду работу. До пандемии я учился в строительном техникуме, но потом бросил. Решил не восстанавливаться. Где буду работать, пока еще не знаю. Но музыкой продолжу заниматься. Вы обо мне еще услышите.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Анямов Евгений Дамирович
Регион: город Ивдель (Свердловская область) – Ханты-Мансийск (ХМАО – Югра)
Деятельность: музыкант, поэт, единственный в мире мансийский рэпер
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!