- 29 мая 2024
- 21:33
Фото: пресс-служба Правительства Камчатского края
В рубрике «Объективно о важном» обсуждаем инициативу наделить приоритетными правами на рыболовство всех рожденных на отдаленных территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Депутаты Госдумы от ЛДПР подготовили законопроект, который предполагает расширение перечня тех, кто имеет право заниматься традиционным рыболовством. Помимо представителей коренных малочисленных народов, в их число предлагают включить всех, кто родился на территориях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока или же прожил там более 35 лет. Какова вероятность принятия законопроекта и в чем его особенности, выясняем в рубрике «Объективно о важном».
Что предлагается изменить
Как следует из текста законопроекта и пояснительной записки к нему, авторы инициативы из фракции ЛДПР предлагают внести изменения в три уже действующих закона.
Речь идет о поправках в ФЗ «О животном мире», «О рыболовстве и водных биологических ресурсах» и Водный кодекс.
Суть предложенных новаций в том, что в пунктах о традиционном рыболовстве, помимо представителей коренных малочисленных народов, через запятую добавлена новая категория – «лица, постоянно проживающие на этой территории не менее 35 лет».
В пояснительной записке указано также, что в случае принятия законопроекта изменения должны вноситься и в отдельные нормативные акты, регулирующие порядок добычи водных биологических ресурсов и перечень локаций для добычи рыбы.
Также отмечается, что изменения, предлагаемые депутатами, потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета, связанных с выделением новых квот.
Необходимость принятия такого закона авторы инициативы объяснили тем, у проживающих длительное время на отдаленных территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока характер хозяйственной деятельности становится примерно таким же, как и у представителей коренных малочисленных народов, имеющих право на традиционную рыбодобычу.
Не новая норма
– Эта инициатива не нова, и в Корякском автономном округе, когда он существовал, такая норма уже действовала. В настоящее время она не применяется. Бывало, что люди подавали заявки на личное потребление в Росрыболовство и указывали свою национальность как камчадалы, полагая, что, родившись и проживая на Камчатке, они уже являются камчадалами, путая национальность с территориальным названием местного жителя, – рассказал «КМНСОЮЗ-NEWS» председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Камчатки Андрей Метелица.
По словам Андрея Метелицы, после изменения административного регламента Росрыболовства, когда потребовалось предоставлять документы, подтверждающие национальность, такая возможность исчезла и количество заявок снизилось вдвое.
«Лично я за упрощение доступа старожильческого населения к рыбе, но это можно реализовывать через любительское рыболовство. Еще нами предлагался вариант обеспечения старожилов через общины с выделением им рыболовных участков. Община с рыболовным участком – это более понятная и контролируемая модель рыболовства. И этот вариант – один из самых приемлемых и реальных», – отметил собеседник редакции.
В минувшем году на Камчатке было подано 4399 заявок от физлиц из числа представителей коренных малочисленных народов, также некоторые реализовали свое право на традиционное рыболовство через общины.
При этом даже в границах одного региона ситуация с объемами разрешаемой добычи разная. В частности, по данным Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Камчатки, в Елизовском районе представителям коренных народов разрешают добыть 50 килограммов рыбы лососевых пород, в основном это горбуша и кета. А на территории Корякского округа – 200 килограммов, помимо горбуши и кеты, это также кижуч, нерка и чавыча.
«Сейчас мы проводим работу по внесению предложений по изменению данных норм, чтобы обеспечить баланс в выделяемых объемах. Необходимо выработать ясную и понятную модель выделения и распределения объемов водных биологических ресурсов в традиционном рыболовстве», – отметил Андрей Метелица.
Вопросы из серии риторических
Как стало известно «КМНСОЮЗ-NEWS», инициатива ЛДПР, как в регионах, так и в законодательных и исполнительных органах власти, была воспринята неоднозначно. И дело не в нежелании делиться рыбой, как раз-таки уровень дружбы и межнационального согласия на отдаленных территориях, которых касается законопроект, настолько велик, что представители коренных народов будут только рады, если у их соседей других национальностей появятся дополнительные возможности.
Основу рациона многих коренных малочисленных народов веками составляла рыба, сейчас особенно это ощущается в отдаленных поселках. И даже те, кто проживает в городах, говорят о том, что не могут заменить рыбу чем-то другим в своем питании. Традиционные промыслы – это часть культурного кода и зачастую основа жизнеобеспечения.
Норма закона о традиционном рыболовстве – это механизм реализации конституционных прав коренных малочисленных народов. Российское законодательство при этом, наделяя особым правовым статусом, выделяет в эту категорию по принципу малочисленности, проживания в отдаленных местах, зависимости от природных ресурсов. И если исходить из того, что такие ресурсы ограничены, возникает вопрос, о ком в первую очередь должно заботиться государство при их распределении.
При этом взаимоотношения рыбаков из числа коренных малочисленных народов с инспекторами рыбоохраны достаточно сложные, на совещаниях, где встречаются представители ассоциаций и территориальных управлений Росрыболовства, разгораются жаркие дискуссии о размере квот и местах добычи.
Вместе с тем люди, которые не относятся к коренным малочисленным народам, осуществлять лов имеют право. Так, любительское рыболовство предусматривает беззаявочный объем добычи, суточная норма может составлять 20 кг и более. Потому и сами представители коренных малочисленных народов ряда регионов нередко предпочитают рыбачить как «любители», чтобы не связывать себя обязательствами по подаче заявок и отчетности для традиционного лова.
Росрыболовство по новому законопроекту свою позицию пока не озвучивало. Кроме того, в документах не указано, сколько человек подпадают под предлагаемую норму.
С учетом всего этого, очевидно, что вопрос расширения прав жителей северных территорий на рыболовство нельзя решить простым введением в регулирующие документы новой категории в традиционное рыболовство.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!