- 5 декабря 2021
- 13:48
Президент Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге рассказывает о том, как должна освещаться в СМИ непростая этническая тематика, чем интересен такой контент, и как он помогает в брендировании регионов
В Москве завершился XIII Всероссийский конкурс на лучшее освещение вопросов межнациональных и этноконфессиональных отношений «СМИротворец», организованный ФАДН России. Чтобы наградить самых достойных, жюри изучило свыше 14 тысяч работ на этническую тематику. Уровень представленных материалов растет каждый год. Значительную роль в этом сыграла Гильдия межэтнической журналистики, инициатор и соорганизатор конкурса. Это объединение проводит курсы для работников СМИ, специализирующихся на межэтнической тематике, организовывает семинары для сотрудников национально-культурных НКО, выпускает сборники с лучшими статьями и ведет портал «Национальный акцент». О том, как должна освещаться непростая этническая тематика в СМИ сегодня, «КМНСОЗЮЗ-NEWS» рассказала Маргарита Лянге, президент Гильдии межэтнической журналистики.
– Маргарита Арвитовна, «КМНСОЮЗ-NEWS» поздравляет вас с успешным проведением XIII Всероссийского конкурса журналистов «СМИротворец». Расскажите, пожалуйста, о нем. В чем глобальная цель конкурса? Как он трансформировался за 13 лет?
– Изначальная миссия была — найти людей, которые заинтересованы в межнациональной тематике и качественно ее освещают. Все началось с того, что работая на «Радио России» я открыла сначала радио-журнал, а затем аналитическое ток-шоу на этническую тематику. За эти проекты мне стали давать награды на разных общероссийских журналистских конкурсах. Я поначалу радовалась, а когда награды пошли по второму кругу, задумалась: а где же другие аналогичные проекты, есть ли они? Мне захотелось найти единомышленников, которым также интересна этническая тема. Поэтому, собственно, и возникла идея конкурса с названием «СМИротворец». Он направлен на то, чтобы выявить лучшие практики, обменяться этими практиками и всем вместе вырасти на межэтнической теме, которая, на мой взгляд, очень важна для общества.
За 13 лет конкурс сильно трансформировался. В самом начале, когда мы собрали первые работы по этой тематике, большинство материалов отличала некорректная риторика. Я тогда подумала, что вряд ли коллеги это делали специально, стало ясно, что в стране просто не было опыта освещения этой темы. Со временем «СМИротворец» превратился в образовательный проект, вокруг него сформировалось сообщество.
Менялась медиастреда, менялось медиапотребление на рынке, трансформировался и «СМИротворец». Сейчас там уже есть номинация «Блоги», хотя, строго говоря, блоги — это не СМИ, но это тоже медиа. Появилась номинация «Поколение мультимедиа» для студентов. Ну а в численном соотношении: если в первом конкурсе было рассмотрено около 250 работ, то сейчас мы выбирали победителей из 14 тысяч материалов.
Если в первом конкурсе было рассмотрено около 250 работ, то сейчас мы выбирали победителей из 14 тысяч материалов.
– Насколько активно в конкурсе участвуют представители коренных малочисленных народов? Какие особенности можно выделить в их работах в плане тематики, подачи информации?
– Не скажу, чтобы они были слишком активны, к сожалению. Есть некоторые регионы, с которыми мы достаточно плотно работаем, это, например Ямал, Югра. Оттуда регулярно подаются работы, мы сотрудничаем с редакциями, стараемся помогать этим СМИ трансформироваться и сохранить свою аудиторию.
Если смотреть в целом, то подаваемые на конкурс работы скорее описательного плана, проблемные вопросы практически за затрагиваются. Чаще всего мы получаем этакие пасторальные истории.
Здесь весь вопрос в кадрах. Во-первых, нужно найти людей, которые были бы журналистами, во-вторых, специалисты должны владеть языком, и, в-третьих, важно, чтобы им еще хотелось что-то делать. И когда все эти три фактора сходятся, то получается сделать хорошие работы, но так происходит далеко не всегда. СМИ коренных малочисленных народов нуждаются в системной перезагрузке, но без желания самих редакций это сделать невозможно.
– Расскажите, пожалуйста, о проектах участников из числа коренных малочисленных народов, которые вам запомнились?
– Приведу пример с Ямала. На каком-то этапе мы увидели, что из этого региона стали поступать очень качественные работы от муниципальных телеканалов. Оказывается, там закупили технику, пригласили хороших журналистов и как следствие появились качественные программы, рассказывающие о жизни коренных народов. Это был мощный прорыв, но он имеет свое объяснение в виде системной работы власти.
– Какие направления в этнических медиа вы считаете наиболее перспективными?
– Я думаю, что это прежде всего, какие-то вещи, связанные с топонимикой, географией, с туристической привлекательностью. Если говорить о широкой аудитории, то вряд ли ее будут интересовать очень специальные вопросы, касающиеся отдельного рода или небольшой территории. Точно также представителей малочисленных народов Севера вряд ли волнуют узкие вопросы какого-нибудь района Кубани.
Но когда речь идет о познавательной журналистике, то это всегда любопытно. Почему местность называется так, а не иначе, какие здесь существуют традиции. Здесь абсолютный приоритет у этнических СМИ, потому что у них имеется очень большая смысловая база. Если журналисты действительно подкованы, то они могут в разных вариациях интерпретировать знания, которые всегда интересны. А еще этнические СМИ могли бы очень помочь в этнобрендировании регионов, ведь их смыслы и истории могли бы подхватить и распространить другие медиа.
Этнические СМИ могли бы очень помочь в этнобрендировании регионов, ведь их смыслы и истории могли бы подхватить и распространить другие медиа.
– В этнических СМИ значительную часть контента создают народные корреспонденты, для которых журналистика — не основная профессия. Есть ли у них возможности для повышения уровня мастерства?
– Народные репортеры — это мировой тренд. Невозможно журналисту оказаться во всех точках, где что-то происходит. А народный корреспондент, имея телефон, может передать информацию, фото, видео прямо с места событий. То, что данные поступают с отдаленной территории, уже само по себе интересно, ведь большинство читателей или зрителей никогда туда не доберутся. Но важно, чтобы качество контента от народного корреспондента было высоким. Нужно, чтобы с такими журналистами редакция находилась в постоянном диалоге, чтобы штатные, профессиональные работники СМИ давали обратную связь, рассказывали, как надо делать, а как – не надо. Если народные корреспонденты не старше 25 лет, то для них открыты двери Школы межэтнической журналистики в разных регионах страны. Эти Школы каждый год организует наша Гильдия.
Главное, чтобы было желание заниматься. Несколько лет назад нашу Школу межэтнической журналистики окончила автор из Нарьян-Мара Валентина Чибичик. В Ненецком автономном округе у нас нет школы, но Валентина очень хотела заниматься, и она записалась в московскую школу. Специально для нее каждый раз открывали канал, проводили онлайн-трансляцию и она участвовала в занятиях дистанционно. Сейчас Валентина ведет яркие проекты в социальных сетях и на Youtube.
Народный корреспондент, имея телефон, может передать информацию, фото, видео прямо с места событий.
– Осенью вышел в свет первый номер альманаха «Настоящие люди». Его учредителем и издателем стал КМНСОЮЗ, а воплотила идею в жизнь Гильдия межэтнической журналистики. В чем особенность альманаха?
– Журналов на этническую тематику издается вроде бы много, но зачастую они не имеют никакого отношения к медиа, это могут быть, например, сборники нормативно-правовых актов. Здесь же у КМНСОЮЗа было желание получить полноценный альманах с высоким журналистским уровнем материалов. Второй важный момент — подход. Альманах рассказывает о людях, о необычных людях, их особенных взглядах на жизнь, достижениях, устремлениях. Мне кажется, что у нас получилось показать многогранность жизни разных представителей коренных народов, рассказать об их быте, экономике, культуре. Мы изменили угол зрения на этническую тему, думаю, этим альманах очень интересен.
Нужно наладить поток информации, чтобы люди привыкли, что это нормальный источник данных.
– Если этническая тематика интересна топовым СМИ, то как представителям объединений коренных малочисленных народов «попасть» на центральные телеканалы и на страницы федеральных газет?
– Можно задружиться с каким-то журналистом и заинтересовать его. Можно купить рекламу в СМИ, правда, не факт, что коммерческий материал окажется качественным. Есть более долгий путь, однако он более надежный — начать планомерную информационную компанию в интернете: выкладывать материалы, информацию о своей жизни, о своих ярких инициативах, то есть, набирать информационный вес.
Нет смысла вспоминать о работе со СМИ, когда у тебя появилась одна какая-то идея и ты хочешь с ней попасть на центральный телеканал. Нужно наладить поток информации, чтобы люди привыкли, что это нормальный источник данных, что там все время что-то происходит, что постоянно появляются интересные фото, интересные видео.
– Что делать, если СМИ написало «не то»?
– Нужно для начала понять, почему это произошло: либо журналист что-то не понял, либо это заказной материал. Последнее тоже случается, и тогда имеет смысл бить во все колокола, идти в суд. Но зачастую некорректные тексты или сюжеты выходят не по злобе, а по незнанию. Я считаю, что любой негативный материал — это повод начать отношения с редакцией. Если тот, о ком написали «не то», спокойно обращается в редакцию и говорит, что вы осветили ситуацию только с одной стороны, что есть еще вот такие аспекты, то нормальная редакция всегда пойдет на встречу. И в итоге результатом такого негативного материала может быть дружба с редакцией и появление огромного количества позитивных текстов и сюжетов.
Любой негативный материал — это повод начать отношения с редакцией.
– Сейчас о коренных малочисленных народах говорят значительно больше, чем, например, десять лет назад. С чем это связано?
– С одной стороны выросло новое поколение людей, которые очень хорошо себя чувствуют в интернете, могут безо всяких посредников заявить о каких-то проблемах, начать дискуссии. Второе – фокус внимания общества сейчас нацелен на Арктику и труднодоступные районы, поскольку там ведется добыча углеводородов и других полезных ископаемых, от которых до сих пор зависит наш бюджет. Общество волнует, что за люди живут на этой территории, как складываются их отношения с недропользователями, как разработки меняют их быт. СМИ тоже изменили подход, мы прошли разные периоды, сейчас стало очевидно, что аудиторию в принципе интересует, как люди живут в экстремальных условиях. С точки зрения журналистики, это не так уж сложно, все, чтобы ты не рассказал, будет принято аудиторией просто потому, что это необычно. Желание найти что-то яркое, особенное внутри своей страны подогревает интерес граждан. Все эти факторы привели к тому, что о коренных малочисленных народах стали больше писать текстов и снимать сюжетов.
Выросло новое поколение людей, которые могут безо всяких посредников заявить о каких-то проблемах, начать дискуссии.
– Продолжая тему активности. Сейчас объединения коренных малочисленных народов отстаивают свои права на самом высоком уровне. На ваш взгляд, стоит ли широко освещать эту деятельность?
– Конечно. Говорить стоит, причем, стоит говорить громко, поскольку это часть гражданского общества большой страны. Когда возникают какие-то проблемы, общество должно знать, кто за что борется, кого поддержать, на чью сторону встать.
Широкое освещение решает и превентивную задачу, показывает, что есть очень мощные общественные объединения, которые с одной стороны договороспособные, с другой стороны не позволят у себя на голове плясать. А это формирует немножко другой тип поведения бизнеса. К сожалению, по умолчанию бизнес не всегда является социально-ответственным. Я видела массу примеров, когда компании, которые очень деликатно вели себя с коренными народами за рубежами нашей родины, приходя сюда, меняли свое поведение и становились просто какими-то конкистадорами в диком поле. И пока люди не показывают, что готовы себя защищать, государство не демонстрирует возможность вмешательства, бизнес не приходит в чувство.
– Как нужно говорить в обществе на межнациональную тематику, чтобы это было корректно?
– На межнациональную тематику нужно говорить честно. У нас в обществе есть такой подход: давайте об этой проблеме помолчим и об этом неприятном моменте не будем вспоминать. Но времена замалчивания прошли, есть интернет. Если на местах не сказать о проблемах, которые волнуют людей, то об этом скажет любой залетный блогер, который толком ничего не понимает в ситуации, но у него есть точка зрения и он будет ее транслировать. Поэтому мне кажется, на межнациональную тематику нужно говорить посвободнее, поспокойнее и без всякой оглядки. У нас очень много оглядок на международное сообщество. Это очень странно, потому что опыт многонациональной жизни и поддержки коренных малочисленных народов Севера, который сформирован в нашей стране, уникален, он не превзойден никем в мире. Такая степень интеграции, сотрудничества другим странам даже не снилась.
Проблемные вопросы в межнациональной тематике были, есть и будут. Но наша сила в том, чтобы говорить об этом, с одной стороны, никого не обижая, с другой стороны – ничего не замалчивая. Только так можно что-то решить.
На межнациональную тематику нужно говорить посвободнее, поспокойнее и без всякой оглядки.
Справка «КМНСОЗЮЗ-NEWS»
ФИО: Лянге Маргарита Арвитовна
Должность: Президент Гильдии межэтнической журналистики
Общественная деятельность: член Общественной палаты России и Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!