- 11 июня 2024
- 00:15
Балетмейстер чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон» Егор Тынарали рассказал о воссоздании древнего обряда «Польа» и новой концертной программе.
1 июня чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон» представил новую программу «Я пою и танцую тебе, Кит» – это сценическая адаптация главного эскимосского обряда «Полъа» – праздника Кита. Работа над программой заняла полтора года и фактически превратилась для коллектива в исследовательскую миссию, главной задачей было восстановить уникальный обряд и адаптировать его для сцены. О том, как создавалась новая программа и как ее приняли зрители, рассказал «КМНСОЮЗ-NEWS» балетмейстер ансамбля «Эргырон» Егор Тынарали.
– Егор, как шла работа над программой? И вообще, полтора года для создания сценической постановки – это много или мало?
– В прошлом году мы приготовили 40-минутную версию обряда «Полъа» и пригласили всех старейшин и знатоков эскимосской культуры для того, чтоб они посмотрели ее и сделали замечания, поправки, где и что добавить, выслушать отзывы. Затем мы продолжили работу над сценарием, чтобы сделать полноценную полуторачасовую театрализованную концертную программу.
Параллельно мы готовились к 55-летнему юбилею нашего коллектива и вели работу над постановкой чукотской свадьбы «Навынрагтатгыргын» для международного форума «Россия» в Москве на ВДНХ.
Поэтому сценарная работа для данного обряда немного затянулась. Но все же коллектив, я считаю, справился со своей задачей, об этом свидетельствуют отзывы зрителей, старейшин и знатоков эскимосской культуры. В программу вошли как древние восстановленные миниатюры и песни, так и новые номера.
Концертную программу сопровождает видеоряд, который знакомит зрителей с образом жизни эскимосов: обрядами, традиционными видами деятельности, диалектами, рассказывает о китобойном промысле. Также и сами артисты между номерами рассказывают важные факты об эскимосских традициях. Все это нужно, чтобы познакомить в первую очередь нашу молодежь с важными элементами эскимосской культуры. Не секрет, что многие молодые люди не интересуются своими корнями, наша задача была показать подрастающему поколению, насколько это уникальная культура и что если мы сами не будем ее сохранять, то за нас этого не сделает никто…
В программу вошли как древние восстановленные миниатюры и песни, так и новые номера.
– «Эргырон» – чукотско-эскимосский ансамбль. Как возникла идея создать именно эскимосскую программу?
– За последние десять лет наш ансамбль сделал немало новых программ и спектаклей, среди них «Земли моей начало», «Календарь тундры», «Край сильных людей» на основе песенно-танцевальной культуры чукчей. У нас есть постановки «Мелодии тундры», «Рассказ о песенно-танцевальной культуре чукчей и эскимосов», также мы поставили спектакль «Каквыт», это рассказ о земляках, участвовавших в Великой Отечественной войне, вышли два спектакля по произведениям писателя Юрия Рытхэу «Когда киты уходят» и «Сон в начале тумана».
На одном из художественных советов мы решили воссоздать на сцене самый главный, но в то же время сложный эскимосский обряд «Полъа».
Трудностей оказалось много. В эскимосских селениях праздник кита проводился в течение трех дней. Чтобы зрителю все было понятно, в рамках концертной программы нам требовалось показать основные его элементы за полтора часа. При этом обряд «Полъа» сейчас не проводится, и у нас нет никаких видеозаписей, которые мы могли бы использовать, чтобы понять, как это было в прошлом.
В нашем распоряжении были только книги первого эскимосского этнографа Теина Тасяна, где описывался этот обряд и, конечно же, большую помощь нам предоставили старейшины. Суворова Ирина Владимировна, руководитель ансамбля «Аттасикун» и знаток науканской культуры, помогла нам с переводом текста с русского на науканский диалект эскимосского языка. Рультынэут Екатерина Александровна, заслуженный работник культуры России и одна из основательниц ансамбля «Эргырон», оказала содействие с танцевальными номерами. Также мы обратись к Татапии Наталье Петровне, бывшей руководительнице ансамбля «Ахтагак», она является знатоком сирениковской песенно-танцевальной культуры. Наталья Петровна подарила нам две великолепных песни и одну композицию для горлового пения.
Обряд «Полъа» сейчас не проводится, и у нас нет никаких видеозаписей.
– В программе использованы песни и танцы, бывшие в ходу только в Наукане и Сирениках. Чем песни этих территорий отличались от всех остальных?
– На Чукотке существует три основных эскимосских диалекта: науканский, чаплинский и исчезнувший в 1991 году сирениковский. У нас по сценарию концертная программа начинается на сирениковском стойбище, зритель видит морзверобоев, которых в течение сезона преследовали неудачи. Старейшина приходит к выводу, что всему виной несоблюдение молодежью традиций и обрядов, и решает плыть к последнему поселению науканских эскимосов, чтоб они помогли восстановить древний обряд «Полъа». Почему именно сирениковские и науканские песни и танцы? Теин Тасян описывал как раз науканский обряд, и у нас в распоряжении были танцы науканских эскимосов, а сирениковские песни мы взяли по причине того, что этот диалект исчез. Хотелось, чтобы в нашем обряде звучали именно сирениковские песни и горловое пение.
– В чем принципиальное отличие чукотских и эскимосских танцев друг от друга?
– Эскимосский танец – это законченная танцевальная миниатюра, где во время танца показывается, как ведется охота на морского зверя или производится выделка шкур. А чукотский танец не имеет какого-либо графического рисунка и зависит прежде всего от характера и настроения самого танцора.
– В одном из интервью вы рассказывали, что, работая над программой, вы были поражены уровнем технического развития эскимосских общин. Что именно вас поразило?
– Меня восхищает, как в столь суровых условиях могло появиться развитое сообщество с такой богатой культурой? Как люди могли на кожаной байдаре с помощью только весел и паруса добывать морских животных, а тем более таких морских гигантов, как киты? Это были без преувеличения сильные люди, которые обладали навыками мореплавания, у них была письменность, они пользовались календарем, изобрели поворотный наконечник гарпуна, который используется и сегодня.
Главная наша задача, чтобы как можно больше людей познакомились с уникальной и богатой культурой Чукотки.
– Вы лично участвовали когда-либо в добыче кита или празднованиях по этому случаю?
– Я по национальности чукча и вырос в семье оленевода, так что никогда не принимал участие в китовой охоте, но у нас в ансамбле есть ребята, которые выросли на всем этом. За последнее время, к моему сожалению, во многих селах, где идет охота на китов, обряды перестали проводиться. И хотелось бы, чтобы молодые люди, которые причастны к этому, посмотрели нашу театрализованную постановку и начали восстанавливать эти обряды. Главная наша задача, чтобы как можно больше людей познакомились с уникальной и богатой культурой Чукотки.
– Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в «Эргырон»?
– В коллективе я с 2008 года, перед этим учился в Чукотском многопрофильном колледже по специальности «Руководитель творческого коллектива», в 2014-м поступил в Хабаровский институт культуры на специальность «Искусство балетмейстера». Интересно здесь все, я люблю свою работу, она очень нужная и ответственная, поскольку позволяет сохранять и приумножать нашу песенно-танцевальную культуру, нести ее людям.
– Что сложнее: станцевать танец или поставить его?
– Однозначно сейчас для меня сложнее поставить танец, потому что он требует погружения в материал. Сам танец должен быть этнографически точным, для нас это важно.
– Как вы относитесь к идее добавлять в фольклорные номера современные танцевальные элементы?
– В нашем репертуаре около 300 песенно-танцевальных композиций и десять спектаклей, где есть как старинные танцы, так и новые, под современную обработку. Я за то, чтоб танец развивался, но в то же время не уходил от своего первоначального исполнения и замысла. Это очень тонкая грань, и чтобы аккуратно находиться в ней, мы постоянно работаем с нашими ветеранами, которые дают нам советы и помогают направить в нужное русло. Мы стараемся делать так, чтобы мы сейчас были интересны людям всех возрастов, проживающих в разных краях.
Я за то, чтоб танец развивался, но в то же время не уходил от своего первоначального исполнения и замысла.
– А какие номера больше всего любят зрители?
Есть номера, которые включены в наш золотой фонд, например «Большие ярары», «Полет чайки против ветра», «Нунлигран», которые зритель полюбил, они узнаваемы и являются нашей визитной карточкой, но также есть и достаточно свежие композиции, такие как «Комарики», «Выход в море», которые уже набирают популярность у нашего зрителя. Считаю, что в этом большая заслуга наших постановщиков Тимониной Юлии Александровны и Омрытагиной Лилии Николаевны.
– В этом году на кинофестивале «Золотой ворон» состоялась премьера вашего документального фильма «Дорогами рассвета» об ансамбле «Эргырон». Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.
– К 55-летнему юбилею ансамбля «Эргырон» мы хотели сделать фильм о нас, о нашей работе и о нашей закулисной жизни. Многие наши зрители видят нас только на сцене, но не знают, какой путь проделывают наши артисты. И мы поняли, что лучше нас самих об этом никто не расскажет, поэтому приняли решение снять фильм самостоятельно. Мы выложили его в социальные сети, так что его уже можно посмотреть. Отзывы получили очень хорошие, многие посмотрели на нас с другой стороны, познакомились с нашей работой, с самими артистами. Как получилось, судить только нашим дорогим зрителям. Но мы очень старались.
– Планируете в перспективе еще какие-нибудь видеопроекты?
– Очень хочется в дальнейшем снять свой клип. К нам пришел новый звукорежиссер Богуш Анатолий, который пишет замечательную музыку, и также есть заведующий музыкальной частью, который и сделал вместе со мной фильм «Дорогами рассвета», так что, думаю, нам все по плечу.
– Над какими проектами вы сейчас работаете и что в планах?
– В дальнейшем хотелось бы поставить какой-нибудь чукотский обряд на сцене, а также сделать концертную программу полностью из новых песенно-танцевальных номеров. В общем, планов очень много, и они реализуемы благодаря моим коллегам и, конечно, нашему директору Цвигуну Виктору Павловичу, который всегда поддерживает наши проекты.
В сентябре мы традиционно выступим на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, а летом, вполне возможно, поедем в Москву, чтобы дать небольшой концерт на площадке выставки «Россия» на ВДНХ.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Тынарали Егор Владимирович
Регион: Чукотский автономный округ, г. Анадырь
Деятельность: балетмейстер Государственного академического чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон»
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!