- 2 декабря 2021
- 21:08
Фото: Дарья Уланова
Три года исполнилось в ноябре ансамблю национального танца «Эрку» ― коллективу, мягко говоря, необычному. Как и его создатель.
Во-первых, это, судя по всему, единственная в Хабаровске полностью молодежная творческая команда, продвигающая культуру коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Руководителю, Дмитрию Иванникову, всего 23.
Во-вторых, большинство участников ансамбля ― русские студенты, как и сам Дима (он шутливо зовет себя «русским ульчем»). Это еще более удивительно, но тут все не просто.
Киле, Бельды и ты
― Я родился и вырос в селе Булава Ульчского района, ― Дмитрий сидит передо мной в белой толстовке с национальными спиральными узорами (фирменная униформа «Эрку»). ― Мамины родители поехали на Дальний Восток из Украины за большими деньгами, да так и остались. Бабушка по папиной линии из села Кизи. Мама и папа появились на свет уже в Булаве, так что и я был окружен всем этим с детства.
Понятно, что Иванниковы ― фамилия в этих краях достаточно редкая. Но в остальном ульчская культура стала для него родной, и в 11 лет он записался в детский национальный ансамбль «Хоста».
― Альтернативы у меня все равно не было, ― смеется парень. ― Но на самом деле коллектив потрясающий. Начались поездки, в том числе за границу: Китай, Япония. А в старших классах я перешал в ансамбль «Гива» ― это, на минуточку, старейший национальный ансамбль России! Ему исполнилось 65 лет, и руководит им сейчас прекрасная Галина Павловна Ветка. И все, меня это поглотило. Потому что в звуки бубна и варгана, в движения и узоры, в рассказы наших старейшин невозможно не влюбиться…
Однако пришло время становиться хабаровчанином ― неизбежный путь для большинства местных подростков.
Эрку — значит «созвездие»
― В Ульчском районе нет даже техникума, ― рассказывает Дмитрий. ― Поэтому там практически не живет молодежь, все уезжают либо в Николаевск-на-Амуре, либо в краевую столицу. Я решил поступать на режиссера в институт культуры. Но родители воспротивились, мол, что это за профессия такая. А я сдавал физику и литературу (организаторы ЕГЭ, кстати, думают, что такого не бывает, эти экзамены даже стоят в один день). Вот физика и пригодилась…
И еще как: он прошел на бюджет по престижной специальности «Техносферная безопасность» в ДВГУПС.
— Да, как ни странно, я инженер по охране труда, получил красный диплом, — улыбается молодой человек. — А еще все-таки поступил параллельно на режиссуру, уже заканчиваю. И это, между прочим, даже труднее.
Когда же в этой студенческой жизни начались танцы? А они и не заканчивались. Но путь к «Эрку» был непростым.
— Сначала меня, конечно, помотало: пробовал и современную хореографию, и русские народные, и даже хип-хоп. Но все было не то. Хотелось чего-то… родного, понимаете? Пришел в ансамбль «Сэнкурэ», он известен в крае. Но и там не сложилось. Понял: нужно делать что-то свое.
Это «свое» оформилось в молодежном национальном лагере «Встань на крыло». Идею нового коллектива признали классной, и Дмитрий начал обращаться к директорам институтов своего университета.
— Сначала дело не пошло, — признается он. — Все знают, что ДВГУПС — колыбель мощных коллективов с историей: «Самоцветы» отвечают за народную хореографию, «Резонанс» — за современную, «Планета Голливуд» поет… Обычно талантливые ребята идут туда. И тут я такой: «Хочу свое!»
В итоге на этот взрывной энтузиазм ответил взаимностью проректор университета по воспитательной работе. У «Эрку» появились покровитель и место для занятий.
Актуальнее, чем хип-хоп
— Если честно, даже не знаю, что мы танцуем, — вдруг огорошивает меня создатель ансамбля. — Потому что соединяем национальный танец с современной хореографией и уличными стилями. Мы же молодежный ансамбль, нам хочется преобразовывать культуру, вносить в нее что-то новое. При этом есть у нас и варган, и бубен, а все номера основываются на фольклоре. Первым делом мы изучаем его.
И танцы, и костюмы ребята создают сами. Дима отлично владеет швейной машинкой: говорит, сначала подшил маме шторы, а потом понеслось. Он же учит своих отличать нанайские узоры от ульчских, а эвенский декор от эвенкийского.
— Нанайцы насыщают свой орнамент очень плотно, он весь в деталях, — объясняет студент. — Ульчский более мягкий, разреженный и плавный. Нивхский — более «морской», там чаще встретишь волны. Нужно знать все это, понимать обряды, прежде чем вдохновляться.
К аутентичности он относится с нехарактерной для молодежи щепетильностью:
— Есть люди, которые говорят, что мы что-то искажаем, но это не так. Я всегда советуюсь с нашими старейшинами, с руководителем ансамбля «Гива», они нас поддерживают. Все это тактично и достойно. Нельзя, не вникнув, браться за стилизацию. Это может кого-то обидеть или оскорбить. И так происходит. Например, видишь номер, где маленькие девочки стучат по ритуальному бревну. А к нему вообще-то допускаются только пожилые женщины. Или все подряд прыгают через канат. Но канат — мужская забава, так выявляют мэргэнов — защитников, богатырей. Понимаете?
Возможно, именно этот подход и есть фишка «Эрку». То, что у ансамбля есть основной состав в 14 человек и приходят новые ребята — главная Димина гордость. А еще два первых места на дальневосточной «Студвесне» (причем одно за коллекцию одежды!) тоже кое-что доказывают.
— Да, меня спрашивают, почему мы не танцуем хип-хоп. Все просто: наше направление сегодня актуальнее, чем хип-хоп, у него самобытная философия. О чем хореография коренных народов? Это природа, вода в Амуре, животные и птицы, — все, что нас окружает. Поймать рыбу — танец, выделать кожу — танец. Вся жизнь — танец.
Источник: Хабаровские Вести
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!