- 26 ноября 2024
- 01:20
Основательница мастерской «Ягель» Кристина Тайбарей рассказала о роли сувениров в сохранении культурных традиций.
Два года назад в Ненецком автономном округе открылась новая мастерская – «Ягель». Ее основательница Кристина Тайбарей сделала ставку на создание традиционных сувениров. Работы мастериц покупают туристы, заказывают их добывающие компании, региональные власти. Есть среди покупателей и местные жители. О том, какую роль играют традиционные сувениры в сохранении национальной культуры, Кристина Тайбарей рассказала «КМНСОЮЗ-NEWS».
– Кристина, как появилась мастерская «Ягель»? Кто у вас работает, на каких изделиях специализируетесь?
– Официально мы открылись два года назад. Постоянного штата, как и отдельного помещения, у нас нет, мастерицы работают на дому. Значительную часть изделий я делаю сама. Также помогают родственницы, подруги. Кроме того, мы сотрудничаем с мастерицами, которые стесняются заявить о себе и самостоятельно представлять свою продукцию на ярмарках. Такое тоже бывает. Зачастую очень талантливые девушки не готовы заниматься продвижением, куда-то ездить, для них создание сувениров – это даже не подработка, а в первую очередь творчество. И, когда изделия покупают, это их вдохновляет.
Постоянного ассортимента нет, мы делаем то, что нам нравится. Если изделие «заходит», то пускаем его на поток. Мы выпускаем кулоны, броши, сумки. Используем разные техники. Мой интерес к украшениям, сувенирам начался еще в детстве. Мне нравилось придумывать и создавать красивые вещи. Несколько лет назад моя сестра Лилия Тайбарей открыла в селе Красное Дом ремесел «Тэмбойко», оформила ИП. Я, конечно, следила за ее работой, мне было интересно. Дом ремесел «Тэмбойко» специализируется на меховых изделиях, а я решила заниматься именно украшениями и сувенирами.
Определенная творческая база у меня была. По одному из образований я художник-оформитель, некоторое время работала в Санкт-Петербурге в художественной мастерской по росписи матрешек. Так что технологию создания сувениров, чтобы это были не кустарные, а профессионально сделанные красивые и качественные вещи, я знаю.
У меня возникло желание через свое творчество пропагандировать нашу ненецкую культуру. Я начала с украшений, отражающих специфику нашего региона, наш северный колорит, но в современном дизайне. Для них я использовала эпоксидную смолу и другие современные материалы. Мои изделия заметили, в 2022 году меня пригласили на фестиваль «Сокровища Севера» в Москву. Эта поездка на меня сильно повлияла. Я познакомилась с мастерами со всей страны и с нашего округа и решила, что нужно создавать линейку аутентичных украшений.
Технологию создания сувениров, чтобы это были не кустарные, а профессионально сделанные красивые и качественные вещи, я знаю
– Что это за украшения? Из каких материалов их делают, какую роль они выполняют?
– Самым главным украшением ненецких женщин был судор – это налобная повязка, ее делали чаще всего из красного сукна. Повязки декорировали бисером и металлическими пластинами. Также носили накосники. Обязательно украшался женский пояс. Но нельзя сказать, чтобы украшений было много. Зажиточные ненки носили серьги и кольца из серебра, надевали их по особым случаям.
– Можно ли было по украшениям понять, откуда родом девушка?
– Данных именно о родовых украшениях у меня нет. Возможно, какая-то информация есть в архивах, но она не на слуху. Однако по украшениям и аксессуарам можно было понять, из какой тундры их владелица. Территория Ненецкого автономного округа делится на три тундры – Канинско-Тиманская, Большеземельская и Малоземельская. И орнаменты на костюмах и на аксессуарах сильно отличались. Например, для Канинско-Тиманской тундры характерно украшение одежды полосками, а в Большеземельской и Малоземельской тундрах орнаменты состояли из стилизованных знаков, символизирующих рога оленя, ворона, других животных. Кроме того, в Канинско-Тиманской тундре женщины носят платки и шапки с короткими ушками, а жительницы Малоземельской и Большеземельской тундр носят судор и шапку-капор.
– А мужские украшения были?
– Как таковых украшений в современном понимании мужчины не носили. Но у каждого был пояс, богато декорированный медными или костяными пластинами. Еще мужчины всегда носили при себе ножи, ножны тоже украшались, равно как и кармашек для точила. Некоторые мужчины до сих пор носят на шее клык медведя или волка, но это не украшение, а оберег.
Иногда можно встретить свидетельства, что мужчины тоже надевали красные налобные повязки, похожие на женские. Но на самом деле мужчинами эти повязки использовались, чтобы унять головную боль.
– В мастерской «Ягель» также делают традиционные ненецкие куклы Уко. Что это за куклы, играют ли в них сейчас дети?
– У нас в Ненецком автономном округе эти куклы называют Уко, или Нухуко. Это традиционные ненецкие куклы, изготавливают их из клювиков птиц – уток или гусей. Раньше было разделение – для создания кукол-мальчиков использовали гусиные клювики, для кукол-девочек – утиные. Однако сейчас утиные клювики почти не используются, так что и женские и мужские куклы делают из гуся. Для кукол шьют традиционную одежду, украшения, куклам-мальчикам часто делают нарты.
В моем детстве с куклами Уко играли и в поселках и на стойбищах. Сейчас даже на стойбищах больше в ходу магазинные игрушки, да и как мать скажу: кукол вытесняют телефоны. Сейчас с игрушками, что в тундре, что в поселках, дети играют меньше, чем десять или двадцать лет назад. Но куклы Уко есть в детсадах, их используют на праздниках или во время занятий, посвященных национальной культуре. Можно говорить о том, что роль куклы Уко за последние десятилетия изменилась. Это уже не детская игрушка в привычном понимании, кто-то использует ее как оберег, кто-то хранит у себя как символ ненецкой культуры. Также куклы Уко покупают в качестве сувенира. И это тоже неплохо.
Куклу Уко два года назад включили в Антологию народной культуры России, это проект Минкультуры, направленный на сохранение традиционных знаний, ремесел, песенных и танцевальных традиций. Сейчас в Ненецком автономном округе кукла Уко часто позиционируется как один из главных региональных сувениров.
Роль куклы Уко за последние десятилетия изменилась. Это уже не детская игрушка
Она аутентичная, такие куклы есть только у ненцев. Если смотреть с практической точки зрения, то Уко – маленькая недорогая игрушка, любой человек может позволить себе привезти такую куклу из поездки в наш регион, чтобы она напоминала ему о Ненецком автономном округе. Недавно специалисты администрации региона разработали упаковку для куклы Уко и подготовили ее описание, чтобы туристы знали, что это за кукла, как ее делают.
– Как у вас складываются отношения с органами власти? Есть ли в регионе меры поддержки для мастеров художественных промыслов и популяризаторов ненецких традиций?
– Поддержка от региона у нас достаточно большая. Признаюсь, не всеми мерами я могу воспользоваться, по некоторым программам не подхожу под требования. Но это нормально, инструменты поддержки должны быть рассчитаны на разные группы предпринимателей. Лично я при открытии мастерской «Ягель» пользовалась социальным контрактом. Два года назад его сумма составляла 300 тысяч рублей, сейчас ее увеличили до 500 тысяч рублей. На эту сумму можно приобрести оборудование. Знаю, что многие пользуются такой льготой, как возмещение затрат на сырье.
Также у нас в округе работает Центр развития бизнеса, он очень помогает предпринимателям. Через него я в прошлом году получила материальную поддержку на рекламу и печатную продукцию, чтобы напечатать визитки, какие-то документы. Также в программу входит продвижение страницы мастерской «ВКонтакте» и бухгалтерские услуги.
– Есть ли конкуренция среди мастеров?
– Нет, у нас не конкуренция, а дружба. В Ненецком автономном округе сувенирная отрасль стремительно развивается, все мастера друг друга знают. И, знаете, у нас сложилось настоящее сообщество. Мы не конкурируем и стараемся не повторять друг друга. Так что у каждого мастера свои, не похожие на других, изделия. Очень правильная позиция и у продавцов. Они берут на реализацию изделия только у наших местных мастеров. То есть у нас нет проблемы, когда под видом сувениров продают, например, китайскую продукцию. Все это позволяет каждому мастеру занять свою нишу на рынке и представлять определенную часть спектра ненецкой культуры, а она очень богатая.
В Ненецком автономном округе сувенирная отрасль стремительно развивается, все мастера друг друга знают
– Кристина, правда ли, что вы – потомственная мастерица и ваш род славился своими умелицами?
– Так можно сказать про абсолютно все ненецкие роды. В ненецкой традиции женщины всегда были рукодельницами, без таких навыков в тундре не выжить. В каждом роду были легендарные мастерицы, они создавали вещи, которые сейчас хранятся в музеях, потому что это действительно произведения искусства.
Если же говорить конкретно про моих предков, то в моих жилах течет кровь двух знаменитых ненецких родов Тэси и Вэра. По отцу я из рода Тэси, от него же и фамилия – Тайбарей. Она в округе довольно распространена. Но не все люди с фамилией Тайбарей друг другу родственники. Дело в том, что у моего прадеда было очень большое стадо и много работников. И он своим работникам, даже тем, с кем у него не было родства, разрешал брать его фамилию. Так она и распространилась. По маме я из рода Вэра. Вот моя мама – да, замечательная мастерица, именно она делает для нашей мастерской кукол Уко.
Мама рассказывала, что в детстве, когда ее сестры убегали гулять на улицу, она сидела рядом со своей мамой, моей бабушкой, и помогала ей что-то мастерить – ремонтировать нюки, шить одежду. И точно так же она прививала любовь рукоделию нам – своим дочерям. Но, подчеркну, что люди все разные, у всех свои интересы. Раньше женщина должна была уметь рукодельничать, чтобы быть хорошей хозяйкой, сейчас у ненецких девушек есть много возможностей, чтобы найти себя, и каждая занимается тем, что ей по душе.
Вещи в ненецком стиле позволяют обозначить свою связь с родной культурой
– Вы не только художник, у вас также есть диплом психолога. Помогает ли эта профессия вам в творчестве?
– Скорее, психологическое образование заставляет задуматься о многих вопросах, которые, если говорить прямо, не на поверхности. Например, о проблеме, когда дети отправляются в интернаты. Да, не спорю, там дают качественное образование, но ведь детей отрывают от привычной среды, от своей семьи. Я всегда чувствовала, что это оставляет очень тяжелый след для всего народа. Я сама этого избежала. Моя мама жила в поселке, работала в культпросвете. Отец работал оленеводом, как сейчас говорят, вахтовым методом. Но я помню, как было тяжело друзьям и одноклассникам. Еще я часто думаю о том, что из-за урбанизации происходит разрыв связей с родной культурой, языком. Особенно это было заметно два-три десятилетия назад, но последствия ощущаются до сих пор.
Сейчас появились проекты, популяризирующие ненецкие традиции, и это очень здорово. Я в своих изделиях стремлюсь показать нашу северную эстетику, тонкие орнаменты, само деликатное отношение к жизни, основанное на восхищении природой, единении с ней. Моя цель – делать красивые вещи не только для туристов и гостей региона, меня радует, что часто мои украшения покупают и наши местные жители. Когда девушка надевает на работу кулон в ненецком стиле, она ведь это делает не только потому, что он подходит к костюму, такие вещи сами по себе становятся манифестом, они показывают, что их обладательница гордится тем, что она живет у нас в округе, гордится своим народом, его традициями, вековыми знаниями. Да, времена меняются, меняется мода, но вещи в ненецком стиле, с ненецкими орнаментами позволяют обозначить свою связь с родной культурой. Я думаю, что это очень важно.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Тайбарей Кристина Михайловна
Регион: Ненецкий автономный округ, Большеземельский район, п. Красное
Деятельность: руководитель мастерской «Ягель», мастерица, хранительница ненецких традиций
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!