- 25 марта 2022
- 19:49
Многие исследования показали, что биоразнообразие наиболее богато в мире именно в регионах, населенных коренными народами. Так, доцент кафедры изучения коренных народов Хельсинкского университета Кристийна Виртанен работала с народами апурина и манчинери, которые принадлежат к аравакской языковой группе. Всего в Бразилии насчитывается более 300 коренных народов. По словам Виртанен, считается, что действующие лица «природы» на Амазонке обладают индивидуальностью и с ними активно общаются. Другими словами, «природа» не рассматривается как нечто отдельное от людей и социальных отношений.
«Они воспринимают утрату биоразнообразия как исчезновение многих животных и растений в результате неустойчивых ценностей и действий доминирующего общества», – говорит Виртанен.
Люди должны потреблять природные ресурсы устойчивым образом, чтобы окружающая среда могла гарантировать их здоровье и благополучие. Следовательно, деятельность некоренных экономических субъектов, таких как загрязняющая окружающую среду горнодобывающая промышленность, строители инфраструктуры и крупномасштабное сельское хозяйство, не находится во взаимной связи с природой Амазонки.
Природа не рассматривается коренными народами как нечто отдельное от людей и социальных отношений.
По словам Виртанен, существует большая разница между тем, как коренные жители региона говорят об экологических вопросах в своих общинах на своих родных языках, и тем, как они обращаются к ним на политических мероприятиях на языке большинства населения.
«Это потому, что у них совершенно иная экологическая философия. Кроме того, используя язык большинства населения, они делают вещи понятными посторонним. Вот почему они используют португальское слово для обозначения природы в своих петициях, хотя такого слова даже не существует в их родном языке», – говорит Виртанен.
Коренные народы Амазонии стремятся предотвратить утрату биоразнообразия и содействовать сохранению биоразнообразия с помощью целого ряда политических мер, петиций, социальных сетей, исследований и сотрудничества с другими сторонами на самых разных уровнях.
«На своей собственной земле многие народы также принимают множество различных общественных планов и решений, например, о том, на какие виды можно ловить рыбу и охотиться в определенное время и в определенных районах. Обсуждается достаточность различных природных ресурсов, и молодое поколение учат защищать определенные районы и виды в соответствии с меняющимися обстоятельствами”.
Стремление к продвижению по службе не имеет значения
Исследователи отмечают некое сходство в философии отношения к природе и среди саами. Помимо Финляндии, родина саами состоит из самых северных районов Кольского полуострова, Швеции и Норвегии, и различия обусловлены как местным образом жизни и культурой, так и различными правами коренных народов и политикой саами.
По словам Ханны Гутторм, исследователя, специализирующегося на исследованиях коренных народов, идея продвижения по службе на самом деле не была частью традиционной философии саами. Культура саами подчеркивает выживание и благополучие (достаточное, «биргейупми») вместе с окружающей средой, животными и другими людьми таким образом, чтобы сохранить предпосылки для жизни и пропитания, в том числе и на следующую зиму.
«Это означает заботу о пропускной способности окружающих земель и водных путей и заботу о них среди местных сообществ», – отмечает Гутторм.
«Традиционные ноу-хау, подобные этому, все еще присущи старшим поколениям и тем, кто живет рядом с природой, но некоторые из них стали ненужными из-за технического прогресса. В языках саами слово ”природа” стало частью словарного запаса с частично тем же значением, что и в финском, но рядом с ним используется несколько слов, более конкретно относящихся к использованию и значению различных типов земель»
Дискуссия о климате и утрате биоразнообразия сосредоточена на оленеводстве
Оленеводство является наиболее динамичным, обширным и наиболее субсидируемым из всех источников средств к существованию саами, поэтому большинство дискуссий об изменении климата, касающихся саами, сосредоточено на нем, особенно в Финляндии. Механизация и необходимость дополнительного кормления из-за сложных зимних условий, вызванных изменением климата, а также связанные с этим дополнительные расходы привели к увеличению поголовья оленей, даже превышающему возможности окружающей среды.
«Исследования показали, что традиционные экологические знания народа саами часто игнорируются», – говорит Гутторм.
По словам Гутторм, в нынешних обсуждениях политики саами особое внимание уделяется правам коренных народов на традиционные средства к существованию.
«К сожалению, даже саамы, похоже, отодвигают биоразнообразие на второй план в этих дискуссиях. Вот почему я думаю, что саамы должны осознать беспокойство по поводу утраты биоразнообразия и шире распространять традиционные знания о жизни в гармонии с природой. Участие и взаимность также влекут за собой ответственность, которая может быть упущена из виду, если акцент делается только на адаптации к изменению климата».
Предрассудки должны быть преодолены
Пирьо Кристийна Виртанен и Ханна Гутторм счастливы, что доминирующее в западном мире неустойчивое представление о человеке, ориентированное на человека, о том, что люди выше природы и ее правителей, начало рушиться. Исследования коренных народов, постгуманизм и более всестороннее изучение сетей являются примерами новых тенденций, связанных с этим развитием.
«Взгляды коренных народов подчеркивают взаимосвязь. Они сосредоточены на взаимоотношениях между различными существами, людьми, животными, растениями и Землей. Более того, коренные народы Амазонки учат даже самых маленьких членов своей общины прислушиваться к окружающей среде и наблюдать за ней. Особые отношения с природой – это реальность, а не миф. Взаимосвязь людей и окружающей среды проявляется в языках и практиках», – говорит Виртанен.
Рани-Хенрик Андерссон, изучающая коренные народы Северной Америки, разделяет этот взгляд на природу.
«К счастью, романтический стереотип о коренных народах, имеющих магическую связь с природой, в последние годы сменился более глубоким пониманием и уважением их связи с природой», – отмечает Андерссон.
Природа может иметь религиозное, практическое или экономическое значение, или все вышеперечисленное.
По мнению как Андерссона, так и Виртанена и Гутторма, коренные народы на практике не отделяют людей от природы и окружающей среды; скорее, люди являются их неотъемлемой частью. Оба мира принадлежат к одной и той же индивидуально и коллективно переживаемой сфере знаний, которая обсуждается и из которой извлекаются уроки на основе опыта.
«Коренные народы исследуют и воспринимают окружающую среду с экологической точки зрения, и их знания об экосистеме неразрывно связаны с их системами верований и, следовательно, с их традиционными знаниями или традиционными экологическими знаниями», – говорит Андерссон.
Необходимо использовать экологические знания
Виртанен считает печальным тот факт, что в тропических лесах Амазонки проживает ряд коренных народов, чьи земли находятся под давлением, в том числе и сельского хозяйства. По этой причине им часто приходилось выбирать неустойчивый образ жизни, потому что это единственный способ заработать деньги на продовольствие, которое окружающая среда больше не может производить.
В этих регионах сохранение родных языков и экологических знаний представляет собой еще одну проблему. И то, и другое важно для построения более устойчивого будущего.
«Например, народ Апурина живет почти в 30 различных резервациях, и это очевидно в регионах, которые они населяют. Регионы Апурина с наименьшим количеством неустойчивых внешнеэкономических проектов также обладают сильнейшими культурными знаниями и языком коренных народов, который выражает мир существенно иначе, чем португальский».
По словам Виртанена, широко распространена концепция «благородного дикаря». Часто считается, что коренные народы Амазонки живут, например, без современных технологий, но и для них городская жизнь и учеба в университете являются важной частью защиты ценностей и прав коренных народов.
По мнению исследователей, самая большая разница между большинством населения и коренными народами заключается именно в их ценностях. Экологические знания и навыки коренных народов также следует использовать в усилиях по сдерживанию утраты биоразнообразия.
Коренные народы Северной Америки занимают решительную позицию
По словам Андерссона, коренные народы Северной Америки и их традиционные знания были упущены из виду при обсуждении вопросов окружающей среды и ее сохранения.
«Только в последние годы их голоса стали лучше слышны, и их представление об окружающей среде, основанное на местных традиционных знаниях, стало восприниматься всерьез в дискурсах как академических исследований, так и охраны природы», – говорит Андерссон.
Изменение климата влияет на жизнь коренных народов от Арктики до Калифорнии. В арктическом регионе климат потеплеет, лед тает, а морская вода нагревается. Это оказывает заметное влияние, среди прочего, на охоту и рыболовство, в то время как таяние льда и вечная мерзлота обнажают большие запасы природного газа и нефти, которыми занимается крупный бизнес.
Коренные народы Северной Америки и их традиционные знания были упущены из виду при обсуждении вопросов окружающей среды и ее сохранения.
«На самом деле, это одна из важных проблем, которой активно занимаются коренные народы по всей Северной Америке. Они организовали масштабные демонстрации против крупных энергетических компаний и их нефте- и газопроводов».
В то же время западные районы Северной Америки страдают от сильнейшей засухи более чем за тысячу лет, в результате чего обширные лесные пожары становятся ежегодным явлением.
«Засуха влияет на жизнедеятельность региона в то же время, когда сокращающиеся водные ресурсы используются для растущих потребностей крупных городов, таких как Лас-Вегас. В этом также коренные народы активно участвуют в поиске решений, которые могут быть использованы, например, для устойчивого развития индустрии туризма».
«Засуха влияет на жизнедеятельность региона в то же время, когда сокращающиеся водные ресурсы используются для растущих потребностей крупных городов, таких как Лас-Вегас. В этом также коренные народы активно участвуют в поиске решений, которые могут быть использованы, например, для устойчивого развития индустрии туризма».
Деятельность через организации
Наряду с гражданской деятельностью многие коренные народы активно участвуют в ряде национальных и международных организаций, цели которых включают переход от использования ископаемых видов топлива к возобновляемым источникам энергии.
Например, во многих резервациях были построены ветряные и солнечные электростанции, которые могут сыграть значительную роль на местном уровне, а также с точки зрения самодостаточности резерваций. Независимо вырабатываемая энергия снижает зависимость от федеральных энергетических систем, которые полагаются на ископаемое топливо.
Многие народы также участвуют в деятельности органов власти, отвечающих за национальные парки и другие природоохранные организации. Например, на побережье Калифорнии народ чумаш сотрудничает с Национальным управлением океанических и атмосферных исследований Соединенных Штатов в целях защиты морского заповедника Нормандских островов. План действий для региона широко охватывает традиционные экологические знания чумашей.
Коренные народы стремятся занять твердую позицию по экологическим вопросам на местном, национальном и международном уровнях, и к ним все чаще прислушиваются.
Источник: Индия. Дневник образования
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!