- 3 ноября 2021
- 17:42
Из интервью представительницы чукчей Ротваль Марии Ивановны, родившейся в оленеводческом стойбище Иультинского района на Чукотке можно многое почерпнуть об обрядах и духовных традициях народа, например, о существовании у чукчей защищающих имен, от слов солнце, от названий оленей.
Интересен рассказ о похоронных обрядах. Когда человек умирал, специально подвешивали в жилище снеговыбивалку, потом спрашивали мертвого, куда его отвести, в какой стороне его хоронить. Куда она отклонялась, туда и везли. В место захоронения везли на олене, когда возвращались, время нельзя было при передвижении оглядываться. Надо было отрезать дорогу — палочкой провести по тропе поперек. После похорон нужно было обязательно перекочевать с места прошлой стоянки, где умер человек, чтобы его душа после похорон не могла вернуться.
Дед Марии Ивановны был шаманом, ходил в тундру, выкапывал растения и делал отвары, лечил больных, своих родственников, других членов стойбища.
О проекте:
Сайт «ЭТНОКНИГА Магаданской области» был создан при поддержке Российского Фонда культуры в 2020 году Магаданской областной общественной организацией работников культуры. Он знакомит заинтересованных пользователей, с культурами коренных малочисленных народов территории.
В 2021 году проект получил вторую грантовую поддержку Российского Фонда культуры на дальнейшее развитие.
Страницы электронной книги представлены блоком разделов – новостной информацией о проекте, шестью разделами, каждый из которых посвящен отдельно взятому этносу, библиотекой и медиа.
Каждый этнораздел включает в себя историческую справку с информацией о хозяйстве, жилищах, транспортных средствах, характерной для народа одежде, особенностях системы питания, социальной организации и духовной культуре. Данная информация проиллюстрирована фоторядом, где использованы изображения музейных предметов из фонда Магаданского областного краеведческого музея, исторические снимки этнографических экспедиций В.Г. Богораза, В.И. Иохельсона и др. По этносам распределена библиография. Фото и видеоряд являются общими для всех этнических групп территории.
В электронной библиотеке сайта собраны издания о коренных малочисленных народах Севера (КМНС). Это документальная, научная, художественная литература. Подборка на сегодняшний день довольно обширна, и постоянно пополняется.
Электронная библиотека включает в себя авторские издания ученых региона, изучающих этнические культуры. Например, этнограф Л.Н. Хаховская, археологи И.Е. Воробей, А.А. Орехов и др. исследователи. Наряду с ними, можно найти издания признанных классиков изучения северных народов, таких как В.Г. Богораз, В.И. Иохельсон. Произведения авторов из числа КМНС помогут вам вдохнуть запахи тундры, открыть для себя бескрайние колымские просторы и услышать хорканье оленьего стада, подходящего к стойбищу (напр., Константина Ханькана, Улиты Котельниковой). Также в библиотеке сайта можно найти изданные на языках северных этносов: сказки, произведения русских и советских классиков.
В разделе «Фото» размещены фотографии представителей арманской поселковой общественной организации КМНС, национального хореографического самодеятельного ансамбля «Нэлкени», этнического хореографического коллектива «Энэйзю», фотографии с праздника эвенского нового года «Хэбденэк», эвенского ансамбля «Н’ЭРИН» (Рассвет), этнокультурного центра поселка Эвенск «Хэкет», совхоза «Ирбычан».
Наиболее информативным и актуальным в настоящем отрезке времени представляется раздел «Видео». Команда проекта бережно собирала видеоматериалы об этносах Северо-Востока. Здесь можно найти выпуски передачи «Дыхание земли родной», съемки национальных праздников и т.д.
В разделе также представлены ознакомительные видеоэкскурсии и видеолекции на этнографической экспозиции Магаданского областного краеведческого музея «Люди Земли и Моря». Они повествуют о типах хозяйствования, предметах культуры и быта, транспорте, инструментарии северных народов, особенностях кочевки, духовной жизни, обычаях и традициях.
Наибольший интерес могут вызвать у посетителей сайта живые интервью, проведенные командой проекта с представителями КМНС области разных возрастов. В видеосюжетах люди вспоминают о своем детстве, проведенном в оленеводческой бригаде или национальном селе, быте народа, событиях, свидетелями которых они были. Повествуют о рыбалке, охоте, помощи родителям, а также о собственной судьбе, неразрывно связанной с Севером и областью, народом, его традициями. Все рассказы отличаются в зависимости от возраста рассказчика, так как команда проекта снимала интервью не только с представителями самого старшего поколения, но и людьми 30-40 лет, а также молодежью.
Наиболее информативны интервью представителей самого старшего поколения коренных народов. Эти люди еще застали исконный быт, обычаи и тип хозяйствования предков, который хоть и стал видоизменяться к середине XX века, но все же в то время не претерпел таких глобальных преобразований, которые мы наблюдаем в жизни коренных народов Севера сегодня. Это хранители традиций и носители живого языка, эвенского и корякского, юкагирского и чукотского. Язык – яркий маркер представителей самого старшего поколения, так как более молодые или понимают язык, но не говорят сами, или вовсе им не владеют. Старейшее поколение – это люди, рожденные в период с 1950-1960.
Источник: МагаданМедиа
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!