- 14 ноября 2022
- 22:26
Фото: Brastock Images / stock.adobe.com
При поддержке нескольких фондов амазонские племена учатся использовать камеры и снимать себя, чтобы лучше восстановить свою историю и рассказать её самостоятельно, без посредников.
Как рассказать свою историю вне западного взгляда? В самом сердце колумбийских джунглей Амазонки два коренных народа нашли в документальном кино общий язык, чтобы засвидетельствовать свою культуру.
В национальном природном парке Сан-Мартин-де-Амакаяку матис из Бразилии и тикуна из Колумбии встретились в конце октября. На карте эти два коренных народа живут в нескольких километрах друг от друга, в непроходимых джунглях этого региона, где Колумбия, Бразилия и Перу встречаются на берегах величественной реки Амазонки.
Для матис это было семидневное путешествие по бурным рекам и неожиданным дорогам. Матис происходят из долины Жавари, одного из самых отдаленных районов бразильской Амазонии, который считается очень опасным из-за торговли наркотиками, рыбной ловли или незаконной добычи золота, и где будет жить последнее население планеты. В июне дело об убийстве британского журналиста Дома Филлипса и активиста, выступающего за коренные народы, Бруно Перейры, которые расследовали это дело, попало в заголовки международных газет.
Владея своей историей
В 2015 году Национальный фонд коренных народов Бразилии (FUNAI) предложил матис две камеры. Инициатива, поддерживаемая Centro de Trabalho Indigenista (CTI), была направлена на то, чтобы научить их снимать, и особенно снимать самих себя, чтобы присвоить свою собственную историю. Проект имел такой успех, что матис, которых можно было узнать по их татуированным лицам, взялись с камерой в руках и убедили своих соседей народа тикуна сняться в документальном фильме. И важность построения собственной истории, отличной от истории проходящих мимо жителей Запада.
Впервые «вступив в контакт» с внешним миром в 1976 году, матис с тех пор пытались преодолеть этот переворот. По данным CTI, они быстро стали «звездами экзотических репортажей» журналистов из США, Японии, Франции или Англии. Иностранцев завораживали их татуированные лица, носы, уши и губы, пронзенные стеблями, костями или другими украшениями, на меднокожих телах, покрытых ожерельями и браслетами.
«Многие люди приезжали в деревню, снимались без нашего разрешения и без нашего понимания, прежде чем исчезнуть со своими изображениями и записями», — сетует матис Ката, 29-летний кинорежиссер, чьё татуированное лицо напоминает кошку. Поэтому в 2017 году матис сами отправились за камерой.
Приручить камеру
В Сан-Мартин-де-Амакаяку, с момента прибытия «людей-ягуаров» – прозвище из-за чёрных чернил, которые горизонтально царапают лица матис – в этой колумбийской деревне с населением около 700 человек все — только «удовлетворение» и любопытство», — рассказала AFP Лизет Рейна, 24-летняя девушка из племени тикуна. «Мы не знали, как обращаться с камерой. Они делятся своим опытом, приходят со своими знаниями и своим упорством. (…) Мы очень довольны этим первым шагом», — радуется молодой ученик.
Таким образом матис дает инструкции о том, как сфокусироваться при съемке камерой. Общение иногда затруднено, матис и тикунас не говорят на одном языке…
Десять из них пришли из долины Джавари. «Добраться сюда непросто, немного хлопотно, но очень интересно» , — улыбается Пикси. Из рук в руки мы передаем калебасы, переполненные «масато», ферментированным напитком из маниоки. В традиционной «малоке», общинном доме из дерева и с соломенной крышей, где целыми днями собираются тикуны, начинаются показы документальных фильмов о матис. Сотни зрителей с восхищением наблюдают за охотой за духовыми ружьями, луками и стрелами, а также за «фестивалем татуировок» — ритуалом, сопровождающим переход от юного представители племени матис к взрослой жизни.
Подтвердите свою личность
Сцены внушают «уважение», соглашаются тикуны. Фильмы «могут помочь оставить воспоминания на будущее (…), чтобы мы не забыли наши традиции», «Мы должны показать другим народам и белым людям, что у нас есть своя идентичность», — подчеркивает Пикси.
Тикуны намерены снять три короткометражных фильма о семенах, лекарственных растениях и масато при поддержке CTI и французской ассоциации ForestEver. «Камеры сливались с ландшафтом, и семьи охотнее делились и общались», — отмечает Клэр Давиго, координатор ForestEver.
В Сан-Мартин-де-Амакаяку деревянные дома приютили семьи на протяжении нескольких поколений. С помощью своих соседей матис тикуна снимают свою повседневную жизнь, берут интервью у старейшин. «Диалог был очень красивым. Хотя мы почти не говорим по-португальски, мы понимаем друг друга через наши культуры», — говорит Йина. К концу дня жара спадает, жители собираются у реки, женщины стирают, другие купаются. Генераторы включаются с наступлением темноты, а через несколько часов выключаются. Затем начинается концерт пышных амазонских джунглей, записанный камерами, которые теперь держит в руках и тикуна.
Источник: Le Figaro
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!