- 6 октября 2025
- 15:09

Студентка Марина Резанова рассказала, как восстанавливает традиционную кумандинскую резьбу по кости и как ищет уникальные сведения о древнем ремесле
Века назад в каждой кумандинской семье были ножи с костяной рукояткой, гребни, игольницы, амулеты, пуговицы и множество других резных вещей тончайшей работы. Их главная особенность – образ лебедя. Кумандинцы называют себя «Люди Лебеди», а величественная свободолюбивая птица – главный символ народа. Сейчас изделия из кости с образами лебедей почти не встречаются. Но есть шанс, что скоро ситуация изменится – студентка третьего курса Института народов Севера РГПУ им. Герцена Марина Резанова стала инициатором возрождения кумандинской резьбы по кости. Она реализовала грантовый проект «Люди Лебеди – возвращение резной истории», в рамках которого в трех центрах кумандинской культуры в Алтайском крае и в Санкт-Петербурге, на базе Института народов Севера, появились творческие лаборатории – мастерские с необходимым оборудованием, инструментами и запасом материалов для обучения.
Девушке помогают однокурсники, преподаватели, а в Алтайском крае – все кумандинское сообщество. О том, как реализовывается уникальный проект, Марина Резанова рассказала «КМНСОЮЗ-NEWS».
– Марина, как появился проект «Люди Лебеди – возвращение резной истории» и как в целом возникла идея возродить кумандинский резной промысел?
– Для кумандинцев лебедь – сакральная птица, и мы часто называем себя «Люди Лебеди». Отсюда и название проекта. Когда я поступила в Институт народов Севера, то начала заниматься этнографическими и культурологическими исследованиями в рамках своих ученических проектов.
Естественно, что исследования у меня были о моем народе. Моей главной целью поначалу было собрать информацию, так как по кумандинцам ее очень мало и она разрозненная. Зачастую сложно найти даже какие-то базовые вещи об основных занятиях, ремеслах, жизненном укладе.
Чтобы найти нужные мне данные, я много раз посещала Бийский краеведческий музей имени В.В. Бианки, где открыта постоянная экспозиция «Кумандинцы Алтая». На этой выставке представлены предметы, используемые в быту, на охоте, во время обрядов.
В библиотеках я находила сборники легенд, сказок, историко-этнографические очерки, где упомянуты кумандинцы. В Санкт-Петербурге я часто посещаю Российскую национальную библиотеку, там есть небольшая подборка литературы о моем народе.
Отмечу, что издания эти не оцифрованы, по крайней мере, я в электронном формате их не встречала.
В общем, с каждым днем я все больше погружалась в историю и культуру своего народа и в какой-то момент поняла, что раньше огромную роль в жизни кумандинцев играл резной промысел. Еще в конце XIX – начале ХХ века резьба была широко распространена, но я в своем детстве уже с ней не сталкивалась. Тогда я стала спрашивать у старшего поколения о резных традициях, в моих исследованиях именно личные беседы с информантами – это главный источник данных. Выяснилось, что сведения о резьбе отрывочные и разрозненные, я поняла, что уникальный промысел сейчас действительно оказался практически забыт.
Остались упоминания в этнографических источниках, но самих мастеров мне найти не удалось. Среди тех, с кем я общалась, тоже никто не знает, есть ли сейчас резчики. У меня возникло желание исправить эту ситуацию и возродить интерес к этому красивому и сложному искусству.
– Как вы реализовываете проект?
– Сразу подчеркну, что проект грантовый. Оборудование и материалы закуплены благодаря поддержке фонда «Инносоциум». Проект стал финалистом VII Всероссийского конкурса социальных инициатив фонда в номинации «Душа России: сохранение культуры и традиций коренных народов». Я вместе со своим куратором Любовью Юрьевной Поповой, заведующей кабинетом декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в нашем институте, составила заявку с описанием проекта, рассказала о его значимости и мы получили финансирование.

Проект стал финалистом VII Всероссийского конкурса социальных инициатив фонда в номинации «Душа России: сохранение культуры и традиций коренных народов».
Фото Института народов Севера РГПУ им. Герцена
На полученные средства закуплено косторезное оборудование для четырех творческих лабораторий – специальные ножи, резцы, штихели, полировочные инструменты, а главное – приобретен материал.
Первая лаборатория открылась в Санкт-Петербурге на базе Института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена. Это был пилотный проект, чтобы отработать методику. В этом помогла приглашенный мастер с Таймыра Елена Санифовна Мусина. Она преподает косторезное мастерство в Норильском колледже искусств.
Затем мы перенесли деятельность на историческую родину – в места компактного проживания кумандинцев в Красногорском, Солтонском районах Алтайского края, а также в городе Бийске. Мы провели серию мастер-классов на базе общественных кумандинских организаций и домов творчества. В Бийске это организация «Кумандинцы Алтая», в селе Красногорском – Национальный центр кумандинской культуры и общественная организация «Тореен чер», в селе Солтон – территориально-соседская община кумандинцев «Айрычак».
На занятиях мы показывали, как использовать инструмент, знакомили с базовыми техниками. Что особенно важно – в рамках проекта «Люди Лебеди – возрождение резной истории» региональные организации получили свои комплекты оборудования, так что впоследствии они могут продолжать занятия и совершенствовать свои навыки. Знаю, что в одном из сел после нашего отъезда решили открыть клуб косторезов.

На занятиях мы показывали, как использовать инструмент, знакомили с базовыми техниками.
Фото Института народов Севера РГПУ им. Герцена
– А какой материал вы использовали в рамках проекта и где его брали?
– Материал нам предоставила Елена Санифовна Мусина, которая и обучала вначале нас, инициаторов проекта, основам косторезного ремесла. Она привезла с собой большие запасы рога северного оленя. И на мастер-классы в населенные пункты Алтайского края мы тоже привезли с собой рог оленя. Но отмечу, что по найденным мною сведениям кумандинцы использовали традиционно другой материал – рог барана, косули, марала. Думаю, что, когда промысел возродится, находить традиционный материал станет проще.
– Удалось ли восстановить технику кумандинской резьбы?
– К сожалению, пока нет, но думаю, что это вопрос времени. Отмечу, что главная задача – это даже не техника, а орнаменты, смыслы, которые вкладывали в изделия наши предки.
– В чем особенности кумандинской резьбы? Какие элементы использовались?
– В первую очередь – это образ лебедя. Также вырезали тамги – родовые знаки. Они есть у многих тюркских народов. У каждого кумандинского рода раньше была своя тамга. Сейчас, насколько я знаю, тамги мало используют, когда-то ими помечали скот, сейчас в селах другие клейма. Кроме того, у кумандинцев сохранились свои орнаменты, в основе узора – образы гор. Орнаменты сложные, геометрические.
– Резьба встречалась только по кости?
– Нет, кумандинцы были искусными резчиками и работали с разными природными материалами. Помимо кости, вырезали также из дерева, бересты, были среди кумандинцев и камнерезы.
Но так как наш проект – это только первое приближение к возрождению промысла, то мы использовали простые с технической точки зрения элементы – несложные орнаменты и тамги.
– Занимались ли резьбой кумандинские девушки?
– Что касается исторической традиции, то резьбой по кости занимались в основном мужчины. Это было связано с тем, что обработка кости – физически сложный процесс, требующий большой силы. Девушки и женщины больше работали с берестой, а также занимались ткачеством, вышивкой.
Но с современными технологиями резьба доступна всем. Признаюсь, я сама впервые попробовала вырезать по кости, когда нам в Институт народов Севера привезли инструменты и материал для творческой лаборатории.
– Как вы видите дальнейшее развитие проекта?
– В первую очередь я надеюсь, что со временем в Алтайском крае сформируется сообщество людей, которым интересно это ремесло, тем более что материальная база для занятий и совершенствования навыков теперь есть. Также в перспективе я бы очень хотела, чтобы в Алтайском крае появилась собственная школа кумандинской резьбы и наш проект стал бы для нее основой.
Сам проект «Люди Лебеди – возвращение резной истории» обязательно будет продолжаться. Мы планируем организовать новые выездные лаборатории, также рассматриваем возможность проводить выставки работ участников.

С современными технологиями резьба доступна всем.
Фото Института народов Севера РГПУ им. Герцена
– А есть ли интерес у молодежи к резьбе по кости?
– Я смотрю в будущее с оптимизмом. Среди участников наших творческих лабораторий в Бийске, Красногорском и Солтонском районах было много молодежи, так что могу с уверенностью сказать, что интерес есть. Главное – дать возможность учиться, предоставить материалы, оборудование и инструменты.
– Много ли в Институте народов Севера кумандинцев?
– В нашем вузе я пока кумандинцев не встречала. Но в реализации проекта мне помогали ребята разных национальностей, всем было интересно.
– По какому направлению вы обучаетесь?
– Я получаю педагогическое образование с двумя профилями подготовки: «Этнокультурологическое образование» и «Историческое образование».
– Как вы решили связать свою жизнь с кумандинской культурой?
– Решение связать свою профессиональную деятельность с сохранением наследия моего народа стало для меня естественным шагом. Я поняла, что хочу не просто быть пассивным носителем культуры.
Интерес и любовь к кумандинскому наследию мне привила моя мама. Я родилась и выросла в Бийске. Мама всегда участвует во всех праздниках и мероприятиях, связанных с традициями нашего народа, и с раннего детства она брала меня с собой.
Это очень повлияло на формирование моей личности, взглядов. Именно через живое участие, эмоции от общих песен, вкуса национальной еды и ощущения общности во мне проснулась любовь к наследию моего народа. Видя, как мама, друзья нашей семьи, участники этноколлективов, старейшины трепетно берегут и передают сказки, рецепты и делятся друг с другом традиционными знаниями и жизненными премудростями, я поняла, что это огромная ценность, которую нельзя потерять.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Резанова Марина Александровна
Регион: г. Санкт-Петербург/ Алтайский край, г. Бийск
Деятельность: студентка третьего курса Института народов Севера Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, автор проекта «Люди Лебеди – возрождение резной истории»
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!


