Александр Варламов: «Мир заинтересован в социальных традициях эвенков»
Александр Варламов: «Мир заинтересован в социальных традициях эвенков»

Бэгин Ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия) Александр Варламов рассказал, как фольклор и формировавшаяся веками система ценностей народа способны ответить на вопросы современности.

Эвенки жили по принципу «от каждого по способностям, каждому – по потребностям» задолго до появления социализма. За тысячи лет до создания футбола у них была очень похожая спортивная игра с мячом из замши, наполненным оленьей шерстью. А еще в каждой эвенкийской семье веками следовали «Иты» – законам жизни, которыми определяется путь личности и жизнь этнического общества. О том, как уникальные знания дошли до наших дней и каким образом они сейчас изучаются, рассказал «КМНСОЮЗ-NEWS» Бэгин (председатель) Ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия) Александр Варламов, известный исследователь эвенкийского фольклора в России.

– Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, с чего началось ваше увлечение эвенкийским фольклором?

– Все важнейшие общественные, личностные, этнические ценности закладываются в человеке в детском возрасте. Яркими воспоминаниями моего детства являются моменты, когда мы семьей ездили к своим родственникам в Амурскую область – там жили мамины сестры с семьями и наш дедушка Иван Андреевич Лазарев. Мы с братьями и сестрой очень любили слушать его рассказы о прошлой жизни, прежде всего о времени, когда наши родители были такими же детьми, как и мы. Наш дед был превосходным рассказчиком и истинным носителем народных традиций, поэтому его личные повествования органично переплетались с эвенкийским фольклором. Например, расскажет о случае проявления чьей-то трусости или небрежности по отношению к добыче и закрепит свой рассказ соответствующим эвенкийским запретом-Одё. Учит нас понимать язык тайги, знакомит с повадками животных и подкрепляет это мифом о том или ином явлении или животном.

Интерес к эвенкийскому фольклору подсознательно формировался именно в детстве, проявившись спустя много лет в виде профессионального интереса.

– Какие элементы фольклора до сих пор в ходу в эвенкийских семьях? По каким случаям рассказывают эвенкийские сказки?

– В фольклоре эвенков для жанров эпос, миф, сказка существует одно общее название – «нимӈакан», с той разницей, что настоящим нимӈаканом – «нимӈакама нимӈакан» называют эпос, «гумэ нимӈаканом» обозначают миф и сказку, которая в нашем фольклоре сформировалась в жанр лишь у некоторых групп в позднее историческое время.

Современные эвенки, как и наши предки, чаще обращаются к мифам, так как это наиболее удобная форма восприятия информации детьми. Дети, познавая мир, задают множество вопросов, и эвенкийский миф вполне справляется с ответами на большинство из этих вопросов: «Почему рябчик шумно взлетает? Почему радуга разноцветная? О чем поют птицы? На каком языке говорят огонь и ветер?..» На подобные вопросы ребенка, познающего мир, способен ответить эвенкийский миф.

Современные эвенки, как и наши предки, чаще обращаются к мифам, так как это наиболее удобная форма восприятия информации детьми.

Когда человек вырастает, у него появляются иные, более сложные вопросы, затрагивающие ценностную ориентацию личности, этническое самосознание и многое другое. Ранее на такие вопросы могли ответить другие жанры устного творчества. Эпос-нимӈакан знакомил с историей и важнейшими ценностями этноса. Пословицы, поговорки, запреты-Одё и заповеди-Иты обозначали законы социума и общественные моральные ценности. Предания-улгуры позволяли сохранить знания о генеалогии родов. Каждый жанр эвенкийского фольклора вовлечен в жизнь народа, выполняя ту или иную функцию.

Шаманские песни звучат сейчас очень редко, но это временно, не сомневаюсь, что в ближайшем будущем традиции нашей древней шаманской веры Итывун, как и сама органичная взаимосвязь эвенка с миром тайги, вновь вернутся в народ.

– В августе прошлого года вышла в свет ваша монография «Сонинги Дулин Буга. Этногенез и этническая история эвенков». Как шла работа над книгой?

– Работа над книгой велась более 10 лет – в 2011 году я защитил докторскую диссертацию по теме «Специфика историзма в фольклоре эвенков», во время работы над которой и было принято решение обратиться непосредственно к теме этнической истории эвенков. Работа была сложной, но очень интересной. В процессе подготовки труда пришлось многому научиться, многое переосмыслить и понять.

– В чем научная новизна вашего исследования?

– Новизной работы можно обозначить принципиальный исследовательский подход к этнической истории с позиции культурных традиций народа, в том числе устного народного творчества, которое по своему содержанию во многом и является художественным переложением исторического пути народа. История эвенков и родственных народов действительно берет свои истоки с эпохи сибирского неолита. Наши далекие предки постепенно становились этнической прототунгусской общностью, развиваясь вместе с самим ландшафтом – сибирской горной тайгой, начало формирования которой происходило с наступлением голоцена. Наши предки-прототунгусы сформировали древнюю культуру пеших охотников на лося, освоив бескрайние просторы Сибири 5-6 тысяч лет назад, приручили оленя на рубеже II тысячелетия до нашей эры, создали уникальный этнографический комплекс, следы которого были обнаружены исследователями археологии в Прибайкалье, на Вилюе, в Приамурье, Маньчжурии и других территориях. Антропологи обозначили прототунгусов носителями двух антропологических типов – байкальского и катангского. Носителями этих антропологических признаков были и многие группы сибирского населения позднего каменного века. Генетики установили прямую взаимосвязь неолитического населения Сибири с современными народами, в числе которых эвенки и родственные этносы. Лингвисты выявили архаический лингвистический пласт древних тунгусов, появившийся в процессе освоения горной тайги. Обращение к приведенным выше сведениям и многим другим результатам современных исследований позволяет применить междисциплинарный научный подход, благодаря которому появляется возможность рассмотреть тему истории тунгусов наиболее всесторонне и объективно.

Важнейшие культурные ценности народа являются своего рода иллюстрацией его исторического пути.

В работе над темой по истории мне потребовалось обратиться к результатам исследований различных научных специальностей, среди которых археология, антропология, генетика, палеогеология, палеоботаника, этнография, культурология, религиоведение. Кроме этого, было необходимо изучить большой перечень документов истории России и Китая. Очень многое было достигнуто благодаря работе с носителями культурных традиций – эвенками старшего поколения из разных регионов страны. Отметим, что полнота картины в исследовании темы этнической истории недостижима без привлечения материала устного народного творчества. Так, в эвенкийском эпосе герой изобретает петли, лук и постепенно становится кочевником сибирских просторов. В нимӈакане языком устного народного творчества повествуется о прародине и времени становления этнического ядра, рассказывается о важнейших этногенетических контактах предков тунгусов и многом другом, что известно науке благодаря исследованиям разных научных дисциплин. Содержание преданий-улгуров, повествующих об истории эвенков в Средние века и позднее, предельно точно соотносится со сведениями исторических документов. Как видим, важнейшие культурные ценности народа являются своего рода иллюстрацией его исторического пути. Понимание этой функциональной специфики этнических традиций предоставляет исследователям ключ ко многим тайнам и неразработанным научным темам.

– Вы много лет изучали эвенкийские игры. В чем их особенность?

– Феномен игры в культуре эвенкийского народа уникален. Начнем с того, что игра в традиционном восприятии эвенков неотделима от жизни – игрой икэн, эвин называется детское развлечение, обучение, родовой ритуал, шаманское камлание, коллективный танец, запев. Игра в культуре эвенков органично вовлечена во все стороны жизнедеятельности общества. Соответственно этому игра имела и имеет чрезвычайно высокую функциональность. Мы, современные люди, под влиянием традиций европейской культуры привыкли ограничивать игру сферой развлечения и физической культуры, а в традициях большинства народов Сибири игра по-прежнему гораздо более функциональна.

Трудно выделить главные и второстепенные игры эвенков, так как у каждой игры имелись свои назначение, повод, время. В процессе профессиональной деятельности нам удалось собрать сведения о множестве эвенкийских игр, связанных с разными культурными традициями. Среди них виды состязаний, весьма схожие с такими широко известными видами спорта, как футбол, регби, гольф, поло, прыжки в длину, в высоту (с шестом и без), перетягивания, бокс, борьба, панкратион (единоборство). Естественно, что игры и физическая культура в эвенкийском обществе имели прикладную функцию – суровая жизнь таежного кочевника выдвигала высокие требования к физическому развитию человека. Кроме этого, через игру происходило воспитание воина – защитника рода. У эвенков существовала трехступенчатая система воинской подготовки, позволявшая воспитывать выдающихся воинов, способных одерживать победу над превосходящим по численности противником.

Игры и физическая культура в эвенкийском обществе имели прикладную функцию – суровая жизнь таежного кочевника выдвигала высокие требования к физическому развитию

Многие игры эвенков посвящены социальным традициям – их непременно проводили во время встреч родов, свадебных церемоний. Некоторые игры сохраняют память о существовавших ранее традициях и культурных достижениях этноса. Например, игра на ловкость «Мультак мутине» символизирует процесс приручения оленя в глубокой древности. В игре «Кунэлир» нетрудно заметить важнейшую роль древних традиций материнского рода. Варианты импровизации коллективного запева знакомили людей с эпохой формирования сибирского ландшафта. По этому поводу существует объективное определение Homo Ludens – Человек играющий, сформулированное в труде Й. Хейзинга, согласно которому игра является необходимым и универсальным феноменом в жизни человека и общества.  В культуре эвенков и других аборигенов Сибири игра как общественное явление еще ожидает внимания нового поколения ученых.

– Расскажите, пожалуйста, о медвежьем культе у эвенков. Какую роль играл медведь в жизни народа?

– Этот древний культ – тема для большого научного исследования. Если попытаться кратко его охарактеризовать, то можно остановиться на следующем: фигура этого зверя в мировоззрении эвенков играет важную роль, его считают предком и братом человека; существует свод правил и запретов, которые обязывают человека уважительно относиться к медведю как обитателю тайги и добыче. Например, категорически запрещается хвастовство человека-охотника и небрежное отношение к добытому зверю. Этот культ является сакральным, что наглядно подтверждается необходимостью использования особого языка иносказания по отношению к могучему и умному животному. Медведь не являлся важнейшим объектом охоты для эвенков, а все случаи его добычи требовали соблюдения строгих правил, начиная от сбора на промысел, продолжая процессом добывания и разделки туши и завершая общей трапезой и ритуалом захоронения. В древности обряд охоты на медведя являлся очень сложным по своей структуре действием, сопровождавшимся пантомимой, диалогом от лица чужаков или воронов, демонстрацией всеобщего уважения к зверю и проводами его души в загробный мир.

Подобный культ существовал у многих народов Сибири. Спецификой эвенкийского культа можно назвать его взаимосвязь с некоторыми культурными и этнографическими традициями. С культом медведя связывается появлением оленеводства – согласно мифам эвенков олени появляются из шерсти медведя-предка. Считается, что именно медведь завещал эвенкам культ охры как символа крови, кровного родства. Медведь является культурным героем эвенкийской мифологии в целом.

– Чем отличается фольклор эвенков в разных регионах страны?

– Естественно, группы эвенков, расселенные на огромной по площади территории Сибири, имеют собственные традиции устного народного творчества. Если касаться жанровой специфики, то, к примеру, фольклор восточных эвенков характеризуется большей сохранностью эпических традиций. Но это вовсе не означает, что у эвенков Таймыра или верховьев Лены не сложился жанр эпоса. Свидетельства ученых и путешественников доказывают о существовании эпического жанра у эвенков, населявших низовья Енисея и Таймыр. Отечественный ученый В.Н. Васильев и английская исследовательница М.А. Чаплицка становились свидетелями исполнения нимӈакана в среде илимпийских эвенков (проживающих на территории Эвенкии) в течение трех суток.

Группы эвенков, расселенные на огромной по площади территории Сибири, имеют собственные традиции устного народного творчества.

 Распространенный эпический сюжет о предке-кузнеце Куривуле зафиксирован разными исследователями в среде эвенков Прибайкалья, западной Сибири и Китая. Отличия фольклорных традиций эвенков наиболее заметны в локальной специфике такого жанра, как предание. Предание улгур – наиболее документальный жанр эвенкийского фольклора, в котором повествуется об истории локальных групп, родов и жизни исторических личностей. Естественно, у каждой локальной группы своя история, генеалогия и исторические герои. Наиболее отчетливо общность фольклорных традиций проявляется в мифологии – практически все известные сюжеты эвенкийского мифа бытуют в среде всех групп эвенков. Обращаясь к быту, отметим, что эта специфика основывается на локальных хозяйственных традициях: эвенки, являясь исторически охотниками, имеют различные типы хозяйства, в которых охота дополняется оленеводством, коневодством, рыболовством. В этой связи также следует принимать во внимание исторические контакты локальных групп. Например, в среде восточных эвенков наиболее длительными были исторические контакты с монгольскими этноплеменными группами и аборигенами Нижнего Амура. Группы западных эвенков с раннего исторического периода контактировали с этноплеменными группами самодийцев. Начиная со средневековья развились контакты эвенкийских групп с бурятами, якутами и русскими. Этот процесс естественным образом влиял на формирование этнографической специфики отдельных групп, что находило отражение в локальных традициях устного народного творчества.

Уверен, что заповеди и ценности коренных народов Сибири – детей и хозяев тайги и тундры будут востребованы и в современном обществе.

– В эвенкийской традиции есть понятие «Иты» – законы жизни. Что это такое?

– Иты – «закон», дословно – «жизнеуказание». Итыл является сводом морально-нравственных норм, регулирующих жизнь человека и общества, ориентиром для идеальных целей, соблюдения нравственности и совершенствования личности. Если внимательно прочесть эвенкийские законы-заповеди, то можно понять, что они вполне применимы для современного общества в целом, так как в простых формулировках Итыл содержатся действительные человеческие ценности, без условностей и выражения влияния какого-либо слоя общества. Итыл фигурируют в эвенкийских фразеологизмах, текстах эпоса и мифа, рассказах старшего поколения. Разве не грех – обман, воровство и унижение слабого? Разве не является важным условием жизни индивида труд, а в обществе – справедливость? Мы, эвенки, очень рады тому, что поколения наших предков смогли донести до современного общества бесценные идеи, отраженные в эвенкийских Итыл. Благодаря этому наши сородичи остаются эвенками – человечными, честными и трудолюбивыми людьми. Уверен, что заповеди и ценности коренных народов Сибири – детей и хозяев тайги и тундры будут востребованы и в современном обществе.

– Веками эвенки при организации своей жизни, распределении добычи использовали принцип «Нимат», который упрощенно можно перевести как «от каждого по способностям, каждому – по потребностям». Сохранился ли он сейчас?

Идеальная формула справедливости неизменно регулировала жизнь эвенкийского общества до наступления эпохи глобализации.

–  Вы абсолютно правильно привели определение «идеальной формулы справедливости» – того, что человечество не смогло достичь, пройдя эпоху социализма, вернувшись к идеям капиталистического общества. Эвенкийский Нимат – это закон общественной справедливости. В научных исследованиях, в большей степени, отражены внешние формы проявления этого закона, а именно – необходимость соблюдения справедливости при дележе охотничьей добычи. В действительности феномен Нимат следует понимать более широко. В истинно тунгусском понимании Нимат – это необходимое условие существования человека, общества и природы через взаимодействие. Природа (Буга) дает человеку-охотнику, тот передает добычу обществу, а оно справедливо распределяет ее между всеми его членами. Само слово «Охота – бу(л)та, бота» – дословно «Дар», в языке тунгусо-маньчжурских народов происходит от слова «бу-» – «дать». Охота для тунгусов – это давать, делиться, а не брать, потреблять. Эта идеальная формула справедливости неизменно регулировала жизнь эвенкийского общества до наступления эпохи глобализации. Однако и сейчас Нимат в среде эвенков живет – практически каждый настоящий охотник-эвенк считает обязательным выделить часть своей добычи родственникам, соседям, гостю, нуждающемуся. Существуют и новые формы проявления закона Нимат. Например, в некоторых эвенкийских районах и наслегах Якутии цена продажи объекта добычи (мяса, рыбы) для населения устанавливается без учета маржи.

– По вашим оценкам, какие элементы эвенкийского фольклора до сих пор не изучены?

– Благодаря самоотверженному труду выдающихся исследователей тунгусоведения Г.М. Василевич, Г.И. Варламовой, А.Н. Мыреевой и других ученых и педагогов современная наука и общество имеет доступ к большому объему текстов эвенкийского фольклора. К сожалению, далеко не все локальные традиции устного народного творчества удалось сохранить – они ушли в небытие вместе с последними носителями эвенкийских групп в нач. XX в. Однако места и времени для пессимизма нет – впереди еще большое число нерешенных исследовательских задач и неизученных тем, обращение к которым со временем позволит открыть для нового поколения эвенков и для общества в целом ценные культурные традиции и новые тексты. Да, это действительно так. Многие ранее неисследованные тексты и традиции мы обнаруживаем в работах этнографов, путешественников XVII-XIX веков, многое новое обнаруживается в изданиях на разных языках. Так, в работе над текущей темой научно-исследовательской работы «Сюжеты и мотивы эвенкийского фольклора»  нами обнаружены многие ранее неизвестные тексты эвенкийского фольклора разных групп. В частности, чрезвычайно интересно сравнительное исследование сюжетно-мотивного состава фольклора эвенков России и Китая, в котором обнаруживается как сходство, так и определенные отличия фольклорных традиций.

Места и времени для пессимизма нет – впереди еще большое число нерешенных исследовательских задач.

– Заинтересованы ли старожилы, проживающие в отдаленных деревнях, в сотрудничестве с исследователями? Есть ли сказители, которые исполняют эвенкийский эпос?

– Эвенки старшего поколения искренне переживают за сохранность и передачу культурных традиций народа новому поколению. Поэтому в своей экспедиционной работе мы всегда встречаем помощь со стороны сородичей. Как правило, нам удается зафиксировать новый материал и оценить современное состояние фольклора и мировоззренческих традиций. К сожалению, эпос-нимӈакан в живом бытовании практически покинул народную среду. В наши дни настоящий нимӈакан исполняет только уважаемая Анфиса Павловна Авелова. Вместе с тем прогнозируем, что интерес современных эвенков к этому важнейшему жанру устного народного творчества возрастет, что, в свою очередь, должно дать импульс для новых форм существования эпической традиции.

– Какие мероприятия проводит Ассоциация эвенков Якутии для сохранения эвенкийской духовной культуры и фольклора?

– Главной целью нашей общественной организации является сохранение культуры народа – это остается приоритетом деятельности на протяжении более трех десятков лет. Эта деятельность охватывает восстановление и возвращение в этническое сообщество различных культурных традиций, сохранение родного языка и фольклора. Являясь общественниками, мы, ученые-эвенки, уделяем большое внимание работе с творческими коллективами, педагогами. Очень рады тенденции внимания этнического общества к настоящим народным традициям, этнографической специфике локальных групп. Эвенки – уникальный народ, пластичный, но в то же время преданный традициям. Эта специфика обеспечивает адаптацию народа в современных условиях, но вместе с тем сохранение основополагающих культурных ценностей, благодаря которым мы и остаемся этносом.

С развитием интернета, каналов связи выросло плодотворное сотрудничество эвенков разных регионов России. Рождаются различные межрегиональные проекты, посвященные эвенкийской культуре, люди получают возможность плодотворного общения в рамках фестивалей, конференций, круглых столов и других форм сотрудничества. Ожидаем роста этой положительной тенденции в будущем и связываем ее с инициативой эвенкийской молодежи.

Эвенкийский, как и юкагирский, чукотский и другие языки изучают юноши и девушки из разных стран только потому, что «современная молодежь считает важным культурное многообразие в мире».

– Если человек захочет познакомиться с эвенкийским фольклором или изучить духовную культуру, легко ли ему будет найти информацию? Есть ли книги, фильмы? Есть ли они в свободном доступе?

– Ученые-футурологи, культурологи обоснованно предсказывают развитие общества в сторону поликультурности и роста интереса представителей этнического большинства к культуре миноритарных этносов. В ближайшем будущем общество, осознав свою ответственность перед природой, начнет ценить культурные традиции народов, связанных с ней. Еще совсем недавно было удивительно внимание представителя другого народа к языку эвенков, а уже сегодня эвенкийский, как и юкагирский, чукотский и другие языки изучают юноши и девушки из разных стран только потому, что «современная молодежь считает важным культурное многообразие в мире». Полагаю, что в обществе ближайшего будущего  будут со временем востребованы и такие важные социальные традиции, как Нимат. Когда-нибудь ученые назовут это социально-культурным обменом, позволившим выжить человечеству.

Вероятно, интуитивно осознавая важность доступности культурной информации, эвенки и люди, близкие и неравнодушные к эвенкийским культурным ценностям, объединяют усилия, чтобы дать интересующимся возможность узнать о нашем народе. Так, благодаря личной инициативе Рустама Юсупова и поддержке общества родились уже широко известные ресурсы Эвенкитека – Эвенкийская библиотека, Эвенгус – портал, посвященный эвенкийскому языку. Появились электронные разработки по изучению эвенкийского языка. Например, Эвдик – русско-эвенкийский разговорник и словарь или Ayana – переводчик на основе искусственного интеллекта.

Книг, посвященных эвенкийской культуре, издано достаточно много, но в продаже они встречаются редко. Вместе с тем многие издания доступны в электронном виде, как и многие научные публикации. Чтобы найти нужные издания, посвященные эвенкам, можно изучить каталоги Эвенкитеки, разделы региональных библиотек, например, Национальной библиотеки РС(Я). Для ознакомления с исследованиями, посвященными эвенкам, достаточно, например, посетить популярный веб-ресурс Киберленинка, набрать ключевые слова «эвенк», «эвенки», «эвенкийский» и так далее. Возможностей для ознакомления с культурными традициями эвенков достаточно, например, в YouTube достаточно много разнообразного видео, способного представить в общих чертах эвенкийскую культуру. Отметим, что существует дефицит контента на иностранных языках. Надеемся, что в ближайшем обозримом будущем этот пробел будет устранен.

Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»

ФИО: Варламов Александр Николаевич

Регион: Республика Саха (Якутия), г. ЯкутскДолжность: доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, Бэгин (председатель) Ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия) 

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram

Читайте также:

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые Межрегиональной общественной организацией «Объединение коренных малочисленных народов «СОЮЗ» (МОО “КМНСОЮЗ”) (далее – Оператор).

1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2. Основные понятия, используемые в Политике

2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных.

2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.9. Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Законом о персональных данных (далее – персональные данные, разрешенные для распространения).

2.10. Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.11. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

2.12. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

2.13. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

2.14. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Основные права и обязанности Оператора

3.1. Оператор имеет право:

– получать от субъекта персональных данных достоверные информацию и/или документы, содержащие персональные данные;

– в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных;

– самостоятельно определять состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о персональных данных и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено Законом о персональных данных или другими федеральными законами.

3.2. Оператор обязан:

– предоставлять субъекту персональных данных по его просьбе информацию, касающуюся обработки его персональных данных;

– организовывать обработку персональных данных в порядке, установленном действующим законодательством РФ;

– отвечать на обращения и запросы субъектов персональных данных и их законных представителей в соответствии с требованиями Закона о персональных данных;

– сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение 30 дней с даты получения такого запроса;

– публиковать или иным образом обеспечивать неограниченный доступ к настоящей Политике в отношении обработки персональных данных;

– принимать правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных;

– прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, прекратить обработку и уничтожить персональные данные в порядке и случаях, предусмотренных Законом о персональных данных;

– исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о персональных данных.

4. Основные права и обязанности субъектов персональных данных

4.1. Субъекты персональных данных имеют право:

– получать информацию, касающуюся обработки его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения предоставляются субъекту персональных данных Оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, когда имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных. Перечень информации и порядок ее получения установлен Законом о персональных данных;

– требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав;

– выдвигать условие предварительного согласия при обработке персональных данных в целях продвижения на рынке товаров, работ и услуг;

– на отзыв согласия на обработку персональных данных;

– обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействие Оператора при обработке его персональных данных;

– на осуществление иных прав, предусмотренных законодательством РФ.

4.2. Субъекты персональных данных обязаны:

– предоставлять Оператору достоверные данные о себе;

– сообщать Оператору об уточнении (обновлении, изменении) своих персональных данных.

4.3. Лица, передавшие Оператору недостоверные сведения о себе, либо сведения о другом субъекте персональных данных без согласия последнего, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

5. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

5.1. Фамилия, имя, отчество.

5.2. Электронный адрес.

5.3. Номера телефонов.

5.4. Год, месяц, дата и место рождения.

5.5. Фотографии.

5.6. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

5.7. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

5.8. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, интимной жизни, Оператором не осуществляется.

5.9. Обработка персональных данных, разрешенных для распространения, из числа специальных категорий персональных данных, указанных в ч. 1 ст. 10 Закона о персональных данных, допускается, если соблюдаются запреты и условия, предусмотренные ст. 10.1 Закона о персональных данных.

5.10. Согласие Пользователя на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, оформляется отдельно от других согласий на обработку его персональных данных. При этом соблюдаются условия, предусмотренные, в частности, ст. 10.1 Закона о персональных данных. Требования к содержанию такого согласия устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

5.10.1 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, Пользователь предоставляет Оператору непосредственно.

5.10.2 Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения указанного согласия Пользователя опубликовать информацию об условиях обработки, о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных для распространения.

5.10.3 Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

5.10.4 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, прекращает свое действие с момента поступления Оператору требования, указанного в п. 5.10.3 настоящей Политики в отношении обработки персональных данных.

6. Принципы обработки персональных данных

6.1. Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе.

6.2. Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

6.3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

6.4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

6.5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки. Не допускается избыточность обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.

6.6. При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор принимает необходимые меры и/или обеспечивает их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

6.7. Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные уничтожаются либо обезличиваются по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

7. Цели обработки персональных данных

7.1. Цель обработки персональных данных Пользователя:

– информирование Пользователя посредством отправки электронных писем;

– предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте https://news.kmnsoyuz.ru/.

7.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

7.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

8. Правовые основания обработки персональных данных

8.1. Правовыми основаниями обработки персональных данных Оператором являются:

– уставные (учредительные) документы Оператора;

– договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных;

– федеральные законы, иные нормативно-правовые акты в сфере защиты персональных данных;

– согласия Пользователей на обработку их персональных данных, на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

8.2. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://news.kmnsoyuz.ru/ или направленные Оператору посредством электронной почты. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

8.3. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

8.4. Субъект персональных данных самостоятельно принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие свободно, своей волей и в своем интересе.

9. Условия обработки персональных данных

9.1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

9.2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

9.3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

9.4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

9.5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

9.6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – общедоступные персональные данные).

9.7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

10. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

10.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

10.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства либо в случае, если субъектом персональных данных дано согласие Оператору на передачу данных третьему лицу для исполнения обязательств по гражданско-правовому договору.

10.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».

10.4. Срок обработки персональных данных определяется достижением целей, для которых были собраны персональные данные, если иной срок не предусмотрен договором или действующим законодательством.
Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

10.5. Вся информация, которая собирается сторонними сервисами, в том числе платежными системами, средствами связи и другими поставщиками услуг, хранится и обрабатывается указанными лицами (Операторами) в соответствии с их Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности. Субъект персональных данных и/или Пользователь обязан самостоятельно своевременно ознакомиться с указанными документами. Оператор не несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе указанных в настоящем пункте поставщиков услуг.

10.6. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных для распространения, не действуют в случаях обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством РФ.

10.7. Оператор при обработке персональных данных обеспечивает конфиденциальность персональных данных.

10.8. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

10.9. Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки персональных данных, истечение срока действия согласия субъекта персональных данных или отзыв согласия субъектом персональных данных, а также выявление неправомерной обработки персональных данных.

11. Перечень действий, производимых Оператором с полученными персональными данными

11.1. Оператор осуществляет сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных.

11.2. Оператор осуществляет автоматизированную обработку персональных данных с получением и/или передачей полученной информации по информационно-телекоммуникационным сетям или без таковой.

12. Трансграничная передача персональных данных

12.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

12.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

13. Конфиденциальность персональных данных

Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

14. Заключительные положения

14.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru.

14.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

14.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.

Пользовательское соглашение

Настоящее Соглашение определяет условия использования Пользователями материалов и сервисов сайта https://news.kmnsoyuz.ru/  (далее — «Сайт»).

1.Общие условия

1.1. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

1.2. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сайта  Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

1.3. Администрация Сайта вправе в любое время в одностороннем порядке изменять условия настоящего Соглашения. Такие изменения вступают в силу по истечении 3 (Трех) дней с момента размещения новой версии Соглашения на сайте. При несогласии Пользователя с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

  1. Обязательства Пользователя

2.1. Пользователь соглашается не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственностиавторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сайта и сервисов Сайта.

2.2. Использование материалов Сайта без согласия правообладателей не допускается (статья 1270 Г.К РФ). Для правомерного использования материалов Сайта необходимо заключение лицензионных договоров (получение лицензий) от Правообладателей.

2.3. При цитировании материалов Сайта, включая охраняемые авторские произведения, ссылка на Сайт обязательна (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 Г.К РФ).

2.4. Комментарии и иные записи Пользователя на Сайте не должны вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации и общепринятых норм морали и нравственности.

2.5. Пользователь предупрежден о том, что Администрация Сайта не несет ответственности за посещение и использование им внешних ресурсов, ссылки на которые могут содержаться на сайте.

2.6. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, регистрацией авторских прав и сведениями о такой регистрации, товарами или услугами, доступными на или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные контакты Пользователя, в которые он вступил, используя размещенную на Сайте информацию или ссылки на внешние ресурсы.

2.7. Пользователь принимает положение о том, что все материалы и сервисы Сайта или любая их часть могут сопровождаться рекламой. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет какой-либо ответственности и не имеет каких-либо обязательств в связи с такой рекламой.

  1. Прочие условия

3.1. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения или связанные с ним, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. Ничто в Соглашении не может пониматься как установление между Пользователем и Администрации Сайта агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, либо каких-то иных отношений, прямо не предусмотренных Соглашением.

3.3. Признание судом какого-либо положения Соглашения недействительным или не подлежащим принудительному исполнению не влечет недействительности иных положений Соглашения.

3.4. Бездействие со стороны Администрации Сайта в случае нарушения кем-либо из Пользователей положений Соглашения не лишает Администрацию Сайта права предпринять позднее соответствующие действия в защиту своих интересов и защиту авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта.

Пользователь подтверждает, что ознакомлен со всеми пунктами настоящего Соглашения и безусловно принимает их.