- 18 августа 2022
- 14:43
Вечером в тундре светит бледное солнце. От её тишины и покоя веет чем-то величественным и таинственным. В эти часы хорошо гулять по тундре, слушать одинокие голоса птиц, смотреть на ковры ярких арктических цветов. Сегодня маленьким почемучкам некогда гулять, их ждёт Лина Хасовонявна в «Творческой мастерской». На эти занятия дети идут с большой радостью, там они лепят, строят, конструируют из бумаги и картона, клеят, рисуют красками и карандашами, делают аппликации. В мастерской дети чувствует себя творцами, получают новые знания и делают первые шаги самостоятельного и коллективного открытия. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность. Каждое занятие сопровождается интересными рассказами педагога. Лина Хасовонявна знакомит своих воспитанников с легендами и сказками родного края.
Летом в тундре зацветают все тундровые цветы. Гудят над цветами огромные тундровые шмели, а на венчиках качаются маленькие мушки. И среди этого великолепия педагог кочевой группы знакомит детей с творчеством М.М. Пришвина, В.В. Бианки, Е.И. Чарушина. Их произведения, с одной стороны, воспитывают в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней, а с другой – обогащают их представления, учат выделять закономерности природных явлений.
Задача педагога – научить детей рассуждать и развернуто отвечать на вопросы. А вопросов и загадок у Лины Хасовонявны всегда много и ребята охотно вступают в диалог. Большое значение педагог уделяет пересказам, которые способствуют обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
С утра солнце ласково греет и заливает тундру ярким светом. В лицо веет теплый, насыщенный ароматами трав и цветов ветер, а на небе клубятся и тают громады кучевых облаков. Ребята кочевой группы пришли на занятие. Педагог встречает их, приветствует, улыбается и загадывает загадку:
Олень от них убегает,
А они не отстают.
И сразу же последовал ответ детей – это нарты. Ещё бы! Ведь это ни что иное как сани, предназначенные для езды и перевозки клади, на упряжках из северных оленей. Дети с раннего возраста вместе со своими родителями много времени проводят на нарте.
Педагог кочевой группы Лина Хасовонявна рассказала о том, что нарты бывают легковые, на которых разъезжает человек, и ездовые (грузовые), на которых транспортируется различный скарб (пожитки, старые и всякие домашние вещи). Ездовые, в свою очередь, подразделяются на мужские и женские.
В легковые сани обычно впрягают до шести оленей. Самыми быстрыми и выносливыми считаются холостые «быки»: за день они могут пробежать до 300 км. Грузовые нарты отличаются от легковых строением, в них запрягают по два оленя. Пять-шесть грузовых нарт, соединённых между собой, называют «аргишем» (оленьим обозом). Основные детали нарт – это полозья, ножки-копылья, соединенные перекладинами, и настил для сидения или груза.
На изготовление нарты идет береза, ель, лиственница. До недавнего времени для изготовления нарт применялись только деревянные детали. Но с появлением современных крепежных материалов стали нередко использоваться гвозди и проволока.
Ненецкие нарты очень прочны, достаточно устойчивы при езде, при этом их внешний вид весьма изящный. В каждой нарте видна рука мастера.
Ребята не только слушали педагога, но и отвечали на вопросы, играли в игры «У оленя дом большой», «Ярколава» («Ловля оленей»).
Дом для каждого человека – это не просто место уединения и отдыха, а самая настоящая крепость, которая защищает от непогоды, позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно.
На занятии по теме: «Чум – дом ненцев» педагог с помощью иллюстраций увлекла детей интересной беседой, в ходе которой подробно рассказала о том, что ненцы с древнейших времён живут в чумах. Ставят чум быстро, по строго установленным правилам. Сначала определяют центр чума – там будет печь, под неё кладут железный лист. Слева и справа раскладывают широкие длинные доски вместо пола.
Главный элемент чума – шест, обычно их от 20 до 40. Их делают из ровной ели или сосны подбирают долго и тщательно.
На одинаковом расстоянии от центра чума в землю втыкают три основных шеста. Верхние концы связаны вместе. Затем по кругу устанавливают другие шесты по порядку. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум. В верхней части чума находится дымовое отверстие.
Когда каркас готов, на него натягивали покрышки – из шкуры, войлока либо брезента. Чтобы в чум не проникал ветер, к основанию подгребают снег, ставят нарты.
Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Снег скатывается, не задерживаясь. Чум быстро собирается и разбирается, так как ненцы не живут на одном месте. Они кочуют с одного места на другое, потому что пасут оленей.
Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре печь, она даёт тепло и на ней готовят еду. Зимой пол застилают оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов кладут верхнюю одежду. Спят обитатели чума на шкурах.
Каждое такое занятие приближает малышей к познанию родной культуры, природы, которую они видят вокруг, к традициям и обычаям своего народа, учат примечать закономерности и обогащают языковой запас. Это ли не свидетельство того, как важна такая форма образования для гармоничного развития маленьких жителей кочевья.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!