- 30 марта 2022
- 21:33
Текст: Оливия Стефанович
Глория Белл утверждает, что нашла доказательства того, что учащиеся школы-интерната изготавливали сувениры для канадского эксперта по искусству Папеа, что оспаривает официальный отчет Ватикана о том, как он приобрел десятки тысяч артефактов коренных народов из разных стран мира, включая Канаду.
В начале 1920-х годов Папа Пий XI обратился к католическим миссиям по всему миру с призывом пожертвовать артефакты, в том числе предметы культуры коренных народов, для экспозиции Миссии Ватикана в 1925 году.
“По сути, они искали все, что связано с миссионерской жизнью и жизнью коренных народов в тот период времени”, – сказала Глория Белл, доцент кафедры истории искусств Университета Макгилла и научный сотрудник Фонда Terra в Американской академии в Риме. Исследование финансируется Советом по социальным и гуманитарным наукам Канады и Исследовательскими фондами Квебека.
Католические миссии отправили в Ватикан около 100 000 экспонатов.
Большинство из этих артефактов стали частью постоянной коллекции Ватикана. Эта коллекция включает в себя маску из Хайды Гвайи, редкий каяк из Инувиалуита в западной Арктике, пару мокасин из кожи, расшитой бисером, гравировку на бересте и модель собачьих упряжек из моржовой кости и тюленьей кожи.
Ватикан утверждает, что артефакты были отправлены в качестве подарков Папе римскому. Исследование Белл предполагает, что утверждение Ватикана замалчивает спорную историю коренных народов, работающих под давлением для создания этих предметов, наряду с доказательствами того, что некоторые из этих культурных ценностей, возможно, были украдены у общин.
“Мое исследование открывает этот вопрос”, – считает Белл, в роду которой по материнской линии есть метисы.
Украденные регалии
Белл сказала, что изучила записи каталога, в которых описываются культурные объекты, изъятые во время запрета на потлач с 1885 по 1951 год, когда участие в традиционных праздниках дарения подарков, используемых коренными народами на Западном побережье для обозначения вех сообщества, считалось уголовным преступлением.
“Они были изъяты миссионерами во время запрета на потлач, так что это определенно украденные регалии и культурные ценности”, – сказал Белл.
Она сказала, что нашла копии миссионерских бюллетеней, таких как “Индийский страж”, в которых указывалось, что учащиеся школ-интернатов в Соединенных Штатах изготавливали сувениры для ватиканской выставки 1925 года.
“В том, что это произошло, не было бы ничего необычного, и есть доказательства того, что они действительно присылали артефакты”, – сказал Белл.
“Это постоянный исследовательский вопрос. Я думаю, что есть вероятность, что [материалы из школ-интернатов] также были из Канады “.
Белл сказала, что прочла вырезки из газет и папский призыв к миссионерам, в котором обсуждалась отправка самих коренных народов для участия в выставке, но не нашла ничего, подтверждающего, что это действительно произошло.
“Существует колониальное наследие демонстрации людей и колониальное наследие живых зоопарков, которое продолжалось в начале 20-го века”, – сказала она.
Призывы к репатриации
Мало кто на самом деле видел коллекцию местных артефактов Ватикана из Канады. Большая часть его находится в запасниках.
Но Канадская конференция католических епископов организовала для группы делегатов из числа коренных народов, метисов и инуитов, которые на этой неделе встречаются с Папой Римским в Ватикане, посещение некоторых экспонатов во вторник во время частных экскурсий по музеям Ватикана.
CBC News был приглашен Музеем Ватикана посмотреть некоторые экспонаты коренных народов в декабре прошлого года, когда делегаты из числа коренных народов, инуитов и метисов первоначально должны были встретиться с Папой Франциском.
Но поскольку визит был отложен из-за глобальной вспышки случаев заболевания омикроном, музей не ответил на неоднократные запросы CBC о доступе и интервью.
Дуэйн Смит, председатель и генеральный директор Региональной корпорации Инувиалуитов, пытается репатриировать каяк из Ватикана. Говорят, что эта лодка – одна из пяти в своем роде в мире.
“Я хотел бы надеяться и ожидать, что в рамках примирения не только церковь, но и федеральное правительство будут активно сотрудничать с нами”, – сказал он.
Дуэйн Смит, председатель и генеральный директор Региональной корпорации Инувиалуитов, хочет, чтобы Римско-католическая церковь и федеральное правительство оплатили репатриацию редкого каяка, который сейчас находится во владении Ватикана. (Маккензи Скотт/Си-Би-Си)
Смит сказал, что хочет, чтобы церковь и Оттава финансировали доставку каяка на родину. Он отметил, что сообщество планирует выставить его на всеобщее обозрение и использовать на семинарах, чтобы научить молодых людей, как его построить.
“Мы надеемся, что как только наше представительство инуитов прибудет туда, они смогут продвинуть дело так, чтобы вернуться с хорошими новостями”, – отметил он.
Колониальные повествования в Ватикане
Белл сказала, что надеется, что церковь проконсультируется с общинами коренных народов об этике выставления культурных ценностей на всеобщее обозрение, вернет вещи и оцифрует записи Ватикана, чтобы члены общины могли узнать, что еще есть в хранилищах церкви.
Белл, выросшая в Онтарио, сказала, что была очарована коллекцией артефактов коренных народов Ватикана после того, как нашла путеводители 1920-х годов об этой выставке.
“Я думаю, это что-то вроде забытой главы истории Ватикана и религиозной истории начала 20-го века”, – сказала Белл.
После почти десятилетних исследований Белл написала книгу о своих открытиях и опыте работы в архивах Рима, включая Исторические архивы Пропаганды Фиде, Апостольский архив Ватикана (ранее известный как “секретные архивы”) и другие религиозные архивы в Италии, Канаде и Соединенных Штатах.
Часть книги посвящена тому, как выставка 1925 года исключила голоса самих коренных народов.
“На самом деле речь шла о прославлении Католической церкви, а затем также о сокрытии этой истории захвата и миссионерского насилия в этот период времени”, – отметила исследовательница.
Она сказала, что эти колониальные повествования все еще существуют в Ватикане, и использование церковью терминов “артефакты” и “объекты” проблематично.
“Это слова, которые Ватикан использует, чтобы описать свою колониальную историю”, – сказала она, -“Там нет обсуждения местных художников или общин, и это очень проблематично”.
В настоящее время ее книга находится по контракту с издательством Вашингтонского университета и, как ожидается, будет опубликована в течение следующих двух лет.
“Это было … действительно эмоционально работать над этим проектом, но также приятно, когда я нахожу примеры художников и активистов из числа коренных народов, которые были на этой выставке”, – отметила Белл.
“Я надеюсь, что этот проект вдохновит на дальнейшие исследования … и сделает его более доступным для общин коренных народов, а также художников и активистов, чтобы узнать об этой неизвестной истории”.
Раритетный каяк-инувиалуит из западной Арктики, один из пяти в своем роде в мире, выставленная в музеях Ватикана.
Источник: CBC
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!