Мария Беляева: «Промыслы сохраняют обряды»
Мария Беляева: «Промыслы сохраняют обряды»

Хранительница традиций народов Камчатки Мария Беляева рассказала, почему сохранение духовной культуры зависит от хозяйственной деятельности

Вот уже 15 лет заведующая отделом сохранения нематериального культурного наследия Камчатского центра народного творчества Мария Беляева минимум два раза в год выезжает в экспедиции в самые удаленные уголки полуострова и собирает данные о традициях и фольклоре народов Камчатки. Мария Беляева – одна из немногих современных исследовательниц, кто смог побывать практически на всех проводимых в регионе обрядах и описать быт оленеводов полуострова на стойбищах – табунах. В конце 2024 года за выдающийся вклад в сохранение народных традиций Марии Беляевой присвоено звание «Заслуженный работник культуры России». О том, как ведутся исследования и собирается уникальный материал, Мария Евгеньевна рассказала «КМНСОЮЗ-NEWS».

– Мария Евгеньевна, редакция «КМНСОЮЗ-NEWS» поздравляет вас с получением звания «Заслуженный работник культуры России»! Расскажите, пожалуйста, как вы стали заниматься сохранением нематериальной культуры народов Камчатки?

– Спасибо за поздравление! Это так неожиданно и приятно, что мою работу в культуре оценили на высшем уровне. Я сама родом из национального села Воямполка (в переводе с корякского – «река-утопленница»), оно находится в Тигильском районе, на севере Камчатки. В нашем селе жили ительмены, береговые и оленные коряки и эвены. Мой дедушка был оленным коряком-чавчувеном, бабушка – эвенка, или, как их раньше еще называли, ламут. Бабушка не любила говорить о своих корнях, своем роде, уже во взрослом возрасте я поняла, почему. Бабушка из зажиточного рода, и ее брат был репрессирован. Я случайно узнала, что она эвенка, когда увидела ее документы. Она, как и дедушка говорила на корякском языке, хотя знала и родной эвенский, и русский языки.

Так что я росла в корякской среде, знала язык и ощущаю себя оленной корячкой. Помню, в детстве, когда были знаковые праздники, к нам в село приезжали друзья дедушки с табунов. Они останавливались у нас дома, взрослые вели свои разговоры, а дети общались между собой. Мы говорили на корякском. Потом я уехала в школу-интернат в окружной центр Палану, большую часть времени в году проводила там, и язык постепенно стал забываться, так как мы говорили все время на русском. Когда не стало бабушки и дедушки, языковая среда сразу пропала и сейчас я корякский язык понимаю, но, увы, не говорю.

Так что в национальную культуру я погрузилась еще в детстве. В Палане я занималась классической хореографией в корякской окружной школе искусств. После окончания десяти классов попала в легендарный корякский ансамбль «Мэнго».

В коллективе были ребята со всего Корякского автономного округа. В ансамбле сформировалось удивительное сообщество, я его иногда называю «мэнговским стойбищем». Помню случай на гастролях, когда нас привезли на киностудию, чтобы отобрать артисток для участия в фильме. Из нас никто не подошел. Режиссер, махнув рукой, в сердцах сказал, что мы не монголоидная раса, а мэнголоидная. Мы тогда посмеялись, но не обиделись. Понимаем, что коряки не похожи на монголов. Все участники коллектива знали родной язык, обряды, душой болели за сохранение и развитие родной культуры. Когда я пришла работать в Камчатский центр народного творчества и стала ездить в экспедиции, опыт в «Мэнго» мне очень пригодился. Ведь я записываю в том числе и танцы.

– Номера «Мэнго» знамениты на весь мир благодаря уникальному соединению фольклорных элементов с классической хореографией. Как этого удавалось добиваться?

– Основатель ансамбля Александр Васильевич Гиль, будучи профессиональным и очень талантливым хореографом, смог сохранить фольклорную основу национального танца. Применив законы классической хореографии в отдельных элементах – в позиции рук, ног, корпуса, сотворил уникальные северные танцы.

Например, визитной карточкой «Мэнго» стал танец «Чайка». В его основе лежит фольклорный танец Чайки. Это, по сути, подражание, за счет изгибов рук, движений ногами и горлового пения имитирующее крики птиц. Танец выполняется на полусогнутых коленях – «плие».

В постановке «Мэнго» движения ног и рук сохранены. Однако в фольклорном танце, когда его исполняли на праздниках, руки были опущены ниже II позиции. Александр Васильевич поднял руки танцоров выше этой II позиции, за счет этого удалось подтянуть корпус, и танец приобрел совсем другой вид. Конечно, все движения оттачивались на репетициях, чтобы они были четкими, красивыми, профессиональными. Большое внимание уделялось рисунку, то есть тому, как стоят и передвигаются танцоры на сцене.

чтобы прочувствовать все эти моменты, грамотно адаптировать танец, важно погрузиться в национальную культуру

В прошлом, когда люди жили в ярангах или полуземлянках, танцы проходили там же – в жилище. Как вы понимаете, в полуземлянке можно сделать какие-то танцевальные движения, но создать рисунок танца нельзя. Да и таких целей не преследовалось. Танцы сопровождали обряды, люди танцевали не для зрителей. Сейчас танец на сцене ставится, чтобы его смотрели, чтобы он был интересным и зрелищным. Поэтому необходимо следовать законам сцены.

Но, чтобы прочувствовать все эти моменты, грамотно адаптировать танец, важно погрузиться в национальную культуру. Сам Александр Васильевич Гиль регулярно ездил в экспедиции, бывал на праздниках, смотрел, как танцуют старейшины. Да и коллектив был сформирован из носителей культуры, тех, кто знает движения, понимает их значение. В танцах же каждое движение что-то значит. Это может быть подражание зверю, обращение к духу.

– А остались ли аутентичные танцы и песни в селах?

– Времена меняются. В селах, где сохраняется традиционная культура, люди получили возможность заниматься в фольклорных коллективах, оттачивать движения, репетировать на сцене. И это очень хорошо! Да, аутентичные танцы интересны нам, исследователям. Но люди хотят рассказать о своей культуре, выступить на празднике так, чтобы это было интересно для зрителей.

В состав многих фольклорных коллективов входят старейшины. Они как раз знают, как танцевали раньше, понимают значение всех элементов и представляют на сцене тот самый аутентичный танец, но в обработке, понятной зрителю. И вообще, танец быстрее всего трансформируется, подстраивается под требование времени. В последние годы ритмы танцев становятся все быстрее, прыжки – более высокими.

Если неадаптированные для сцены танцы остались в основном на кадрах кинохроники, то песни во многих районах сохранились. В селе Ачайваям Олюторского района проживают оленные люди – коряки-чавчувены, камчатские чукчи и эвены, которые прекрасно поют, и вообще, в селе принято соблюдать традиции. Например, когда табун готовится к отправке на летовку, все село собирается для проведения обрядов, с соседних населенных пунктов приезжают родственники.

В селе Хаилино, тоже в Олюторском районе, проводят обряды, связанные с оленеводством и рыболовством. В Хаилино есть фольклорный ансамбль «Чекнитон» («Родник»), в репертуаре которого сохраняется аутентичный танец Чайки. Также в селе практикуют традиционное для коряков горлохрипение.

В селе Лесная Тигильского района и сегодня отмечают праздник Ололо, он связан с удачной добычей морского зверя и промыслом на медведя, барана. И там тоже прекрасно поют. 

В Карагинском районе есть село Тымлат. В свое время туда переселили жителей закрытых сегодня камчатских сел Рекинники, Подкагерное. Там такие прекрасные певцы! Столько мелодий можно записать. И какие удивительные у певцов голоса, когда их слышишь, дух захватывает. Кстати, в Подкагерном провел детство основатель корякского фольклорного ансамбля «Ангт» народный артист России Иосиф Жуков, один из самых великолепных исполнителей родовых мелодий. Иосиф Иннокентьевич из рода оленных коряков и, кстати, в основу многих постановок ансамбля вошли его воспоминания. 

Вообще, у оленных коряков очень зрелищные танцы сами по себе, поэтому иногда так бывает, что корякские элементы заимствуют коллективы других народов. Но я такую практику категорически не одобряю. Ведь танец – это история, которая когда-то рассказывалась в яранге, а теперь – на сцене. Поэтому просто так тасовать элементы, а тем более включать движения, характерные для танцев других народов, – это неправильно. Но, увы, заимствование сейчас стало массовым, берут все: мелодию, костюмы и даже атрибутику. Причем это не тот случай, когда родственные народы живут рядом и человек перепутал. Например, сейчас массово стали использовать ловцов снов. Но это характерно для индейцев. У нас на Камчатке их не было! Бывает все настолько запутано, что даже не поймешь, какой народ пытается представить коллектив.

танец – это история, которая когда-то рассказывалась в яранге, а теперь – на сцене

Иногда я общаюсь с постановщиками северных фольклорных коллективов, если вижу ошибки, то сразу говорю. В ответ, особенно от молодых постановщиков, можно слышать: «Это мое видение». Хорошо, видение. Но ведь такой микс показывается на конкурсах и на обрядовых праздниках, и он позиционируется не как видение отдельного человека, а как народный танец. Это все сохраняется в видео, на фото, выкладывается в интернет. И проходит несколько лет, другие молодые постановщики начинают искать в интернете информацию, и что они находят? Номера, которые состоят из сплошных неточностей.

Массовые вольные трактовки приводят к тому, что даже те, кто занимается танцами, начинают путаться, какой элемент исконный, а какой – заимствованный.

Однажды, помню, была на конференции, где один молодой человек возмущался, что коряки исполняют танец его народа. Пришлось объяснять, что вообще-то танец был изначально корякским и что некоторые коллективы, представляющие другие народы, стали использовать эти движения в своих номерах. Это сложно принять.

Номера с заимствованными элементами нередко участвуют в танцевальных конкурсах. На состязаниях все зависит от жюри. Например, под эгидой Министерства культуры ежегодно проводится Всероссийский фестиваль-конкурс любительских творческих коллективов. Победитель получает приз – 2 миллиона рублей. Жюри этого конкурса очень внимательно следит не только за техникой исполнения или постановкой, но и за использованием заимствованных элементов. Если номер некорректный, то у него нет шансов на победу. Такие фестивали выводят на высокую ступень коллективы, которые соблюдают танцевальные и музыкальные традиции. Мне приятно, что наши камчатские ансамбли часто оказываются в числе победителей этого конкурса.

Но конкурсов проводится много, и далеко не везде отслеживается аутентичность. И, понимаете, когда победителем становится номер с перепутанными танцевальными движениями, постановщики, которые собрали этот микс, убеждаются в мнении, что они правы и можно продолжать ставить танцы из произвольных элементов, игнорируя достоверность.

– Но это же не по злому умыслу?

– Конечно. Но люди просто не знают и не задумываются над тем, что достоверность должна быть на первом месте. Очень много зависит от политики тех, кто возглавляет эти ансамбли, кто составляет репертуар. И здесь возникает такая проблема, что зачастую самодеятельные коллективы возглавляют люди без специального образования. Они могут искренне любить свою культуру и желать ее сохранения и развития, но они не знают, как ставится танец, какие правила существуют в постановке, как должен использоваться фольклорный материал, который собран исследователями.

В любом научном труде можно найти хоть пару предложений по танцу. Тогда остается просто включить свое воображение, чтобы представить, как этот танец должен исполняться. Важно знать, чем живет народ, танец которого нужно поставить. Необходимо понимать, какую хозяйственную деятельность ведет этот народ, потому что танцы неотъемлемо связаны с родом занятий. Все эти пазлы нужно сложить воедино, и тогда можно будет поставить танец, который будет действительно относиться к какому-то этносу.

Я всегда призываю тех, кто занимается танцами, читать литературу, исследования. Например, ительмены восстановили свою обрядовую культуру по описаниям Степана Крашенниникова и Георга Стеллера. Исследователи оставили подробное описание ительменского быта – костюмов, праздников, мелодий. Масштабное исследование корякской танцевальной культуры провела в 70-х годах ХХ века Мария Жорницкая. Она ездила в экспедиции по Чукотке и Камчатке и составила очень подробные описания, где танцы расписаны буквально по тактам. По такой литературе можно даже восстановить утраченные танцы.

– Вы упомянули, что танец связан с традиционным образом жизни. Но прогресс не стоит на месте, в рыболовстве и оленеводстве начинают внедряться новые технологии. 

– Да, понятно, что мы не пойдем на рыбалку с сетями из крапивы. Время идет, жизнь меняется. И сейчас у рыболовов современные снасти и фабричные лодки, а у оленеводов есть снегоходы и технологии для отслеживания оленей. Но современные приспособления – это инструменты, они делают жизнь более комфортной, однако суть от этого не меняется.

Например, наши береговые коряки и ительмены каждый год проводят Праздник первой рыбы, или, как его раньше называли, Обряд заманивания рыбы. Сам праздник организуют сотрудники сельских домов культуры. Но, когда рыбы долго нет, жители национальных сел сами проводят этот обряд, чтобы, как они считают, заманить рыбу в реки.

Рыбалка у нас на Севере, особенно в отдаленных селах – это не хобби, не приятное увлечение, а в прямом смысле способ выживания. Весной, когда в сельских магазинах подходят к концу запасы продовольствия, наступает распутица, а связи с большой землей нет, основной пищей людей оказывается рыба.

Так вот, представьте, что будет, если из жизни людей исключить рыбалку? Для кого тогда проводить Праздник первой рыбы, для чего все эти песни и танцы, если смысл всего этого действа окажется утерян? С оленеводством та же самая ситуация. У нас есть на полуострове позитивные примеры, как сохраняется оленеводство. Помню, я ездила в Карагинский район, там есть табун, он принадлежит целому роду, где традиции соблюдаются неукоснительно. Смотришь на них, и душа радуется.

современные приспособления – это инструменты, они делают жизнь более комфортной, однако суть от этого не меняется

А что было бы, если бы оленей не стало? Возьмем мое родное село. В детстве, помню, что в селе было много оленеводческих звеньев, в девяностые годы все это стало разваливаться, люди лишились стад и буквально потеряли смысл жизни. Когда есть стадо, то необходимо о нем заботиться, оберегать от волков или росомах, поднимать поголовье оленей. Оленеводы приезжали в поселки из табунов совсем ненадолго. И вот оленей не стало, а затем прекратились и все оленеводческие праздники, обряды. А зачем их делать? Для кого? Наше село стало обезличенным и превратилось в точку на карте, через который проходит зимник, использующийся для доставки продуктов в Палану. 

Много таких сел, где уже не поют песни, не проводят обряды. Старики уходят, а молодежь не знает обрядов, традиций. Хотя всем что-то когда-то рассказывали в детстве, но это все стирается из памяти. Причем люди-то хотят знать и помнить. Ко мне часто обращаются жители таких сел, просят литературу, какую-нибудь информацию. Я всегда по результатам экспедиций издаю сборники. Там я все публикую, что нашла, кого записала. Так что сборники рассылаю, привожу, что-то рассказываю при личных встречах. Но традиционная хозяйственная деятельность – это стержень, на котором все традиции держатся.

Если оленеводство и рыболовство уходят, то основную заботу о сохранении традиций берут на себя работники сельских домов культуры, учителя. Они, например, могут с детьми сходить на речку и рассказать, что когда-то здесь проводился такой-то обряд. Но все понимают, что это не то, что мы теряем традицию.

– С чем связаны изменения в традиционной хозяйственной деятельности?

– Если говорить про традиционное рыболовство, то это разнообразные запреты. А с оленеводством, как мне кажется, главная проблема в том, что табуны остались без женщин. Женщины в последние десятилетия стали массово переезжать в крупные поселки, чтобы вместо интернатов водить детей в местную школу. Следом в поселки переехали их мужья, потому что тяжело в табунах без женщин. Пока мужчина занимается оленями, супруга готовит, стирает, сушит вещи, убирается.

В Якутии семьи кочевников поддерживают, организовывая кочевые школы, чтобы женщины и дети оставались с мужчинами. У нас такого нет…

важно поддерживать оленеводство, рыболовство и охотничий промысел, давать возможность людям развиваться, продолжать дело их предков

Когда уходит тот или иной вид хозяйственной деятельности, пропадает и язык, ведь слова, которые используются в оленеводстве, собаководстве, пушном промысле, забываются. Исчезают из речи названия элементов упряжи, названия снастей, упряжек и многое другое. Язык становится скудным. Как следствие, его начинают меньше использовать, ведь на нем становится сложнее выразить мысли и передать информацию. И от этого язык беднеет еще больше. Первым уходит устное народное творчество на диалектах. В школах, детских садах пытаются как-то приостановить этот процесс. Например, у коряков преподавание ведется на литературном чавчувенском языке, это язык оленных коряков. Где-то учителя-энтузиасты отдельно объясняют детям, как звучит то или иное слово на чавчувенском или нымыланском диалектах (нымыланский диалект используют береговые коряки). Объяснять все эти различия – огромный труд.

Но корни обеднения языков как раз в том, что исчезает традиционная хозяйственная деятельность. Поэтому очень важно поддерживать оленеводство, рыболовство и охотничий промысел, давать возможность людям развиваться, продолжать дело их предков. Я уже 15 лет езжу в экспедиции и каждый раз в этом убеждаюсь.

– Кстати, а как вы занялись экспедиционной деятельностью?

– В ансамбле «Мэнго» я танцевала двадцать два года. Потом ушла, устроилась в управление культуры администрации Корякского автономного округа бухгалтером. Параллельно поступила в Московский институт национальных и региональных отношений, на государственное и муниципальное управление. После окончания института я перешла на работу в Думу Корякского автономного округа, работала специалистом по приему обращений граждан. От законодательного собрания Корякского автономного округа меня направили в Хабаровск, учиться на юриста. В администрации и Думе я получила колоссальный опыт. Да, с ансамблем «Мэнго» я объездила всю Камчатку, но в основном на наших концертах были люди, которые так или иначе связаны со сферой культуры. Здесь же, работая, например, с обращениями граждан, я много узнала о социальных проблемах, с которыми сталкиваются жители отдаленных территорий. В 2007 году Корякский автономный округ объединился с Камчатской областью и на карте появился наш Камчатский край. Ну а я осталась без работы. В 2009 году переехала в Петропавловск-Камчатский, устроилась в Камчатский центр народного творчества и тогда же начала ездить в экспедиции. Я уже говорила, что мне в экспедиционной деятельности очень помог опыт «Мэнго». Но и работа бухгалтером пошла на пользу, это дало мне понимание, как с минимальными затратами организовать выезд. Благодаря экономии у нас получается в год съездить иногда даже в три экспедиции. Ну а опыт в Думе, знание законотворческого процесса и работа с обращениями граждан позволяют лучше понимать условия, в которых живут информанты, и экономические и социальные факторы, влияющие на традиционные виды деятельности.

– Помните свою первую экспедицию?

– Конечно. В 2009 году я поехала в село Ковран, это место компактного проживания ительменов, на праздник Алхалалалай. Я ехала не наобум, у меня там были добрые друзья – артисты ансамбля «Эльвель», также много было знакомых местных жителей, с кем когда-то пересекалась. Они очень помогли все организовать. Но на тот момент у меня не было навыков общения с информантами.

Конечно, я читала литературу, теоретически понимала, как все это бывает. Но на деле все оказалось в разы сложнее. Мне в основном попадались очень веселые, легкие в общении собеседники. Вообще, у ительменов это в крови. Все ительмены, кого я знаю, любят шутить, веселиться. Вот и на интервью тоже мы замечательно общались, но мне периодически приходилось останавливать моих собеседников, потому что разговор уходил не туда. Это сейчас о празднике Алхалалалай знает вся страна, а тогда, в 2009 году, мне информацию нужно было собирать по крупицам, какие обряды проводятся, в какой последовательности, когда звучит горловое пение, и вообще, какое оно, в чем его особенности.

К сожалению, ительменов очень мало. А носителей традиционных знаний, тех, кто в детстве сам был свидетелем хоть каких-то праздников, единицы. И их очень сложно найти. В Ковране я буквально подходила ко всем прохожим и расспрашивала их. 

Бывало, конечно, что и отказывались общаться. Помню, стою я на перекрестке, вижу двух дедушек, подхожу к ним, прошу пообщаться. Они отмахнулись, послали меня куда подальше. А я брала интервью в клубе. И вот спустя какое-то время приходят эти дедушки, говорят, что готовы рассказать о традиционной культуре. Я попросила их спеть. Они начали петь про белые березы. Мы рассказали им про цель экспедиции, что важно именно записать ительменскую культуру, собрать информацию. Они воодушевились и продемонстрировали ительменское горлохрипение. Это уникальная техника. Вот такой получилась первая экспедиция, немножко сумбурной, волнительной.

С тех пор я объездила с экспедициями практически все уголки Камчатского края. В основном это территория бывшего Корякского автономного округа, а также Быстринский район – место компактного проживания эвенов,  Мильковский – камчадалов.

– Сколько времени занимает экспедиция, сколько человек выезжает? Как вообще все организовано?

– У нас нет спонсоров, все экспедиции финансируются по линии Министерства культуры Камчатского края. Самые дорогие поездки – на север. Туда можно добраться только самолетом. В Быстринский район или Мильково можно доехать на автобусе. Так что там чуть проще.

есть села, куда можно только по зимнику доехать. Поэтому и экспедиции в основном проводятся до марта

Выезды мы планируем заранее, я составляю план на три года вперед. Ближе к поездке начинаю искать информантов. Мне очень помогают работники сельских домов культуры. Они знают всех старейшин, всех, кто владеет какими-нибудь знаниями о традициях. Иногда удается с кем-нибудь заранее договориться, например, о рыбалке, чтобы ее зафиксировать на видеокамеру. Далеко не все населенные пункты Камчатки имеют авиационное или автомобильное сообщение. Есть села, куда можно только по зимнику доехать. Поэтому и экспедиции в основном проводятся до марта, так как больше шансов куда-то добраться. Летом у нас экспедиции тоже, конечно, бывают, но стараемся выезжать туда, где круглогодичное сообщение.

В любое время года самое сложное – попасть в табуны, ведь никакой транспорт туда не ходит, значит, нужно с кем-то заранее договориться, кто будет туда ехать.

В среднем экспедиция у нас занимает две недели, нас ездит двое – я и оператор. Первое время было очень тяжело физически, когда у нас операторами были молодые девочки и приходилось таскать аппаратуру, тяжелые штативы. Со временем у нас появились операторы-мужчины. Это оправданно. Технику ведь не только надо носить с места на место. Например, если нужно подснять, как едешь на снегоходе, нужно держать камеру во время движения, а она очень тяжелая. А летом с лодки съемку проводим. И переходы у нас длительные с техникой были. Тоже сил много надо.

– Вы часто проводите экспедиции в труднодоступных населенных пунктах, где нет гостиниц. Где вы живете во время выезда?

– По-разному. Бывало, в сельском в клубе жили, однажды – в библиотеке. Помню, между стеллажами с книгами у нас стояли раскладушки. Но в последние годы очень сильно ужесточились требования пожарной безопасности. После закрытия клуба или библиотеки никто не должен оставаться в здании. Случается, что останавливаемся у кого-то из сельчан, иногда нам выделяют на время экспедиции свободные квартиры.

В районных центрах селимся в гостиницах. И это оптимальный вариант, потому что у нас график очень жесткий. Мы возвращаемся поздно. Оператор начинает перекидывать материал на жесткие диски, а я – записываю в тетрадь то, что за день запомнила. Как правило, запись ведется на камеру, на диктофон. Параллельно я пишу от руки краткие заметки, чтобы мне потом было легче на треках находить конкретные сведения, полученные от информаторов.

– А бывает, что люди отказываются общаться?

– Да, но крайне редко. И в принципе, я людей могу понять, сейчас столько мошенничеств, а тут приезжают посторонние, начинают расспрашивать о роде, какие-то личные вопросы задают. Чтобы было больше доверия, я стремлюсь заранее всех предупреждать о том, что мы едем. Пишу письма в муниципалитеты, что тогда-то в таких-то селах будет работать экспедиция. Сотрудники домов культуры тоже заранее общаются с нашими будущими информантами, предупреждают, что приедет экспедиция.

Лично в мою пользу еще играют два обстоятельства. Первое – опыт в «Мэнго». Все-таки многие из тех, с кем я общалась, бывали на наших выступлениях. Второе – я сама корячка, то, что я представительница коренного малочисленного народа, моих собеседников располагает к беседе.

чтобы было больше доверия, я стремлюсь заранее всех предупреждать о том, что мы едем

Я стараюсь приурочить выезды к праздникам. Например, именно на праздники в северных районах в крупных поселках в гости приезжают жители отдаленных сел и оленеводы из табунов. Так что появляется возможность записать тех людей, кого обычно не достать.

– Вы общаетесь в основном со старейшинами?

– Нет. Среди моих собеседников люди разных возрастов, в том числе и молодежь. Бывало, мне говорили: «Зачем ты записываешь молодых, что они знают?» А это, на самом деле, очень интересно. Например, я беседую со старейшиной, он рассказывает мне свое видение обряда, что помнит из детства и так далее. Потом я общаюсь с молодым представителем народа. И он уже рассказывает по-другому, трансформируется сюжетная линия, какие-то смысловые оттенки. И эти процессы надо отслеживать.

– По вашим оценкам, сейчас во время этнографических экспедиций можно ли найти какую-то новую фактуру или все обряды, песни, легенды уже описаны?

– По-разному, но и уже описанные песни и легенды имеют огромную ценность. Например, известный ученый северовед Сергей Стебницкий в Пенжинском районе записал несказочную прозу о мамонтах. А нам во время экспедиции в Олюторском районе тоже рассказали о мамонтах и потопе. Причем мы получили такие истории не от одного человека, а от нескольких. Значит, в народе эти истории пользуются популярностью и были широко распространены.

Также ценность для этнографов представляют простые бытовые разговоры. Во время экспедиций мы устраиваем так называемые «фольклорные посиделки», куда зовем старейшин, и они разговаривают уже между собой. Старейшины общаются при включенных камерах и диктофонах. Во время таких бесед они могут случайно вспомнить то, что забыли рассказать во время интервью. Также можно записать интересные словосочетания, речевые обороты.

во время экспедиций мы устраиваем «фольклорные посиделки», куда зовем старейшин, и они общаются при включенных камерах и диктофонах

– А как вы записываете танцы?

– Прошу показать движения. Иногда приходится становиться рядом с информантами и танцевать вместе с ними, чтобы понять, какие именно движения выполняются. Уже после экспедиции все эти записи я расшифровываю и систематизирую. Ну а видео у нас снимает оператор. Я всегда прошу его снимать в полный рост не только танцы, но и песни. Наши северные люди статично не поют, они всегда танцуют. И по этим движениям можно целый танец поставить. Когда видишь движения ногами, сразу можно понять рисунок танца. Мой опыт работы в танцевальном ансамбле всегда помогает, мне несложно представить рисунок танца.

– Над какими проектами вы работаете сейчас? Какие экспедиции намечаются в 2025 году?

– В наступившем году у нас намечается экспедиция в Пенжинский район, в село Аянка. Но, знаете, наш Камчатский центр народного творчества проводит множество мероприятий и далеко не все они связаны с экспедициями. Мы участвуем в обрядовых праздниках в селах, сотрудничаем с сельскими домами культуры, издаем литературу, участвуем в конференциях. К нам часто обращаются за консультациями, ведь у нас собран богатейший материал.

Также мы организуем много мероприятий, которые становятся знаковыми событиями в жизни Камчатки.

мы участвуем в обрядовых праздниках в селах, сотрудничаем с сельскими домами культуры, издаем литературу, участвуем в конференциях

Например, каждый год мы проводим  краевой фестиваль-конкурс сказок коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока «Мургин лымн,ыль». Он заканчивается большим гала-концертом в конце декабря. Времени еще много, но мы уже готовимся к фестивалю.

У нас на Камчатке есть большой проект «Традиции предков. Новый век». В его рамках проводится фестиваль «Золотые родники», фестиваль традиционных ремесел и художественных промыслов «Мастера земли Уйкоаль», и завершается проект праздником Алхалалалай.

«Мастера земли Уйкоаль» – это кочующий фестиваль, площадка каждый год выбирается разная. В 2025 году мы проведем его на эвенском стойбище «Мэнэдек» в селе Анавгай Быстринского района. Мы его организуем на этой площадке вместе с Лилией Банакановой (https://news.kmnsoyuz.ru/news/34885), руководителем эвенского ансамбля «Нургэнэк» и инициатором создания этнокультурного центра «Мэнэдек». Лилия Егоровна в 2013 году стояла у истоков фестиваля «Мастера земли Уйкоаль». В 2025 году это мероприятие продлится неделю. Мы будем жить с мастерами на стойбище, делиться опытом. Завершится фестиваль эвенским праздником встречи Нового года по эвенскому календарю.

– Кстати, про Новый год. Только завершились каникулы, а у народов Камчатки Новый год уже наступил?

– Не у всех. Эвенский Новый год отмечается летом. Он приурочен ко Дню летнего солнцестояния и отмечается в двадцатых числах июня. Лилия Банаканова возродила этот праздник с соплеменниками, сейчас его начинают праздновать эвены и в других районах Камчатки. А у коряков и чукчей Новый год отмечается в День зимнего солнцестояния. Но тоже есть свои особенности. В этом году в Магадане празднование прошло 21 декабря, а на Камчатке – 22 декабря. Мы его называем Встреча Нового солнца, то есть встреча Нового года по корякскому календарю. Этот праздник постепенно обретает известность по всей стране. Он даже отмечен в бортовом журнале «Аэрофлота». Помню, представители авиакомпании запрашивали у нас фотографии, мы предоставили, а про себя отметили, что, значит, среди наших читателей есть и ведущие перевозчики страны.

Сколько себя помню, Встречу Нового солнца у нас всегда отмечали. В поселках к этому дню приурочивали совещание оленеводов, они приезжали из табунов в поселки, а после официальных мероприятий проходил большой праздник. Сегодня оленеводов собирают в феврале-марте в крупных населенных пунктах на праздник «День оленевода».

Но во многих селах стараются вернуть традицию и организуют все мероприятия в конце декабря. Встреча Нового солнца – очень светлый праздник. Он дарит много надежд. После самой длинной ночи начинается новый день, становится светлее и как-то радостнее.

Конечно, когда народы Камчатки отмечают Новый год, у всех на столах праздничные блюда. В ходу остались традиционные угощения. Например, в Карагинском районе делают толкушу – это блюдо из толченой рыбы и ягод. Оленеводы готовят массу из оленьего жира, его взбивают так, чтобы оно по консистенции напоминало мороженое.

Обязательно варят мясной суп, сейчас его часто называют шурпа, что не совсем верно, но название прижилось. Еще вареная кровь оленя, она считается обрядовым блюдом.

В детстве мы ели оленьи жилки, бабушка нам рубила ножом, чтобы мы могли погрызть, еще отваривали голову оленя. Конечно, на столе всегда была юкола – сушеная рыба.

люди хотят идентифицировать себя как представителей своих этносов

Раньше на Встрече Нового солнца традиционно забивали оленя. Сейчас от этого уходят. Вместо живого оленя в обряде используется фигура оленя из снега.

В древности многие наши обряды предполагали принесение жертвы. Теперь этого нет. Тем не менее, саму идею обряда коряки сохранили.

Современный мир вносит свои коррективы, но люди хотят идентифицировать себя как представителей своих этносов. Они соблюдают традиции, определенные правила в семье, проводят обряды. Культура народа дает ответы на вопросы о смысле жизни, помогает себя понять и дает возможность сохранить свою индивидуальность, почувствовать себя настоящим.

Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»

ФИО: Беляева Мария Евгеньевна

Регион: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский

Должность: заведующая отделом сохранения нематериального культурного наследия Камчатского центра народного творчества

Регалии: заслуженный работник культуры России, лауреат премии Правительства РФ имени А.В. Луначарского в номинации «Работник фольклорного, этнографического, научно-исследовательского центра по изучению народной культуры», лауреат Всероссийской общественной премии «Гордость нации», лауреат федерального проекта «Золотые имена народов России»

Share on facebook
Share on twitter
Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on telegram

Читайте также:

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые Межрегиональной общественной организацией «Объединение коренных малочисленных народов «СОЮЗ» (МОО “КМНСОЮЗ”) (далее – Оператор).

1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2. Основные понятия, используемые в Политике

2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных.

2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.9. Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения, – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном Законом о персональных данных (далее – персональные данные, разрешенные для распространения).

2.10. Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://news.kmnsoyuz.ru/.

2.11. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

2.12. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом.

2.13. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу.

2.14. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Основные права и обязанности Оператора

3.1. Оператор имеет право:

– получать от субъекта персональных данных достоверные информацию и/или документы, содержащие персональные данные;

– в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных;

– самостоятельно определять состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Законом о персональных данных и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено Законом о персональных данных или другими федеральными законами.

3.2. Оператор обязан:

– предоставлять субъекту персональных данных по его просьбе информацию, касающуюся обработки его персональных данных;

– организовывать обработку персональных данных в порядке, установленном действующим законодательством РФ;

– отвечать на обращения и запросы субъектов персональных данных и их законных представителей в соответствии с требованиями Закона о персональных данных;

– сообщать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение 30 дней с даты получения такого запроса;

– публиковать или иным образом обеспечивать неограниченный доступ к настоящей Политике в отношении обработки персональных данных;

– принимать правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных;

– прекратить передачу (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, прекратить обработку и уничтожить персональные данные в порядке и случаях, предусмотренных Законом о персональных данных;

– исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о персональных данных.

4. Основные права и обязанности субъектов персональных данных

4.1. Субъекты персональных данных имеют право:

– получать информацию, касающуюся обработки его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Сведения предоставляются субъекту персональных данных Оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, когда имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных. Перечень информации и порядок ее получения установлен Законом о персональных данных;

– требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав;

– выдвигать условие предварительного согласия при обработке персональных данных в целях продвижения на рынке товаров, работ и услуг;

– на отзыв согласия на обработку персональных данных;

– обжаловать в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке неправомерные действия или бездействие Оператора при обработке его персональных данных;

– на осуществление иных прав, предусмотренных законодательством РФ.

4.2. Субъекты персональных данных обязаны:

– предоставлять Оператору достоверные данные о себе;

– сообщать Оператору об уточнении (обновлении, изменении) своих персональных данных.

4.3. Лица, передавшие Оператору недостоверные сведения о себе, либо сведения о другом субъекте персональных данных без согласия последнего, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

5. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

5.1. Фамилия, имя, отчество.

5.2. Электронный адрес.

5.3. Номера телефонов.

5.4. Год, месяц, дата и место рождения.

5.5. Фотографии.

5.6. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

5.7. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

5.8. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, интимной жизни, Оператором не осуществляется.

5.9. Обработка персональных данных, разрешенных для распространения, из числа специальных категорий персональных данных, указанных в ч. 1 ст. 10 Закона о персональных данных, допускается, если соблюдаются запреты и условия, предусмотренные ст. 10.1 Закона о персональных данных.

5.10. Согласие Пользователя на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, оформляется отдельно от других согласий на обработку его персональных данных. При этом соблюдаются условия, предусмотренные, в частности, ст. 10.1 Закона о персональных данных. Требования к содержанию такого согласия устанавливаются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

5.10.1 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, Пользователь предоставляет Оператору непосредственно.

5.10.2 Оператор обязан в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения указанного согласия Пользователя опубликовать информацию об условиях обработки, о наличии запретов и условий на обработку неограниченным кругом лиц персональных данных, разрешенных для распространения.

5.10.3 Передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена в любое время по требованию субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению. Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

5.10.4 Согласие на обработку персональных данных, разрешенных для распространения, прекращает свое действие с момента поступления Оператору требования, указанного в п. 5.10.3 настоящей Политики в отношении обработки персональных данных.

6. Принципы обработки персональных данных

6.1. Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе.

6.2. Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

6.3. Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой.

6.4. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки.

6.5. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных соответствуют заявленным целям обработки. Не допускается избыточность обрабатываемых персональных данных по отношению к заявленным целям их обработки.

6.6. При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Оператор принимает необходимые меры и/или обеспечивает их принятие по удалению или уточнению неполных или неточных данных.

6.7. Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные уничтожаются либо обезличиваются по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

7. Цели обработки персональных данных

7.1. Цель обработки персональных данных Пользователя:

– информирование Пользователя посредством отправки электронных писем;

– предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте https://news.kmnsoyuz.ru/.

7.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

7.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

8. Правовые основания обработки персональных данных

8.1. Правовыми основаниями обработки персональных данных Оператором являются:

– уставные (учредительные) документы Оператора;

– договоры, заключаемые между оператором и субъектом персональных данных;

– федеральные законы, иные нормативно-правовые акты в сфере защиты персональных данных;

– согласия Пользователей на обработку их персональных данных, на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.

8.2. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://news.kmnsoyuz.ru/ или направленные Оператору посредством электронной почты. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

8.3. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

8.4. Субъект персональных данных самостоятельно принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие свободно, своей волей и в своем интересе.

9. Условия обработки персональных данных

9.1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

9.2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

9.3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

9.4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

9.5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.

9.6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее – общедоступные персональные данные).

9.7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

10. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

10.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

10.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства либо в случае, если субъектом персональных данных дано согласие Оператору на передачу данных третьему лицу для исполнения обязательств по гражданско-правовому договору.

10.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».

10.4. Срок обработки персональных данных определяется достижением целей, для которых были собраны персональные данные, если иной срок не предусмотрен договором или действующим законодательством.
Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора privacy@kmnsoyuz.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

10.5. Вся информация, которая собирается сторонними сервисами, в том числе платежными системами, средствами связи и другими поставщиками услуг, хранится и обрабатывается указанными лицами (Операторами) в соответствии с их Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности. Субъект персональных данных и/или Пользователь обязан самостоятельно своевременно ознакомиться с указанными документами. Оператор не несет ответственность за действия третьих лиц, в том числе указанных в настоящем пункте поставщиков услуг.

10.6. Установленные субъектом персональных данных запреты на передачу (кроме предоставления доступа), а также на обработку или условия обработки (кроме получения доступа) персональных данных, разрешенных для распространения, не действуют в случаях обработки персональных данных в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законодательством РФ.

10.7. Оператор при обработке персональных данных обеспечивает конфиденциальность персональных данных.

10.8. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

10.9. Условием прекращения обработки персональных данных может являться достижение целей обработки персональных данных, истечение срока действия согласия субъекта персональных данных или отзыв согласия субъектом персональных данных, а также выявление неправомерной обработки персональных данных.

11. Перечень действий, производимых Оператором с полученными персональными данными

11.1. Оператор осуществляет сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных.

11.2. Оператор осуществляет автоматизированную обработку персональных данных с получением и/или передачей полученной информации по информационно-телекоммуникационным сетям или без таковой.

12. Трансграничная передача персональных данных

12.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

12.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

13. Конфиденциальность персональных данных

Оператор и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

14. Заключительные положения

14.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты privacy@kmnsoyuz.ru.

14.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

14.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://news.kmnsoyuz.ru/.

Пользовательское соглашение

Настоящее Соглашение определяет условия использования Пользователями материалов и сервисов сайта https://news.kmnsoyuz.ru/  (далее — «Сайт»).

1.Общие условия

1.1. Использование материалов и сервисов Сайта регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

1.2. Настоящее Соглашение является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сайта  Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению.

1.3. Администрация Сайта вправе в любое время в одностороннем порядке изменять условия настоящего Соглашения. Такие изменения вступают в силу по истечении 3 (Трех) дней с момента размещения новой версии Соглашения на сайте. При несогласии Пользователя с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

  1. Обязательства Пользователя

2.1. Пользователь соглашается не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственностиавторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сайта и сервисов Сайта.

2.2. Использование материалов Сайта без согласия правообладателей не допускается (статья 1270 Г.К РФ). Для правомерного использования материалов Сайта необходимо заключение лицензионных договоров (получение лицензий) от Правообладателей.

2.3. При цитировании материалов Сайта, включая охраняемые авторские произведения, ссылка на Сайт обязательна (подпункт 1 пункта 1 статьи 1274 Г.К РФ).

2.4. Комментарии и иные записи Пользователя на Сайте не должны вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации и общепринятых норм морали и нравственности.

2.5. Пользователь предупрежден о том, что Администрация Сайта не несет ответственности за посещение и использование им внешних ресурсов, ссылки на которые могут содержаться на сайте.

2.6. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет ответственности и не имеет прямых или косвенных обязательств перед Пользователем в связи с любыми возможными или возникшими потерями или убытками, связанными с любым содержанием Сайта, регистрацией авторских прав и сведениями о такой регистрации, товарами или услугами, доступными на или полученными через внешние сайты или ресурсы либо иные контакты Пользователя, в которые он вступил, используя размещенную на Сайте информацию или ссылки на внешние ресурсы.

2.7. Пользователь принимает положение о том, что все материалы и сервисы Сайта или любая их часть могут сопровождаться рекламой. Пользователь согласен с тем, что Администрация Сайта не несет какой-либо ответственности и не имеет каких-либо обязательств в связи с такой рекламой.

  1. Прочие условия

3.1. Все возможные споры, вытекающие из настоящего Соглашения или связанные с ним, подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2. Ничто в Соглашении не может пониматься как установление между Пользователем и Администрации Сайта агентских отношений, отношений товарищества, отношений по совместной деятельности, отношений личного найма, либо каких-то иных отношений, прямо не предусмотренных Соглашением.

3.3. Признание судом какого-либо положения Соглашения недействительным или не подлежащим принудительному исполнению не влечет недействительности иных положений Соглашения.

3.4. Бездействие со стороны Администрации Сайта в случае нарушения кем-либо из Пользователей положений Соглашения не лишает Администрацию Сайта права предпринять позднее соответствующие действия в защиту своих интересов и защиту авторских прав на охраняемые в соответствии с законодательством материалы Сайта.

Пользователь подтверждает, что ознакомлен со всеми пунктами настоящего Соглашения и безусловно принимает их.