- 22 января 2023
- 12:57
Бэгин Ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия) Александр Варламов рассказал, как фольклор и формировавшаяся веками система ценностей народа способны ответить на вопросы современности.
Эвенки жили по принципу «от каждого по способностям, каждому – по потребностям» задолго до появления социализма. За тысячи лет до создания футбола у них была очень похожая спортивная игра с мячом из замши, наполненным оленьей шерстью. А еще в каждой эвенкийской семье веками следовали «Иты» – законам жизни, которыми определяется путь личности и жизнь этнического общества. О том, как уникальные знания дошли до наших дней и каким образом они сейчас изучаются, рассказал «КМНСОЮЗ-NEWS» Бэгин (председатель) Ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия) Александр Варламов, известный исследователь эвенкийского фольклора в России.
– Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше увлечение эвенкийским фольклором?
– Все важнейшие общественные, личностные, этнические ценности закладываются в человеке в детском возрасте. Яркими воспоминаниями моего детства являются моменты, когда мы семьей ездили к своим родственникам в Амурскую область – там жили мамины сестры с семьями и наш дедушка Иван Андреевич Лазарев. Мы с братьями и сестрой очень любили слушать его рассказы о прошлой жизни, прежде всего о времени, когда наши родители были такими же детьми, как и мы. Наш дед был превосходным рассказчиком и истинным носителем народных традиций, поэтому его личные повествования органично переплетались с эвенкийским фольклором. Например, расскажет о случае проявления чьей-то трусости или небрежности по отношению к добыче и закрепит свой рассказ соответствующим эвенкийским запретом-Одё. Учит нас понимать язык тайги, знакомит с повадками животных и подкрепляет это мифом о том или ином явлении или животном.
Интерес к эвенкийскому фольклору подсознательно формировался именно в детстве, проявившись спустя много лет в виде профессионального интереса.
– Какие элементы фольклора до сих пор в ходу в эвенкийских семьях? По каким случаям рассказывают эвенкийские сказки?
– В фольклоре эвенков для жанров эпос, миф, сказка существует одно общее название – «нимӈакан», с той разницей, что настоящим нимӈаканом – «нимӈакама нимӈакан» называют эпос, «гумэ нимӈаканом» обозначают миф и сказку, которая в нашем фольклоре сформировалась в жанр лишь у некоторых групп в позднее историческое время.
Современные эвенки, как и наши предки, чаще обращаются к мифам, так как это наиболее удобная форма восприятия информации детьми. Дети, познавая мир, задают множество вопросов, и эвенкийский миф вполне справляется с ответами на большинство из этих вопросов: «Почему рябчик шумно взлетает? Почему радуга разноцветная? О чем поют птицы? На каком языке говорят огонь и ветер?..» На подобные вопросы ребенка, познающего мир, способен ответить эвенкийский миф.
Современные эвенки, как и наши предки, чаще обращаются к мифам, так как это наиболее удобная форма восприятия информации детьми.
Когда человек вырастает, у него появляются иные, более сложные вопросы, затрагивающие ценностную ориентацию личности, этническое самосознание и многое другое. Ранее на такие вопросы могли ответить другие жанры устного творчества. Эпос-нимӈакан знакомил с историей и важнейшими ценностями этноса. Пословицы, поговорки, запреты-Одё и заповеди-Иты обозначали законы социума и общественные моральные ценности. Предания-улгуры позволяли сохранить знания о генеалогии родов. Каждый жанр эвенкийского фольклора вовлечен в жизнь народа, выполняя ту или иную функцию.
Шаманские песни звучат сейчас очень редко, но это временно, не сомневаюсь, что в ближайшем будущем традиции нашей древней шаманской веры Итывун, как и сама органичная взаимосвязь эвенка с миром тайги, вновь вернутся в народ.
– В августе прошлого года вышла в свет ваша монография «Сонинги Дулин Буга. Этногенез и этническая история эвенков». Как шла работа над книгой?
– Работа над книгой велась более 10 лет – в 2011 году я защитил докторскую диссертацию по теме «Специфика историзма в фольклоре эвенков», во время работы над которой и было принято решение обратиться непосредственно к теме этнической истории эвенков. Работа была сложной, но очень интересной. В процессе подготовки труда пришлось многому научиться, многое переосмыслить и понять.
– В чем научная новизна вашего исследования?
– Новизной работы можно обозначить принципиальный исследовательский подход к этнической истории с позиции культурных традиций народа, в том числе устного народного творчества, которое по своему содержанию во многом и является художественным переложением исторического пути народа. История эвенков и родственных народов действительно берет свои истоки с эпохи сибирского неолита. Наши далекие предки постепенно становились этнической прототунгусской общностью, развиваясь вместе с самим ландшафтом – сибирской горной тайгой, начало формирования которой происходило с наступлением голоцена. Наши предки-прототунгусы сформировали древнюю культуру пеших охотников на лося, освоив бескрайние просторы Сибири 5-6 тысяч лет назад, приручили оленя на рубеже II тысячелетия до нашей эры, создали уникальный этнографический комплекс, следы которого были обнаружены исследователями археологии в Прибайкалье, на Вилюе, в Приамурье, Маньчжурии и других территориях. Антропологи обозначили прототунгусов носителями двух антропологических типов – байкальского и катангского. Носителями этих антропологических признаков были и многие группы сибирского населения позднего каменного века. Генетики установили прямую взаимосвязь неолитического населения Сибири с современными народами, в числе которых эвенки и родственные этносы. Лингвисты выявили архаический лингвистический пласт древних тунгусов, появившийся в процессе освоения горной тайги. Обращение к приведенным выше сведениям и многим другим результатам современных исследований позволяет применить междисциплинарный научный подход, благодаря которому появляется возможность рассмотреть тему истории тунгусов наиболее всесторонне и объективно.
Важнейшие культурные ценности народа являются своего рода иллюстрацией его исторического пути.
В работе над темой по истории мне потребовалось обратиться к результатам исследований различных научных специальностей, среди которых археология, антропология, генетика, палеогеология, палеоботаника, этнография, культурология, религиоведение. Кроме этого, было необходимо изучить большой перечень документов истории России и Китая. Очень многое было достигнуто благодаря работе с носителями культурных традиций – эвенками старшего поколения из разных регионов страны. Отметим, что полнота картины в исследовании темы этнической истории недостижима без привлечения материала устного народного творчества. Так, в эвенкийском эпосе герой изобретает петли, лук и постепенно становится кочевником сибирских просторов. В нимӈакане языком устного народного творчества повествуется о прародине и времени становления этнического ядра, рассказывается о важнейших этногенетических контактах предков тунгусов и многом другом, что известно науке благодаря исследованиям разных научных дисциплин. Содержание преданий-улгуров, повествующих об истории эвенков в Средние века и позднее, предельно точно соотносится со сведениями исторических документов. Как видим, важнейшие культурные ценности народа являются своего рода иллюстрацией его исторического пути. Понимание этой функциональной специфики этнических традиций предоставляет исследователям ключ ко многим тайнам и неразработанным научным темам.
– Вы много лет изучали эвенкийские игры. В чем их особенность?
– Феномен игры в культуре эвенкийского народа уникален. Начнем с того, что игра в традиционном восприятии эвенков неотделима от жизни – игрой икэн, эвин называется детское развлечение, обучение, родовой ритуал, шаманское камлание, коллективный танец, запев. Игра в культуре эвенков органично вовлечена во все стороны жизнедеятельности общества. Соответственно этому игра имела и имеет чрезвычайно высокую функциональность. Мы, современные люди, под влиянием традиций европейской культуры привыкли ограничивать игру сферой развлечения и физической культуры, а в традициях большинства народов Сибири игра по-прежнему гораздо более функциональна.
Трудно выделить главные и второстепенные игры эвенков, так как у каждой игры имелись свои назначение, повод, время. В процессе профессиональной деятельности нам удалось собрать сведения о множестве эвенкийских игр, связанных с разными культурными традициями. Среди них виды состязаний, весьма схожие с такими широко известными видами спорта, как футбол, регби, гольф, поло, прыжки в длину, в высоту (с шестом и без), перетягивания, бокс, борьба, панкратион (единоборство). Естественно, что игры и физическая культура в эвенкийском обществе имели прикладную функцию – суровая жизнь таежного кочевника выдвигала высокие требования к физическому развитию человека. Кроме этого, через игру происходило воспитание воина – защитника рода. У эвенков существовала трехступенчатая система воинской подготовки, позволявшая воспитывать выдающихся воинов, способных одерживать победу над превосходящим по численности противником.
Игры и физическая культура в эвенкийском обществе имели прикладную функцию – суровая жизнь таежного кочевника выдвигала высокие требования к физическому развитию
Многие игры эвенков посвящены социальным традициям – их непременно проводили во время встреч родов, свадебных церемоний. Некоторые игры сохраняют память о существовавших ранее традициях и культурных достижениях этноса. Например, игра на ловкость «Мультак мутине» символизирует процесс приручения оленя в глубокой древности. В игре «Кунэлир» нетрудно заметить важнейшую роль древних традиций материнского рода. Варианты импровизации коллективного запева знакомили людей с эпохой формирования сибирского ландшафта. По этому поводу существует объективное определение Homo Ludens – Человек играющий, сформулированное в труде Й. Хейзинга, согласно которому игра является необходимым и универсальным феноменом в жизни человека и общества. В культуре эвенков и других аборигенов Сибири игра как общественное явление еще ожидает внимания нового поколения ученых.
– Расскажите, пожалуйста, о медвежьем культе у эвенков. Какую роль играл медведь в жизни народа?
– Этот древний культ – тема для большого научного исследования. Если попытаться кратко его охарактеризовать, то можно остановиться на следующем: фигура этого зверя в мировоззрении эвенков играет важную роль, его считают предком и братом человека; существует свод правил и запретов, которые обязывают человека уважительно относиться к медведю как обитателю тайги и добыче. Например, категорически запрещается хвастовство человека-охотника и небрежное отношение к добытому зверю. Этот культ является сакральным, что наглядно подтверждается необходимостью использования особого языка иносказания по отношению к могучему и умному животному. Медведь не являлся важнейшим объектом охоты для эвенков, а все случаи его добычи требовали соблюдения строгих правил, начиная от сбора на промысел, продолжая процессом добывания и разделки туши и завершая общей трапезой и ритуалом захоронения. В древности обряд охоты на медведя являлся очень сложным по своей структуре действием, сопровождавшимся пантомимой, диалогом от лица чужаков или воронов, демонстрацией всеобщего уважения к зверю и проводами его души в загробный мир.
Подобный культ существовал у многих народов Сибири. Спецификой эвенкийского культа можно назвать его взаимосвязь с некоторыми культурными и этнографическими традициями. С культом медведя связывается появлением оленеводства – согласно мифам эвенков олени появляются из шерсти медведя-предка. Считается, что именно медведь завещал эвенкам культ охры как символа крови, кровного родства. Медведь является культурным героем эвенкийской мифологии в целом.
– Чем отличается фольклор эвенков в разных регионах страны?
– Естественно, группы эвенков, расселенные на огромной по площади территории Сибири, имеют собственные традиции устного народного творчества. Если касаться жанровой специфики, то, к примеру, фольклор восточных эвенков характеризуется большей сохранностью эпических традиций. Но это вовсе не означает, что у эвенков Таймыра или верховьев Лены не сложился жанр эпоса. Свидетельства ученых и путешественников доказывают о существовании эпического жанра у эвенков, населявших низовья Енисея и Таймыр. Отечественный ученый В.Н. Васильев и английская исследовательница М.А. Чаплицка становились свидетелями исполнения нимӈакана в среде илимпийских эвенков (проживающих на территории Эвенкии) в течение трех суток.
Группы эвенков, расселенные на огромной по площади территории Сибири, имеют собственные традиции устного народного творчества.
Распространенный эпический сюжет о предке-кузнеце Куривуле зафиксирован разными исследователями в среде эвенков Прибайкалья, западной Сибири и Китая. Отличия фольклорных традиций эвенков наиболее заметны в локальной специфике такого жанра, как предание. Предание улгур – наиболее документальный жанр эвенкийского фольклора, в котором повествуется об истории локальных групп, родов и жизни исторических личностей. Естественно, у каждой локальной группы своя история, генеалогия и исторические герои. Наиболее отчетливо общность фольклорных традиций проявляется в мифологии – практически все известные сюжеты эвенкийского мифа бытуют в среде всех групп эвенков. Обращаясь к быту, отметим, что эта специфика основывается на локальных хозяйственных традициях: эвенки, являясь исторически охотниками, имеют различные типы хозяйства, в которых охота дополняется оленеводством, коневодством, рыболовством. В этой связи также следует принимать во внимание исторические контакты локальных групп. Например, в среде восточных эвенков наиболее длительными были исторические контакты с монгольскими этноплеменными группами и аборигенами Нижнего Амура. Группы западных эвенков с раннего исторического периода контактировали с этноплеменными группами самодийцев. Начиная со средневековья развились контакты эвенкийских групп с бурятами, якутами и русскими. Этот процесс естественным образом влиял на формирование этнографической специфики отдельных групп, что находило отражение в локальных традициях устного народного творчества.
Уверен, что заповеди и ценности коренных народов Сибири – детей и хозяев тайги и тундры будут востребованы и в современном обществе.
– В эвенкийской традиции есть понятие «Иты» – законы жизни. Что это такое?
– Иты – «закон», дословно – «жизнеуказание». Итыл является сводом морально-нравственных норм, регулирующих жизнь человека и общества, ориентиром для идеальных целей, соблюдения нравственности и совершенствования личности. Если внимательно прочесть эвенкийские законы-заповеди, то можно понять, что они вполне применимы для современного общества в целом, так как в простых формулировках Итыл содержатся действительные человеческие ценности, без условностей и выражения влияния какого-либо слоя общества. Итыл фигурируют в эвенкийских фразеологизмах, текстах эпоса и мифа, рассказах старшего поколения. Разве не грех – обман, воровство и унижение слабого? Разве не является важным условием жизни индивида труд, а в обществе – справедливость? Мы, эвенки, очень рады тому, что поколения наших предков смогли донести до современного общества бесценные идеи, отраженные в эвенкийских Итыл. Благодаря этому наши сородичи остаются эвенками – человечными, честными и трудолюбивыми людьми. Уверен, что заповеди и ценности коренных народов Сибири – детей и хозяев тайги и тундры будут востребованы и в современном обществе.
– Веками эвенки при организации своей жизни, распределении добычи использовали принцип «Нимат», который упрощенно можно перевести как «от каждого по способностям, каждому – по потребностям». Сохранился ли он сейчас?
Идеальная формула справедливости неизменно регулировала жизнь эвенкийского общества до наступления эпохи глобализации.
– Вы абсолютно правильно привели определение «идеальной формулы справедливости» – того, что человечество не смогло достичь, пройдя эпоху социализма, вернувшись к идеям капиталистического общества. Эвенкийский Нимат – это закон общественной справедливости. В научных исследованиях, в большей степени, отражены внешние формы проявления этого закона, а именно – необходимость соблюдения справедливости при дележе охотничьей добычи. В действительности феномен Нимат следует понимать более широко. В истинно тунгусском понимании Нимат – это необходимое условие существования человека, общества и природы через взаимодействие. Природа (Буга) дает человеку-охотнику, тот передает добычу обществу, а оно справедливо распределяет ее между всеми его членами. Само слово «Охота – бу(л)та, бота» – дословно «Дар», в языке тунгусо-маньчжурских народов происходит от слова «бу-» – «дать». Охота для тунгусов – это давать, делиться, а не брать, потреблять. Эта идеальная формула справедливости неизменно регулировала жизнь эвенкийского общества до наступления эпохи глобализации. Однако и сейчас Нимат в среде эвенков живет – практически каждый настоящий охотник-эвенк считает обязательным выделить часть своей добычи родственникам, соседям, гостю, нуждающемуся. Существуют и новые формы проявления закона Нимат. Например, в некоторых эвенкийских районах и наслегах Якутии цена продажи объекта добычи (мяса, рыбы) для населения устанавливается без учета маржи.
– По вашим оценкам, какие элементы эвенкийского фольклора до сих пор не изучены?
– Благодаря самоотверженному труду выдающихся исследователей тунгусоведения Г.М. Василевич, Г.И. Варламовой, А.Н. Мыреевой и других ученых и педагогов современная наука и общество имеет доступ к большому объему текстов эвенкийского фольклора. К сожалению, далеко не все локальные традиции устного народного творчества удалось сохранить – они ушли в небытие вместе с последними носителями эвенкийских групп в нач. XX в. Однако места и времени для пессимизма нет – впереди еще большое число нерешенных исследовательских задач и неизученных тем, обращение к которым со временем позволит открыть для нового поколения эвенков и для общества в целом ценные культурные традиции и новые тексты. Да, это действительно так. Многие ранее неисследованные тексты и традиции мы обнаруживаем в работах этнографов, путешественников XVII-XIX веков, многое новое обнаруживается в изданиях на разных языках. Так, в работе над текущей темой научно-исследовательской работы «Сюжеты и мотивы эвенкийского фольклора» нами обнаружены многие ранее неизвестные тексты эвенкийского фольклора разных групп. В частности, чрезвычайно интересно сравнительное исследование сюжетно-мотивного состава фольклора эвенков России и Китая, в котором обнаруживается как сходство, так и определенные отличия фольклорных традиций.
Места и времени для пессимизма нет – впереди еще большое число нерешенных исследовательских задач.
– Заинтересованы ли старожилы, проживающие в отдаленных деревнях, в сотрудничестве с исследователями? Есть ли сказители, которые исполняют эвенкийский эпос?
– Эвенки старшего поколения искренне переживают за сохранность и передачу культурных традиций народа новому поколению. Поэтому в своей экспедиционной работе мы всегда встречаем помощь со стороны сородичей. Как правило, нам удается зафиксировать новый материал и оценить современное состояние фольклора и мировоззренческих традиций. К сожалению, эпос-нимӈакан в живом бытовании практически покинул народную среду. В наши дни настоящий нимӈакан исполняет только уважаемая Анфиса Павловна Авелова. Вместе с тем прогнозируем, что интерес современных эвенков к этому важнейшему жанру устного народного творчества возрастет, что, в свою очередь, должно дать импульс для новых форм существования эпической традиции.
– Какие мероприятия проводит Ассоциация эвенков Якутии для сохранения эвенкийской духовной культуры и фольклора?
– Главной целью нашей общественной организации является сохранение культуры народа – это остается приоритетом деятельности на протяжении более трех десятков лет. Эта деятельность охватывает восстановление и возвращение в этническое сообщество различных культурных традиций, сохранение родного языка и фольклора. Являясь общественниками, мы, ученые-эвенки, уделяем большое внимание работе с творческими коллективами, педагогами. Очень рады тенденции внимания этнического общества к настоящим народным традициям, этнографической специфике локальных групп. Эвенки – уникальный народ, пластичный, но в то же время преданный традициям. Эта специфика обеспечивает адаптацию народа в современных условиях, но вместе с тем сохранение основополагающих культурных ценностей, благодаря которым мы и остаемся этносом.
С развитием интернета, каналов связи выросло плодотворное сотрудничество эвенков разных регионов России. Рождаются различные межрегиональные проекты, посвященные эвенкийской культуре, люди получают возможность плодотворного общения в рамках фестивалей, конференций, круглых столов и других форм сотрудничества. Ожидаем роста этой положительной тенденции в будущем и связываем ее с инициативой эвенкийской молодежи.
Эвенкийский, как и юкагирский, чукотский и другие языки изучают юноши и девушки из разных стран только потому, что «современная молодежь считает важным культурное многообразие в мире».
– Если человек захочет познакомиться с эвенкийским фольклором или изучить духовную культуру, легко ли ему будет найти информацию? Есть ли книги, фильмы? Есть ли они в свободном доступе?
– Ученые-футурологи, культурологи обоснованно предсказывают развитие общества в сторону поликультурности и роста интереса представителей этнического большинства к культуре миноритарных этносов. В ближайшем будущем общество, осознав свою ответственность перед природой, начнет ценить культурные традиции народов, связанных с ней. Еще совсем недавно было удивительно внимание представителя другого народа к языку эвенков, а уже сегодня эвенкийский, как и юкагирский, чукотский и другие языки изучают юноши и девушки из разных стран только потому, что «современная молодежь считает важным культурное многообразие в мире». Полагаю, что в обществе ближайшего будущего будут со временем востребованы и такие важные социальные традиции, как Нимат. Когда-нибудь ученые назовут это социально-культурным обменом, позволившим выжить человечеству.
Вероятно, интуитивно осознавая важность доступности культурной информации, эвенки и люди, близкие и неравнодушные к эвенкийским культурным ценностям, объединяют усилия, чтобы дать интересующимся возможность узнать о нашем народе. Так, благодаря личной инициативе Рустама Юсупова и поддержке общества родились уже широко известные ресурсы Эвенкитека – Эвенкийская библиотека, Эвенгус – портал, посвященный эвенкийскому языку. Появились электронные разработки по изучению эвенкийского языка. Например, Эвдик – русско-эвенкийский разговорник и словарь или Ayana – переводчик на основе искусственного интеллекта.
Книг, посвященных эвенкийской культуре, издано достаточно много, но в продаже они встречаются редко. Вместе с тем многие издания доступны в электронном виде, как и многие научные публикации. Чтобы найти нужные издания, посвященные эвенкам, можно изучить каталоги Эвенкитеки, разделы региональных библиотек, например, Национальной библиотеки РС(Я). Для ознакомления с исследованиями, посвященными эвенкам, достаточно, например, посетить популярный веб-ресурс Киберленинка, набрать ключевые слова «эвенк», «эвенки», «эвенкийский» и так далее. Возможностей для ознакомления с культурными традициями эвенков достаточно, например, в YouTube достаточно много разнообразного видео, способного представить в общих чертах эвенкийскую культуру. Отметим, что существует дефицит контента на иностранных языках. Надеемся, что в ближайшем обозримом будущем этот пробел будет устранен.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Варламов Александр Николаевич
Регион: Республика Саха (Якутия), г. ЯкутскДолжность: доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, Бэгин (председатель) Ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия)
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!