- 3 марта 2025
- 10:57

Дизайнер Ирина Сатыгина рассказала, как искусственный интеллект помог создать коллекцию одежды в этностиле, и о значении культурных кодов в брендировании регионов.
В Ханты-Мансийске открылись продажи первой коллекции одежды бренда «Манси Hoodie». Заявки уже поступили из Сургута, Урая, Тюмени, Салехарда, Новосибирска, интересуются коллекцией покупатели из Франции и Вьетнама. Создательница бренда – известный в Югре промышленный дизайнер Ирина Сатыгина, она разрабатывала концепции многих общественных пространств в Ханты-Мансийске, по ее проектам оформлялись выставочные залы, бизнес-центры. Некоторое время назад в качестве хобби Ирина Сатыгина разработала коллекцию повседневной одежды в этностиле «Манси Hoodie» – это худи, толстовки, кардиганы. К созданию коллекции Ирина привлекла искусственный интеллект. Коллекцию успешно презентовали летом прошлого года в музее «Торум Маа», костюмы от «Манси Hoodie» были представлены на ПМЭФ, проект получил грант Правительства ХМАО-Югры, а саму идею использования нейросетей в этномоде с интересом обсуждают как в дизайнерском, так и в ИТ-сообществах. Сейчас проект перешел на новый этап – розничные продажи. Пока изделия изготавливаются по индивидуальным заказам в единичных экземплярах, но создательница проекта Ирина Сатыгина уверена – все еще впереди. О том, как реализуется проект и чем нейросети могут помочь тем, кто работает с этностилем, Ирина Сатыгина рассказала «КМНСОЮЗ-NEWS».
– Ирина, по этноколлекциям нечасто открываются продажи. Как решились коммерциализировать идею?
– Да, теперь некоторые модели коллекции «Манси Hoodie» можно приобрести! Это своего рода мониторинг спроса: одно дело – интерес к проекту, а другое – готовность примерить этностиль на себя. А ведь именно в этом наша цель! Мы хотим показать, что одежда с культурными кодами может быть частью повседневной жизни.
– Планируете ли выходить на промышленное производство?
– Открыть крупное производство с нуля – задача непростая. Это большие расходы, которые неизбежно влияют на стоимость товара. Все чаще в голове крутится идея коллаборации с крупным отечественным брендом. Это поможет сохранить или даже снизить цену, не жертвуя качеством и задумкой.

Мы хотим показать, что одежда с культурными кодами может быть частью повседневной жизни.
– Этнодизайнеры нередко выбирают для своих коллекций натуральные ткани и материалы, вы же пошли по другому пути и сделали ставку на неопрен. Чем обусловлен такой выбор?
– Изначальная идея коллекции – исследовать традиционную одежду, материалы и техники шитья, а затем найти современные аналоги. Зачем? Это одна из ключевых задач дизайнера – оптимизировать производство, оставив вещь доступной и функциональной. Я за осознанное потребление.
Коренные народы всегда жили по принципам, которые сегодня называют «zero waste» – уважительно использовать ресурсы, не допуская лишних потерь. Я уверена: мастер может взять шкуру животного, только если сам его вырастил и использовал все, что дала его жизнь. Убийство лишь ради одежды – это неуважение к природе и самой жертве. Этика и осознанность в производстве важны не меньше, чем красота изделия.
Синтетические материалы сегодня – это не просто массовое производство, а продуманный процесс с минимизацией вреда окружающей среде. Технологии позволяют снижать потребление воды, энергии и природных ресурсов, создавая прочные и долговечные материалы. Из неопрена у нас только часть коллекции, есть также вещи, например, из футера.
– Для создания коллекции вы использовали нейросети. Как возникла такая идея?

Изначальная идея коллекции – исследовать традиционную одежду, материалы и техники шитья, а затем найти современные аналоги
– Нейросети – это мощный инструмент для быстрого анализа и визуализации. В моем случае они помогали переосмыслить традиционные образы и превратить их в современные силуэты. Технологии ускорили процесс.
– Были ли у нейросети фактические ошибки в элементах дизайна?
– Ошибки, конечно, были. Мы начали работу над коллекцией еще в 2023 году. Нейросети тогда еще никто не воспринимал как серьезный инструмент. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Особенно хорошо развитие технологии заметно в генерации видео. Если раньше это были расплывчатые образы с прерывистыми движениями, то теперь – качественные видео с реалистичным светом, тенью и плавной анимацией. Пока что хронометраж остается коротким, но развитие идет стремительно!
Даже в формате нашего проекта отчетливо видна эволюция технологии.
– Обучали ли вы нейросеть каким-то фактам о материальной культуре хантов и манси?
– Мы разворачивали программу с открытым кодом, и да, загружали свою «базу знаний», то есть дообучали нейросеть в конкретном интересующем нас направлении – образы традиционных костюмов обских угров.
Обучение нейросети – дело ресурсозатратное. Большинство доступных ИИ-сервисов работают на удаленных мощностях, потому что обработка данных требует серьезных ресурсов. Мы запустили все на своем оборудовании. Итог? Один мощный компьютер «сгорел» в процессе. Пришлось расширяться!
– Каковы «познания» нейросетей о хантах и манси?
– «Познания» нейросети зависят от ее «жизненного опыта» – базы знаний, на которой она обучена. У каждого ИИ, как и у человека, он свой.
На наших обучающих курсах мы давали задание: представить образ по словесному описанию, а затем сравнивали с исходным изображением. Совпадений не было. Почему? Потому что у каждого из нас сформированы собственные представления и ассоциации. Так же и у нейросети, так что все зависит от конкретной ИИ, с которой вы работаете.

Нейросети помогали переосмыслить традиционные образы и превратить их в современные силуэты
– По профессии вы промышленный дизайнер. Есть ли в глобальном смысле разница при создании дизайна одежды и разработке концепции выставочного зала?
– С 2017 года я специализируюсь на создании выставок. Это требует проведения научно-исследовательской работы, а основная задача – донести суть до посетителя, даже если он не знаком с темой. В этом, пожалуй, эти два направления схожи. Каждая деталь несет смысл, имеет свою задачу.
– Вы реализуете концепции многих общественных помещений в Югре и часто обращаетесь к элементам этностиля. В целом каково место этностиля в современном дизайне?
– Наверное, я даже не замечаю, как добавляю этнические акценты. Это в целом интересные локальные различия.
При этом я не использую традиционные орнаменты. Они несут сакральные смыслы. Я создаю новые элементы, которые вызывают ассоциации и дают отсылки к элементам традиционной культуры.
Сегодня можно наблюдать тренд на поддержку региональных продуктов и уникальных традиций, и правительство активно его поддерживает. Даже на маркетплейсах появились отдельные категории для товаров, произведенных в разных регионах, таких как «Сделано в Югре» или «Сделано в Новосибирской области». Культурные коды регионов – это как фирменные стили брендов.
– На ваш взгляд, как реализовать этнические компоненты в дизайне, чтобы это было стильно и актуально?
– Хороший дизайнер всегда обращается к первоисточникам, проводит исследовательскую работу и на ее основе уже формирует визуальную концепцию. Таким образом, он может объяснить каждый из предложенных элементов, ответить на вопросы «почему?» и «для чего?».
– Как этностиль использовать в айдентике? Есть ли какие-то правила?
– Айдентика – это презентация ценностей бренда потребителю. Коммуникация через визуальную составляющую, слоганы, где-то даже звуки и запахи… в целом позиционирование на рынке. Задача – создать устойчивые ассоциации именно с вашим брендом. И здесь важно не перестараться с применением общеизвестных символов. Локальные этнические элементы помогают создавать особенно хорошую узнаваемость на рынке за пределами региона.
Их используют довольно часто. Небольшие компании часто смотрят как у других и просят что-то повторить. Очень популярен у югорских компаний орнамент «оленьи рога». Но такой подход работает в минус, так как не формируется уникальный образ фирменного стиля.
– Как у вас лично возник интерес к этнокомпонентам в дизайне?
– Окружение формирует сознание. Визуальная культура различается в зависимости от регионов. Я выросла на стыке культур народов ханты, манси и русских. Для меня это что-то очень родное, что вызывает чувство тепла внутри.
– Часто ли работаете с проектами с этнической составляющей?
– Фактически все проекты, заказчиком которых выступает администрация города или правительство округа, в которых мне довелось участвовать, основываются на культурном коде региона. Бюджетные учреждения также во многом стремятся подчеркивать местный колорит. С коммерческими организациями все зависит от их позиционирования на рынке.

мы, вероятно, будем видеть еще больше инноваций в этой сфере, где будет гармонично сочетаться региональная идентичность с мировыми трендами в дизайне и производстве.
– На ваш взгляд, какие перспективы у использования этнических элементов в промышленном дизайне? Какие тренды будут актуальны в ближайшие годы?
– В области промышленного дизайна все большее внимание уделяется использованию уникальных материалов. Экологичность и региональная уникальность ресурсов становятся ключевыми факторами при создании локальных товаров. Данная тенденция будет только усиливаться: чем более уникален ресурс для определенного региона, тем более востребованным будет товар, изготовленный из него. Важно, что в этом контексте особое внимание уделяется как традиционным материалам, которые использовались коренными жителями с древних времен, так и старинным технологиям обработки материалов.
Эти направления очень важны в контексте устойчивого развития и защиты окружающей среды. Использование уникальных материалов, таких как местные природные ресурсы или те, что считаются экологичными, не только помогает создавать инновационные и привлекательные продукты, но и поддерживает региональную экономику. Все это также способствует сохранению культурных и природных традиций, когда материалы и технологии обработки, передаваемые через поколения, вновь становятся актуальными.
Сочетание традиционных методов с современными подходами позволяет создавать товары, которые не только экологичны и уникальны, но и обладают глубоким культурным и историческим контекстом.
В будущем мы, вероятно, будем видеть еще больше инноваций в этой сфере, где будет гармонично сочетаться региональная идентичность с мировыми трендами в дизайне и производстве.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Сатыгина Ирина Владиславовна
Регион: Ханты-Мансийский округ – Югра, г. Ханты-Мансийск
Деятельность: промышленный дизайнер, специалист по генеративным нейросетям
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!