- 21 июля 2022
- 19:50
Музеи Ватикана являются домом для одних из самых великолепных произведений искусства в мире, от Сикстинской капеллы Микеланджело до египетских древностей и павильона, полного папских колесниц. Но перед поездкой Папы Франциска в Канаду одна из наименее посещаемых коллекций музея становится самой спорной.
В Ватиканском этнологическом музее Anima Mundi хранятся десятки тысяч артефактов и произведений искусства, созданных коренными народами со всего мира, большая часть которых была отправлена в Рим католическими миссионерами для выставки 1925 года в Ватиканских садах.
Ватикан заявляет, что головные уборы с перьями, резные моржовые клыки, маски и вышитые шкуры животных были подарком Папе Пию XI, который хотел отметить глобальный охват Церкви, ее миссионеров и обращение в христианство коренных народов.
Но представители коренных народов Канады, которым, прошлой весной, во время встречи с Франциском показали несколько экспонатов из коллекции, задаются вопросом, как на самом деле были приобретены некоторые из работ, и что еще может храниться на складах после десятилетий отсутствия на витринах.
Некоторые хотят их вернуть.
Реституция артефактов коренных народов и колониальной эпохи, острая дискуссия для музеев и национальных коллекций по всей Европе – это один из многих пунктов повестки дня, ожидающих Франциска в его поездке в Канаду, которая начинается в воскресенье.
Поездка направлена в первую очередь на то, чтобы позволить папе лично, на канадской земле извиниться за жестокое обращение с коренными народами и их предками от рук католических миссионеров в печально известных школах-интернатах.
Карон сказал, что возвращение предметов миссионерской коллекции поможет излечить межпоколенческую травму и позволит коренным народам рассказать свою собственную историю.
«Так долго нам приходилось скрывать, кто мы такие. Нам приходилось скрывать нашу культуру и наши традиции, чтобы обезопасить наш народ», — сказала она. «Прямо сейчас, в это время, когда мы можем публично гордиться тем, что мы Метисы, мы восстанавливаем то, кем мы являемся. И эти творения, эти исторические творения, они рассказывают истории о том, кем мы были».
Более 150 000 детей коренных народов в Канаде были вынуждены посещать финансируемые государством христианские школы с 19 века до 1970-х годов, чтобы изолировать их от влияния родного дома и культуры. Цель состояла в том, чтобы обратить их в христианство и ассимилировать в основное общество, которое предыдущие правительства Канады считали высшим.
Официальная политика Канады в конце 19-го и начале 20-го веков также была направлена на подавление духовных и культурных традиций коренных народов дома, включая запрет неотъемлемой церемонии Первых Наций – Потлача в 1885 году.
Правительственные агенты конфисковали предметы, использовавшиеся в церемонии и других ритуалах, а некоторые из них оказались в музеях Канады, США и Европы, а также в частных коллекциях. Например, в каталоге Ватикана их американской коллекции есть деревянная расписная маска с островов Хайда-Гвайи в Британской Колумбии, которая «связана с церемонией Потлач».
Во время весеннего визита Натан Обед, возглавлявший делегацию инуитов Тапириит Канатами, поднял вопрос об инуитском каяке в коллекции, которая была опубликована в отчете за 2021 год в газете The Globe and Mail. Обед сказал, что глава музея, преподобный Никола Мапелли, открыт для обсуждения его возвращения.
Представитель Ватикана Маттео Бруни не исключил, что Франциск может репатриировать некоторые предметы во время предстоящей поездки, заявив журналистам: «Посмотрим, что произойдет в ближайшие дни».
Существуют международные стандарты, регулирующие вопрос о возвращении культурных ценностей коренных народов, также как и политика отдельных музеев. В Декларации ООН о правах коренных народов 2007 г., например, утверждается, что государства должны обеспечить возмещение, в том числе посредством реституции, культурной, религиозной и духовной собственности, взятой «без их свободного, предварительного и осознанного согласия или в нарушение их законов, традиций и и обычаи».
Возможно, коренные народы подарили свои изделия католическим миссионерам на выставку 1925 года или миссионеры их купили. Но историки задаются вопросом, могли ли эти предметы предлагаться бесплатно, учитывая дисбаланс власти в католических миссиях и политику правительства по искоренению традиций коренных народов, которую Канадская комиссия по установлению истины и примирению назвала «культурным геноцидом».
«С учетом того, что происходило в то время, мне было бы очень трудно согласиться с тем, что в этих сообществах не применялось какое-либо принуждение для получения этих объектов», — сказал Майкл Галбан из народа Вашо, Пайут озера Моно. Директор и куратор Центра искусства и культуры Сенека в северной части штата Нью-Йорк.
С ней согласилась Глория Белл, научный сотрудник Американской академии в Риме и доцент кафедры истории искусства и коммуникативных исследований Университета Макгилла.
«Использование термина «подарок» просто скрывает всю историю», — сказала Белл, которая является потомком метисов и заканчивает книгу о выставке 1925 года. «Нам действительно нужно поставить под сомнение контекст того, как эти культурные ценности попали в Ватикан, а также их отношение к коренным общинам сегодня».
Коллекция коренных народов Святого Престола началась много веков назад с некоторых доколумбовых предметов, отправленных Папе Иннокентию XII в 1692 году, и с годами пополнялась подарками папам, особенно во время зарубежных поездок. Из 100 000 экспонатов, первоначально присланных для выставки 1925 года, Ватикан утверждает, что сохранил 40 000.
Он репатриировал некоторые предметы. В 2021 году Vatican News сообщила, что организация Anima Mundi недавно вернула в Эквадор усохшую голову, использовавшуюся в ритуалах дживароанскими народами Амазонки.
Кациционни Фокс, кинорежиссёр из племени мохоков, которая служила духовным советником весенней делегации коренных народов, сказала, что видела предметы, принадлежащие её народу и нуждающиеся в «рематриации» или возвращении домой на родину.
«Вы можете почувствовать, что здесь им не место, и что здесь они быть не хотят», — сказала она о ремнях вампум, боевых дубинках и других предметах, которые она засняла на камеру своего телефона.
Музеи Ватикана отклонили неоднократные запросы на интервью или комментарий.
Но в своем каталоге американских владений за 2015 год музей заявил, что они продемонстрировали большое уважение церкви к мировым культурам и ее приверженность сохранению их искусства и артефактов, о чем свидетельствует отличное состояние произведений.
В каталоге также говорится, что музей приветствует диалог с коренными народами, и музей поддерживал сотрудничество с общинами аборигенов в Австралии перед выставкой 2010 года. Директор коллекции Мапелли, священник-миссионер и его помощник, посетили эти общины, сняли видеосвидетельства и путешествовали по миру в поисках дополнительной информации о фондах музея.
Открывая обновленное пространство галереи Anima Mundi в 2019 году с артефактами из Океании, а также временной выставкой Амазонии, Фрэнсис сказал, что об этих предметах заботились «с той же страстью, что и к шедеврам эпохи Возрождения или бессмертным греческим и римским статуям».
Он отметил, что некоторые предметы недавно были переданы в аренду Китаю, и сказал, что коллекция «приглашает нас жить человеческим братством, противопоставляя себя культуре злобы, расизма и национализма».
Фрэнсис также похвалил заявленную приверженность музея к прозрачности, отметив стеклянные перегородки, через которые видны складские помещения наверху и рабочие места реставраторов на первом этаже: «Прозрачность — важная ценность, прежде всего в церковном учреждении».
Вы могли бы пропустить Anima Mundi, если бы провели день в музеях Ватикана. В официальные туры его не включают, а аудиогид с описаниями двух десятков музеев и галерей полностью его игнорирует. Частные гиды говорят, что редко водят туда посетителей, потому что на витринах и настенных текстовых панелях нет поясняющих вывесок.
Марго Нил, которая помогала курировать Аборигенную выставку в Ватикане в 2010 году в качестве главы Центра знаний коренных народов в Австралийском национальном музее, сказала, что сегодня для коллекций коренных народов неприемлемо отсутствие информационных ярлыков.
«Им не оказывают того уважения, которого они заслуживают, называя их каким-либо образом», — сказал Нил, представитель наций кулин и гумбайнгирр. «Они прекрасно показаны, но в культурном отношении они принижены из-за отсутствия признания чего-либо, кроме их «экзотической инаковости».
Было неясно, является ли текущая выставка незавершенной работой с лейблами, которые в конечном итоге будут добавлены; у входа в галерею текстовая панель просит пожертвования для финансирования коллекции.
По словам экспертов, музеи и правительства по всей Европе — в таких странах как Германия, Нидерланды и Бельгия — пытаются решить вопрос о своих колониальных и постколониальных коллекциях и ведут дискуссию о законной передаче собственности обратно. За некоторыми исключениями, наблюдается тенденция к репатриации: недавно в Германии и Франции было объявлено о заключении соглашений о возвращении частей знаменитой Бенинской бронзы в Нигерию.
«В ряде европейских стран растет определенная готовность вернуть объекты, архивы и останки предков», — сказал Джос ван Бёрден, который ведет группу Restitution Matters в Facebooke’е, которая отслеживает события в этой области.
В Канаде Королевский музей Британской Колумбии зашел так далеко, что создал справочник, дающий возможность общинам коренных народов восстановить свое культурное наследие.
В Виктории, городе, где расположен музей, Грегори Скофилд собрал общественную коллекцию из примерно 100 предметов бисероплетения, вышивки и других изделий Metis, датируемых 1840–1910 годами, которые были обнаружены и приобретены на онлайн-аукционах и в путешествиях и предоставлены учёным и художникам – Метисам.
Скофилд, поэт-метис и автор будущей книги «Руки нашей бабушки: репатриация материального искусства метисов», сказал, что любое обсуждение с музеями Ватикана должно быть сосредоточено на предоставлении ученым из числа коренных народов полного доступа к коллекции и, в конечном итоге, на возвращении предметов домой.
«Эти произведения хранят наши истории», — сказал он. «Эти произведения хранят нашу историю. Эти изделия хранят энергию бабушек-предков».
Источник: Bloomberg
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!