- 21 апреля 2025
- 20:53

Югорская певица и актриса Вера Кондратьева рассказала, как этническая музыка раскрывает души и объединяет народы
Имя певицы Веры Кондратьевой известно далеко за пределами Югры. Она гастролирует по всей стране, участвует в постановках Театра обско-угорских народов «Солнце», представляет Югру на форумах и выставках, а во время зарубежных концертов знакомит слушателей с древними хантыйскими песнями. О своем творчестве, общественных инициативах и будущем этно-музыки Вера Кондратьева рассказала «КМНСОЮЗ-NEWS».
– Вера, недавно в Театре обско-угорских народов «Солнце» в репертуаре появился новый спектакль «Родной земли напевы. Генезис» с вашим участием. Расскажите, пожалуйста, об этой постановке.
– Режиссером спектакля «Родной земли напевы. Генезис» выступил главный режиссер Театра обско-угорских народов «Солнце» Виктор Евдокимов. Задумка была в том, чтобы в одном спектакле показать как традиции, так и главные современные технологии. Спектакль основан на песнях моего рода, в постановке звучат песни моей бабушки, прабабушки, мамы моей, тети, двоюродной бабушки. Есть там песня и моего сочинения. Мы хотели показать, что, несмотря на то, что сменяются поколения, тысячелетия, песня у человечества – одна-единственная и неразрывная. Не важно, звучат ли в этой песне современные ритмы или мы слышим голос предков, – это все одна песня человечества. В спектакле есть призыв отыскать среди тысяч других свою родовую песню и петь ее дальше, для своих потомков.
В постановке задействован искусственный интеллект, сам спектакль снимают видеокамеры и тут же транслируют изображение на экраны.
Помимо актеров на сцене в создании спектакля участвуют еще несколько специалистов за кулисами, они приводят в действие те образы, которые создает искусственный интеллект. Сам спектакль основан на легенде о сотворении мира железной птицей, которая во времена, когда вокруг была одна вода, нырнула и достала Землю. В общем, в постановке зашито много смыслов, думаю, что каждый найдет в ней для себя что-то особенное, касающееся именно его, мы хотели показать жизнь человека от рождения до момента, когда он уходит в другой мир.

На этапе рождения у человека появляется своя песня, на этапе взросления – другая.
– Какая у вас роль в этой постановке?
– В этом спектакле я играю несколько ролей. Это птица-гагара, которая достает Землю из-под воды, вторая роль – это роль Матери-Земли. Третий образ – Мать матерей, такая праматерь человечества. А еще я играю исполнительницу песен, женщину, которая услышала звуки природы, и в какой-то момент моя героиня понимает, что все это песня, и начинает петь. В спектакле показано несколько жизненных этапов, и каждый из них сопровождается песней.
Вообще, у ханты есть такой жанр – личная песня, их много. На этапе рождения у человека появляется своя песня, на этапе взросления – другая. Получив определенный жизненный опыт, человек сочиняет свою песню, и он может в течение жизни ее дополнять. Мы это в спектакле тоже показали.
– Вы уже пять лет в труппе театра «Солнце». Какие вам роли запомнились больше всего?
– Да, я в театре с 2020 года, но не на полной ставке, так как быть в театре – это настоящее служение. Я принимаю участие в определенных проектах, спектаклях, заранее с директором, режиссером проговариваем мою занятость, потому что у меня есть еще гастрольный график, поездки музыкальные, концерты… Поэтому мы все заранее проговариваем, и я освобождаю время для репетиций и непосредственно для самих показов спектаклей.
Сейчас на сцене театра идут три постановки с моим участием.
Помимо «Родной земли напевы. Генезис», я играю в спектакле «Королева красоты» по пьесе Мартина Макдонаха в постановке Михаила Яковлевича Али-Хусейна. Спектакль полностью звучит на языке народа манси. Спектакль очень жизненный, там показывается смена поколений, взаимосвязь матери и дочери, родственников. Показана тема прощения, поднимается вопрос, готов ли человек отпустить свои накопленные обиды и тем самым изменить свою жизнь.
Другая постановка – «Песня детям Севера звучащая» режиссера Виктора Евдокимова. Этот спектакль сделан по моей идее в рамках проекта «Север для Победы. Каждый для дела Мира». Он рассказывает о том, что коренные народы внесли свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне и знакомит с фольклором финно-угорских народов.
Также есть спектакль, в котором задействована практически вся труппа. Это спектакль «Великая» по рассказу Еремея Айпина «Екатерина Великая». Спектакль пластический, он абсолютно без слов, все отыгрывается на языке движения, танца.
В этом спектакле я не пою, только играю на варгане. Достаточно серьезный спектакль, он очень интересно сделан. Там нет единой линии от начала до конца. Ты начинаешь смотреть и видишь разные отрывки из одного рассказа. События постоянно перепрыгивают, но они пронизаны одной красной нитью. В апреле этот спектакль восстановят, но в ближайших постановках меня заменит другая актриса, так как у меня еще продолжается декретный отпуск.
– Кстати, о декрете. Как вам удается участвовать в спектаклях и выезжать на гастроли с маленьким ребенком?
– Сейчас я в декрете с третьим ребенком, и серьезный перерыв у меня был всего один месяц. Пока дочке не исполнился год, мы ездили с ней на выступления на поездах, в основном по округу. Однажды поехали на Ямал. Затем я стала летать с дочкой на выступления на самолетах. Конечно, мы не вдвоем. Нас сопровождали мама или муж. Вообще, если семья поддерживает, то трудностей с тем, чтобы вести активную жизнь, продолжать выступать, не возникает. Сейчас я уже могу на несколько дней выехать одна, с дочкой остаются родственники. Тут единственная сложность – это расставание с ребенком, потому что начинаешь скучать, очень тянет обратно.
– Не секрет, что сейчас для матерей с маленькими детьми создают масштабную инфраструктуру – специальные условия появляются в университетах, дворцах культуры, торговых центрах. А что можете сказать про сельские дома культуры, есть ли там условия для мам с маленькими детьми?
– Да, сейчас с детьми абсолютно комфортно. Везде есть пандусы, можно подняться с коляской. Конечно, я была далеко не во всех сельских домах культуры Югры. Но там, где мне довелось выступать, даже в совсем небольших клубах всегда есть инфраструктура для мам с детьми, люди абсолютно спокойно воспринимают то, что с маленьким ребенком можно прийти в дом культуры, даже если ты актриса.

Рождение детей для матери – это не остановка, а этап жизни для личностного роста.
Тут, скорее, мы сами себе создаем проблемы. Например, когда у меня родился первый сын, мне было чуть больше 20 лет, и я с ним никуда не выходила. Я вынесла из этого некоторые уроки, и уже со вторым сыном, когда ему исполнился месяц, мы выехали на рок-фестиваль. Я и учиться поступила, когда была уже на последних месяцах беременности. Потом два года училась в институте. Главное понимать, что рождение детей для матери – это не остановка, а этап жизни для личностного роста.
– Вы занимаетесь музыкой больше 20 лет. Как трансформировалось ваше творчество за это время?
– Когда мы начали экспериментировать с этно-роком, для нас это было новое направление, все впервые, мы не знали, как отреагирует публика и наше окружение из числа коренных малочисленных народов. К счастью, всем все понравилось, и нам тоже. И когда мы приезжали на какой-нибудь рок-фестиваль с нашей программой в стиле хард-рок, нам говорили: «А где же ваши этно-композиции, мы хотим услышать песни на ханты языке», мы их быстренько включали в репертуар, а затем старались их заранее предусматривать в нашей программе.
Я принимала участие в разных музыкальных проектах, и сольных, и с группами, поэтому я не скажу, что у меня прослеживается какой-то определенный курс, скорее, все трансформации касаются мастерства и саморазвития. Безусловно, сейчас я гораздо профессиональнее, чем 20 лет назад, когда только окончила музыкальный колледж.
Большую роль в моей жизни, в моем творчестве сыграли музыканты, с которыми мне довелось встретиться, вместе работать, музицировать, творить и создавать. Я вообще обожаю работать с профессионалами, людьми, которые купаются, как рыба в воде, в той музыке, которую они создают. Это такое большое наслаждение работать с музыкантами, которые чувствуют музыку настолько, что можно общаться без слов, только на языке музыки. Тогда рождаются песни без каких-либо мучений, и это большое наслаждение.

Я слушаю даже не слова, меня волнуют сами ритмы, музыкальные инструменты, звучание языка.
– По вашим ощущениям, есть ли в этнической музыке какая-то мода, тренды?
– Этно-музыка уже давно набирает обороты, становится все популярнее. Вообще, этно-музыка – одно из моих любимых направлений, я очень люблю слушать исполнителей на родных языках. Я слушаю даже не слова, меня волнуют сами ритмы, музыкальные инструменты, звучание языка. Каждый язык по-своему музыкален, мне это очень нравится, и этническую музыку как раз нужно слушать сердцем, душой, потому что она основана на этническом коде, который передается из поколения в поколение. Тот код, который дошел до нас через песни, через музыку, у каждого народа этот код уникален. Поэтому люди так реагируют, отзываются на эту музыку. Можно сказать, что с этническими ритмами гены начинают вибрировать, танцевать и петь.
– Какие советы лично вы могли бы дать тем, кто только собирается широко заявить о себе?
– Смело экспериментировать, пробовать, не бояться чего-то нового. Хотя, как мне кажется, сейчас абсолютно все экспериментируют, пробуют и что-то выдумывают. Тем и интересно слушать и смотреть особенно на молодых артистов, потому что глаза у них горят, границ для них не существует, их по-хорошему так несет.
Единственное, что лично я бы посоветовала – больше скромности в подаче. Признаюсь, не люблю, когда что-то делается вульгарно, и не принимаю, когда этническая музыка вульгарна. Я считаю, что скромность, вкус украшают, создают благородный музыкальный образ. Потому что все-таки этническая музыка является неким лицом народа. И по тому, что и как исполняет артист, как он себя ведет, могут судить и о целом народе.
– С 2016 года вы участвовали в группе Yggdrasil, руководит которой Кристиан Блак, музыкант с Фарерских островов, много выступали на этно-фестивалях, участвовали во многих международных проектах. Как складывалось это сотрудничество?
– С Кристианом Блаком и группой Yggdrasil мы познакомились в 2015 году на этно-фестивале «60-я параллель» в Сургуте. Этот фестиваль проводит Сургутская филармония. Тогда же поступило предложение с моими этническими инструментами, песнями и мелодиями на языке народа ханты встроиться в программу Кристиана Блака. Буквально за час до концерта мы встретились, познакомились, порепетировали, и выступили вместе на сцене с 20-минутной совместной программой.
После этого Кристиан Блак уже пригласил меня приехать на Фареры на музыкальный фестиваль. С тех пор с ними дружим, гастролируем, записали два альбома. Первый альбом основан на песнях коренных народов мира, второй альбом уже такой локальный, он записан на основе песен и мелодий ханты и манси. Мы успели с этими альбомами по Европе прокатиться, провести презентацию здесь у нас в Югре, в Ханты-Мансийске, в Сургуте. Кристиан Блак – один из тех музыкантов, которых можно назвать суперпрофессионалом.
Сейчас у нас нет возможности вместе гастролировать, мы передаем друг другу приветы и надеюсь, что однажды мы еще сыграем совместные концерты. Конечно, я очень скучаю. Было бы здорово, если бы записали еще один альбом.
Видео1 <iframe src=”https://vk.com/video_ext.php?oid=35659133&id=456239404&hd=2&autoplay=1″ width=”853″ height=”480″ allow=”autoplay; encrypted-media; fullscreen; picture-in-picture; screen-wake-lock;” frameborder=”0″ allowfullscreen></iframe>
– Сейчас вы сами не только выступаете, но и входите в состав жюри музыкальных фестивалей. Например, недавно вы были в жюри на ll Открытом фестивале-конкурсе национальной песни коренных малочисленных народов Севера «Наследие Арктики». Расскажите, пожалуйста, каково это быть в судейском кресле? Какие требования в первую очередь предъявляются сейчас к этно-исполнителям?
– Быть в составе жюри всегда очень непросто. Лично мне всегда сложно судить, потому что я понимаю, что каждый человек, который находится на сцене и представляет свое творчество, свои умения, делится частичкой себя, открывает нам свою душу. И я понимаю, что каждый конкурсант работал над песней и своим выступлением, вкладывал время и труд. Но судить приходиться и оценивать приходиться.
Стараюсь делать это максимально мягко и корректно. Стремлюсь увидеть огонек в человеке, горящие глаза. Сразу видно человека, который не просто вышел и поет, а когда он поет душой и глазами. Такие исполнители у меня всегда в фаворитах.
Я и сама продолжаю выступать на конкурсах, на сцене, когда тебя оценивают. Тут очень важно совладать с собой и выдать на сцене все то хорошее, чему ты научился, что ты умеешь. Это непросто. И выступать, и быть в жюри, интересно и во всем есть свои плюсы и минусы.

Я понимаю, что каждый конкурсант работал над песней и своим выступлением, вкладывал время и труд.
– Вы стали победительницей первого сезона Школы общественной дипломатии. Чему научил вас этот проект? Как вы применяете знания и компетенции, полученные в ходе проекта?
– Эта школа дает хорошие знания в области прав коренных народов. В рамках школы можно увидеть международные практики в области прав коренных народов, познакомиться с практиками регионов нашей страны, обменяться опытом, пообщаться с интересными спикерами и друг с другом. Это очень важно, потому что наша общественная деятельность направлена на людей, и общение для нас – в первую очередь такой инструмент, который помогает в решении наших задач. После участия в Школе общественной дипломатии у меня появилось больше ясности, как формулировать свои предложения, как их формировать, заявлять, на чем делать акценты. И, конечно же, когда выдвигаешь какие-то предложения в своем регионе, эти знания, безусловно, помогают.
– После победы в Школе общественной дипломатии вы принимали участие в сессии Экспертного механизма ООН по правам коренных народов, где выступали на дискуссионной панели. На днях начинает работу Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов, где вы также принимаете участие. Расскажите о вашем опыте, и с какой повесткой выступают сегодня коренные малочисленные народы России на международной площадке.
– Да, так получилось, что после победы в Школе общественной дипломатии я поехала в Женеву, для меня это стало хорошей практикой выступления на международной площадке такого высокого уровня. Это большая честь представлять свой народ, свой регион. На этой площадке обсуждались вопросы, связанные с женщинами коренных народов мира, и я в своем докладе рассказала, как у нас обстоят дела, поделилась нашим опытом, практикой взаимодействия, вынесла некоторые предложения. Ситуации вообще у всех разные, потому что у всех разные условия и наработанный опыт. Но вообще меня, когда я принимала участие в сессии, поразила кричащая боль, когда другие участники сообщали о вопиющих вещах, что, например, пропадают женщины. У нас, к счастью, нет такой повестки, потому что дороже жизни ничего нет. На этом фоне наши проблемы показались легко решаемыми.
На первый план у коренных народов Югры и ряда других регионов Севера выходит важность сохранения родных языков. По этой линии нам важно очень плотно работать, чтобы появлялись педагоги, чтобы язык всеми сохранялся. Потому что жив язык – жив народ. Также у нас в Югре актуальны вопросы, связанные с оленеводством, культурой…

Мы встречаемся с профильными департаментами, с органами государственной власти, обсуждаем инициативы, выносим предложения, чтобы улучшить в Югре жизнь граждан.
– Вы входите в Общественную палату Югры, в организацию «Спасение Югры», являетесь координатором добровольческой деятельности по Сургутскому району. Чем вы занимаетесь?
– Общественная палата рассматривает предложения от граждан, вопросы разного характера. Я состою в нескольких комиссиях, но плотнее всего участвую в работе Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Мы встречаемся с профильными департаментами, с органами государственной власти, обсуждаем инициативы, выносим предложения, чтобы улучшить в Югре жизнь граждан.
Организацией «Спасение Югры» проводится очень много разных мероприятий, связанных с культурой, традициями, организуются и просветительские встречи, где рассказываем о правах, о льготах. Проходят мероприятия по спасению языков, творческие встречи наших поэтов, музыкантов, организовываем конференции.
Гуманитарный Добровольческий Корпус Югры занимается помощью нуждающимся. Я являюсь одним из его учредителей. Активная работа началась в период пандемии, я тогда была координатором нашего корпуса по Сургутскому району. Сейчас мы собираем благотворительную помощь, поддерживаем семьи с детьми, сотрудничаем с предпринимателями, например, проводим акции, когда они перед Новым годом дарят подарки детям. В общем, направлений много, и все очень важные.
– Расскажите, пожалуйста, о ваших планах. Когда стоит ждать ваш следующий альбом?
– Песни, которые звучат в спектакле «Родной земли напевы. Генезис», планируется выпустить отдельным альбомом. Еще в одном альбоме, над которым я сейчас работаю, собираюсь собрать свои старые песни. Они пока поодиночке «гуляют» на музыкальных платформах, и я хочу их объединить, собрать в один альбом. Также хочу сочинить музыку на стихи наших хантыйских и мансийских поэтов. Несколько таких готовых песен у меня уже есть, но на все нужно время, чтобы быть везде и делать сразу все, что задумано.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Кондратьева Вера Ивановна
Регион: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Лянтор
Деятельность: певица, актриса Театра обско-угорских народов «Солнце», член Общественной палаты Югры, общественной организации «Спасение Югры», координатор Гуманитарного Добровольческого Корпуса Югры по Сургутскому району.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!