- 28 апреля 2025
- 11:30

Директор Уэленской косторезной мастерской Александра Ныпевги рассказала, чем живет легендарное учреждение и как в одном из самых отдаленных сел страны обучают детей уникальному промыслу
Уэленская косторезная мастерская известна на весь мир. Изделия, созданные в небольшом селе, самом восточном населенном пункте не только России, но и всего евро-азиатского континента, украшают крупнейшие музеи страны. Об уэленских косторезных традициях и работе мастерской «КМНСОЮЗ-NEWS» рассказала директор учреждения Александра Ныпевги.
– Александра Валерьевна, с 2022 года вы возглавляете Уэленскую косторезную мастерскую. Каким был ваш путь к резному делу?
– Я пошла по стопам отца – Валерия Николаевича Ныпевги. С 1987 по 2014 годы он был директором Уэленской косторезной мастерской. Вырезать я стала после смерти отца. Вообще, я по специальности бухгалтер-экономист, долгие годы работала по этой профессии в районной администрации. У нас в семье все связаны с косторезным искусством. Мой отец был резчиком, моя мама училась на гравера. Прадед тоже занимался резьбой, дочь моя сейчас тоже учится на костореза… А я планировала стать модельером. Но так сложилось, что получила образование совсем в другой области, работала, все вроде бы было хорошо. А потом умер отец, для меня это стало огромным ударом…
Жизнь шла как-то по накатанной, мой брат решил обучаться в Чукотском многопрофильном колледже на костореза. Мы вместе пришли подавать документы, и в приемной комиссии мне предложили попробовать самой поступить и выучиться на костореза. Это, конечно, прозвучало для меня очень неожиданно. Помню, мне дали инструмент попробовать, я за три часа вырезала несколько фигурок – стрелу, гарпун, лук, еще что-то. Узнав, что я вообще впервые в жизни в руках держу бормашинку и раньше никогда не вырезала, в приемной комиссии мне настоятельно посоветовали поступить в колледж и отучиться на резчика. Вот так я пришла в профессию.
В общем, я уволилась из администрации, пошла учиться, стала вырезать. И нашла в этом успокоение. Резьба стала для меня способом внутренней связи с отцом. Так я провела целый год. И, наверное, тогда же набила руку. Ну и, кроме того, когда я начала вырезать, то ко мне пришло просветление, что я творческая личность, что это всегда во мне было и что резьба – это то, чем я хочу заниматься.
Я начала в 2015 году, в 2016-м уже вырезала какие-то изделия, совершенствовалась. С 2017 года стала принимать участие в выставках, занимала призовые места. В 2022 году мне предложили возглавить Уэленскую косторезную мастерскую. Я сразу согласилась – это был вопрос чести. С тех пор я руковожу мастерской и сама продолжаю вырезать. Придя в мастерскую как руководитель, никаких глобальных новшеств я не вводила и не планирую. Уэленская косторезная мастерская – старейшее учреждение такого рода на Дальнем Востоке, она основана в 1931 году, и наша основная задача – сохранить уникальные традиции, заложенные мастерами поколения назад.
– Сколько человек сейчас работает в мастерской, какое количество изделий выпускается?
– Мы работаем по госзаданию, ежегодно мы должны изготавливать 180 единиц изделий. Соответственно, мы строго придерживаемся именно этого количества. Я говорю, что у нас в штате 10,5 мастера – один сотрудник работает на полставки. Ну и плюс я сама тоже вырезаю. В годы СССР работников в мастерской было значительно больше, но большая часть из них уже покинула нас.

Наша основная задача – сохранить уникальные традиции, заложенные мастерами поколения назад
– Удается ли мастерской обновлять оборудование?
– Да, мы получаем большую поддержку от властей округа, в том числе и на обновление оборудования. Ежегодно мы подаем заявки, сообщаем, что нам необходимо. Также мы получаем финансирование на приобретение материалов – это клык моржа.
– Есть ли при мастерской обучение?
– Мы тесно сотрудничаем со школой-интернатом Уэлена, проводим занятия для детей. На нашей базе они обучаются рисунку, нанесению гравировки и резьбе. У нас в регионе граверов и резчиков готовят два учебных заведения – Чукотский многопрофильный колледж в Анадыре, Чукотский северо-восточный техникум в поселке Провидения, правда, в этом году там не было набора. В Чукотском многопрофильном колледже я бываю регулярно, провожу мастер-классы для учащихся, когда есть набор в техникуме, то тоже сотрудничаем, насколько это возможно.
Теоретически мы могли бы принимать учащихся, например, на летнюю практику. Более того, мы были бы очень рады, если бы такая инициатива появилась.
В годы СССР в Уэлен на обучение активно приезжали мастера со всей Чукотки. Например, известный резчик из Билибино Александр Рультырей мне сам рассказывал, как его на обучение направляли в Уэленскую косторезную мастерскую. К нам приезжали с Нешкана. Мой отец тоже родом из этого села, когда был студентом, его также направили на обучение в Уэлен. Так что раньше это было в порядке вещей.
– А как технически организовать в Уэлене практику учащихся? Есть ли возможности для размещения практикантов?
– Если бы к нам обратились с предложением принять учащихся колледжа или техникума на летний период, то единственная возможность организовать проживание – это каким-то образом договориться со школой-интернатом. Там обучаются школьники не только из Уэлена, но из сел Нешкан и Энурмино. На лето они уезжают домой. При школе-интернате есть и столовая, то есть в теории там можно было бы организовать и питание. Других вариантов разместить практикантов просто не существует, потому что гостиниц у нас нет, кафе – тоже. В поселке проживают чуть больше 600 человек, так что особой инфраструктуры у нас нет…

У нас работают династиями – у всех сотрудников или родители или дедушки-бабушки работали в мастерской
– Что должен уметь делать косторез, чтобы работать в Уэленской косторезной мастерской? Как проверяются умения человека при приеме на работу?
– Вообще, у нас штат постоянный, так что набора сейчас как такового нет. Но требования к сотрудникам такие же, как во всех косторезных мастерских. Самое главное, чтобы человек умел рисовать. Если он умеет рисовать, то он может научиться как гравировке, так и резьбе. Приведу пример со школьниками. Вначале дети учатся рисовать, потом после этого изучают материал, знакомятся с работой бормашинки, далее им рассказывают, как ведется работа именно на клыке моржа.
Но вообще, что в Уэлене, что в селе Нешкан у людей в крови тяга к творчеству, а умение резать и гравировать передается из поколения в поколение. В Уэлене, пожалуй, каждый второй житель работал в Уэленской косторезной мастерской или тем или иным образом участвовал в ее деятельности. У нас работают династиями – у всех сотрудников или родители или дедушки-бабушки работали в мастерской.
Чтобы оценить навыки мастеров, при нашем учреждении издавна существовал художественный совет. Через него проходили изделия всех, кто обучался при мастерской. То есть человек полгода обучался резьбе или гравировке, а потом сдавал экзамен. Если художественный совет принимал работы, то мастера принимали в штат.
– В чем особенности уэленской резьбы по кости? Чем создаваемые уэленскими мастерами изделия отличаются от тех, что делают в других регионах?
– Кость – это достаточно благородный материал, и изделия уэленских косторезов человек, который никогда не сталкивался с резным искусством, может принять за фарфор. Все изделия традиционно имеют гладкую форму. То есть если на них присутствует изображение шерсти животного, то оно минималистичное. В изделиях передается общий образ животного или человека в динамике. Сейчас во всех учебных заведениях, где готовят граверов и резчиков, студентов в первую очередь учат рисовать, причем им важно понять, как создавать образы в движении. У уэленских мастеров образы в динамике доведены до совершенства. Фигуры идеально гладкие, блестящие, минималистичные. Основные сюжеты – бытовые сценки из жизни тундровых чукчей, морзверобоев, состязания. Если сравнивать технику уэленских косторезов, например, с традициями, которые сформировались в Магадане, то там больше акцент на детали. В работах магаданских косторезов у медведей, например, шерсть прорисована. Ну и, конечно, разница в сюжетах – если мастер изображает животных, то это те животные, что водятся в местности, где он проживает. Люди носят национальную одежду именно его народа. И, естественно, используются материалы, которые есть в наличии. У нас – клык моржа, у резчиков в других регионах, далеко от побережья, свои материалы.

У уэленских мастеров образы в динамике доведены до совершенства
– Чукотка активно привлекает туристов. Добираются ли они до Уэлена и до мастерской?
– Туристы в Уэлен приезжают, но не массово. Село у нас маленькое, находится на косе между морем и лагуной, и, чтобы добраться домой, например, после выставки в Москве, мне надо долететь до Анадыря. Потом сесть на самолет до поселка Лаврентия, и уже оттуда вертолетом до Уэлена. А вертолет летает раз в две недели. Летом можно добраться морским путем, но там тоже нужно договариваться, чтобы взяли на борт. Ну и по деньгам – недешевое удовольствие. Зимой еще как вариант – снегоходы или треколы.
Так как гостиниц или кафе у нас нет, то туристы к нам приезжают только круизами. Они высаживаются в Уэлене, для них в селе проводится экскурсия. Все тургруппы обязательно приходят к нам в музей, посещают мастерскую. А потом садятся на круизный лайнер и уезжают.
– А как продаются изделия? Есть ли реализация через сайт?
– Сайт у нас пока в стадии перезапуска. Мы рассматриваем возможность сделать на обновленной версии сайта опцию реализации изделий. На заказ наши мастера работают и сейчас, но это очень небольшой объем. Кто едет в Анадырь, отправляет уже оттуда изделия заказчикам. Но это все – разовые истории, и, даже если у нас появится какой-то интернет-магазин, потоком отправлять изделия заказчикам не сможем, да и не планируем.
Но на сегодняшний день мы работаем в основном для выставок. Наша первоочередная задача – показывать искусство уэленской резьбы, а не коммерция.
– Как часто изделия уэленских косторезов приобретают музеи? В чем отличие изделия, которое мастер изготавливает на заказ, от того, что поступает в музей?
– Принципиальной разницы не будет. Потому что все мастера работают на совесть. Например, наши гравера – люди старой, еще советской закалки, они работали еще с моим отцом. И когда они делают какие-то изделия, то они делают их, как говорится, на «пять с плюсом». Музеи к нам часто обращаются с заказами, просят, например, сделать изделие к какому-нибудь событию прошлых лет.
Вообще, в музеях, в коллекциях которых есть изделия уэленских мастеров, представлены работы целых косторезных династий.
У нас работает мастер Гемауге Зоя Алексеевна, ее работы, как и изделия, выполненные ее знаменитой мамой Майей Гемауге, выставлены во многих музеях. Есть в музеях работы Марины, Максима и Василия Эргиро.

На сегодняшний день мы работаем в основном для выставок
Наши мастера делают очень интересные работы для выставок и форумов. Например, в 2024 году на Восточном экономическом форуме мы представляли клык «Челюскинская эпопея».
– Кстати, о выставках. А как ваши мастера на них выезжают? Есть ли поддержка от властей области или спонсоров?
– На многие выставки наши мастера выезжают благодаря дотациям округа. Хочу отметить, что у нас очень хорошо все налажено, каждый год мастерам выделяют определенную сумму для участия в выставках. Но мы выезжаем больше – часть мероприятий финансируется за счет приглашающей стороны, так что у наших мастеров достаточно возможностей, чтобы заявить о себе, представить свои работы.
В этом году мы уже успели принять участие в выставке «Уникальная Россия», которая проходит ежегодно в Москве, на Красной площади. Жюри отметило работу нашего мастера Павла Каляча «Высадка в шторм», она заняла третье место. Я на этой выставке с ювелирной работой «Танец журавлей» тоже заняла третье место. Также мы выезжали на фестиваль «Сказ на бивне мамонта». Он проходит раз в три года, мы там заняли два призовых места – второе и третье. Сейчас мы принимаем участие в выставке «Сокровища Севера» на ВДНХ, которая проводится с 28 апреля по 2 мая, на конкурс подали четыре изделия. В октябре будет Восточный экономический форум во Владивостоке, тоже планируем туда поехать, еще одна выставка запланирована в Магадане, и в конце 2025 года собираемся участвовать в выставке-ярмарке народных художественных промыслов «Ладья».
– А что еще в планах?
– Планы мастерской в первую очередь связаны с выполнением госзадания и участием в выставках. Кроме того, сейчас мы проводим важную работу по вступлению наших мастеров в Союз художников России. Дело в том, что, несмотря на то, что работы наших мастеров закупают музеи, а уэленские косторезные традиции известны на весь мир, раньше никакого статуса у наших творцов, художников не было. И, знаете, бывало неловко, когда участвуешь в каком-нибудь конкурсе, у других участников множество регалий, а у наших мастеров ничего такого за плечами нет…

Уэленская косторезная мастерская в свое время дала импульс к развитию косторезного искусства на всем Дальнем Востоке
– Почему так получилось?
– Все банально. Долгие годы на Чукотке не было регионального отделения Союза художников России. Это создавало препятствия по вступлению в Союз не только наших уэленских мастеров, но и художников со всей Чукотки, а у нас ведь талантливых людей очень много! Некоторое время назад меня избрали председателем Чукотского отделения Союза художников России, так что сейчас я собираю документы на вступление в организацию как он наших мастеров, так и от художников со всего региона. Я думаю, что членство в профессиональных сообществах, звания и регалии – это очень важно для творческого работника. Профессиональное признание от коллег по цеху повышает статус работ, придает им дополнительную значимость. Уэленская косторезная мастерская в свое время дала импульс к развитию косторезного искусства на всем Дальнем Востоке, и наша задача – продолжать дело наших предков, чтобы Уэленская косторезная школа по-прежнему была эталоном мастерства, а произведения наших мастеров по праву считались произведениями искусства.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Ныпевги Александра Валерьевна
Регион: Чукотский автономный округ, село Уэлен
Деятельность: директор Уэленской косторезной мастерской, мастер-косторез, председатель Чукотского отделения Союза художников России
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!