- 20 октября 2022
- 19:19
Текст: Татьяна Тюменева
Путь самодвижущейся платформы начался 18 сентября. Пройдено три моря: Баренцево, Карское и Лаптевых. Сейчас судно дрейфует вместе с льдиной, в которую вмерзло, в Северном Ледовитом океане.
Участники полярной экспедиции работают как на судне, так и в лагере на льдине. Второго октября здесь официально открыли дрейфующую станцию «Северный полюс-41» (СП-41).
Это действительно исторический рейс. Девять лет прошло, как в дрейф отправилась «СП-40». И «сорок первая» стала возможна благодаря созданию платформы «Северный полюс». Такого судна в мире больше нет: и дом, и научный центр для полярников. Здесь уютные одноместные каюты и 15 современнейших лабораторий. Конференц-зал, салон для отдыха, баня, тренажерный зал и бассейн.
– Я начал знакомиться с судном, когда оно строилось на «Адмиралтейских верфях», – рассказал капитан «Северного полюса» Сергей Дячкин. – Первое чувство, которое испытал, – удивление. Такого еще не видел, несмотря на полувековой морской опыт. И дело не только в необычной яйцевидной форме судна. В минимальный объем успешно вместили так много. Здесь все лучшее, что накоплено за время изучения Арктики.
– Но дойти до места назначения во льдах вам помогало другое судно. Почему? – интересуюсь я. – Платформа-то самоходная!
– Но не ледокол! «Северный полюс» не предназначен для колки льдов. Он может пробираться в разряженном льду. Это ледостойкая самодвижущаяся платформа. И ключевое слово «стойкая». Ее главная функция – выживание в тяжелых ледовых условиях. При сжатии льдами корпус не повреждается, а выдавливается.
Судно хорошо шло в открытой воде. Качка была минимальной при штормах в шесть и восемь баллов. Подтверждаю! Секрет в габаритах. У платформы длина 83 метра, ширина 23, осадка 8,6.
– Обратите внимание, – говорит капитан, – на длину и ширину. Обычно у судов соотношение ширины к длине один к семи (у военных кораблей даже один к восьми). Такое соотношение делается для достижения максимально возможной скорости. У «Северного полюса» примерно один к четырем. Но нам высокая скорость не нужна. Зато у нас минимальная качка, как вы сами заметили. И напомню: наша цель – не скорость, а вмораживание, дрейф.
– Это ваш первый дрейф?
– Нет. Был на судне «Михаил Сомов», которое вынужденно находилось в ледовом плену. В 1991 году. Оставили минимальный экипаж, всех остальных вывезли. Закончилось тем, что лед раскололся и нас буквально выкинуло из льдов. В Арктике вообще все может меняться очень быстро.
– И как скоро наступит время, когда ледоколы станут не нужны? С каждым годом льды становятся менее крепкими. Потепление.
– На мой взгляд, глобальное потепление – миф. Есть короткие и длинные циклы солнечной активности. Сейчас подходит к концу один из них. Начнется другой цикл. И он, скорее всего, поведет к похолоданию.На судне – все лучшее, что накоплено за время изучения Арктики
– Капитан, вы много работали в теплых морях. Где комфортнее?
– Действительно, долгое время работал в тропических широтах. Там очень яркие краски. Но постоянно тянуло на Север. Он отнюдь не безлик. Здесь особое сочетание красок. Таких восходов и заходов, как в высокоширотной Арктике, нет нигде. А когда идет к концу полярный день, айсберги начинают совершенно невероятно подсвечиваться солнцем. Идешь – а по борту медведица с медвежатами. Разве не чудо?
От палатки до каюты
85 лет разделяют первую дрейфующую станцию от «СП-41». От палатки на четверых до отлично оснащенного судна. У каждого исследователя есть отдельная каюта со всеми удобствами. Здесь не только удобная кровать, но и полноценное рабочее место с большим столом и розетками.
Источник: Российская газета
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!