- 29 марта 2022
- 01:11
Об этом новостному порталу КМНСОЮЗ-NEWS рассказала Сержи Кельчина, член Ассоциации общин коренного малочисленного народа Сибири тувинцев-тоджинцев «Тос чадыр».
Смертельный приговор
Площадь Тоджинского района Тувы – 26% всей республики. Горно-таёжная территория с древних времён оберегала уникальность коренного малочисленного народа Сибири – тоджинцев (тожу). Из-за труднодоступности района до них долго не могли распространить своё влияние буддизм и скотоводство, в XXI веке тожу по-прежнему остаются верны шаманизму и таёжному оленеводству.
В советское время благодаря Тодже поставлялась древесина для строительства города Кызыла – столицы Республики. Сейчас Федеральное агентство по недропользованию распределяет участки и устраивает по ним аукционы – за последние десять лет таких проведено порядка двадцати, половина из которых состоялись. То, что не смогли распродать, пробуют снова и снова.
– После того, как без участия местного населения, китайская добывающая компания начала работу, жители стали отслеживать проводимые аукционы, – вспоминает Сержи Кельчина. По её словам, в декабре прошлого года они узнали, что на вырубку выставлены 155 тысяч гектаров леса сроком на 49 лет. По этому поводу в социальных сетях развернулось бурное обсуждение. Вырубка деревьев грозила масштабными катастрофами для малочисленного народа: экологическими, социальными, культурными.
В тайге всё взаимосвязано.
Любая вырубка влечёт изменение почвенного покрова, вслед за этим высыхание мха, жизненно необходимого для реликтового северного оленя тофаларской породы. На вырубленных участках уменьшатся популяции диких видов животных – косуля, лось, маралы, рысь. Охотники останутся без добычи и пропитания. Высохнут мелкие ручьи, впадающие в небольшие речки, которые питают Енисей, это приведёт к исчезновению краснокнижных рыб – таймень и ленок, хариус и другие. Невозможность сбора кедрового ореха на вырубленных деревьях, следовательно, лишение основного дохода для большинства тоджинцев, ведущих традиционный промысел. Всё это приведет к истреблению населения малочисленного народа, живущего тайгой – оленеводством, охотой, сбором дикоросов и рыболовством.
Хозяева тайги и гор
Жители призвали к ответу местную администрацию. Её председатель ответил, что не может вмешиваться, так как организатор аукциона является Министерство лесного хозяйства и природопользования Республики Тыва, но посоветовал действовать силами общественности. На первом собрании 28 декабря собрались три десятка человек, на следующий день – семеро, которые стали основным костяком и продолжили борьбу за родные леса.
Инициативная группа узнала об аукционе спустя неделю, поэтому у них было только три недели на изучение законодательства, регулирующего эти вопросы, а также на отправку обращений в инстанции. К тому же весь процесс замедляли новогодние праздники.
Как рассказывает Сержи Кельчина, команда самостоятельно изучила весь лесной кодекс, чтобы найти в нём защиту. Активисты вычислили ряд нарушений в проводившемся аукционе: во-первых, срок проведения конкурса был объявлен месяц, а по закону должен не ранее двух. Во-вторых, данные лесоустройства устарели, работы по нему в Тоджинском лесничестве в последний раз проводились в 1983-1984 годах, а должны раз в десять лет. Официальный ответ от Генпрокуратуры подтвердил их правоту, но он пришёл значительно позднее. Тоджинцы обращались куда только можно, в том числе писали во время прямого эфира в социальных сетях главы республики, но никакой реакции это не принесло. Потом подняли Депутатов Хурала (республиканского парламента) для возможности попасть на приём к руководителю республики, рассказали о сложившейся ситуации с вырубкой леса, на следующий день вышел приказ об отмене аукциона.
Ирина Ак, местная активистка считает, что это ещё не победа, а временное затишье. На бумаге всю тайгу распродали давно, остальное только дело времени. Местные лидеры-общественники готовы в любой момент заступиться за тайгу.
Для коренного народа эта земля священна.
У тоджинцев принято первой ложкой сваренного супа угощать костёр, так они благодарят духов природы за щедрость. По словам коренной жительницы, люди в мире – временные гости, нас не было и не будет потом, а хозяева леса, гор и рек будут всегда.
– Мы боролись не просто за экологию, а за свой образ жизни. За право называть себя тоджинцами, – подвела итог Сержи Кельчина.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!