У гражданина есть право указывать национальную принадлежность
У гражданина есть право указывать национальную принадлежность

Текст: Ильнур Ярхамов

Небольшой комментарий депутата Госдумы от Татарстана Ильдара Гильмутдинова радиостанции «Говорит Москва» об изменениях в указании данных в паспортах граждан породил интересную дискуссию. Дело в том, что парламентарий высказался о строке «национальность» в паспортах, что по этому вопросу есть обсуждение в стенах Госдумы. Тут в СМИ пошли публикации материалов, что слова Гильмутдинова свидетельствуют чуть ли не о его законодательной инициативе. Журналисты оперативно начали опрашивать как сторонников, так и противников графы «национальность» в паспортах.

Однако ряд важных деятелей в истории обсуждения графы «национальность» в паспортах утонули в баталиях комментаторов в материалах СМИ и, возможно, не были услышаны читателями в соцсетях.

– Никакой моей инициативы по включению строки «национальность» в паспорте нет. Со стороны журналистов радиостанции «Говорит Москва» был задан вопрос мне: «Как я отношусь, если в паспорте будет предусмотрено добровольное обозначение национальности гражданина?». То есть сама эта тема, само это обсуждение было инициировано со стороны радиостанции. Я ответил, что вопрос по строке «национальность» неоднократно в нашем комитете Госдумы обсуждался применительно к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Потому что у них постоянно возникает этот вопрос. Так они в связи со своей национальностью могут в соответствии с федеральными законами и постановлениями правительства России получать определенные преференции, налоговые вычеты, льготы, квоты на ловлю рыбы, на охоту и так далее, – комментирует KazanFirst Ильдар Гильмутдинов, почему вдруг такое внимание к графе «национальность» в паспорте у российских законодателей.

По его словам, представители этих народов постоянно обязаны доказывать свою принадлежность к тому или иному этносу. Сейчас они включены в реестр народов, утверждённый правительством страны. Для них тема о строке «национальность» остаётся до сих пор актуальной.

– В целом никакой речи не идёт о законодательной инициативе включать строку национальности в паспортах. Тем более сейчас депутаты Госдумы находятся в отпусках. Так что чисто технически претворение в жизнь этой идеи невозможно. Обращу внимание ещё на такой важный момент, который почему-то некоторые комментаторы не видят. Речь идёт о том, что мы с представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока обсуждаем добровольную возможность обозначать свой этнос в паспорте. То есть это по воле самого гражданина может появиться такая отметка. Никто не вправе включать эту информацию в паспорт гражданина против его воли. То есть мы обсуждаем только добровольную возможность обозначать свою национальность, больше никак, – подчеркнул депутат.

История с графой «национальность» в паспортах граждан России на самом деле давняя, интересная и имеет свои незамысловатые виражи. О ней мы поговорили с экспертом по законодательству о правах коренных малочисленных народов, бывшим председателем Ассоциации шорского народа (по переписи 2010 года их всего 13 тысяч человек в России), экс-вице-президентом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, до 2021 года замруководителя аппарата Комитета Совфеда по делам Севера и малочисленных народов, а сегодня председателем Совета старейшин шорского народа Михаилом Тодышевым.  

– Насколько актуальная для коренных малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНСС и ДВ) тема со строкой «национальность» в паспорте?

– Да, тема документального подтверждения своей этничности на этих народов очень актуальна. Эта тема актуальная и в целом для народов России. Почему? Потому что кто бы что ни говорил, но законодательство Российской Федерации о правах коренных малочисленных народов, содержащее те или иные преференции, закрепляющее права представителей этих народов в тех или иных сферах жизни, – всё это построено по принципу национальной принадлежности.

То есть имеются чёткие формулировки в тексте о гарантиях прав КМНСС и ДВ в Российской Федерации. Когда я слышу мнение, что у нас в России нет никаких преференций по национальному признаку, я как юрист говорю, чтобы посмотрели статью 69-ю Конституции Российской Федерации, где выделяются коренные малочисленные народы (КМН), которым государство гарантирует права.

Поэтому этим народам нужно решать вопрос документального подтверждения граждан к КМН, когда вопрос решается на уровне субъектов Российской Федерации или какими-то чиновниками территориального уровня, лесной или земельными службами. В общем, тут имеется в виду, когда чиновники решают вопросы по выделению квот или лимитов на вылов водных биологических ресурсов или лимиты на добычу объектов животного мира, охотничьих ресурсов на удовлетворение личных нужд.

Вот все эти квоты и лимиты выделяются лицам, которые относятся к КМН, в том числе без оплаты сборов за право пользования объектами животного мира. То есть это бесплатные лимиты, выделяемые органами власти для удовлетворения личных нужд представителей КМН.

– А есть список народов, входящих в КМН?

– Да. Как правило, человеку, стоящему перед чиновником, нужно доказывать, что он действительно является представителем коренного малочисленного народа, который включён в перечень таких народов. Есть либо единый перечень таких коренных малочисленных народов Российской Федерации, состоящий из 47 этносов. Либо это представители одного из 40 малочисленных коренных народов Севера, Сибири или Дальнего Востока. На эти народы распространяется два специальных закона – это Закон о территориях для традиционного природопользования и Закон об общих принципах организации общин этих народов. К этому же – в ряде федеральных законов закреплены конкретные преференции, предназначенные или адресованные лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.

– В общем, проблема отсутствия графы «национальность» в паспорте для народов КМНСС и ДВ очень актуальная. Напомните, при каких обстоятельствах в России эта строка была отменена?

– В 1997 году было принято постановление правительства РФ о паспорте гражданина РФ и образце бланка в паспорте гражданина РФ. В общем, тогда из 5-й графы была исключена возможность указания национальности.

Я на эту проблему смотрю как юрист и как эксперт, уже более 30 лет занимаюсь профессионально законодательным обеспечением вопросов жизнедеятельности прежде всего коренных малочисленных народов. Эту проблему я отслеживаю начиная с 1997 года.

– Ильдар Ирекович мне говорил, что проблему строки «национальность» в паспортах периодически при обсуждениях поднимают именно представители КМНСС и ДВ. Но представители национальных общественных организаций других народов эту проблему не поднимают или с этой проблемой в госдумовский комитет по делам национальностей не обращаются. Если вы отслеживаете вопрос по паспортам с 1997 года, то что думаете по этому поводу?

– Я ничего не знаю относительно общественных организаций других народов, ничего не могу по этому поводу сказать. Но я не думаю, что эта проблема так спокойно умерла или сошла на нет после 1997 года. После этого года принимались нормативные правовые акты законодательными органами власти в субъектах Российской Федерации с требованием вренуть строку «национальность» в паспорт. Если не в паспорт прямо в перечень обязательных позиций, которые обозначены на первой или второй странице, то хотя бы в виде какой-либо возможности указания национальности в любом виде, хоть в виде вкладыша.

Например, был у нас когда-то в паспорте вкладыш о гражданстве, когда ещё были в обиходе паспорта Советского Союза. Но мы тогда уже являлись гражданами вновь образованной России. И всем гражданам тогда выдавали вкладыши о гражданстве в России.

И вот 828-е постановление правительства утверждает положение о паспорте гражданина России. По этому документу было дано право органам исполнительной власти в республиках России указывать во вкладышах в паспортах национальную принадлежность.

– У нас в Татарстане в паспортах есть татарские вкладыши, фамилию, имя и отчество можно написать по-татарски, но там нет графы «национальность».

– Когда я отсматривал все эти постановления и нормативные документы, то обнаружил, что в целом по Российской Федерации семь республик воспользовались таким правом – вкладыши в паспортах. Но из них три республики – Татарстан, Башкортостан и Республика Алтай пошли по пути дублирования в своих национальных вкладышах первой страницы паспорта на государственном языке республики. Но ни татары, ни башкиры, ни алтайцы не осмелились пойти в этих вкладышах на указание своих национальностей.

А другие четыре республики пошли на это – указание в национальных вкладышах в паспортах своей национальности. И своими постановлениями – где постановлением Кабинета Министров, где Советом Министров, где ещё каким органом власти – утвердили положения об указании во вкладышах национальных принадлежностей. Речь идёт о Республике Дагестан, Адыгея, Саха-Якутия и Бурятия. По Бурятии я знаю, что в паспортах выдавались такие вкладыши. Но я, к сожалению, не нашёл постановления и нормативные акты, которые утверждали положение графы о национальности в национальном вкладыше.

По Якутии я знаю, что за тот период большое количество представителей коренных малочисленных народов (их там пять этносов) и много якутов, да и вообще все желающие (чеченцы, татары, русские, проживающие в Якутии) приходили в органы Федеральной миграционной службы, писали заявления и через два дня получали вкладыш к паспорту со строкой «национальность».

В последующем, уже позже вышел административный регламент для Федеральной миграционной службы, где уже не было права на обозначение национальной принадлежности в национальных вкладышах. В общем, тогда в Якутию пришёл новый министр внутренних дел и сказал, что существовавший порядок выдачи национальных вкладышей с национальностями – это незаконно, потому что это не прописано в административном регламенте ФМС. Там потом местная прокуратура стала выносить предостережения по этому вопросу органам власти. В итоге все четыре республики отменили действия своих нормативных актов об указании национальности в национальных вкладышах.

До этого организации КМНСС и ДВ писали везде и всюду обращения и просили, чтобы ввести такое право указания своей национальности в паспортах в тех субъектах Российской Федерации, где они проживают, а не только в национальных республиках. Им было важно наличие документа, где подтверждается национальная принадлежность. Но после вот этих процессов в национальных республиках в начале 2000-х годов, в 2005-2006 годах для малых народов вообще была исключена хоть какая-либо возможность по указанию своей национальности.

Тогда представители коренных малочисленных народов с Ямала внесли предложение, и оно является, на мой взгляд, самым простым. Предложение ямальских ненцев заключалось в том, что в 5-м пункте о регламенте паспорта есть норма, согласно которой по желанию, по заявлению гражданина в паспорте может производиться отметка органами здравоохранения (группа крови и резус-фактор), органами налоговой инспекции (номер ИНН). И вот ямальские ненцы предложили, почему бы среди этих особых отметок не упомянуть «национальность» территориальными органами ФМС?

Основанием бы такой отметки «национальность» являлось свидетельство о рождении гражданина, в котором указывается национальность родителей или хотя бы одного из родителей. Этого было бы достаточно, чтобы в паспорте человек определил свою национальную принадлежность.

Если мы обратимся к опыту Советского Союза, то что там было плохо – представители определенных национальностей, наверно, в первую очередь евреи, не хотели указывать свою национальность. Им не всегда было удобно и желательно указывать свою национальную принадлежность. И они в Советском Союзе в связи с этим испытывали сложности и трудности.

И когда пришло время формировать новый бланк паспорта, когда вышло новое постановление, утверждающее бланк этого нового паспорта, то видимо, вот эти силы, недовольные строкой «национальность» в паспортах, добились того, чтобы этой строки не было. Но это уж не единственное обстоятельство, которое повлияло на это решение.

Мне как специалисту кажется, что противники строки национальности в паспортах перестарались, в общем, вместе с водой выплеснули ребёнка.

Почему сегодня нельзя поставить в паспорте отметку «национальность» в разделе особых отметок, где сегодня, как правило, указываются данные старого паспорта, если гражданин получил новый паспорт? Или кто-то сменил имя, фамилию. Или кто-то паспорт потерял и получил новый паспорт.  

Вот я шорец. Я хотел оставить свою национальность в паспорте. Когда в 1998 году пришло время менять свой паспорт, я пришёл к своему коллеге, с которым мы много моментов отработали по межведомственному взаимодействию. Я ему говорю, что хочу сохранить указание, что я шорец, в своём старом паспорте. И специалист мне в ответ: «Михаил, я ничего не могу сделать. Такая возможность исключена».

– Как вы оцениваете такие альтернативы документального подтверждения своей национальной идентичности, как свидетельство о рождении ребёнка, где указывается национальность родителей и ребёнка? Или, например, реестр представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока? Эти две альтернативы неужели не могут заменить вам вашу потребность в строке “национальность” в паспорте?       

– Разберёмся сначала со свидетельством о рождении ребёнка. Это никакая не альтернатива для коренных малочисленных народов. Дело в том, что мы имеем массу судебных решений, где четко и ясно указано, что свидетельство о рождении не является документом, подтверждающим национальную принадлежность гражданина.

Если поднять законы об актах гражданского состояния, то там написано, что свидетельство о рождении является документом, подтверждающим факт рождения и место рождения гражданина. И всё! Больше ничего этот документ не подтверждает.

Но свидетельство о рождении является одним из документов, косвенно подтверждающих национальную принадлежность. Там прежде всего указывается национальность родителей. А в соответствии с советской практикой ребёнок мог выбрать национальность только из числа национальностей его родителей и предков. То есть, скажем, татарин или шорец никак не мог выбрать национальность, предположим, венгр или испанец, потому что таковых у него никогда не было в роду. Хотя если ребёнок выбирал национальность «русский», а его родители не были русскими, то в Советском Союзе могли на это закрыть глаза.

А теперь по поводу реестра. Я же по вопросу документального подтверждения несколько публикаций делал, статьи писал, с докладами выступал, по конференциям ездил, есть публикация в сборник статей Совета Федерации от 2013 года «Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов России». Поэтому в качестве самого оптимального варианта предлагал решить вопрос просто – «национальность» сделать особой отметкой в паспорте наряду с другими отметками.

Но мне на такую активность было сказано, что «наверху на это не дают добро». Но проблема по КМН есть и эту проблему надо решать. Но какие есть пути? Сказали, что рассмотрят любые пути решения, кроме возможности вписать национальность в паспорт.

И вот Федеральное агентство по делам национальностей и сенатор Совфеда Григорий Ледков (раньше он был депутатом Госдумы и работал вместе с Ильдаром Гильмутдиновым) выбрали путь по созданию реестра. Хотя это не реестр, а лист учёта.

В итоге был принят 6 января 2020 года закон о гарантиях прав КМН. И этот закон был дополнен пунктом, регулирующим порядок ведения работы по взятию на учёт лиц, считающих себя коренным малочисленным народом.

Я не стал предпринимать каких-либо шагов, чтобы дальше отстаивать своё предложение с паспортом. Ну что поделаешь? Ну нет у нас на это политической воли.

Обращу внимание на несопоставимо огромные объёмы финансирования на проведение вот этих работ по созданию реестра. Сколько людей отвлекается от других важных дел, чтобы собрать нужную информацию, чтобы потом доставить информацию на федеральный уровень. Ради чего? Ради того, чтобы иметь возможность сказать, что теперь можно обращаться по межведомственным запросам в ФАДН, который формирует реестр КМН? А с 1 февраля 2022 года ФАДН должен начать давать информацию по запросам других органов власти, чтобы подтвердить, является ли тот или иной человек представителем коренного малочисленного народа или нет? И всё ради этого затеяно? Зачем?

Вот, скажем, на Дальнем Востоке представитель КМН находится на рыбалке или, скажем, оленеводы в Тундре. И вот включаются в их жизнедеятельность пограничники или органы Рыбнадзора. Там нет связи с интернетом. А им нужно решать, составить ли протокол в отношении человека, применить штрафные санкции или перед ними человек, который выловил нормовой объём рыбы как представитель КМН, и его нужно отпустить. Но на руках этого человека нет документа, который бы подтверждал его национальную принадлежность. А в паспорте, который он с собой всегда носит, указания национальности нет.

Неужели инспектор Рыбнадзора будет доставать свой планшет, выходить в интернет и писать запрос в ФАДН, входит ли в реестр КМН тот или иной человек или нет?

Не проще ли было бы в паспорте такую отметку предусмотреть, ни копейки денег за это никому не заплатить. Потому что отметка в паспорте производится специальным принтером. Что, у нас большие затраты на расходные материалы при печати особой отметки «национальность» в паспорте?

Но нет же! Мы лучше возьмём и столько денег угрохаем, сил и средств потратим на создание этого реестра. Я понимаю, что система учета лиц, относящихся к КМН, нужна и важна. Но не на федеральном же уровне, на мой взгляд. Мне кажется, это будет эффективно, если такие системы или базы данных будут созданы на региональном уровне, как это, например, сделано в Ханты-Мансийском автономном округе. Также сделано на Ямале – там все лица, ведущие традиционный образ жизни, занимающиеся оленеводством, охотой – все эти люди внесены в свой региональный реестр, в свою базу данных КМН.

Более того скажу. Чтобы попасть в этот федеральный реестр, надо же предоставить оригиналы документов непосредственно в сам ФАДН. А заверение документов требует оплаты услуги нотариусов, а это сегодня дорого, как минимум 1800 рублей. Ну и откуда у наших бедных аборигенов, живущих на социальную пенсию, как правило, безработных, деньги на это?

Я просто опасаюсь, что вся эта большая работа по федеральному реестру КМН будет обречена на провал.

– На ваш взгляд, как в целом оцениваете у нас в России сегодня вот этот процесс, когда человек выражает свою национальную принадлежность перед лицом государства?

– Перед уходом на пенсию я разработал короткий законопроект о реализации конституционного права на указание своей национальности документальным образом.

Согласно Конституции России в 26-й статье указано, что у каждого гражданина есть право указывать свою национальную принадлежность. Право это у нас конституционное, а реализовать его невозможно. Было возможно его реализовать по 1997 год, потому что был порядок в оформлении паспорта гражданина России и в 5-й графе указывалась национальность.  

После принятия в 1997 году 828-го постановления, утвердившего образец нового бланка паспорта гражданина РФ, данное право стало невозможно реализовать, то есть право указывать свою национальную принадлежность.

По этому вопросу было несколько решений Конституционного суда России, в некоторых из них было указано, что граждане имеют право указывать свою национальность в документах. У нас есть право указывать свою национальность. Никто не имеет права делать это в принудительном порядке. Но у всех граждан России есть на это конституционное право.

Я знаю много татар, которые хотели бы, чтобы у них в паспорте была указана его национальность. Есть также много таких чеченцев, представителей народов Дагестана. Почему сегодня законодатели лишают их права указывать свою национальность? Почему они лишают их реализации конституционного права?

– Как смотрите на недавнее решение правительства России по изменению данных в паспортах?

– Постановление правительства было подписано премьер-министром Михаилом Мишустиным 15 июля 2021 года «О внесении изменений в постановление правительства». Я когда прочитал вносимые изменения в наши паспорта, то подумал, что неужели раньше вот так просто нельзя было прописать в паспорт и национальность? Чего боимся?

Мы же, с одной стороны, пытаемся решить проблему национальной идеи, работаем над темой патриотизма, гордости. И при этом с 1997 года, вот уже как на протяжении 24 лет, у нас ведётся работа по вымыванию, по размыванию вообще понятия своей причастности, своей связи со своим этносом. По моему мнению, мы таким образом создаём общество манкуртов, которые не помнят своего родства.

Теперь же, в связи с новыми изменениями, граждан освобождают от обязанности указывать в паспорте сведения о малолетних детях, не достигших 14 лет. Во-вторых, теперь необязательно в паспортах указывать сведения о регистрации и расторжении брака. Раньше это было обязанностью, а теперь стало право. Вы представляете, какой простор для мошенничества в сфере купли-продажи жилья открывает положение о необязательности указывать в паспорте расторгнутые браки? Как теперь проверить чистоту совершаемых сделок? У нас что, нотариусы, задействованные в сделках с недвижимостью, будут проверять чистоту и перепроверять данные, указанные в паспортах клиентов? Скажем, пришёл гражданин, продал жильё, а у него в паспорте не указано, что раньше он состоял в браке с женщиной, которая имеет такие же права на это жилище. В итоге сделка будет признана недействительной.

Я вот когда читал лекции или встречался с активом какого-нибудь трудового коллектива, то спрашивал: кому интересно, кому актуально сделать в паспорте специальную отметку о резус-факторе или ИНН? Ноль поднявших руку человек. Никому это неинтересно.

Задаю вопрос: у кого есть сложности с документальным подтверждением национальной принадлежности? Лес рук!

Источник: Kazanfirst

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram

Читайте также:

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые Межрегиональной общественной организацией «Объединение коренных малочисленных народов «СОЮЗ» (МОО “КМНСОЮЗ”) (далее – Оператор).

1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2. Основные понятия, используемые в Политике

2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных.

2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.9. Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Законом о персональных данных (далее – персональные данные, разрешенные для распространения).

2.10. Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.11. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

2.12. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

2.13. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

2.14. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Основные права и обязанности Оператора

3.1. Оператор имеет право:

– получать от субъекта персональных данных достоверные информацию и/или документы, содержащие персональные данные;

– в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных;

– самостоятельно определять состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о персональных данных и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено Законом о персональных данных или другими федеральными законами.

3.2. Оператор обязан:

– предоставлять субъекту персональных данных по его просьбе информацию, касающуюся обработки его персональных данных;

– организовывать обработку персональных данных в порядке, установленном действующим законодательством РФ;

– отвечать на обращения и запросы субъектов персональных данных и их законных представителей в соответствии с требованиями Закона о персональных данных;

– сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение 30 дней с даты получения такого запроса;

– публиковать или иным образом обеспечивать неограниченный доступ к настоящей Политике в отношении обработки персональных данных;

– принимать правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных;

– прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, прекратить обработку и уничтожить персональные данные в порядке и случаях, предусмотренных Законом о персональных данных;

– исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о персональных данных.

4. Основные права и обязанности субъектов персональных данных

4.1. Субъекты персональных данных имеют право:

– получать информацию, касающуюся обработки его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения предоставляются субъекту персональных данных Оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, когда имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных. Перечень информации и порядок ее получения установлен Законом о персональных данных;

– требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав;

– выдвигать условие предварительного согласия при обработке персональных данных в целях продвижения на рынке товаров, работ и услуг;

– на отзыв согласия на обработку персональных данных;

– обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействие Оператора при обработке его персональных данных;

– на осуществление иных прав, предусмотренных законодательством РФ.

4.2. Субъекты персональных данных обязаны:

– предоставлять Оператору достоверные данные о себе;

– сообщать Оператору об уточнении (обновлении, изменении) своих персональных данных.

4.3. Лица, передавшие Оператору недостоверные сведения о себе, либо сведения о другом субъекте персональных данных без согласия последнего, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

5. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

5.1. Фамилия, имя, отчество.

5.2. Электронный адрес.

5.3. Номера телефонов.

5.4. Год, месяц, дата и место рождения.

5.5. Фотографии.

5.6. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

5.7. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

5.8. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, интимной жизни, Оператором не осуществляется.

5.9. Обработка персональных данных, разрешенных для распространения, из числа специальных категорий персональных данных, указанных в ч. 1 ст. 10 Закона о персональных данных, допускается, если соблюдаются запреты и условия, предусмотренные ст. 10.1 Закона о персональных данных.

5.10. Согласие Пользователя на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, оформляется отдельно от других согласий на обработку его персональных данных. При этом соблюдаются условия, предусмотренные, в частности, ст. 10.1 Закона о персональных данных. Требования к содержанию такого согласия устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

5.10.1 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, Пользователь предоставляет Оператору непосредственно.

5.10.2 Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения указанного согласия Пользователя опубликовать информацию об условиях обработки, о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных для распространения.

5.10.3 Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

5.10.4 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, прекращает свое действие с момента поступления Оператору требования, указанного в п. 5.10.3 настоящей Политики в отношении обработки персональных данных.

6. Принципы обработки персональных данных

6.1. Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе.

6.2. Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

6.3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

6.4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

6.5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки. Не допускается избыточность обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.

6.6. При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор принимает необходимые меры и/или обеспечивает их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

6.7. Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные уничтожаются либо обезличиваются по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

7. Цели обработки персональных данных

7.1. Цель обработки персональных данных Пользователя:

– информирование Пользователя посредством отправки электронных писем;

– предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте https://news.kmnsoyuz.ru/.

7.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

7.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

8. Правовые основания обработки персональных данных

8.1. Правовыми основаниями обработки персональных данных Оператором являются:

– уставные (учредительные) документы Оператора;

– договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных;

– федеральные законы, иные нормативно-правовые акты в сфере защиты персональных данных;

– согласия Пользователей на обработку их персональных данных, на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

8.2. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://news.kmnsoyuz.ru/ или направленные Оператору посредством электронной почты. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

8.3. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

8.4. Субъект персональных данных самостоятельно принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие свободно, своей волей и в своем интересе.

9. Условия обработки персональных данных

9.1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

9.2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

9.3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

9.4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

9.5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

9.6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – общедоступные персональные данные).

9.7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

10. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

10.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

10.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства либо в случае, если субъектом персональных данных дано согласие Оператору на передачу данных третьему лицу для исполнения обязательств по гражданско-правовому договору.

10.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».

10.4. Срок обработки персональных данных определяется достижением целей, для которых были собраны персональные данные, если иной срок не предусмотрен договором или действующим законодательством.
Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

10.5. Вся информация, которая собирается сторонними сервисами, в том числе платежными системами, средствами связи и другими поставщиками услуг, хранится и обрабатывается указанными лицами (Операторами) в соответствии с их Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности. Субъект персональных данных и/или Пользователь обязан самостоятельно своевременно ознакомиться с указанными документами. Оператор не несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе указанных в настоящем пункте поставщиков услуг.

10.6. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных для распространения, не действуют в случаях обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством РФ.

10.7. Оператор при обработке персональных данных обеспечивает конфиденциальность персональных данных.

10.8. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

10.9. Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки персональных данных, истечение срока действия согласия субъекта персональных данных или отзыв согласия субъектом персональных данных, а также выявление неправомерной обработки персональных данных.

11. Перечень действий, производимых Оператором с полученными персональными данными

11.1. Оператор осуществляет сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных.

11.2. Оператор осуществляет автоматизированную обработку персональных данных с получением и/или передачей полученной информации по информационно-телекоммуникационным сетям или без таковой.

12. Трансграничная передача персональных данных

12.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

12.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

13. Конфиденциальность персональных данных

Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

14. Заключительные положения

14.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru.

14.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

14.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.

Пользовательское соглашение

Настоящее Соглашение определяет условия использования Пользователями материалов и сервисов сайта https://news.kmnsoyuz.ru/  (далее — «Сайт»).

1.Общие условия

1.1. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

1.2. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сайта  Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

1.3. Администрация Сайта вправе в любое время в одностороннем порядке изменять условия настоящего Соглашения. Такие изменения вступают в силу по истечении 3 (Трех) дней с момента размещения новой версии Соглашения на сайте. При несогласии Пользователя с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

  1. Обязательства Пользователя

2.1. Пользователь соглашается не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственностиавторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сайта и сервисов Сайта.

2.2. Использование материалов Сайта без согласия правообладателей не допускается (статья 1270 Г.К РФ). Для правомерного использования материалов Сайта необходимо заключение лицензионных договоров (получение лицензий) от Правообладателей.

2.3. При цитировании материалов Сайта, включая охраняемые авторские произведения, ссылка на Сайт обязательна (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 Г.К РФ).

2.4. Комментарии и иные записи Пользователя на Сайте не должны вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации и общепринятых норм морали и нравственности.

2.5. Пользователь предупрежден о том, что Администрация Сайта не несет ответственности за посещение и использование им внешних ресурсов, ссылки на которые могут содержаться на сайте.

2.6. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, регистрацией авторских прав и сведениями о такой регистрации, товарами или услугами, доступными на или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные контакты Пользователя, в которые он вступил, используя размещенную на Сайте информацию или ссылки на внешние ресурсы.

2.7. Пользователь принимает положение о том, что все материалы и сервисы Сайта или любая их часть могут сопровождаться рекламой. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет какой-либо ответственности и не имеет каких-либо обязательств в связи с такой рекламой.

  1. Прочие условия

3.1. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения или связанные с ним, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. Ничто в Соглашении не может пониматься как установление между Пользователем и Администрации Сайта агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, либо каких-то иных отношений, прямо не предусмотренных Соглашением.

3.3. Признание судом какого-либо положения Соглашения недействительным или не подлежащим принудительному исполнению не влечет недействительности иных положений Соглашения.

3.4. Бездействие со стороны Администрации Сайта в случае нарушения кем-либо из Пользователей положений Соглашения не лишает Администрацию Сайта права предпринять позднее соответствующие действия в защиту своих интересов и защиту авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта.

Пользователь подтверждает, что ознакомлен со всеми пунктами настоящего Соглашения и безусловно принимает их.