- 21 июля 2025
- 08:17

Открывающее фото
Председатель Молодежного Совета эвенков Якутии исследовательница Юлия Степанова рассказала, каким юноши и девушки хотят видеть национальное движение и как общины сохраняют этнокультурное наследие
В селе Угоян Алданского района Якутии с 10 по 12 июля впервые прошел «ГеванFEST», объединивший молодых эвенков южных районов республики. Для сельского и достаточно удаленного населенного пункта, куда летом можно добраться только на моторных лодках, проведение яркого и современного фестиваля стало большим событием. Организовал праздник Молодежный Совет эвенков Якутии «Геван». Эта организация получила регистрацию только зимой 2025 года, однако ее активисты с 2019 года проводят красочные мероприятия по всей республике. Возглавляет организацию Юлия Степанова, молодая исследовательница, к слову, в этом году она стала единственной представительницей коренных малочисленных народов, получившей престижную Президентскую стипендию для аспирантов и адъюнктов. Юлия Степанова рассказала «КМНСОЮЗ-NEWS» о проектах «Геван», своих исследованиях и о молодежном активизме.
– Юлия, как прошел «ГеванFEST», что было в программе?
– В фестивале приняли участие 50 молодых эвенков из сел Угоян и Хатыстыр Алданского района, а также к нам приехали делегации из Нерюнгринского, Оленекского и Жиганского районов республики. Главные цели фестиваля – популяризация молодежного движения в эвенкийских поселениях, привлечение в наши ряды парней-эвенков, поэтому в этом году мы решили включить в программу побольше спортивно-творческих мероприятий. Программа у нас получилась такая: тренинг на командообразование, таежная эстафета «По тропам предков», эстафета на разжигание костра, волейбол, вечер гитарных песен у костра, личное первенство по национальным видам среди молодых эвенков «Сонинг», творческий мастер-класс по созданию брелков по мотивам эвенкийских легенд, этнодискотека и посещение оленеводческой этнобазы «Бута» на берегу реки Алдан.
Особенность нашего «ГеванFEST» в том, что мы объединили эвенкийскую молодежь именно в месте компактного проживания – в селе Угоян, где нечасто проводятся подобные масштабные проекты. В этом плане для самих жителей Угояна наш фестиваль стал новым, вдохновляющим событием. Подготовка к фестивалю началась еще в марте-апреле этого года. Мы планируем провести «ГеванFEST» и в следующем году, но программу немного изменим, планируем больше углубиться в культуру и традиционный образ жизни.
– Вы возглавляете Молодежный Совет эвенков «Геван». Кто входит в организацию?
– Молодежный Совет эвенков Республики Саха (Якутия) «Геван» – это общественная организация, которая объединяет активную, неравнодушную к судьбе своего народа молодежь из 11 районов нашего региона, где проживают эвенки. Это Анабарский, Алданский, Булунский, Жиганский, Нерюнгринский, Мирнинский, Олекминский, Оленекский, Усть-Майский районы и, конечно, город Якутск. В формате молодежного движения наш совет существует еще с 2019 года, тогда мы назывались «Омакта ӈэнэн».
Мы ежегодно организуем День эвенкийского языка, День студента, проводим мастерские вечера, в частности по бисероплетению. Для учащихся эвенкийских школ и профильных классов мы организуем праздник лета Икэнипке, День родного языка, также каждый год выезжаем на обрядовые праздники Синильген, Бакалдын, наши активисты посещают курсы по эвенкийскому языку, активно включены в деятельность большой Ассоциации эвенков Якутии.

«Геван» – это общественная организация, которая объединяет активную, неравнодушную к судьбе своего народа молодежь
В 2024 году в рамках VIII Суглана эвенков Якутии у нас прошел первый Суглан молодежи. Тогда же мы провели учредительное собрание, посвященное созданию нашей общественной организации. И в марте 2025 года, ровно через год после решения о создании организации, мы зарегистрировались как юридическое лицо. Во многом этот статус нам требуется, чтобы претендовать на грантовую поддержку. Соответственно, моя задача на посту председателя совета – наладить работу с оформлением и подачей заявок на гранты.
– По вашим ощущениям, что ждут юноши и девушки от национальных молодежных организаций? Какие задачи, по мнению молодежи, они должны решать?
– Нашу молодежь привлекают интересные площадки, обмен опытом, поездки в отдаленные места проживания эвенков, оленеводство, язык, культура. Молодежные национальные организации, в том числе и в нашем случае, выступают мостом между поколениями, опытными активистами, знатоками языка и культуры, старейшинами народа. По моим наблюдениям, сейчас молодежи больше интересна креативная индустрия, эвенкийская молодежь очень творческая, многие наши активисты умеют творить руками, знают национальные ремесла. В этом плане нам пока не удается организовать соответствующие условия, поскольку необходимы техника, просторное помещение. Но мы только в начале пути.

Молодежь привлекают интересные площадки, обмен опытом, поездки в отдаленные места проживания эвенков, оленеводство, язык, культура.
– Нередко молодежь, которая приходит в национальные движения, сталкивается с критикой в связи с вольной интерпретацией национальной музыки, костюма, в общем, извечный конфликт отцов и детей, но в контексте общественных инициатив. Как вы считаете, каким образом можно нивелировать эти споры, с одной стороны сохранив национальные традиции, с другой стороны, дав импульс к развитию творческих проектов в сфере музыки и моды?
– Я лично сама нередко замечаю, что многие этнодизайнеры стремительно вписывают в свою национальную одежду много современной стилизации, это касается многих этносов. Конечно, с одной стороны, это позитивно идти в ногу со временем, но с другой, возникает закономерный вопрос: «А что конкретно традиционного останется, дойдет до наших детей, внуков?»
Поэтому, мое мнение, со стилизацией лучше не перебарщивать, можно наносить этнические принты, рисунки на современный тип одежды, но радикально осовременивать традиционный распашной крой одежды, с историей более двух тысяч лет чревато негативными последствиями. Я сама не близка к музыкальной индустрии, но здорово, что среди эвенков достаточно много талантливых исполнителей. Мне нравится, что они исполняют, но еще замечательнее было бы послушать новые песни в традиционном эвенкийском, продолговатом запеве, как раньше запевали наши бабушки, дедушки.
Временами я пишу стихи, два из них стали текстами для песен коллектива «Мит Эвенкил». Обе композиции про мою малую родину – село Хатыстыр. Этот музыкальный проект стал возможен благодаря поддержке Дьулустана Витальевича Сидорова, главы Беллетского национального эвенкийского наслега Алданского района.
Таких, как я, не один десяток. Уверена, если бы мы все объединили свои усилия, активизировались, то получилось бы популяризировать эвенкийский язык через песни и музыку на новом уровне. Ведь это весьма эффективный метод в изучении языка, знаю по себе – через песни в свое время я улучшила свой английский. В целом, думаю, молодежь движется в нужном направлении, у эвенков уже есть популярные исполнители, группы с очень продвинутой продюсерской работой. Это радует.
– В одном из интервью вы говорили, что, будучи младшим научным сотрудником отдела этносоциологии в Институте гуманитарных исследований и проблем коренных малочисленных народов Севера СО РАН и аспиранткой Федерального исследовательского центра «Якутский научный центр» СО РАН, вы изучаете вопросы социального самочувствия и адаптации коренных малочисленных народов Севера к условиям глобализации. В чем заключается ваше исследование и как можно охарактеризовать нынешнее социальное самочувствие представителей коренных малочисленных народов в Якутии?

Анализ опыта адаптации эвенков южной Якутии как к изменяющимся условиям жизни, так и к большим вызовам современности, показал высокую значимость этнической идентичности
– В Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН я поступила работать в 2021 году. Одной из моих первых серьезных научно-исследовательских работ стала тема социального самочувствия коренных малочисленных народов Севера в период пандемии COVID-19 на примере эвенков южной Якутии. Моя работа вошла в монографию, выпущенную нашим отделом этносоциологии «Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, стратегии адаптации населения». Если кратко, то анализ оценки влияния пандемии показал, что последствия коронавируса оказались для группы, которую я исследовала, менее тяжелыми, чем, например, для русских и якутов. В моем исследовании был небольшой опрос, о том, как изменилась жизнь людей после пандемии. Так вот, в выборке ответ, что «стали жить лучше», чаще давали представители коренных малочисленных народов Севера.
Данный факт объясняется с одной стороны тем, что само распространение COVID-19 и все последствия, связанные с пандемией, не повлекли конкретно кризисных изменений в образе жизни коренных народов Севера, и в особенности тех, кто проживает в национальных наслегах и ведет традиционное хозяйство.
С другой стороны, существующее социально-экономическое состояние большинства населенных пунктов, где проживают северяне, с отсутствием устойчивого интернета, проблемами с доступом к качественной медицине и широкому спектру услуг, например, в сфере досуга, во многом обусловливает низкий уровень притязаний и формирует социальную стрессоустойчивость.
Анализ локального опыта адаптации эвенков южной Якутии как к изменяющимся условиям жизни, так и к большим вызовам современности, таким как локдаун, карантин, дистант, показал высокую значимость этнической идентичности и групповой солидарности как важных факторов устойчивости индивида и коллективов в целом в условиях кризиса и неопределенности.
– Ваша кандидатская диссертация посвящена роли и месту родовых общин в этнокультурном развитии эвенков южной Якутии. Как продвигается работа над диссертацией?
– Сейчас я дорабатываю теоретическую часть работы. Параллельно в июне этого года начала разработку программы авторского социологического исследования. Провела сбор первичного материала методом интервьюирования и наблюдения на базе рода Нюрмаган в селе Иенгра Нерюнгринского района. Мне всегда была интересна тема взаимоотношений родовых общин южной Якутии с промышленными компаниями, я всегда задавалась вопросами: «Почему именно здесь, в этих землях, где промышленность интенсивно действует уже более 100 лет, язык и культура эвенков Якутии качественнее сохраняется?», «На что влияет, как на сознательном и на подсознательном уровне, это внешнее давление?»
Позже мы с моим научным руководителем доктором социологии Еленой Гавриловной Маклашовой решили переформулировать тему в этнокультурном уклоне. Наука – очень интересная и в то же время настолько же сложная, я надеюсь осилить тот путь, который себе выбрала.
– Общины Якутии в основном занимаются традиционными видами деятельности – охотой, рыболовством, оленеводством, национальными промыслами. И, прямо скажем, сталкиваются с большим количеством вызовов, связанных с тенденциями в экономике, сложностями со сбытом продукции, маркировкой. Есть ли у общин возможности реализовывать этнокультурные проекты?
– Я компетентна ответить только по общинам южной Якутии. Действительно сегодня родовые общины, как экономические акторы, сталкиваются со множеством проблем. Не всем общинам удается содержать даже себя самих, не говоря уже о реализации масштабных этнокультурных проектов. В своей диссертации в этнокультурное развитие включаю не столько этнокультурные проекты, а скорее процесс изменения (регресс/прогресс) совокупности этнических свойств и характеристик, в частности, этнический язык, бытовую культуру, обрядовую деятельность, этническое самосознание, как род внутри своей общины сохраняет этнокультуру. Мне интересно изучить, как родовая община влияет на этнокультурное развитие народа и какова в этом роль сохранности традиционного образа жизни.
К слову, несмотря на нынешние условия, в южной Якутии есть несколько общин, которые не только внутри своего рода качественно сохраняют обычаи, обряды, язык, традиционное хозяйствование, но и участвуют в этнокультурном развитии народа в целом: члены общины занимаются туризмом, пишут стихи, выпускают песни, сбывают ремесленные изделия, занимаются спонсированием инициатив в сфере национальной культуры.

Мне интересно изучить, как родовая община влияет на этнокультурное развитие народа и какова в этом роль сохранности традиционного образа жизни
– Также вы изучаете молодежный активизм. По вашим ощущениям, на каких территориях более развит общественный активизм среди молодежи? С ЕГЭ, усложнением университетских программ и необходимостью подрабатывать со студенческой скамьи есть ли у молодежи в принципе время на участие в национальном движении?
– Говоря об эвенках Якутии, могу отметить в плане высокой молодежной активности районы Алданский, Нерюнгринский, Жиганский, Оленекский. Но центром молодежного движения эвенков все-таки является город Якутск. Актив нашего Молодежного Совета «Геван» – это в буквальном смысле энтузиасты и патриоты своего народа, несмотря на занятость по учебе, работе, они всегда найдут время и силы превратить свои идеи в реальность. Ведь это доказывает даже тот факт, что именную стипендию Министерства науки и высшего образования Российской Федерации для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, утвержденную с 2022 года, получают и активисты нашего Совета «Геван». Каждый год в списке победителей – а их всего 10 человек со всей России – попадают более 50% молодых эвенков из Якутии. При отборе на данную стипендию смотрят не только научные достижения, но и общественные. Помимо этой стипендии, активистов молодежного движения поощряет также наша большая Ассоциация эвенков Якутии, помогая с оплатой транспортных расходов на всероссийские мероприятия. Поэтому у тех, кто социально, общественно активен, есть поддержка как от Правительства, так и от нашей Ассоциации эвенков Якутии.
– Как вы пришли в национальное движение? Что вас сподвигло?
– У меня родители были тоже активистами движения коренных малочисленных народов Севера, кажется, уже с раннего детства мне вбито в голову, что это важно. Мы с родителями постоянно участвовали на разного уровня этнических мероприятиях. Изначально у нас в семье эвенкийским языком не владели, но мы все самостоятельно его выучили и сейчас, как дома, так и с другими родственниками, мы общаемся на эвенкийском.
Непосредственно в молодежное движение я пришла в 2018 году, когда только поступила в университет в Якутске. Поэтому меня на активную жизненную позицию сподвиг пример родителей.

Я постоянно узнаю что-то новое о своем роде и народе
– Расскажите, пожалуйста, немного о вашем роде. За время вашей исследовательской работы удалось ли вам узнать что-то новое о вашем роде и о вашем народе?
– Я отношусь к древнему эвенкийскому роду Бута, сейчас представители нашего рода проживают в Алданском, Нерюнгринском районах, в Амурской области, Хабаровском крае. По линии матери мы происходим из дочери (Кэтэндя) сильного шамана Нирбыкана, все мои родственники кочевали и кочуют по притокам Учура и выше впадающих в Алдан рек. Практически половина жителей сел Хатыстыр, Угоян и Кутана – это представители нашего рода, носят они разные фамилии – Стручковы, Сидоровы, Сосины, Григорьевы.
Я и в школе занималась исследовательской деятельностью, и до сих пор я постоянно узнаю что-то новое о своем роде и народе, потому что один из моих жизненных принципов: из каждого своего дня получать новое знание.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Степанова Юлия Гаврильевна
Регион: Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Деятельность: Председатель Молодежного Совета эвенков Республики Саха (Якутия) «Геван» («Утренняя звезда»), младший научный сотрудник отдела этносоциологии Института гуманитарных исследований и проблем коренных малочисленных народов Севера СО РАН, аспирантка Федерального исследовательского центра «Якутский научный центр» СО РАН
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!


