- 3 февраля 2025
- 23:42

Выступающий под псевдонимом ULTAN KAI эвенкийский музыкант Максим Карамзин рассказал о глубоких пластах национальной музыки и как обращение к древним напевам помогает найти себя.
На небосклоне этномузыки новый яркий проект – ULTAN KAI. Фронтмен группы Максим Карамзин в совершенстве играет на варгане, владеет несколькими техниками горлового пения. В своей музыке он использует древние напевы эвенкийского эпоса, традиционные музыкальные инструменты. Ритуальные элементы в композициях гармонично сочетаются с современным электронным звучанием. Дебютная пластинка проекта Om записана одним дублем, треки стремительно набирают популярность в соцсетях. О проекте ULTAN KAI и звуках бескрайнего Севера, заставляющих сердце биться в такт бубну и варгану, Максим Карамзин рассказал «КМНСОЮЗ-NEWS».
– Максим, расскажите, пожалуйста, что представляет собой музыкальный проект ULTAN KAI и как он появился? В чем его особенности?
– Проекту ULTAN KAI чуть меньше года. Название в переводе с эвенкийского означает «Голос северного ветра». В своем творчестве я стараюсь развивать свою духовную связь с культурой предков.
После смерти бабушки, которая мне подарила свой дар игры на варгане и горлового пения, я потерял самого себя. У меня было тяжелое эмоциональное состояние, я был одинок и разбит. Работа над проектом помогла мне найти выход из тумана переживаний, надеюсь, моя музыка сохраняет в себе это теплое чувство надежды и любви к жизни.
В современном мире трудно сохранить концентрацию, внимание на чем-то одном и важном для вас. Мы становимся многозадачнее, усложняем все вокруг. Мне важно, чтобы человек, который находится в духовном поиске, смог прийти к себе, к своему истинному я. Поэтому первая работа посвящена медитации, дыханию и концентрации. Часто во время концертов люди подпевают мне, дополняют мелодию, поют свою песню, а я слушаю их.

Мне важно, чтобы человек, который находится в духовном поиске, смог прийти к себе, к своему истинному я
В создании проекта мне помогают мои друзья – музыканты, фотографы, видеографы, дизайнеры, актеры. Сейчас мы стремимся все объединить под началом независимого лейбла musique de sibérie. В нем участвуют также музыканты из пост-этногруппы AINA. Нас больше 15 человек, мы все стремимся помогать друг другу, мы одна большая семья. Забота друг о друге, реализация творческих идей – это важные вещи для нас. Возможно, именно эта эмоциональная связь между нами помогает создавать по-настоящему искренние вещи.
– У вас есть какая-то база или студия?
– В данный момент мы работаем над созданием личного штаба в Красноярске, где мы бы все смогли собираться. Сейчас мы в поиске арендного помещения для этого. Пока мы все записывали в разных местах нашей Родины: на даче в Красноярске, в Москве, в лесу, на репетиционных точках. Везде мы стремимся создать максимальный уют, пьем все вместе чай по-китайски, окуриваем помещение, медитируем вместе, выезжаем на природу. У нас есть общий чат для всех, где каждый может написать о своей задумке, рассказать новости, поделиться чем-то личным, что в дальнейшем вдохновляет всю нашу команду. Именно так мы и сняли последний клип на песню Kumalan для AINA, в котором я принял участие.

Люди часто играли на варгане во время обрядов кормления духов воды, огня, дома, леса
– Вы играете на кингепкывуне – эвенкийском варгане. Как в древности эвенки использовали варган, из каких материалов его делали?
– Обычно люди играли на деревянных инструментах либо сделанных из кости. Еще были варганы из рога, но у них слишком тихий звук. Исполняли медитативные медленные мелодии, еще называемые «танец рук». Люди часто играли на варгане во время обрядов кормления духов воды, огня, дома, леса. Иногда играли просто, когда с мыслями собирались.
У шаманов были другие варганы – из металла. Их использовали во время обрядов.
– У вас тоже металлический варган…
– Да, в моем роду были шаманы, и сам отношусь к ним, но целительством и приемами не занимаюсь, делаю определенные обряды, и сам формат концерта проходит всегда в узком кругу, так как вхожу в некий транс и прошу духов верхнего мира о благословении. И поэтому концерты проводим очень редко, это энергозатратно, потому что отдаю всего себя. Кроме варгана использую бубен и эвенкийский металлический колокольчик. Я с детства видел и впитывал это. Бабушка проводила обряды на охоту, удачу, окуривала.
– Где сейчас берете традиционные эвенкийские варганы?
– Изготавливаем под заказ. Обращаемся к кузнецу.
– Как варган пришел в вашу жизнь?
– У нас есть традиция. С рождения детям не стригут волосы, а когда ребенок отмечает свой третий день рождения, перед ним ставят много разных предметов – какие-то игрушки, деньги, инструменты. Считается, что от того, какие предметы возьмет в руки ребенок, зависит его судьба. Бабушка рассказывала, что я выбрал варган и кулон с изображением солнца – дылычакан. Это определило мою судьбу на многие годы.
– Что лежит в основе музыки, которую вы делаете?
– Я использую традиционные напевы, взятые из традиционных эвенкийских эпосов Нимнгаканов. Они передаются только из уст в уста, из поколения в поколение. То, что мне передала бабушка, то я и транслирую в своем творчестве. Она пересказывала мне различные фрагменты эпоса в виде сказок и пела перед сном. Нимнгакан был для меня как колыбельная. А когда приезжали таежники-оленеводы, все собирались дома и бабушка начинала петь. Могла петь часами, все слушали.

Я использую традиционные напевы, взятые из традиционных эвенкийских эпосов Нимнгаканов
– Как вы интегрируете эпос в свое творчество?
– Концерт начинается всегда с номера Гороптынми дуннэвув («Звуки древней Земли»). Мы также называем его «Легенда», это отрывки из сказаний. Я беру оттуда молитвы-обращения к предкам, к богам, к духам. А импровизирую напевами, горловым пением, иногда отхожу от сказаний и просто обращаюсь к духам через песню и этим самым импровизирую.
Иногда на концертах я читаю самый любимый с детства стих эвенкийского поэта Николая Константиновича Оёгира… его любила очень бабушка. Он глубокий по смыслу:
«Эм Минни амакав туренин» – «Язык родной, язык далеких предков,
Как сказочно и мудро ты звучал».
Многие воспринимают эпос как определенную историю, но никто не задумывается, что и мы проживаем историю прямо сейчас. Есть много героев, я знаю историю своего рода, героев и шаманов своего рода и, когда стану седым, буду петь историю о своей бабушке, увековечу ее в нашем родовом Нимнгакане.
– Можете рассказать немного о вашем роде?
– Я отношусь к роду Эдян, это один из древних знатных эвенкийских родов. Мои предки перекочевали к берегу Охотского моря, к поселению Алдома. Они занимались охотой на китов и оленеводством. Помимо этого во мне есть кровь эскимосского рода Эрьян, что в переводе – «Устье реки».

Многие воспринимают эпос как определенную историю, но никто не задумывается, что и мы проживаем историю прямо сейчас
Алдомы больше нет, в советское время это был монтерский пункт по ремонту кораблей, которые приезжали из Соединенных Штатов Америки, если быть точнее, с Аляски.
Представителей моего рода очень много. Сейчас они проживают в Хабаровском крае, в Республике Саха (Якутия), есть несколько человек в Бурятии, в Амурской области, в Китае.
– Кто ваш основной зритель?
– Какой-то отдельной категории нет. Скорее, это ценители редкого творчества. Кто-то танцует под мою музыку, кто-то поет, кто-то засыпает, а кто-то просыпается.
– По вашим ощущениям, зрители на этнофестивалях или те, кто приходит на ваши камерные концерты, знакомы с эвенкийской музыкой, традициями?
– В целом, да, знакомы. Люди знают популярные эвенкийские песни и танцы. Но именно традиционные национальные напевы, то есть какой-то более глубокий пласт, мало кому известен. То же самое можно сказать и про горловое пение – широко известны лишь какие-то базовые техники. В своем творчестве я использую элементы как эвенкийского, так и эскимосского горлового пения. Также обращаюсь к традициям горлового пения, характерным для тунгусов, проживающих на побережье Охотского моря. Оно более глубокое.
– Недавно вы сделали традиционное тату, что оно для вас значит?
– Линии на моем подбородке говорят о моих корнях – о том, что мой род с берегов Охотского моря. И в то же время они говорят о моем имени – Ултан – «Голос северного ветра». Это будто мой паспорт. Но на этом я не остановлюсь – впереди родовые орнаменты на руках.

Линии на моем подбородке говорят о моих корнях – о том, что мой род с берегов Охотского моря
– Над чем вы с командой работаете сейчас?
– В данный момент продюсер проекта ULTAN KAI Элина Канзычакова занимается монтированием видеоклипа на песню SAYIN, что в переводе с якутского языка обозначает «лето». Клип получился очень необычным: в нем бандиты получают наказание от шамана за свои злодеяния и недобрые помыслы. Съемками занимались наши видеографы Никита Воротников и Анастасия Русина, одну из главных ролей в клипе исполнил бесподобный актер Виктор Щеблевский. Также в съемках клипа приняли участие гитарист пост-этногруппы AINA Юлий Разборов, басист Григорий Зеленко и звукорежиссер Артемий Новоселов, гримом занималась прекрасная девушка Анна Малкова.
– Вы снимаете и выкладываете в соцсетях короткие ролики, в которых рассказываете увлекательные факты об эвенках, об особенностях костюма, татуировках, интересных аксессуарах. Как зародился этот проект? Откуда берете информацию?
– Проект появился спонтанно, буквально сидя на кухне. Меня спрашивали, я отвечал. Потом стал записывать ролики. Информацию черпаю из воспоминаний, из того, что мне рассказывала бабушка, которая была носителем эвенкийской культуры, она мне много рассказывала, оставляла много наставлений.
– Как вы считаете, знают ли молодые эвенки о своих родах, интересуются ли этой темой?
– Многие знают, но некоторые над этой темой даже не задумываются, у них другие интересы. Молодое поколение сейчас выставляет собственные приоритеты, и людей можно понять. Кроме того, во многих семьях происходит утрата родного языка. Есть известное выражение: «Если вы разговариваете с человеком на языке, который он понимает, вы обращаетесь к его разуму. Если вы разговариваете с ним на его языке, вы обращаетесь к его сердцу».
– Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы повысить у молодых людей интерес к своим корням?
– Только развивать самосознание, заниматься саморазвитием и музыкой. Правда, думаю, что это должна быть в первую очередь музыка в современном звучании, чтобы она шла в ногу со временем. Например, если в моде опера, то пусть будет и тунгусская опера, если началась волна на рок, то должен быть тунгусский рок. В общем, важен не только акцент на самом понятии «национальная музыка», но и эксперименты с ней.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Карамзин Максим – ULTAN KAI
Регион: Красноярский край, г. Красноярск
Деятельность: фронтмен музыкального проекта ULTAN KAI, композитор, поэт, мастер горлового пения, собиратель и хранитель эвенкийских народных традиций
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!