- 15 января 2023
- 16:31
Этноблогер-миллионник из Югры Владимир Айваседа делится опытом, как создать собирающий просмотры контент и обеспечить стойбище стабильным интернетом.
Пять лет назад житель Сургутского района Югры Владимир Айваседа решился на кардинальные перемены. Он уволился со стабильной работы на нефтедобывающем предприятии и создал свой видеоблог «Дневник ханта», в котором начал рассказывать о жизни народов Югры. Сейчас совокупная аудитория блога Владимира на разных платформах превышает полтора миллиона человек. Айваседу узнают на улицах, просят автографы. Владимир немного смущается от такого внимания и активно делится секретами того, как достичь успеха на блогерском поприще. С презентацией Владимир выступил и на прошедшем в декабре в Салехарде форуме молодежи «Российский Север». Сегодня Владимир Айваседа – гость нашей рубрики «Интервью недели».
– Владимир, расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях от форума «Российский Север». Что вы рассказывали, какие вопросы вам задавали?
– На форум «Российский Север» я езжу каждый год. Раньше всегда был в статусе участника, в этот раз пригласили как эксперта. Такое признание очень приятно. Я выступил, рассказал о своем блоге, ну и в целом мы с ребятами обсудили, как и зачем сейчас вести социальные сети. Блоги могут стать отдельными проектами, социальными или коммерческими. Также через них можно проводить рекламные кампании. Многие ребята, которые участвовали в форуме, заинтересованы в блогинге, но не в чистом виде. Сейчас, например, популярен этнотуризм: многие приглашают к себе на стойбища туристов, организуют катания на оленьих упряжках. Но, чтобы бизнес развивался, им не хватает рекламы. И вот здесь им мог бы помочь блог, рассказывать можно о том, как устроена оленья упряжка, как питаются олени, как за ними ухаживать. Впечатления от форума у меня самые позитивные, я познакомился со многими ребятами, которые хотят начать развивать свои блоги, встретил на площадке и старых знакомых. Вообще, для меня «Российский Север» – это особенный форум, именно там я получил самый большой удар, который мне впоследствии позволил подняться и преодолеть себя.
– Это как?
– Моя история как блогера началась в 2018 году. Я тогда был обычным нефтяником-вахтовиком, который искал себя и хотел жить дома, на стойбище. Уезжать на месяц на вахту для меня было очень тяжело, не хотелось расставаться с близкими, да и оленеводство мне очень нравится, хотелось заниматься именно им. Тогда набирали популярность блоги, я в свободное время смотрел видео на различных платформах и думал, как было бы здорово, сделать что-то свое. Я начал снимать видео, чисто для себя, никуда их не выкладывал. Снимал стойбище, оленей, природу нашу. В какой-то момент я понял, что именно о нашей северной жизни и должен быть блог. Открыл его, стал публиковать ролики, а осенью 2018 года поехал на «Российский Север». На тот момент у меня было уже около пяти тысяч подписчиков. Это не так мало. «Российский Север» – грантовый форум, и я тоже подал заявку на грант. У меня была идея: купить оборудование и ездить по стойбищам, снимать видео и показывать, кто как живет. Также я предлагал открыть школу этноблогинга. Сразу скажу: у меня тогда ничего не получилось, эта идея не прошла. Сейчас, спустя годы, я понимаю, что, скорее всего, я просто тогда неправильно преподнес свою заявку, но тогда это стало серьезным ударом. Тогда был первый раз, когда я упал, и нужно было встать, чтобы двигаться дальше. То есть «Российский Север» тогда сделал меня сильнее. Думаю, если бы я тогда получил грант, то, наверное, со временем опустил бы руки, ведь победа далась бы мне слишком просто.
Блоги могут стать отдельными проектами, социальными или коммерческими. Также через них можно проводить рекламные кампании.
– А с оборудованием как решили вопрос? Сами купили?
– Да, я взял кредит на сумму около 300 тысяч рублей. Сейчас я понимаю, что можно было бы обойтись и без всех этих технических наворотов, но на тот момент я хотел более профессиональный контент. Сейчас ведь, чтобы вести свой видеоблог, достаточно в большинстве случаев иметь хороший мобильный телефон. Впоследствии с блогом мои затраты на оборудование окупились.
– Вы где-то обучались, как вести блог, набирать подписчиков?
– Я смотрел какие-то обучающие видео, проходил курсы, но они касались только специального оборудования, например, мне нужно было понять, какая камера лучше работает, какая дольше держит заряд. У нас же зимы холодные, местами может быть минус 30-40 градусов, не любая техника выдержит. Если же говорить про содержание, то все было по наитию.
Признаюсь, в первых роликах я на камеру не говорил. Мы – северяне, немного замкнутые, много не общаемся. Когда мы живем на стойбище, то весь круг общения – это наши семьи. Я не мог сразу переступить через себя, чтобы так взять и на весь мир на камеру что-то рассказывать. Но я понимал, что если я хочу, чтобы проект развивался, то нужно начать разговаривать в эфире, я начал тренироваться, потом стал выкладывать видео и с закадровым текстом и где я сам что-то вещаю в объектив. Сейчас для меня в этом нет ничего сложного, чтобы записать видео на камеру, например, дать посыл моим подписчикам.
Мне нужно было понять, какая камера лучше работает, какая дольше держит заряд. У нас же зимы холодные, местами может быть минус 30-40 градусов, не любая техника выдержит.
– Кто входит в вашу команду?
– Ребята, с которыми я учился в школе-интернате. Они тоже снимают свой авторский контент, мы помогаем друг другу. Например, Сергей Русскин, он меня, наверное, практически обогнал на YouTube. У нас ролики разного формата, мы не конкурируем.
– Какая платформа сейчас самая перспективная для раскрутки?
– Еще год назад я бы сказал, что это Tik-Tok, но он сейчас заблокирован. Теперь для старта я бы посоветовал развивать блог на странице «ВКонтакте». YouTube для новичков сейчас стал сложнее, но есть и фанаты этой платформы, например, Сергей Русскин делает ставку именно на YouTube. Многие блогеры развивают «Дзен», но я с этой платформой досконально не знаком. На первый взгляд она кажется удобной и хорошей. Важно учитывать, что у каждой платформы есть свои особенности, что заходит на одной, может быть не актуально для другой.
Если в YouTube востребованы длинные ролики, то в Tik-Tok видео короткие и нужно сделать их как можно более информативными. Вообще, короткие ролики – это общий тренд. Например, даже на YouTube появилась функция Shorts, да и в «Дзене» тоже что-то такое есть. Поэтому первое, что нужно делать блогерам – учиться монтировать так, чтобы рассказывать мини-историю в коротких видео. Чем больше информации удастся вместить в 10-15 секунд, тем больше будет охват. Если это будет интересная тема, конечно.
– А какие ролики вызывают наибольший интерес?
– Больше всего просмотров у видео с рыбалки нашими традиционными способами. Наши отцы и деды использовали для этого специальные ловушки. Всем интересно, как они устроены, многие пользователи хотят такое попробовать. Но есть нюанс. Наши способы добычи рыбы не подойдут для центральных регионов. И дело не в том, что улова не будет. Сейчас рыболовство строго контролируется, и методы ловли – тоже. У нас, у коренных, есть разрешение использовать наши исконные методы на территориях традиционного природопользования, а абстрактный любитель рыбалки после роликов в интернете применять их не имеет права. За нами такая возможность остается, так как традиционные методы – это наш уклад, мы таким образом можем прокормить себя, проживая на отдаленных стойбищах в суровом климате.
Но какие-то лайфхаки может использовать каждый. Например, мы снимали ролики, в которых учили ребят, как разводить костер методом трения. Такой метод можно применять, если на озере промокнешь и нет сухих спичек. Подписчики, которые часто ходят в походы или на рыбалку, потом отписывались в комментариях, что метод работает, реально может помочь в экстренной ситуации. Такой информативный контент также востребован. Ну и, конечно, всех волнует наша традиционная кухня, как мы готовим сырое мясо или рыбу, сколько нужно соли, как хранить. Вот такое люди смотрят, пытаются у себя повторить.
– Откуда вы знаете столько о хантыйском укладе жизни?
– Это все с детства идет, ведь мы же выросли в этой среде. Вот мой брат старший вообще родился на стойбище. Вообще, семья у нас большая: у меня есть три брата и сестра, я самый младший. Я появился на свет уже в Когалыме, и рос вблизи города, учился в интернате. У меня и у моих одноклассников и однокурсников в свое время был выбор: остаться в городе или вернуться на территорию традиционного природопользования и заниматься оленеводством. Первоначально я, признаюсь, уехал поближе к цивилизации. Причина прозаична – нужна была работа, стабильность, заработок. Город затягивает, начинаешь думать, как купить квартиру, обставить ее, еще какие-то вопросы бытовые. Потом вернулся на стойбище, построил свой дом. С тех пор там и живу. То есть все, что показано в роликах – это моя жизнь, мой уклад. Я показываю то, что знаю.
– Есть какие-то табуированные темы, о чем вы никогда не говорили в своем блоге?
– Вот прямо жестких табу нет. Но есть темы, которые я стараюсь немного обходить стороной, это то, что связано с нашей религией. Например, те же жертвоприношения или обряды. Я затрагивал эту тему немного, обозначал, что у нас такое есть, но без подробностей. Все-таки это сакральное, личное. Я не готов об этом говорить, по крайней мере, пока.
– У вас необычная для ханта фамилия…
– Да, моя фамилия – Айваседа – ненецкая. Отец рассказывал, что наш дедушка родом с Ямала, он переехал в Югру, поселился в деревне Варьеган. Как раз в этой деревне в Нижневартовском районе Югры проживают лесные ненцы. Вот оттуда наш род Айваседа, там даже есть такая улица Айваседа-меру. Все хочу съездить в эту деревушку и снять видео об этой истории. Впоследствии уже мой отец, когда мы с братом были в подростковом возрасте, перекочевал на 500 километров, чтобы быть поближе к Когалыму. Он обустроил стойбище на новом месте, сейчас мы там всей семьей живем.
Если говорить про национальность, то моя мама хантыйка, а отец – ненец. Так случилось, что когда я учился в школе, то больше жил с мамой. Отец все время был на стойбище, а я рос и впитывал хантыйскую культуру. А после армии, когда нужно было начинать самостоятельную жизнь, я поехал на стойбище к отцу и стал возле него строиться. Когда ненцы видят мою фамилию Айваседа, я для них свой. Самый частый вопрос, который я слышу от ненцев: «Ты же Айваседа, как ты ведешь «Дневник ханта»?» Но с хантыйским укладом я лучше знаком, могу показать его аудитории. У меня есть мечта побывать на ямальских стойбищах, сделать оттуда серию роликов, меня тянет туда. Все-таки Ямал – моя историческая родина.
– В чем главные отличия ненецкого и хантыйского укладов?
– У хантов территория более ограниченная, и это накладывает отпечаток на всю хозяйственную деятельность. Угодья скромные, это не дает возможности вести большое оленеводство. В двухтысячные годы, когда начали регистрироваться территории традиционного природопользования, мы оказались закрытыми в этих границах. Где отец построился, там наша семья и осталась. Получается, мы там живем около 23 лет и не можем перекочевать, например, за 100 километров. Фактически мы ведем оседлый образ жизни. У нас есть летнее и зимнее стойбища, два раза в год мы переезжаем. Летние стойбища обустраиваются на более открытых местностях, чтобы меньше было мошек, а зимние – в лесных массивах. Главное, чтобы ягель был.
А если сравнивать с ненцами на Ямале, то они продолжают кочевать и пастбища у них очень большие. Если для оленевода-ханты в Югре 100-150 голов считается большим стадом, то для ненцев даже поголовье 500-1000 считается скромным. Условия жизни у ненцев более суровые: куда стадо – туда и ты, жизнь в чумах.
Хотя в Югре ненцы и ханты живут давно рядом, язык у нас сильно отличается. Термины оленеводческие тоже у всех свои. Национальная одежда разная, у ненцев, мне кажется, в плане сохранения тепла она более совершенна. Но цель у нас одна – ведение оленеводства.
– Два года назад в одном из интервью вы рассказывали, что в угодье, где вы проживаете, нет доступа в интернет, поэтому, чтобы залить видео, вам нужно каждый раз ездить 100 километров до Когалыма. Изменилась ли сейчас ситуация?
– Да, сейчас я со связью. У нас в Югре есть большой проект IT-стойбище, в его рамках интернет подводят к стойбищам. Наше стойбище, где я живу с отцом и братом, попало в программу. Поэтому интернет нам провели, правда, самый устойчивый сигнал в доме у брата. Он, конечно, этому обстоятельству крайне рад, дети его тоже рады, они интернет используют для учебы. Ну а сейчас, когда мне нужно залить файл, я иду в гости к брату, благо расстояние между нашими домами всего около 100 метров. Это не 100 километров, согласитесь. Когда у нас монтировали оборудование, я все изучил, расспросил рабочих, а потом установил такую систему отцу, чтобы лучше ловил мобильный телефон.
Проблема интернета и мобильной связи, конечно, для жителей отдаленных территорий стоит остро. В принципе частичное решение есть. Существуют антенны, улавливатели сигнала, усилители. Такое оборудование ставят в рамках проекта IT-стойбище, но можно не дожидаться, пока попадешь в программу, а самому все купить и смонтировать. Например, комплект оборудования, который обеспечил моему отцу устойчивую мобильную связь, обошелся в 6-7 тысяч рублей, то есть суммы вполне подъемные. Я снял серию роликов о таких технологиях, мне в комментариях отписывались ребята, которые тоже купили себе такое оборудование и стали жить с интернетом и мобильной связью.
Но это оборудование – тоже не панацея. Оно работает на открытой местности, а если стойбище расположено в лесу, то технику нужно устанавливать выше деревьев. Плюс сигнал принимается в радиусе 50-100 километров от города, не больше.
В принципе, отсутствие устойчивого сигнала является главным тормозом для развития блогинга на Севере. Многие ребята могут вести блоги и хотят этим заниматься, но у них нет возможности регулярно и оперативно выкладывать свой контент. Я в свое время через это проходил, так что понимаю, насколько это сложно.
– Смотрят ли ваши ролики ханты и ненцы, ведущие традиционный образ жизни?
– Да, конечно. С первого дня начали смотреть в Югре, года два назад появились зрители-ненцы как с Ямала, так и из других регионов. Откликов я получаю много, в том числе и от ребят, занимающихся оленеводством. Отзывы в основном позитивные, много вопросов. Но они именно технического плана: как снимать ролики, как их монтировать.
– Поддерживают близкие ваше увлечение блогерством?
– Когда начинаешь какое-то большое дело, то, наверное, все будут говорить, что ты что-то делаешь не то. И мой отец говорил мне, что я какой-то ерундой занимаюсь, он был недоволен, что я уволился, постоянно подчеркивал, что нефтедобыча – это стабильность. Я убеждал его, что когда-нибудь это принесет большую пользу, в том числе и для моего народа. Отец был скептически настроен, меня поддерживала супруга. Прошло года полтора, меня начали узнавать на улице, к отцу стали подходить его товарищи и говорить, что видели ролики со мной. Однажды отец мне сказал, что все его знакомые называют меня большим молодцом. Это как-то растопило его сердце, он стал по-другому относиться. Он видит, что я езжу по мероприятиям, что ко мне обращаются молодые ребята за советом, конечно, это как-то действует, теперь уже он призывает меня не останавливаться, продолжать снимать.
Но пока я взял, что называется, творческую паузу. Дело в том, что некоторое время назад я открыл небольшое сувенирное производство. У ненцев, манси и хантов замечательные ножи, которые выручат в любой ситуации. Все знают якутские ножи, хочется тоже, чтобы и наши ножи прославились. Мы с командой стали делать такие ножи, поэтому в перспективе я хочу рассказывать в своем блоге о нашей сувенирной отрасли и вообще о том, как заниматься предпринимательством на Севере. Когда производство станет на рельсы, я вернусь к блогингу, продолжу рассказ о нашей северной жизни, она пусть и непростая, но реально очень интересная.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Айваседа Владимир Игоревич
Регион: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургутский район
Деятельность: оленевод, автор и ведущий блога «Дневник ханта», предприниматель
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!