- 6 октября 2025
- 23:08

Текст: Ирина Спиридонова / Илкэн
Фото: Ирина Спиридонова, Муза Винокурова
2 октября в Государственном Собрании (Ил Тумэн) обсудили проект закона республики «О внесении изменений в статью 13.1 Закона РС (Я) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»», который касается охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. По итогам совещания было решено направить проект закона на доработку по части уточнения вопроса территорий, разрешённых для охоты коренным малочисленным народам Севера.
Расширенное заседание постоянного комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии и постоянного комитета (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики прошло под председательством Андрея Находкина. Кроме народных депутатов, в совещании приняли участие Уполномоченный по правам КМНС РС (Я), Президент Ассоциации КМНС РС (Я) Константин Роббек, представители Минэкологии РС (Я), МинАрктики РС (Я) и общественность.
Председатель комитета по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Андрей Находкин отметил, что законопроект с учётом поправок, подготовленный Министерством экологии, вызвал разногласия у субъекта права законодательной инициативы. Есть необходимость прийти к единому мнению.
Председатель комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарёва подчеркнула, что поправки к закону обсуждались в течение полутора-двух лет с участием Министерства экологии, Министерства Арктики, ассоциаций коренных народов и администрации. Помимо того, было проведено немало встреч с населением, которых напрямую касается закон. Представители коренных народов считают, что в текущем виде закон ущемляет их права. А именно в вопросе территорий, разрешённых для охоты.
Абсолютно верно подметил уполномоченный Константин Роббек: «Если раньше (в предыдущей версии законопроекта — автор) были только места традиционного проживания в соответствии с 631 распоряжением и территории традиционного природопользования, то сейчас в документе везде разнятся категории земель. Где-то написано «в пределах охотничьих угодий и иных территорий», где-то — «631 распоряжение в каких-то видах», где-то — «территории традиционного природопользования». При всём при этом мы должны понимать, что у общин разные статусы земель: у кого-то охотничьи угодья, у кого-то оленьи пастбища, у кого-то земли общины. Во многих районах они не относятся ни к территориям традиционного природопользования, ни к перечню мест традиционного проживания, определенных 631 распоряжением. Соответственно, если мы примем закон в таком виде, всё равно будет та или иная категория представителей коренных малочисленных народов Севера, которая выпадет из положения. И, соответственно, они теряют право на традиционную охоту. А мы должны отрегулировать закон таким образом, чтобы они получили возможность полноценно пользоваться правом на традиционную охоту. И при этом, если закон ущемляет права хотя бы одного, десяти человек, он не должен быть принят».

Заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Николай Додохов отметил, что «сейчас по закону представитель коренных малочисленных народов Севера имеет право охотиться без всяких разрешений везде».
Ему противоречит заместитель руководителя группы правовой экспертизы Минэкологии Михаил Николаев, говоря, что «не реализация, непринятие данного закона сегодня не позволяет охотиться коренным малочисленным народам Севера и ограничивает установленные права на охоту в соответствии со специальным 209-м федеральным законом, который регулирует охоту («Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.2009 №209-ФЗ — автор). 82-й федеральный закон о гарантиях прав КМНС или отдельные законы, которые декларируют, но при этом охоту как специальный закон регулирует только 209-й (федеральный закон — автор). Хорошо, что права у нас определены, но специальные нормы у нас не приняты. Надо на субъектовом уровне принять закон, чтобы сегодня же позволить нашим коренным малочисленным народам Севера выйти охотиться легально. А не так, что у нас есть отрицательный прецедент, когда привлекали человека к уголовной ответственности из-за того, что охотился за пределами территорий традиционного природопользования, без разрешения и без сроков».
В конце заседания я, как общественный защитник права КМНС на свободную охоту, обратилась к присутствующим с речью, что до принятия законопроекта необходимо привести в соответствие распоряжение 631, на основании которого был вынесен обвинительный приговор алданских охотников-эвенков Степана Пахомова и Ивана Сосина. И в очередной раз уведомила, что на личном приеме в Москве в Федеральном агентстве по делам национальностей (ФАДН) я поняла, что данный проект не соответствует федеральному законодательству. И что прокуратура обязательно будет оспаривать данный документ. Если не республиканская, то генеральная прокуратура.
Через месяц депутаты вновь вернутся к рассмотрению законопроекта.
Источник: Илкэн
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!


