- 10 апреля 2025
- 23:40

Активисты-правозащитники раскритиковали парламент Индонезии за очередную задержку принятия долгожданного законопроекта о правах коренных народов, который завис в подвешенном состоянии более чем на десятилетие, несмотря на то, что общины продолжают терять миллионы гектаров земли и подвергаются уголовному преследованию за защиту своих исконных территорий.
Законопроект рассматривается как важный шаг на пути к защите прав коренных народов на фоне роста числа захватов земель, конфликтов, связанных с инвестициями, и преследований общин, защищающих свои традиционные земли.
Главный индонезийский альянс коренных народов, AMAN, впервые предложил законопроект в 2003 году, утверждая, что он необходим для защиты прав и земель коренных народов и устранения глубоко укоренившейся несправедливости. В 2010 году AMAN начал подготовку научного документа в поддержку законопроекта, представленного в парламент. Палата представителей приняла предложение в 2012 году, официально начав процесс обсуждения.
Однако, несмотря на то, что законопроект ежегодно с 2014 года упоминается в качестве законодательного приоритета, он не получил существенного прогресса.
Мартин Манурунг, заместитель председателя законодательного комитета парламента, объяснил задержки неспособностью законодателей определить основные проблемы, затрагивающие коренные общины Индонезии.
«Мы хотим посмотреть, как пройдет процесс идентификации [прежде чем возобновить обсуждение законопроекта]», — сказал он, как цитировало в марте расследовательское издание Tempo .
Мартин сказал, что картирование проблем — от споров о праве собственности до сохранения культурного наследия — займет много времени из-за разнообразия и сложности проблем, с которыми сталкиваются коренные группы. Только после завершения этого процесса, добавил он, законодатели смогут начать разрабатывать положения законопроекта для их решения.
Однако правозащитные организации рассматривают задержку как удобное оправдание, скрывающее более глубокое нежелание отказываться от контроля над землей и ресурсами.
«Как так получилось, что прошло 15 лет, а он все еще далек от завершения?» — сказал Ули Арта Сиагян, руководитель отдела лесов и плантаций Индонезийского форума по окружающей среде (Walhi), крупнейшей в стране зеленой НПО, во время обсуждения 24 марта в Джакарте.
Аримби Хероепоэтри, член коалиции гражданского общества, отслеживающей законопроект, поддержал это мнение, объяснив это отсутствием политической воли у законодателей и правительственных чиновников.
«Дело не в сложности проблем. Дело в нежелании делиться властью [с коренными народами]», — сказала она.
Аримби отметил, что партия Голкар — третья по величине в парламенте и часть правящей коалиции — неоднократно преуменьшала важность законопроекта. В 2021 году политик Голкар Кристина Арияни заявила, что партия не видит необходимости в принятии законопроекта, несмотря на то, что он находится на рассмотрении с 2012 года. В 2024 году коллега-законодатель Голкар Фирман Соебагьо поставил под сомнение конституционность некоторых положений и поставил под сомнение возможность реализации законопроекта.
«Этот законопроект рассматривается как угроза многими представителями как исполнительной, так и законодательной власти», — сказал Ули. «Они рассматривают его как вызов инвестиционным интересам в сфере капитала и земли, что не соответствует действительности. Экономическое процветание может сосуществовать с признанием коренных народов».
У Голкара долгая история отстаивания законопроектов, которые, как считается, благоприятствуют инвесторам за счет окружающей среды и коренных народов. В 2017 году Фирман поддержал законопроект, позволяющий компаниям по производству пальмового масла расчищать богатые углеродом торфяники для плантаций. Голкар также был одним из самых ярых сторонников в 2020 году так называемого всеобъемлющего законопроекта о создании рабочих мест, пакета широкомасштабной дерегуляции, предложенного предыдущей администрацией бывшего президента Джоко Видодо.
Однако не все партии разделяют позицию Голкара. Партия NasDem официально заявила о своей поддержке законопроекта о правах коренных народов, согласно Аримби, но она не входит в правящую коалицию и имеет менее 12% мест в парламенте.
«Мы хотим, чтобы этот законопроект стал инициативой Палаты представителей, то есть он должен быть принят на пленарном заседании. Для этого требуется большинство», — сказал Аримби. «Но другие [партии] хранят молчание».
Создание большинства остается сложной задачей в нынешнем политическом климате, сказала Ули. Она отметила, что бизнесмены теперь составляют 60-70% членов парламента — резкий рост по сравнению с 30% во время первого срока Видодо с 2014 по 2019 год.
«Это наша задача», — сказал Ули.
Несмотря на препятствия, Вени Сирегар, старший активист НПО Kaoem Telapak, сказал, что важно продолжать продвигать законопроект. Если он будет принят, он закрепит права коренных народов на их исконные земли, культурные практики и самоуправление в национальном законодательстве, обеспечивая давно назревшую правовую определенность.
Без этого коренным общинам приходится лавировать между переплетенными, часто противоречивыми отраслевыми нормами. Вени сказал, что в настоящее время 34 различных отраслевых норм регулируют дела коренных народов, что приводит к бюрократическим и длительным процессам признания.
В результате многие общины остаются непризнанными, незащищенными и крайне уязвимыми для конфликтов, добавила она. Только в 2024 году AMAN выявил 687 конфликтов, связанных с землей, в которых коренные общины потеряли 11 миллионов гектаров (27 миллионов акров) своей земли — площадь, превышающую площадь Южной Кореи. По меньшей мере 925 человек были привлечены к уголовной ответственности, а 60 подверглись насилию со стороны государственных сил безопасности.
«Это происходит потому, что коренные народы не признаются», — сказал Вени.
Ули заявил, что если парламент не примет законопроект к августу, коалиция НПО планирует организовать массовую демонстрацию с участием 10 000 представителей коренных народов.
«Если к августу он все еще не будет принят, десятки тысяч людей готовы окружить президентский дворец и парламент, потому что этот законопроект в интересах всех нас», — сказала она. «Мы ждали долго, и путь действительно был трудным».
Источник: mongabay
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!